Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 11:50, курсовая работа
Цель работы состоит в теоретическом обосновании особенностей аудита арендных отношений и разработке методики планирования и проведения внешнего аудита операционной аренды.
Введение 3
1. Теоретические основы бухгалтерского учета и аудита арендных
отношений 5
2. Планирование внешнего аудита арендных отношений 15
3. Методика проведения аудита арендных отношений 20
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Аудитор пользуется приемами формальной, логической, арифметической проверок, при этом в зависимости от существенности операций, их традиционности и масштабов может быть проведен выборочный или сквозной контроль.
В процессе составления общего плана уточняются: состав бригады; трудоемкость; основные направления и последовательность проведения проверки; обосновываются методы проверки, величина аудиторской выборки, уровень существенности и оценка рисков.
Важное значение при составлении общего плана аудиторской проверки имеет определение форм взаимодействия аудиторской группы (бригады) с подразделением клиента, осуществляющим внутренний контроль.
На базе общего плана разрабатывается программа аудита, где применительно к каждому направлению проверки определяется набор используемых аудиторских процедур, аудиторских доказательств (включая указание источников информации, системы тестов для опроса сотрудников, порядка оформления аудиторских документов и разделов аудиторского заключения).
В ходе аудиторской проверки аудитору необходимо проверить:
Поскольку ГК РФ определяет, что договоры аренды, в которых хотя бы одна из сторон – юридическое лицо, - во всех случаях должны заключаться в письменной форме, аудитор должен проверить соблюдение простой письменной формы договора аренды. Кроме этого аудитор проверяет соблюдение требований об обязательной государственной регистрации сделок по договорам аренды недвижимого имущества. Важным моментом при изучении договоров аренды является проверка четкого определения объекта аренды. В договоре должны быть указаны наименование имущества, его основные характеристики, описание объекта.
При проверке учета
арендованных ОС необходимо подтвердить
достоверность отражения
Аналитический учет по счету 001 «Арендованные основные средства» ведется по арендодателям, по каждому объекту арендованных основных средств (по инвентарным номерам арендодателя). Арендованные основные средства, находящиеся за пределами Российской Федерации, учитываются на счете 001 «Арендованные основные средства» обособленно. [10, с. 63]
3. Методика проведения аудита арендных отношений
В соответствии с требованиями действующего законодательства аудиторские фирмы должны разрабатывать и утверждать методики аудиторских проверок финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. Аудиторы должны осуществлять аудиторскую проверку только в соответствии с разработанными в фирме методиками.
В настоящее время в специальной литературе большое внимание уделяется методикам аудиторской проверки расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов с подотчетными лицами, учета затрат, учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, учета формирования финансовых результатов и др.
Методика аудиторской проверки арендных отношений (далее – Методика) оформляется в виде локального правового акта, разрабатываемого непосредственно в организации, и утверждается генеральным директором аудиторской фирмы.
Методика содержит следующие разделы.
1. Общие положения.
2. Перечень бухгалтерских документов, используемых в процессе аудиторской проверки.
3. Программа аудиторской проверки.
4. Рабочие документы
аудитора и образец
Раздел "Общие положения" включает понятие Методики; требования, в соответствии с которыми Методика разработана; цель аудиторской проверки и источники информации для аудиторской проверки.
В разделе "Перечень бухгалтерских документов, используемых в процессе аудиторской проверки" содержится перечень основных бухгалтерских документов, подлежащих проверке.
В разделе "Программа аудиторской проверки" определяются конкретные этапы аудиторской проверки.
Раздел "Рабочие документы аудитора и образец аудиторского заключения" содержит ряд рабочих документов аудитора, представленных в виде таблиц, и образец аудиторского заключения, разработанного на основе замечаний, содержащихся в рабочих документах. Количество используемых аудитором рабочих документов зависит от специфики деятельности проверяемой организации и соответственно заключаемых ею договоров аренды.
При проведении проверки достаточно запросить у клиента определенный набор документов и учетных регистров и, следуя заранее описанной процедуре, осуществлять проверку.
Для проверки бухгалтерского учета аренды составляется методика, которая должна включать в себя:
1. Перечень основных нормативных документов;
2. Описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту Законом о бухгалтерском учете, Положением о бухгалтерском учете и отчетности, отражаемых в учетной политике;
3. Первичные документы по разделу учета;
4. Регистры синтетического и аналитического учета и отчетность;
5. Классификатор возможных нарушений;
6. Вопросник аудитора для составления программы проверки;
7. Методы сбора аудиторских доказательств, применяемые при проверке;
8. Описание контрольных процедур. [7, с. 33-34]
Проверка, осуществляемая традиционным способом, включает выполнение положений, приведенных в первых четырех пунктах методики. Последующие пункты методики целесообразно использовать, если к работе привлекаются ассистенты.
Перечень основных нормативных документов включает законы, положения по бухгалтерскому учету, методические указания, инструкции ГНС и др., которыми должен руководствоваться аудитор при проверке соответствующего раздела учета.
Отчетность должна включать соответствующие формы (баланс по ф. № 1, отчет о финансовых результатах по ф. № 2 и др.)
Методы сбора аудиторских доказательств, применяемые при проверке, являются типовыми. Используются восемь основных методов:
Описание контрольных процедур для выявления возможных нарушений или злоупотреблений по соответствующему разделу учета. Все процедуры строятся по единой схеме и включает в себя:
Все процедуры снабжены классификационными номерами, позволяющими делать ссылки на них в программе аудиторской проверки у конкретного клиента. Классификационный номер содержит название раздела бухгалтерского учета и три цифровых знака. Классификационный номер строится по серийно- порядковой системе:
- первый знак — номер нарушения по классификации нарушений;
- второй знак — номер разновидности нарушения;
- третий знак — порядковый номер контрольной процедуры для выявления данного нарушения.
Таков подход к разработке положений методики проведения проверок. Разработка практических методик для проверки каждого раздела и объекта учета – дело весьма трудоемкое.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время аренда играет заметную роль в имущественных отношениях экономических субъектов. В связи с этим проверка операций по договорам аренды является одной из существенных процедур аудита.
Аудиторская проверка – это сбор, оценка и анализ аудиторских доказательств, касающихся финансового положения экономического субъекта, подлежащего аудиту, имеющие своим результатом выражение мнения аудитора о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Данная проверка — это сложный и длительный процесс. Аудиторы постоянно работают над тем, чтобы максимально сократить время проверки, не снижая при этом ее качества, и, следовательно, не увеличивая аудиторский предпринимательский риск.
Одним из наиболее эффективных путей решения проблемы является выработка четкой методики проверки каждого раздела или участка бухгалтерского учета. Задача состоит в том, чтобы на стадии планирования проверки определить состав контрольных процедур, но сами процедуры должны быть уже разработаны.
Аудиторская проверка – это не хаотичный процесс, поэтому она должна проходить такие этапы как:
Составляя общий план
и программу аудита, аудиторской
организации следует учитывать
степень автоматизации
В общем плане необходимо предусмотреть сроки проведения аудита и составить график его проведения, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения. В процессе планирования необходимо учесть: реальные трудозатраты; уровень существенности; проведенные оценки рисков аудиторской проверки.
Аудиторская организация определяет способ проведения аудиторской проверки на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля и рисков аудита.
Аудиторская организация определяет необходимость привлечения экспертов в процессе проведения проверки и роль внутреннего аудита.
Список использованной литературы