Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2014 в 14:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ себестоимости выпускаемой продукции и разработка предложений по снижению затрат на предприятии. Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе:
Рассмотреть понятие, виды, состав затрат, включаемых в себестоимость продукции их классификацию.
Изучить факторы, оказывающие влияние на себестоимость выпускаемой продукции.
Ознакомиться с методикой анализа себестоимости выпускаемой продукции
Ознакомиться с организационно-технической характеристикой ОАО «Нижнекамскшина»
Провести анализ основных экономических показателей ОАО «Нижнекамскшина».
Провести анализ себестоимости продукции ОАО «Нижнекамскшина»
1.Теоретические аспекты формирования себестоимости продукции в современных условиях………………………………………………………….4
1.1 Понятие, виды, состав затрат, включаемых в себестоимость продукции их классификация…………………………………………………………………….4
1.2 Факторы, оказывающие влияние на себестоимость выпускаемой продукции………………………………………………………………………...7
1.3 Методика анализа себестоимости выпускаемой продукции……………11
2. Анализ себестоимости выпускаемой продукции ОАО …………………22
2.1.Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Нижнекамскшина»……………………………………………………………22
2.2. Анализ основных экономических показателей деятельности ОАО «Нижнекамскшина»…………………………………………………………….23
2.3 Анализ себестоимости продукции ОАО «Нижнекамскшина»………….26
2.4 Рекомендации по снижению себестоимости выпускаемой продукции на ОАО «Нижнекамскшина»………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………..31
Список литературы…………………………………………………
Продолжение табл.4
Расходы на охрану труда |
Объем намеченных мероприятий (V), средняя стоимость Мероприятия (Ц4) |
(Ц4) З0= V*Ц4 |
При проверке выполнения сметы нельзя всю полученную экономию отнести на счет предприятия, так же как и все допущенные перерасходы оценивать отрицательно. Оценка отклонений фактических расходов от сметы зависит от того, какие причины вызвали экономию или перерасход по каждой статье затрат. В ряде случаев экономия связана с невыполнением намеченных мероприятий по улучшению условий труда, технике безопасности, подготовке и переподготовке кадров и т.д. Невыполнение этих мероприятий наносит предприятию иногда больший ущерб, чем сумма полученной экономии. В процессе анализа должны быть выявлены непроизводительные затраты, потери от бесхозяйственности, которые можно рассматривать как неиспользованные резервы снижения себестоимости продукции. Непроизводительными затратами являются потери от порчи и недостачи сырья (материалов) и готовой продукции, оплата простоев по вине предприятия, доплаты за это время и в связи с использованием рабочих на работах, требующих менее квалифицированного труда, стоимость потребленной энергии и топлива за время простоя предприятия и др.
Анализ общепроизводственных расходов в себестоимости единицы изделия производится с учетом результатов, полученных при анализе их в целом по предприятию. Эти расходы распределяются между отдельными видами изготовленной продукции пропорционально прямым затратам, за исключением покупных материалов или заработной платы основных производственных рабочих. Сумма этих расходов, приходящихся на единицу продукции (УК), зависит от изменения:
• общей суммы цеховых и общезаводских расходов (Зц);
• суммы прямых затрат, которые служат базой распределения
косвенных (УДi);
• объема производства продукции (VBП), т.е.
∆УК =Зц * (УДi/ VBПi)
Коммерческие расходы включают затраты по отгрузке продукции покупателям, расходы на тару и упаковочные материалы, рекламу, изучение рынков сбыта. Расходы по доставке товаров зависят от расстояния перевозки, веса перевезенного груза, транспортных тарифов за перевозку грузов, вида транспортных средств. Расходы по погрузке и выгрузке могут изменяться в связи с изменением веса отгруженной продукции и расценок за погрузку и выгрузку одной тонны продукции. Расходы на тару и упаковочные материалы зависят от их количества и стоимости. Количество в свою очередь связано с объемом отгруженной продукции и нормой расхода упаковочных материалов на единицу продукции. Экономия на упаковочных материалах не всегда желательна, так как красивая, эстетичная, привлекательная упаковка — один из факторов повышения спроса на продукцию, и увеличение затрат по этой статье окупается увеличением объема продаж. То же можно сказать и о затратах на рекламу, изучение рынков сбыта и другие маркетинговые расходы.
В заключение анализа косвенных затрат подсчитываются резервы их возможного сокращения и разрабатываются конкретные рекомендации по их освоению[9, с. 325]
Анализ прямых материальных затрат.
В структуре затрат на производство материальные затраты имеют, как правило, наибольший удельный вес. В общей сумме затрат на производство промышленной продукции в целом по стране удельный вес материальных затрат составляет около 70 %, а в легкой и пищевой промышленности удельный вес материальных затрат еще выше – 80 – 90 % себестоимости продукции. В калькуляциях себестоимости продукции часть материальных затрат выделяется в самостоятельные статьи: сырье и материалы (за вычетом возвратных отходов); покупные изделия и услуги сторонних организаций; топливо и энергия на технологические цели. Такие материальные затраты являются прямыми. Другая часть материальных затрат, связанных с обслуживанием производства и управлением, в калькуляции не выделяются. Они входят в комплексные статьи: общехозяйственные расходы, общепроизводственные расходы, расходы на продажу и ряд других. Анализ таких материальных затрат осуществляется в составе указанных комплексных статей расходов.
К обобщающим показателям, характеризующим группу прямых материальных затрат, относятся:
1) удельный вес прямых
2) удельный вес прямых
3) удельный расход прямых
4) удельный вес прямых
Изменение прямых материальных затрат изучается по статьям: сырье и материалы, возвратные отходы, покупные
изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели, транспортно-заготовительные расходы.
Далее методика анализа прямых материальных затрат предусматривает проведение факторного анализа. В большинстве случаев все факторы изменения материальных затрат условно можно разбить на две группы:
1) факторы, отражающие количественный расход материалов (факторы норм);
2) факторы, определяющие стоимость их заготовления (факторы цен).
Влияние каждой группы факторов на изменение материальных затрат можно найти с помощью подстановки, т.е. условной величины, которая позволит ответить на вопрос: какова была бы сумма материальных затрат при фактическом удельном расходе материалов и базовой (плановой или фактической в предыдущий период) стоимости их заготовления.
Величину 1-й группы факторов можно установить, если вычесть из подстановки (ПМЗусл.) базовую величину материальных затрат (МЗ0), влияние 2-й группы – путем вычитания подстановки из фактической величины материальных затрат (МЗ1) (табл. 1.5) .
Табл.1.5- Алгоритм расчета прямых материальных затрат.
Прямые материальные затраты |
Факторы |
Алгоритм расчета | |
Количественный расход материалов Кi |
Стоимость заготовления единицы материала Цi | ||
Базовые |
Базовый |
Базовая |
ПМЗ0 =∑(К0i *Цi 0) |
Подстановка |
Отчетный |
Базовая |
ПМЗусл =∑(К1i *Цi 0) |
Отчетные |
Отчетный |
Отчетная |
ПМЗ1 =∑(К1i *Цi 1) |
Изменение |
ПМЗусл – ПМЗ0 |
ПМЗ1– ПМЗусл |
∆ПМЗ=МПЗ1-МПЗ0 |
Далее по всем составляющим и по материальным затратам в целом рассчитываются затраты на 1 р. объема продукции, т.е. материалоемкость, энергоемкость, топливоемкость и т.д.
После обобщающей оценки прямых материальных затрат необходимо проанализировать отклонения по составляющим каждого вида материалов, сырья, топлива, энергии. Из факторов, влияющих на прямые материальные затраты, можно выделить возможное снижение затрат за счет:
• корректировки норм расходов;
• замены материалов, изменения рецептуры сырья;
• изменения цен на сырье и материалы;
• снижения транспортно-заготовительных расходов;
• замены покупных изделий и полуфабрикатов;
• снижения потерь от отходов;
• ликвидации потерь и порчи деталей в производстве, на цеховых складах.
Реализация этих направлений составит резерв снижения материалоемкости продукции в части прямых материальных затрат.
Анализ прямых трудовых затрат.
В прямые трудовые затраты входят: основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих и отчисления на социальные нужды. Остальная заработная плата распределена по комплексным статьям и входит в состав каждой из них, включая потери от брака. Как и для прямых материальных затрат, общая оценка проводится по калькуляционной статье «Заработная плата и отчисления на социальные нужды».
Общая схема расчетов отклонений:
∆ПТЗ = ∑(К1 ⋅Ц1)−∑(К0 ⋅Ц0)
Кроме общего отклонения, рассчитываются и анализируются обобщающие показатели:
ЗЕптз = Прямые трудовые затраты/Объем продукции
Данный показатель сопоставляется с планом и в разрезе по годам.
ЗЕобщ = Вся заработная плата по смете на производство/Объем
продукции
3) Удельный вес прямой
УД = Зарплатоемкость по ПТЗ / Общая зарплатоемкость (10).
На этой основе можно выявить, где возросла зарплатоемкость: в основном производстве (если возросла доля прямых затрат) или во вспомогательном и обслуживающим (все остальные).
5) Удельный вес заработной платы в полной и производственной себестоимости продукции.
Изучается динамика по годам удельного веса прямой заработной платы в производственной и полной себестоимости, а также динамика прямой заработной платы (по смете затрат в полной и производственной себестоимости продукции).
6) Соотношение темпов роста выведенных коэффициентов:
Коэффициент соотношения = УДзп в см.на пр./ УДзп в см.на пр. (11),
где УДзп в см. на пр. – удельный вес заработной платы в смете на производство.
Далее, по аналогии с прямыми материальными затратами, проводится факторный анализ влияния факторов на изменение затрат на оплату труда. Цель анализа – поиск резервов экономии на оплату труда, которые, прежде всего, заключаются в ликвидации выплат непроизводственного характера: доплат сдельщикам, в связи с изменением условий работы, за работу в сверхурочное время, оплаты вынужденных простоев, брака по вине рабочих и т.п. [10, с. 93].
Из данного раздела можно сделать вывод о том, что при анализе себестоимости продукции используются следующие методы: анализ динамики обобщающих показателей и факторов; анализ затрат на рубль товарной продукции; анализ прямых материальных затрат; анализ косвенных затрат. В следующей главе мы проведем анализ себестоимости выпускаемой продукции предприятия.
2. Анализ себестоимости выпускаемой продукции предприятия.
2.1 Организационно-экономическая
ОАО «Нижнекамскшина» – крупнейшее предприятие шинной промышленности, занимающее лидирующее положение среди производителей шин в Российской Федерации и странах СНГ. Предприятие производит автомобильные шины марок КАМА, КАМА EURO. В ассортименте более 120 типоразмеров и моделей шин, в том числе разработанных специалистами Научно-технического центра «Кама». ОАО «Нижнекамскшина» является первым поставщиком на российском рынке, омологировавшим шины на автомобильные заводы иностранных производителей Fiat, Volkswagen, Skoda.
22 июля 2007 года с конвейера ОАО «Нижнекамскшина» сошла 300-миллионная шина. Ею стала модель КАМА EURO-228 типоразмера 205/75 R15, предназначенная для автомобилей Chevrolet Niva.
В 2012 году впервые шинными заводами ОАО «Татнефть» выпущено более 13 миллионов штук шин в год. 13-миллионная шина комплекса сошла с пресс-формы цеха вулканизации №1 ОАО «Нижнекамскшина» 27 декабря 2012 года. Ею стала КАМА EURO-129 195/55 R15, разработанная специалистами ООО «Научно-технический центр «КАМА» в содружестве с ведущими европейскими инженерами с учетом особенностей эксплуатации в условиях российских дорог и предназначенная для комплектации автомобилей Volkswagen Polo Sedan.
ОАО «Нижнекамскшина» стала Победителем Всероссийского конкурса «Лидер природоохранной деятельности в России — 2012». Итоги VIII Всероссийского конкурса были подведены в рамках II Съезда экологов России, состоявшегося в Москве.
По итогам работы в 2012 году основные потребители шин – компания «АВТОВАЗ» и группа ГАЗ присвоили предприятию категории «Надежный поставщик» и «Отличный поставщик» соответственно.
В марте 2013 года шинный комплекс «Татнефть» осуществил поставку миллионной шины KAMA EURO на конвейер завода Volkswagen Group в Калуге.
В марте 2013 года в Санкт-Петербурге подведены итоги престижного конкурса «100 лучших организаций России. Экология и экологический менеджмент». Лауреатом конкурса стало ОАО «Нижнекамскшина», исполнительный директор предприятия Радий Бурганов удостоен почетного знака «Эколог года». В номинации «Лучший руководитель экологической службы» отмечен заместитель главного инженера, начальник отдела промышленной безопасности и охраны окружающей среды ОАО «Нижнекамскшина» Айдар Беляев. Лучшим специалистом природоохранной деятельности признана инженер-эколог первой категории ОАО «Нижнекамскшина» Ануза Ахметзянова. В апреле 2013 года исполнилось 40 лет со дня выпуска первой продукции. Первая автокамера 6,15х13 для автомобиля «Жигули» сошла с конвейера Нижнекамского шинного завода в 1973 году. ОАО «Нижнекамскшина» по итогам первого и второго кварталов 2013 года от ОАО «АВТОВАЗ» получило звание «Лучший изготовитель». В сентябре 2013 года в ОАО «Нижнекамскшина» прошел инспекционный аудит по системе экологического менеджмента. В ноябре 2013 года ОАО «Нижнекамскшина» включено в Зал Славы Всероссийской организации качества. В ноябре 2013 года в СЦ №1 ОАО «Нижнекамскшина» прошел 33-й конкурс профессионального мастерства среди вулканизаторщиков. 20-21 ноября работники нефтехимического комплекса ОАО «Татнефть» удостоены почетных грамот конкурса «Лучший менеджер по качеству РТ 2013». Наградами отмечены: Гульнур Шакирова, инженер ОТК, Екатерина Полутяглова, заместитель начальника СЦ №1, Любовь Буранкова, заместитель начальника ПЦ. По итогам всероссийского конкурса «100 лучших товаров России» 2013 года лауреатами в номинации «Продукция производственно-технического назначения» признаны два типоразмера шин КАМА EURО-129 195/55 R15 и КАМА EURО-129 205/55 R16, выпускаемые ОАО «Нижнекамскшина» [12].
Информация о работе Анализ себестоимости выпускаемой продукции