Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 15:49, курсовая работа
Главной целью дипломного проекта является критическая оценка состояния бухгалтерского учета и эффективности использования основных средств ОАО «СУБР», выявление их достоинств и недостатков, определение путей совершенствования учета и резервов роста эффективности основных средств. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
изучить состав и классификацию основных средств;
определить способы оценки основных средств
рассмотреть экономическую сущность амортизации;
рассмотреть цели, задачи и нормативно – правовое обеспечение бухгалтерского учета основных средств;
изучить бухгалтерский учет поступления и выбытия основных средств;
ВВЕДЕНИЕ
2
Глава 1.
УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
1.1
Понятие и сущность активов предприятия
1.2
Основные средства, их классификация и оценка
1.3
Бухгалтерский учет поступления основных средств
1.4
Бухгалтерский учет выбытия основных средств
1.5
Учет амортизации основных средств
Глава 2.
АНАЛИЗ СОСТАВА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
2.1
Экономическая характеристика предприятия
2.2
Анализ состава динамики и состояния основных средств
2.3
Основные недостатки и направления совершенствования учета основных средств
2.4
Сокрытие активов как способ уклонения от уплаты налогов
2.5
Основной капитал и обеспеченность им ОАО « СУБРа»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Дебет 68, субсчет "Расчеты про НДС", Кредит 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» - 26 542 руб. - НДС по введенному в эксплуатацию и оплаченному оборудованию принят к вычету.
При приобретении основных средств за плату записи по субсчетам к счету 01 и счету 08 производятся в журнале – ордере 6. В конце каждого месяца обороты по указанным счетам переносятся из журнала – ордера № 6 в Главную Книгу. Так, за ноябрь 2008 года в Главной Книге по дебету субсчета 013 "Машины и оборудование" отражается сумма 36000 руб., по дебету субсчета 016 «Производственный и хозяйственный инвентарь» сумма 12000 руб. в корреспонденции с кредитом счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» - 48000 руб. Записи Главной Книги по субсчетам к счету 01 соответствуют данным оборотной ведомости по счету 01.
Основные средства ОАО «СУБР» могут быть переданы в ремонт, на модернизацию и реконструкцию. Все эти понятия необходимо разграничить. Например, в станке пришла в негодность одна из составных частей. Если сломанный элемент будет заменен на новый, но аналогичный, то имеет место ремонт. Если по результатам проведенных работ и установке пришедшего в негодность элемента станок станет более производительным, налицо его модернизация. Если станок будет заменен новым, более совершенным и прогрессивным, налицо реконструкция.
Для оформления приема-передачи основных средств, подвергшихся модернизации или реконструкции, ОАО «СУБР» применяет «Акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов" ф.№ ОС-3, утвержденный Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.03г.N 7. Акт составляется в одном или двух экземплярах (если работы производились сторонней организацией), подписывается в работником структурного подразделения ОАО «СУБР», уполномоченным на приемку основных средств, и представителем организации, производившей реконструкцию и модернизацию. Первый экземпляр акта остается в организации, второй экземпляр - передается организации, проводившей реконструкцию или модернизацию.
По результатам проведенных работ в технический паспорт объекта основных средств вносятся необходимые изменения в характеристику объекта, связанные с капитальным ремонтом, реконструкцией и модернизацией. Затем акт сдается в бухгалтерию, где подписывается главным бухгалтером, а впоследствии утверждается руководителем ОАО «СУБР».
На основании оформленного акта ф. № ОС-3 при необходимости производятся соответствующие записи в Инвентарной карточке объектов основных средств ф. № ОС-6 (при отнесении затрат по модернизации и реконструкции на увеличение стоимости объектов).
Необходимо отметить, что при модернизации первоначальная стоимость объекта основных средств увеличивается на сумму, потраченную на покупку новых комплектующих. В бухгалтерском учете это правило установлено пунктом 14 ПБУ 6/01, а в налоговом учете – п. 2 ст. 257 Налогового кодекса.
ОАО «СУБР» в октябре 2011 г. купило новую бухгалтерскую программу 1С: Предприятие 8.0. Оказалось, что мощности уже имеющегося компьютера недостаточно. Поэтому решили провести модернизацию компьютера: поменять старый процессор Pentium 3,4МГц на новый - Pentium 4,2 ГГц.
Новый процессор куплен в октябре 2011 года за 2640 руб. (в том числе НДС - 403 руб.), что было отражено бухгалтерскими записями:
Дебет 08 субсчет "Приобретение объектов основных средств" Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 2237 руб. - отражена стоимость процессора;
Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 403 руб. - учтен НДС по процессору.
Модернизация была проведена в этом же месяце силами самого предприятия, при этом был оформлен Акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов по форме № ОС-3. В бухгалтерском учете ОАО «СУБР» была сделана запись:
Дебет 013 «Машины и оборудование» Кредит 08 субсчет "Приобретение объектов основных средств" - 2200 руб. - увеличена первоначальная стоимость компьютера на стоимость нового процессора Pentium 4,2 Ггц.
Стоимость процессора Pentium 3,4МГц при покупке компьютера в счете отдельной строкой не была выделена, поэтому ОАО «СУБР» не может оформить его частичную ликвидацию.
Объекты основных средств ОАО «СУБР» могут переводиться на консервацию на основании письменного распоряжения руководителя данной организации, в котором обосновывается причина консервации объекта, указываются дата перевода, срок консервации и остаточная стоимость объекта. В бухгалтерии ОАО «СУБР» помещают инвентарные карточки учета основных средств ф. № ОС-6 объекта, переведенного на консервацию, в отдельную картотеку "Основные средства на консервации". После истечения срока консервации инвентарные карточки возвращаются в основную картотеку.
Как показало исследование, бухгалтерский учет поступления основных средств на предприятии ОАО «СУБР» осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01. Первоначальная стоимость объектов основных средств формируется с использованием синтетического счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», исходя из фактических затрат предприятия на их приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость.
Положительно можно оценить тот факт, что на исследуемом предприятии оптимально организован аналитический учет основных средств – по материально ответственным лицам, местам хранения и эксплуатации, видам и группам. Это обеспечивает дополнительный контроль за сохранностью основных средств и позволяет правильно относить на счета затрат амортизацию, начисленную по различным объектам.
Ведение синтетического учета основных средств на отдельных субсчетах к счету 01 также можно оценить положительно, так как это позволяет достоверно раскрывать информацию о наличии и движении основных средств по группам в бухгалтерской и статистической отчетности. Кроме того, регистры синтетического учета основных средств в разрезе субсчетов к счету 01 являются ценной информационной базой для проведения экономического анализа (изучения структуры и динамики основных средств, поиска неиспользованных резервов повышения эффективности их использования).
Далее в работе необходимо рассмотреть особенности бухгалтерского учета выбытия основных средств в условиях ОАО «СУБР».
1.3 Бухгалтерский учет выбытия основных средств
В соответствии с п.29 ПБУ 6/01 и п.93 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, объекты основных средств могут быть списаны с баланса ОАО «СУБР» по следующим причинам: продажа объекта основных средств другому лицу; списание в случае морального и (или) физического износа; передача объектов основных средств в виде вклада в уставный капитал другой организации; ликвидация при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях; другие причины.
Для определения целесообразности и непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию на исследуемом предприятии создана комиссия, в состав которых входят должностные лица, в том числе и главный бухгалтер. В компетенцию комиссии входит:
Комиссией составляется акт на списание основных средств ф. № ОС-4, или акт на списание автотранспортных средств (ф. № ОС-4а) (с приложением актов об авариях, причинах, вызвавших аварию, если они имели место). Эти акты утверждаются руководителем организации и передаются в бухгалтерию. На основании оформленных актов делаются соответствующие записи в инвентарных карточках, которые хранятся в течение срока, определяемого руководителем организации.
Если объекты безвозмездно передаются по договору дарения либо в собственность другого юридического лица в обмен на другой товар по договору мены, то такие операции оформляются актом (накладной) приемки-передачи основных средств по форме № ОС-1. Списание стоимости этих объектов производится на основании указанного акта с приложением договора дарения и письменного сообщения (авизо) принимающей организации о принятии к бухгалтерскому учету этого объекта.
Бухгалтерский учет операций, связанных с выбытием объектов основных средств, ведется на результативном счете 91-3 «Выбытие основных средств». Рассматривая экономико-правовую сущность процесса учета по этому счету, необходимо четко разграничивать понятия «выбытие» и «продажа основных средств».
Выбытие - это списание стоимости объектов основных средств, которые выбывают или постоянно не используются в деятельности организации.
Продажа также рассматривается как элемент выбытия основных средств, однако она означает передачу права собственности (владения, пользования и распоряжения) одним лицом другому лицу на возмездной основе, которая проявляется в процессе сделки купли-продажи или обмена.
Согласно действующему Плану счетов бухгалтерского учета и принятой учетной политике, ОАО «СУБР» ведет учет выбытия основных средств в составе счетов 01 «Основные средства», на отдельном субсчете.
В соответствии с учетной политикой ОАО «СУБР», списание объектов основных средств стоимостью не более 20 000 руб. за единицу производится на затраты производства по мере их отпуска в производство или эксплуатацию.
Рассмотрим порядок списания объекта основных средств по причине морального или физического износа.
В августе 2011 г. ОАО «СУБР» принимает решение о списании с баланса теодолита балансовой стоимостью 12300 руб., сумма начисленного износа к моменту списания данного объекта основных средств составляет также 12300 руб. В бухгалтерском учете ОАО «СУБР» списание теодолита было отражено записями:
Дебет 01-2 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств", Кредит 01-1 "Основные средства" - 12300 руб. - списана балансовая стоимость выбывшего объекта основных средств;
Дебет 02 "Амортизация основных средств", Кредит 01-2 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств" - 12300 руб. - списан начисленный износ по выбывшему объекту основных средств.
Записи по кредиту счета 01 производятся в журнале – ордере № 13 . В конце каждого месяца обороты по указанным счетам переносятся из журнала – ордера № 13 в Главную Книгу. Так, за ноябрь 2011 года в Главной Книге по кредиту субсчета 15 «Транспортные средства» отражается сумма 65000 руб. Записи Главной Книги по кредиту субсчетов к счету 01 соответствуют записям в оборотной ведомости по кредиту счета 01.
Далее в работе необходимо рассмотреть порядок отражения информации о наличии и движении основных средств в бухгалтерской отчетности ОАО «СУБР».
В бухгалтерском балансе ф. № 1 основные средства показываются по остаточной стоимости по строке 120 «Основные средства» раздела I «Внеоборотные активы». Для этого из дебетового остатка по счету 01 «Основные средства» необходимо вычесть кредитовый остаток по счету 02 «Амортизация основных средств».
В Главной Книге ОАО «СУБР» по состоянию на 31 декабря 2011 года остаток по счету 01 составляет 22872811 руб., по счету 02 – 11703241 руб. Следовательно, остаточная стоимость основных средств по состоянию на 31 декабря 2011 года составит 11169570 руб. В бухгалтерском балансе ОАО «СУБР» за 2011 год по строке основные средства» по состоянию на 31 декабря 2011 г. отражена сумма 11170 тыс. руб.
В Приложении к бухгалтерскому балансу ф. № 5 раскрываются данные о наличии отдельных видов основных средств по первоначальной стоимости на начало и конец отчетного периода и их движении в течение отчетного периода, а также о суммах начисленной амортизации по всем основным средствам и по отдельным группам.
Как показало исследование, бухгалтерский учет выбытия основных средств в ОАО «СУБР» организуется в соответствии с требованиями ПБУ 6/01 "Учет основных средств" и принятой на 2011 год учетной политикой.
Положительно можно оценить тот факт, что на исследуемом предприятии создана комиссия для определения непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию и целесообразности их списания. Это позволяет избежать необоснованного списания объектов основных средств, а также обеспечивает контроль за использованием оставшихся после ликвидации объектов основных средств отдельных узлов, деталей, материалов, цветных и драгоценных металлов.
Далее в работе необходимо рассмотреть особенности бухгалтерского и налогового учета амортизации основных средств на примере предприятия ОАО «СУБР».
1.4 Учет амортизации основных средств
Дебет 25 «Общецеховые расходы», Кредит 02 «Амортизация основных средств» - 27941 руб. - начислена амортизация по объектам основных средств общецехового назначения. На предприятии ОАО «СУБР» бухгалтерский учет амортизации основных средств осуществляется в следующей последовательности:
- определяется первоначальная стоимость;
- определяется, к какой
группе относится данное основн
Информация о работе Анализ состава динамики и состояния основных средств