Аудит дебиторской и кредиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 00:37, курсовая работа

Описание работы

В процессе осуществления деятельности предприятия возникает необходимость учета взаиморасчетов с дебиторами и кредиторами.
Правильное отражение в учете дебиторской и кредиторской задолженности имеет исключительно важное значение, поскольку суммы балансовых остатков по этим задолженностям и периоды оборачиваемости каждой из них влияют на платежеспособность предприятия.
Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ публичной финансовой отчетности хозяйственного субъекта уполномоченными на то лицами (аудиторами) или фирмой с целью определения ее достоверности, полноты и реальности соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявленным к ведению бухгалтерского учета и состоянию финансовой отчетности.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 64.60 Кб (Скачать файл)

Аудиторские фирмы могут иметь любую организационно-правовую форму, за исключением формы акционерного общества открытого типа (определено Временными правилами).

Обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат:

  • банки и другие кредитные учреждения; страховые организации и общества взаимного страхования; товарные и фондовые биржи;
  • инвестиционные институты, фонды, холдинговые компании;
  • внебюджетные фонды, в которые направляются обязательные отчисления юридических и физических лиц;
    • благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, образованные добровольными отчислениями юридических и физических лиц [5].

 

1.3 Источники информации аудита дебиторской и кредиторской задолженности

 

Источниками информации для проведения аудита расчетов поставщиками, покупателями и заказчиками, дебиторами и кредиторам являются: регистр синтетического учета и отчетность (баланс, главная книга), регистры синтетического и аналитического учета расчетов, первичные документы по учету расчетов (накладные, счета-фактуры, договора и др.).

Согласно основной цели аудитору в первую очередь необходимо проверить наличие договоров с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, правильность их оформления и соответствие содержания договоров экономическому смыслу совершенных сделок. При этом все сделки можно разделить на две группы в зависимости от предмета и сущности заключаемых договоров. В первую группу входят расчеты с поставщиками. Предмет договоров данной группы - приобретение любых товаров и имущественных прав. Основные формы заключаемых договоров в рамках этой группы: договор купли-продажи, договор поставки, договор энергоснабжения, договор мены. Во вторую группу входят расчеты с подрядчиками. Предметом договоров этой группы является выполнение определенной работы и сдача ее результата заказчику. Основные формы договоров: договор подряда, договор возмездного оказания услуг, договор на выполнение НИОКР. Подобное деление на группы обусловлено тем, что специфика договоров внутри каждой из групп требует различных подходов при проведении аудита. В первую очередь это разница в используемых приемах сбора аудиторских доказательств и порядке построения аудиторской выборки.[3]

В ходе аудита данного раздела учета подлежат проверке: поступление товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе неотфактурованные поставки и поставки, обеспеченные векселями; выставленные поставщикам и подрядчикам претензии; списанные безнадежные к взысканию долги; выданные авансы и полученные коммерческие кредиты. При этом особое внимание должно быть уделено просроченной задолженности и задолженности с истекшим сроком исковой давности. Аудитору следует выяснить причины возникновения такой задолженности и уточнить, какие были приняты меры к ее взысканию. При наличии дебиторской задолженности необходимо установить дату и причину ее возникновения [10, с.216].

В случае, если среди контрагентов предприятия есть поставщики-нерезиденты, осуществляющие поставки за иностранную валюту, следует выяснить, как велся учет курсовых разниц, и уточнить, производился ли пересчет остатков по счету 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками на отчетную дату. При наличии поставщиков-резидентов, договоры на поставку от которых выражены в иностранной валюте (или в условных единицах), необходимо определить, каким образом в учете отражались суммовые разницы, возникшие до даты принятия товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг) к учету и после этой даты.

При применении на предприятии журнально-ордерной формы бухгалтерского учета, все операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками отражаются в журнале-ордере № 6. При ведении учета с использованием средств автоматизированной обработки данных - все операции группируются в различных аналитических карточках и ведомостях аналитического и синтетического учета [16, с.183].

 

  1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Магнит»

 

Закрытое акционерное общество «Магнит»  было зарегистрировано в Краснодаре (Российская Федерация) в ноябре 2003 года.

В январе 2006 года ЗАО «Магнит» было преобразовано в открытое акционерное общество «Магнит». Проведенная реорганизация не отразилась на основных видах деятельности Компании и составе ее акционеров.

ОАО «Магнит» и его дочерние компании осуществляют розничную торговлю товарами народного потребления под торговой маркой «Магнит». Группа осуществляет розничную торговлю через сеть магазинов формата «у дома», магазины косметики и гипермаркеты.

Для успешной работы предприятия должны быть поставлены: миссия, цели, задачи. Миссией компании является реализация товаров повседневного спроса по более низким ценам, тем самым улучшая благосостояние покупателей и снижая их расходы на покупку.

Задачами общества являются расширение своих позиций на рынке, а также повышение эффективности работы сети.

Основной целью общества является извлечение прибыли, а так же обеспечение высокой степени жизнестойкости и конкурентоспособности компании посредством поддержания систем жизнеобеспечения на необходимом уровне, своевременной и качественной адаптации представляемой услуги к требованиям изменяющегося правопорядка и приоритетов потребителей.

Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:

1) сдача внаем собственного  нежилого недвижимого имущества;

2) оптовая торговля мясом, включая мясо птицы, мясными изделиями  и консервами из мяса и мяса  птицы;

3) оптовая торговля молочными  продуктами;

4) оптовая торговля пищевыми  маслами и жирами;

5) оптовая торговля безалкогольными  напитками;

6) оптовая торговля алкогольными  напитками, кроме пива;

7) оптовая торговля пивом;

8) оптовая торговля сахаром;

9) оптовая торговля сахаристыми  кондитерскими изделиями, включая  шоколад;

10) оптовая торговля кофе, чаем, какао и пряностями;

11) оптовая торговля рыбой, морепродуктами и рыбными консервами;

12) оптовая торговля готовыми  пищевыми продуктами, включая торговлю  детским и диетическим питанием  и прочими гомогенизированными  пищевыми продуктами;

13) оптовая торговля мучными  кондитерскими изделиями;

14) оптовая торговля мукой  и макаронными изделиями;

15) оптовая торговля крупами;

16) оптовая торговля солью;

17) оптовая торговля прочими  пищевыми продуктами, не включенными  в другие группировки;

18) оптовая торговля чистящими  средствами;

19) оптовая торговля парфюмерными  и косметическими товарами, кроме  мыла;

20) оптовая торговля туалетным  и хозяйственным мылом;

21) розничная торговля  в неспециализированных магазинах  преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными  изделиями;

22) прочая розничная торговля  в неспециализированных магазинах;

23) осуществление всех  видов внешнеэкономической деятельности  в порядке, установленном действующим  законодательством;

24) осуществление координации  деятельности дочерних обществ (в  частности, привлечение финансовых  ресурсов и предоставление денежных  средств дочерним обществам);

25) иные виды деятельности, не противоречащие законодательству[20].

«Магнит» является лидером по количеству продовольственных магазинов и территории их размещения. На 30 сентября 2014 года сеть компании включала 9 020 магазинов, из них: 7 891 магазин в формате «магазин у дома», 175 гипермаркетов, 68 магазинов «Магнит Семейный» и 886 магазинов «Магнит Косметик». Сеть «Магнит» является ведущей розничной компанией по объему продаж в России. Выручка компании за 2013 год составила 579 694,96 миллионов рублей.

Группа осуществляет всю операционную деятельность на территории Российской Федерации. Центральный офис Группы расположен по адресу: 350072, Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Солнечная, д. 15/5.

Компании Группы ведут бухгалтерский учет в российских рублях и составляют финансовую отчетность в соответствии с законодательными актами, регулирующими бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации[21].

В Приложении Б представлен Отчет о финансовых результатах ОАО «Магнит» за 2013 год.

В 2013 году выручка, уменьшенная на сумму налога на добавленную стоимость, составила 315 098 тыс. руб., что на 5868 тыс. руб. больше, чем в 2012 году. Это можно объяснить повышением спроса на продукцию ОАО «Магнит» и как следствие, ростом продаж предприятия в натуральном выражении.

Себестоимость продаж по сравнению с 2012 годом уменьшилась на 1841 тыс. руб. и равна 58648 тыс. руб. Уменьшение себестоимости вызвано сокращением прочих расходов на 360114 тыс. руб., но этот показатель по-прежнему является отрицательным. Прочие доходы ОАО «Магнит» выросли на 92,8%  по сравнению с предыдущим годом и составили 442134 тыс. руб. Доходы от участия в других организациях увеличились в 1,6 раза и составили 11 050 000 тыс. руб.

Чистая прибыль ОАО «Магнит» за 2013 год была равна 13 073 967 тыс. руб., что больше на 40,8% по сравнению с 2012 годом. Увеличение чистой прибыли произошло за счет повышения объема произведенной продукции и снижения ее себестоимости, что является благоприятным для финансового состояния ОАО «Магнит».

В таблице 2.1 проведен сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности. Данные для таблицы взяты из бухгалтерского баланса ОАО «Магнит» за 2013 год, представленного в Приложении А.

Таблица 2.1 – Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Темп роста задолженности, %:

    • дебиторской
    • кредиторской

Оборачиваемость задолженности в оборотах:

    • дебиторской
    • кредиторской

Период погашения задолженности, дни:

    • дебиторской
    • кредиторской

Коэффициент покрытия (соотношение дебиторской и кредиторской задолженности)

 

Х

Х

 

0,05

7,54

 

7200

47,75

 

157, 98

 

96,5

125,4

 

0,06

6,77

 

6000

53,2

 

121,62

 

3,2

276,2

 

1,75

2,5

 

205,7

144

 

1,42


 

 

Как видно из таблицы, темп роста дебиторской задолженности значительно снизился в 2013 году по сравнению с предшествующим годом. Темп роста кредиторской задолженности, наоборот, существенно увеличился.

Оборачиваемость дебиторской задолженности на ОАО «Магнит» в 2013 году увеличилась на 1,7%, что означает сокращение продаж в кредит.

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности на ОАО «Магнит» снизился на 5,04% по сравнению с 2011 годом. Величина коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности максимально зависит как от сферы деятельности организации, так и от ее масштабов. Поэтому его снижение может привести к некоторым сложностям с выплатами по предъявленным счетам.

На ОАО «Магнит» период погашения дебиторской задолженности значительно снизился за три года, что характеризует сокращение срока расчетов покупателей. Срок погашения кредиторской задолженности на ОАО «Магнит» увеличился на 96,25% по сравнению с показателем за 2011 год.  Чем он больше, тем активнее предприятие финансирует текущую производственную деятельность за счет непосредственных участников производственного процесса (за счет использования отсрочки оплаты по счетам, нормативной отсрочки по уплате налогов и т.д.).

Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности на ОАО «Магнит» не является оптимальным. В 2011 оно составляло 157,98, в 2012 этот показатель составил 121,62, а в 2013 году снизился до 1,42.Значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской задолженностью означает отвлечение средств из хозяйственного оборота. В дальнейшем это может привести к необходимости привлечения дорогостоящих кредитов банка и займов для обеспечения текущей производственно-хозяйственной деятельности предприятия, что создает угрозу финансовой устойчивости предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Аудит дебиторской и кредиторской задолженности

 

3.1 План и программа аудита дебиторской и кредиторской задолженности

 

До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта.

В процессе аудиторской проверки дебиторской задолженности, необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:

1) Налоговый кодекс Российской  Федерации (НК РФ);

2) Гражданский кодекс  Российской Федерации (ГК РФ);

3) Федеральный закон от 21 ноября 1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском

Информация о работе Аудит дебиторской и кредиторской задолженности