Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 12:22, курсовая работа
Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения, возникает потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности хозяйствующих субъектов.
Введение
Экономическая политика государства осуществляется
с помощью финансово-кредитных рычагов.
Одним из наиболее важных рычагов управления
финансовой системы является финансовый
контроль. На современном этапе организации
финансовый контроль претерпевает серьезные
изменения, возникает потребность в достоверной
учетной и отчетной информации о деятельности
хозяйствующих субъектов. Это связано
с принципиально новым характером товарно-денежных
отношений в современной России, появлением
разнообразных форм собственности и нового
для страны рынка, что обуславливает необходимость
использования различных методов контроля.
В настоящее время действуют государственный,
ведомственный и независимый аудиторский
контроль.
Актуальность темы исследования заключается
в том, что проверка и ведение учета денежных
средств предприятия, является обязательным
условием, для формирования мнения о достоверности
бухгалтерской отчетности во всех существующих
аспектах.
Предметом исследования является достоверность
отражения в учете денежных средств предприятия,
а также соответствие организации учета
денежных средств, требованиям законодательства
Российской Федерации.
Объектом исследования является финансово-хозяйственная
деятельность организации ООО «Мотор».
Основная цель работы – установление
законности, достоверности и целесообразности
совершения операций с денежными средствами
предприятия, правильности их отражения
в учете.
Для выполнения поставленной цели необходимо
выполнить, следующие задачи:
1. Изучить нормативно- правовые акты по
аудиту достоверности учета денежных
средств;
2. Изучить выполнение требований по организации
кассового узла и хранение наличных денежных
средств, ценных бумаг в кассе;
3. Изучить порядок планирования аудиторской
проверки учета денежных средств и разработки
программы проверки;
4. Изучить порядок проведения аудиторской
проверки учета денежных средств;
5. Проверка документального оформления
результатов проверки.
На большинстве предприятий объем операций
с денежными средствами бывает довольно
значительным, поэтому их проверка – трудоемкий
процесс, хотя сами процедуры ее проведения
достаточно просты. От аудитора требуется
повышенное внимание, так как на практике
наибольшее количество нарушений и злоупотреблений
должностных лиц связано именно с этим
участком учета.
В ходе проведения проверки, аудитор руководствуется
законодательством Российской Федерации
и нормативными документами Министерства
финансов РФ, Центробанка Российской Федерации.
Глава 1 .Сущность
и значение аудита
1.1. Роль и значение
аудита в хозяйственной деятельности
предприятия
Согласно российскому законодательству,
аудиторская деятельность (аудит) – это
предпринимательская деятельность аудиторов
(аудиторских фирм) по осуществлению независимых
вневедомственных проверок бухгалтерской
(финансовой) отчетности, платежно-расчетной
документации, налоговых деклараций и
других финансовых обязательств и требований
экономических субъектов, а также оказанию
других аудиторских услуг:
-постановке, восстановлению и ведению
бухгалтерского учета;
-составлению декларации о доходах и бухгалтерской
(финансовой) отчетности;
-анализа финансово-хозяйственной деятельности;
-оценке активов и пассивов экономического
субъекта;
- консультированию в вопросах финансового,
налогового и иного законодательства;
-обучению и др.
Анализ законодательства об аудите показывает,
что существуют две формы аудита: обязательный
аудит и инициативная аудиторская проверка.
Обязательный аудит представляет собой
ежегодную обязательную аудиторскую проверку
ведения бухгалтерского учета и финансовой
(бухгалтерской) отчетности организации
или индивидуального предпринимателя.
Необходимость обязательного аудита обусловлена
спецификой организационно-правовой формы
проверяемых лиц, характером их функций
(кредитные и страховые организации и
др.) либо большим объемом выручки от реализации
продукции или значительной суммой активов
баланса на конец отчетного года, т.е. такими
обстоятельствами, которые - в целях защиты
прав и законных интересов других лиц
и обеспечения экономической безопасности
Российской Федерации - требуют установления
повышенных гарантий достоверности финансовой
(бухгалтерской) отчетности проверяемых
лиц.
Инициативный (добровольный) аудит осуществляется
по решению экономического субъекта, на
основе договора с аудитором (аудиторской
фирмой). Характер и масштабы такой проверки
определяет клиент. Проведение аудиторской
проверки даже в тех случаях, когда она
не является обязательной, несомненно
имеет важное значение. Собственники лишены
возможности самостоятельно убедиться
в том, что все многочисленные операции
предприятия, зачастую очень сложные,
законны и правильно отражены в отчетности,
так как обычно не имеют ни доступа к учетным
записям, ни соответствующего опыта, и
поэтому нуждаются в услугах аудиторов.
Аудит хозяйственной деятельности может
быть проведен как по заказу администрации,
так и по требованию третьей стороны, в
том числе и государственных органов.
Аудит на соответствие требованиям заключается
в анализе определенной финансовой или
хозяйственной деятельности субъекта
в целях определения ее соответствия предписанным
условиям, правилам или законам. Если такие
условия, например внутренние правила
контроля, установлены администрацией,
то этот вид аудита осуществляется сотрудниками
предприятия, которые выполняют функцию
внутренних аудиторов. Если же условия
установлены кредиторами (например требование
поддержания определенного соотношения
между оборотным капиталом и краткосрочными
обязательствами), то поскольку выполнение
этих условий часто находят отражение
в финансовых отчетах компании, этот вид
аудита проводится вместе с аудитом финансовых
отчетов.
Аудит финансовой отчетности и специальный
аудит представляет собой проверку отчетности
субъекта с целью вынесения заключения
о соответствии ее установленным критериям
и общепринятым правилам бухгалтерского
учета. Этот аудит проводится аудиторами
сторонней компанией, приглашенной предприятием,
отчеты которой проверяются. Результаты
аудита финансовой отчетности публикуются
и рассылаются широкому кругу пользователей
– владельцам акций, кредиторам, органам
государственного регулирования и др.
Специальный аудит – это проверка конкретных
вопросов в деятельности хозяйствующего
субъекта, соблюдения определенных процедур,
норм и правил, обычно имеющая целью подтвердить
законность, добросовестность и эффективность
деятельности управляющих, правильность
составления налоговой отчетности, использования
социальных фондов и др.
Первоначальный аудит проводится аудитором
(аудиторской фирмой) для конкретного
клиента впервые. Это существенно увеличивает
риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы
не располагают необходимой информацией
об особенностях деятельности клиента,
его системе внутреннего контроля и других
особенностях деятельности.
Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется
аудитором (аудиторской фирмой) повторно
или регулярно и поэтому основан на знании
специфики клиента, его положительных
и отрицательных сторон в организации
бухгалтерского учета, результатах длительного
сотрудничества с клиентом (консультирование,
помощь в организации системы внутреннего
контроля и другие виды услуг).
1.2. Регламентация
аудиторской деятельности в РФ
Основным регламентирующим документом
аудиторской деятельности в Российской
Федерации является закон «Об аудиторской
деятельности» от30.12.2008. №307-ФЗ.
В настоящее время в России формируется
пятиуровневая система нормативного
регулирования аудита в России.
I уровень - это закон об аудиторской деятельности,
который определяет место аудита в финансово-хозяйственной
деятельности в качестве её необходимого
и равноправного элемента. Для России
это особенно важно, так как государственный
контроль исторически превалировал над
другими видами контроля. Именно принятие
закона позволяет считать , что становление
аудита в России состоялось.
II уровень - распоряжение президента, постановления
правительства РФ, такие как:
№80 от 06/02/2002 по вопросам государственного
регулирования аудиторской деятельности
в РФ;
постановления правительства РФ от 29/03/2002
№190 о лицензировании аудиторской деятельности;
приказ Минфина РФ от 20.05.2010 №46н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
III уровень – система нормативного регулирования
аудиторской деятельности, представленная
федеральными правилами – стандартами
аудиторской деятельности. Основное значение
стандартов – установление нормативного
аудита, однозначно интерпретируемых
всеми субъектами финансово-хозяйственной
деятельности.
IV уровень – методики аудиторской деятельности,
регулирующие порядок осуществления аудиторами
проверок применительно к отдельным отраслям
по отдельным вопросам налогообложения,
финансов и по специальным аудиторским
заданиям. К этому же уровню относятся
внутренние стандарты, устанавливаемыми
профессиональными аудиторскими объединениями
для своих членов. Требования этих стандартов
не могут быть ниже требований федеральных
стандартов и не могут противоречить им.
V уровень – документы, необходимые для
регламентации стандартов. Эти документы
должны содержать сведения по применению
стандартов организации на основе стандартов
аудиторской деятельности (внутрифирменные
стандарты). Внутрифирменные стандарты
базируются на законодательных и нормативных
актах, международных и отечественных
стандартах и должны включать в себя основополагающие
и конкретные процедуры проведения аудита.
Итоговым документом разработанных внутрифирменных
стандартов может быть приказ об утверждении
внутрифирменных стандартов, подписанный
руководителем фирмы и утвержденный советом
учредителей аудиторской фирмы. Основные
направления разработки внутрифирменных
стандартов можно условно разделить на
стандарты в области этики поведения аудитора,
стоимости по внутрифирменному документообороту
и стоимости в области методологии проведения
проверок по направлениям аудита – общий,
банковский, страховой, аудит бирж, внебюджетных
фондов и инвестиционных институтов.
Аудит товарных операций на предприятиях
оптовой торговли осуществляется на базе
приведенных ниже нормативных документов:
Федеральный закон РФ от 21.11.96 г. №129-ФЗ
«О бухгалтерском учете».
Гражданский Кодекс Российской Федерации.
Налоговый Кодекс Российской Федерации.
Федеральный закон РФ от22.05.03 г. №54-ФЗ «О
применении контрольно-кассовой техники
при осуществлении наличных денежных
расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт».
План счетов бухгалтерского
учета хозяйственной
Положение по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности в РФ.
Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98
№34н.
Положение по бухгалтерскому чету «Учетная
политика организаций» (ПБУ 1/98). Утверждено
приказом Минфина РФ от 09.12.98 №60н.
Положение по бухгалтерскому чету «Учет
материально-производственных запасов»
(ПБУ 5/01). Утверждено приказом Минфина
РФ от 09.06.01 №44н.
Методические указания по бухгалтерскому
учету материально-производственных запасов.
Утверждены приказом Минфина РФ от 28.12.01
№119н.
Методические указания по инвентаризации
имущества и финансовых обязательств.
Утверждены приказом Министерства финансов
РФ от 13.06.95 № 49.
Методические рекомендации по учету и
оформлению операций приема, хранения
и отпуска товаров в организациях торговли.
Утверждены письмом
Комитета РФ по торговле от 10.07.96 №1-794/32-5.
1.3. Цели и задачи
аудита движения денежных средств в кассе
Основная цель аудиторской проверки
— формирование мнения о достоверности
бухгалтерской отчетности по разделу
«Денежные средства» и соответствии применяемой
методики учета денежных средств действующим
в Российской Федерации нормативным документам.
Для достижения данной цели необходимо
установить законность, достоверность
и целесообразность совершения операций
с денежными средствами на предприятии,
правильность их отражения в учете и отчетности.
В ходе аудита операций с денежными средствами
решаются следующие задачи:
- ознакомление с условиями хранения наличных
денег, ценных бумаг и других денежных
документов в кассе;
- изучение фактического порядка документального
оформления операций по приходу и расходу
денежных средств, ведения кассовой книги,
учета кассовых операций;
- проверка соблюдения кассовой дисциплины
(своевременности и полноты оприходования
наличных денег в кассе и возврата в банк
сверхлимитных остатков денежных средств,
установленных правил расчетов наличными
деньгами с юридическими лицами, порядка
выдачи и возврата в кассу подотчетных
сумм целевого использования, полученных
из банка по чекам денежных средств (в
том числе валютных) и другие;
- установление количества открытых в
банках рублевых и валютных счетов, определение
законности и целесообразности операций
по поступлению и списанию средств с банковских
счетов предприятия (в том числе валютных),
правильности их отражения в учете;
- проверка состояния платежно-расчетной
дисциплины.
Аудит операций с денежными средствами
осуществляется в соответствии с требованиями
следующих нормативных и законодательных
документов:
- Кодекса РФ об административных нарушениях;
- Федерального закона от 10 июля 2002г. №
86-ФЗ «О Центральном Банке РФ»;[3]
- Федерального закона от 22 мая 2003г. № 54-ФЗ
«О применении ККТ при осуществлении наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт»;[4]
- Порядка ведения кассовых операций в
РФ, утвержденного решением Совета директоров
ЦБ РФ от 22 сентября 1993г. № 40;[5]
- Положения о безналичных расчетах в РФ,
утвержденного письмом ЦБ РФ от 3 октября
2002г. № 2-П; [5]
- Федеральный закон Российской Федерации
от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской
деятельности"; [1]
Правила (стандарты) аудиторской деятельности.
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002
№ 696. [8]
При аудите кассовых операций проверяют
счета (субсчета):
50«Касса»; 51 «Расчетные счета»; 52 «Валютные
счета»; 55 «Специальные счета в банках»;
57 «Переводы в пути».
Глава 2.Планирование
аудита движения денежных средств в кассе
2.1. Ознакомление с
деятельностью аудируемого лица ООО «Мотор».
Полное фирменное наименование предприятия:
Общество с ограниченной ответственностью
«Мотор», место нахождения: г. Мурманск,
ул. С. Перовской, 6.
Предприятие имеет в собственности обособленное
имущество, учитываемое на его самостоятельном
балансе.Основной целью деятельности
общества является получение прибыли.Основной
вид деятельности – строительно-монтажные
и ремонтные работы.
ООО «Мотор» имеет самостоятельный баланс,
расчетные и иные банковские счета. Участники
Общества несут ответственность в доле
своих вкладов. Общество может создавать
самостоятельно и совместно с другими
фирмами дочерние структуры и филиалы.
Основу планирования деятельности общества
составляют решения Генерального директора,
а также хозяйственные договоры, заключенных
с потребителями, покупателями, поставщиками.
Выполнение работ и оказание услуг осуществляется
по ценам и тарифам, устанавливаемым Обществом
самостоятельно.
Уставный капитал Общества составляет
65000 рублей. Увеличение уставного капитала
производится путем дополнительных взносов
учредителями в соответствии с законодательством.
Решение об изменении уставного капитала
принимается общим собранием Общества.
Общее собрание участников является высшим
органом управления ООО «Мотор», оно принимает
решения по следующим вопросам:
-изменение устава, размера уставного
капитала;
-образование исполнительных органов
и прекращение их полномочий;
- утверждение годовых отчетов, бухгалтерского
баланса и распределение прибыли;
-реорганизация и ликвидация
Общества;
-назначение Генерального директора, прекращение
его полномочий;
-прием в состав Общества новых участников,
приобретение долей и др.
Имущество Общества составляют основные
фонды и оборотные средства. Общество
может пользоваться привлеченными средствами:
кредитами, займами, а также средствами
от выпуска облигаций. Прибыль организации
подлежит налогообложению в общеустановленном
порядке.
Чистая прибыль поступает в полное распоряжение
Общества и распределяется по его рассмотрению.
Она может направляться на создание резервного
капитала, и покрытию убытка, на увеличение
уставного капитала.
ООО «Мотор» осуществляет учет результатов
работ, контроль за ходом производства,
ведет оперативный, бухгалтерский, статистический
и налоговый учет. Ведение бухгалтерского
учета и составление бухгалтерской отчетности
должно соответствовать законодательству
в области бухгалтерского учета в РФ: ФЗ
« О бухгалтерском учете», Положению по
ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности, бухгалтерским стандартам.
Ответственность за состояние бухгалтерского
учета в Обществе возложена на главного
бухгалтера. Годовая бухгалтерская отчетность
составляется главным бухгалтером, документооборот
– Генеральным директором Общества.
ООО «Мотор» является подрядной
организацией, т.е. выполняет работы
по договору подряда, заключаемому с
заказчиком. Подрядчик обязан иметь
лицензию на осуществление тех видов
деятельности, которые подлежат лицензированию
в соответствии с законодательством.
ООО «Мотор» имеет лицензию на осуществление
строительство зданий и сооружений I и
II уровней ответственности в соответствии
с государственным стандартом.
К дополнительным видам деятельности
относится оптовая торговля электротехнической
продукцией (кабельная продукция, низковольтная
аппаратура, контрольно-измерительные
приборы, силовое оборудование, светотехническая
продукция).
2.2Изучение и оценка
и внутреннего контроля движения денежных
средств в кассе.
Система внутреннего контроля — это политика
и процедуры разработанные чтобы:
- защитить активы,
- обеспечить соответствие с финансовой
политикой компании,
- обеспечить достоверность данных, отраженных
на бухгалтерских счетах.
Жесткая система внутреннего контроля
над денежными средствами и ликвидными
активами увеличивает вероятность того,
что произведенные оценки денежных средств
и их эквивалентов являются точной и надежной
информацией для пользователей финансовых
отчетов.
Охрана денежных средств является наиболее
важным вопросом на многих предприятиях.
Денежные средства легко скрыть и перевезти,
на них нет знаков принадлежности, и они
являются конвертируемыми. Риск кражи
напрямую связан с тем, что отдельные лица
имеют доступ к системе учета и могут получить
разрешение на охрану денежных средств.
Аудиторские организации самостоятельно
разрабатывают методики и порядок изучения
и оценки системы бухгалтерского учёта
и внутреннего контроля, а также планируют
процедуры аудиторской проверки в зависимости
от результатов такого изучения и оценки.
Целью данного исследования является
провести аудиторскую проверку движения
денежных средств в кассе и дать заключение
по итогам данной проверки.
Перед началом аудита необходимо провести
оценку системы бухгалтерского учета
и внутреннего контроля в ООО «Мотор».
Оценка системы внутреннего контроля
производится аудитором на стадии планирования
аудиторских процедур (предварительная
оценка) и подтверждается или корректируется
при их проведении. Оценивая систему внутреннего
контроля движения денежных средств в
кассе, аудитору следует выяснит, кто несет
ответственность за них. Особое внимание
необходимо обратить на то, кто должен
санкционировать операции по движению
денежных средств в кассе и кто в действительности
санкционирует эти операции. Если операции
с денежными средствами санкционируют
не те лица, которые на это уполномочены,
или такие операции вообще не санкционируются
(либо санкционируются задним числом),
это свидетельствует о недостатках системы
внутреннего контроля. Кроме того, для
эффективного функционирования системы
внутреннего контроля функции учета операций
с денежными средствами должны быть отделены
от санкционирования этих операций.
Аудитору необходимо выяснить, каким образом
организована передача информации о денежных
средствах в бухгалтерию организации.
Аудитору надлежит сверить данные о движении
денежных средств в бухгалтерском учете
и отчетности с данными кассы. Выявление
фактов несвоевременной передачи информации
или передачи неточной информации, несовпадения
данных бухгалтерского учета с данными
отдела ценных бумаг свидетельствует
о недостатках системы внутреннего контроля
и требует увеличения объема проводимых
аудиторских процедур.
При проверке операций по учету денежных
средств аудитору целесообразно использовать
тест внутреннего контроля, что позволяет
оценить его надежность и скорректировать
программу проведения проверки. (табл.2.1).
Таблица 2.1 – Тест внутреннего контроля
учета движения денежных средств в кассе