Аудит денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения, возникает потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности хозяйствующих субъектов.

Файлы: 1 файл

курсов Аудит.docx

— 99.71 Кб (Скачать файл)

 
 
 
Порядок расчета уровня существенности. 
В столбец 2 записываем показатели, взятые из бухгалтерской отчетности ООО «Мотор». Показатели в столбце 3 должны быть определены внутренней инструкцией аудиторской фирмы и применяться на постоянной основе. Столбец 4 получают умножением данных из столбца 2 на показатель из столбца 3, разделенный на 100%. Среднее арифметическое показателей в столбце 4 составляет: 
(1672,9+3144,84+1445,98+204,46+579,5) / 5 = 1409,54 тыс. руб. 
Наименьшее значение отличается от среднего на: 
(1409,54 – 204,46) / 1409,54 x 100 = 85,49 %. 
Наибольшее значение отличается от среднего на: 
(1409,54 – 3144,84) / 1409,54 x 100 = 123,11 %. 
Поскольку значение 3144,84 тыс. руб. отличается от среднего значительнее значения 204,46 тыс. руб. и, кроме того, второе по величине значение 579,5 тыс. руб. очень близко по величине к 204,46 тыс. руб., принимаем решение отбросить при дальнейших расчетах наибольшее значение, а наименьшее - оставить. Новое среднее арифметическое составит: 
(1672,9+1445,98+204,46+579,5) / 5 = 780,57 тыс. руб. 
 
Полученную величину допустимо округлить до 785 тыс. руб. и использовать данный количественный показатель в качестве значения уровня существенности. Различие между значением уровня существенности до и после округления составляет: 
(785 – 780,57) / 780,57 x 100 = 0,56 %, что находится в пределах 20 %.

 

 

 

 

 

 

 

 
2.4. Программа аудита. 
          Программа аудита - это совокупность аудиторских процедур, требующихся для сбора необходимого количества достаточных свидетельств для определения достоверности финансовой отчетности клиента. 
Программа определяет характер, сроки и объемы запланированных процедур аудита, требуемых для того, чтобы осуществить полный план аудита. Программа аудита строится из разделов, каждый из которых посвящен одному определенному виду хозяйственных операций. При составлении программы основное внимание следует уделить ограничению проверяемого объекта и его подразделению на объекты. Это необходимо в связи со сложностью проверяемого объекта. При этом становится возможным распределение подобъектов между проверяющими из состава группы и способствует подведению итогов проверки объекта, что осуществимо только путем обобщения выводов о состоянии его подобъектов. [ 
Программа должна содержать аудиторские задачи для каждого направления и достаточные детали, чтобы использоваться в качестве инструкций ассистентами, выполняющими аудит. 
Оценка аудиторского риска возможна по результатам предварительной информации, предварительного финансового анализа, проверки характера бизнеса 
Таблица 2.6. 
Программа аудиторской проверки кассовых операций  
Проверяемая организация – ООО «Мотор»  
Период, подлежащий аудиторской проверке – 2009 год 
Период проведения аудита -           10.05.2010 – 15.05.2010  
Количество человеко-часов -         80       
Руководитель аудиторской группы         - Смирнов А.С. 
Состав аудиторской группы – Смирнов А.С., Примаков М.М. 
Планируемый аудиторский риск – 4% 
 
          Планируемый уровень существенности – 780,57 тыс.руб 
Общий план аудита движения денежных средств в кассе

 
Перечень  аудиторских процедур

 
Исполнитель

 
Название  рабочего документа

 
1. Инвентаризация

 
кассир, главный бухгалтер

 
инвентаризационные карточки

 
2. Порядок выписки приходно-расходных  кассовых ордеров 

 
бухгалтер

 
расходный и приходный кассовый ордера

 
3. Проверка ведения кассовой книги

 
кассир

 
Кассовая книга

 
4. Проверка кассовых операций

 
бухгалтер

 
отчет кассира

 
5. Подтверждение достоверности баланса

 
главный бухгалтер

 
Главная книга, журналы-ордера, финансовая отчетность.


 

  

 
№ п/п 

 
Перечень аудиторских процедур

 
Период проведения

Исполнитель

 
Рабочие документы аудитора

 
1

Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего  контроля

 
11

 
Внезапная ревизия кассы с полистным  пересчетом денежной наличности

 
1 раз в квартал

 
Смирнов А.С.

 
Приказ на проведение ревизии, Акт  ревизии кассы

 
12

 
Аудит договоров с кассиром о  материальной ответственности

 
1 раз в год

 
Смирнов А.С. 

 
Договор о полной материальной ответственности

 
13

 
Аудит приказов, распоряжений о праве  подписи бухгалтерских документов уполномоченными лицами

 
1 раз в год

 
Смирнов А.С. 
 
Примаков М.М. 
 

 
Приказы, Распоряжения, Образцы подписей уполномоченных лиц

 
2

 
Аудит движения денежных средств

 
21

 
Проверка лимита денежных средств  установленного банком

 
1 раз в полугодие

 
Смирнов А.С.

 
Лимит остатка денег в кассе  предприятия, установленный банком

 
22

 
Аудит прихода денежных средств

 
1 раз в квартал

 
Смирнов А.С.

 
Приходные ордера, Чековая книжка, Журнал регистрации выданных доверенностей

 
23

 
Аудит расхода денежных средств

 
1 раз в квартал

 
Примаков М.М. 
 

 
Расходные ордера, Платежные ведомости, Авансовые отчеты

 
24

 
Аудит ведения кассовой книги

 
1 раз в квартал

 
Смирнов А.С.

 
Кассовая книга

 
3

 
Аудит сводного учета денежных средств

 
31

 
Проверка данных аналитического и  синтетического учета

 
1 раз в квартал

 
Смирнов А.С.

 
Журнал-ордер №1, Ведомость №1, Главная  книга

 
32

 
Сверка данных бухгалтерских регистров  и отчетности

 
1 раз в квартал

 
Смирнов А.С. 
 
Примаков М.М. 
 

 
Бухгалтерский баланс ф.№1, Отчет о  движении денежных средств ф. №4

                         

 
 
 
После того, как составлены Общий план аудита и Программа аудита, можно приступать к аудиторской проверке кассовых операций.

 

 

 

 
Глава 3. Методика аудиторской проверки и ее завершение. 
3.1. Источники и методы получения аудиторских доказательств. 
Источниками информации при проверке кассовых операций служат: 
· журнал-ордер №1 и ведомость №1 (при журнально-ордерном учете), 
· карточка и анализ счета №50 (при автоматизированном учете),

· кассовая книга (форма КО-4), 
· книга кассира-операциониста, 
· приходные кассовые ордера (форма КО-1), 
· расходные кассовые ордера (форма КО-2), 
· журнал регистрации кассовых ордеров (форма КО-3), 
·книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма КО-5), 
·  акт инвентаризации наличия денежных средств (форма ИНВ-15), 
· инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (форма ИНВ-16), 
· платежные ведомости (форма Т-53), 
· расчетно-платежные ведомости (форма Т-49). 
Аудиторские процедуры, которые могут быть использованы при проверке кассовых операций: 
· инвентаризация кассы и осмотр помещения кассы, 
· контрольный замер (например, совершение контрольной закупки), 
·  опрос и проверка соблюдения установленных на проверяемом предприятии  правил, 
· просмотр и сравнение документов [5; стр.200], 
·  получение перечня банковских счетов и согласование остатка средств,  
показанного в балансе по статьям “Расчетные счета” и “Прочие денежные средства”, с банковскими выписками, 
· оценка правильности бухгалтерских записей по учету средств на счетах в банках, 
· соблюдение организацией лимита хранения наличных денег в кассе, 
·  соблюдение порядка расчетов наличными деньгами с юридическими лицами . 
Методы проверки принято подразделять на две группы: методы фактической проверки; методы документальной проверки. К основным методам фактической проверки, которыми могут пользоваться аудиторы, исходя из права самостоятельно определять формы и методы проверки, руководствуясь требованиями нормативных актов и условий договора с субъектом или содержания поручения государственных органов, относятся: 
– осмотр; 
– обследование; 
– инвентаризация; 
– контрольный запуск сырья и материалов в производство; 
– лабораторный анализ качества материалов, товаров, сырья и готовой продукции;

– экспертная оценка; 
– опрос; 
– проверка объемов выполненных работ. 
Осмотр. С помощью этого метода можно выяснить, например, условия хранения имущества, документов; состояние производственных, складских торговых помещений. Осмотру подвергают разнообразные объекты: территорию, места хранения материальных активов, документов, производственное и торговое оборудование, готовую продукцию, контрольно-кассовые машины. В процессе осмотра могут быть обнаружены доказательства, свидетельствующие о нарушениях или злоупотреблениях. 
Обследование. Обследование представляет собой как бы продолжение осмотра, но с одновременным ознакомлением с документами как нормативными, так и оправдательными; с получением объяснений от ответственных лиц. Эффективные результаты дает обследование при проверках технологии производства продукции в цехах, порядка приема, хранения, отпуска и реализации продукции, товаров. 
Например, в процессе проверки эксплуатации контрольно-кассовых машин, руководствуясь письмом Минфина России от 30.08.93 г. № 104 «Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» и ст. 4 Закона РФ от 18.06.93 г. № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» можно встретить нарушения и ошибки. Наиболее часто встречаются следующие: 
– контрольно-кассовые машины регистрируются в налоговых органах без указания показателей счетчиков; 
– в эксплуатации находятся контрольно-кассовые машины, которые разрешены с некоторыми ограничениями к регистрации или в которых к назначенному сроку не выполнена русификация текста чеков и не трансформирована фискальная память; 
– не на каждой контрольно-кассовой машине имеется табличка с заводским номером; 
– в кассовых чеках не указывается заводской номер контрольно-кассовой машины; 
– в паспорте контрольно-кассовой машины отсутствуют реквизиты клише с обозначением наименования предприятия; 
– в книге кассира-операциониста отсутствуют показания секционных счетчиков, а также подписи сдавшего и принявшего выручку; 
– обнуление секционных счетчиков не актируется и не согласовывается с контрольными органами;

– места разрывов контрольной  кассовой ленты не подписываются  представителями администрации. 
Инвентаризация. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ предприятия обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой необходимо проверять и документально подтверждать их наличие, состояние и оценку. 
Основными целями инвентаризации в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными  приказом  Минфина России от 13.06.95 г. № 49 (далее — Методические указания) являются: 
– выявление фактического наличия имущества; 
– сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; 
– проверка полноты отражения в учете обязательств. 
Инвентаризация является наиболее эффективным  методом  фактической проверки достоверности показателей баланса, являющегося составной частью бухгалтерской отчетности. Однако предприятия, подлежащие обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ, должны включить в состав бухгалтерской отчетности и аудиторское заключение. Безусловно, положительное заключение аудиторской организации будет означать, что отчетность во всех существенных аспектах отражает активы и пассивы на отчетную дату, исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность, 
·                   Разновидностью выборочных инвентаризаций являются контрольные проверки с целью определения правильности включения инвентаризационной комиссией в опись фактических остатков материалов, денежных средств, товаров и иного имущества. К порядку проведения инвентаризации предъявляются определенные требования. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации может служить основанием для признания ее результатов недействительными. Очень важно, чтобы к документам, представляемым для оформления описания недостачи ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, были обязательно приложены решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).

 

 
3.2. Процедуры средств контроля , процедуры по существу и их доку 
ментирование. 
Процедуры (средства) контроля (Control procedures) – политика и процедуры, организованные руководством организации в дополнение к контрольной среде для реализации конкретных ее задач.  
Примерами процедур контроля являются: 
- арифметический контроль правильности произведенных записей; 
- осуществление контроля использования среды компьютерных информационных систем, в частности, путем установления ограничения круга лиц для внесения изменений в информационные ресурсы компьютерных программ или самого допуска к базам данных; 
- контроль составления первичных документов, отражающих хозяйственные операции, включая процедуры их одобрения (согласования и санкционирования); 
- сопоставление внутренних данных с внешними источниками информации; 
- сравнение фактического наличия имущества (денежных средств, ценных бумаг и проч.) с данными бухгалтерского учета путем проведения инвентаризаций; 
- установление ограничений прямого физического доступа к имуществу и информации; 
- проведение регулярного сравнительного анализа фактических и запланированных результатов финансово-хозяйственной деятельности. 
Так, действенный контроль составления первичных документов характеризуется следующими признаками: 
- документы имеют непрерывную сплошную нумерацию с целью выявления в необходимых случаях отсутствующих документов, а также быстрого поиска самих документов; 
- документы составляются в момент совершения хозяйственной операции или сразу по ее окончании (следует отметить, что данное положение также предусмотрено ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете»); 
- документы достаточно просты и доступны для понимания (требование «прозрачности» к финансовой информации); 
- применяются унифицированные формы первичных учетных документов (данное положение тоже предусмотрено Федеральным законом «О бухгалтерском учете»); 
- разработаны, утверждены руководством и соблюдаются работниками организации график документооборота, структура самих документов (к последней относится, к примеру, рабочий план счетов бухгалтерского учета); 
- хозяйственные операции, отраженные в документах, выполняются с одобрения руководства организации.

Такому средству контроля, как ограничение прямого физического  доступа к имуществу и информации организации, свойственно наличие  оборудованных кассовых помещений, складов для хранения материальных ценностей, охранной и пожарной сигнализации, сейфов для хранения документов на бумажных носителях, паролей доступа  к компьютерным базам данных и т.д. 
Одной из важнейших процедур контроля, рассмотренных выше, является инвентаризация имущества и обязательств организации. В ходе ее проведения устанавливаются и устраняются расхождения между фактическим наличием имущества (или обязательств) и данными бухгалтерского учета. Посредством проведения инвентаризаций производится оценка степени реальности аудируемой финансовой отчетности (чаще говорят, что те или иные статьи бухгалтерской отчетности подтверждены или не подтверждены проверкой наличия их в натуре - инвентаризацией). 
При этом аудитор обращает внимание на то, как в организации за проверяемый период проводились инвентаризации, или сам может ее организовать (в ходе самой проверки).По результатам инвентаризации составляется  рабочий документ №1Дата проверки: 07.02.2010г. 
Проверка соответствия данных инвентаризации за 2009 год данным бухгалтерского учета. 

 
№ п/п

 
Наименование группы  
 
Ценностей:

 
Данные кассовой книги, руб.

 
Данные по инвентаризации , шт.

 
Отклонения

 
1

 
Наличные денежные средства

 
700

 
700

 
-

 
2

 
Марок

 
-

 
-

 
-

 
3

 
Ценных бумаг

 
-

 
-

 
-


 
 
 
Аудитор                                                                                                                                   Смирнов А. С. 
 
Дата                                                                                                                                           07.02.2010г. 
 
Вывод: инвентаризация денежных средств  расхождений не показала. На предприятии отработанная система внутреннего контроля за движением денежных средств в кассе: налаженная система проведения внезапных ревизий кассы с полным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей находящихся в кассе, имеется приказ руководителя, устанавливающего периодичность проверок  
Проверка соблюдения установленного размера проведения наличных расчетов между юридическими лицами состоит в том, чтобы установить соответствие Указанию N 1050-У. Результаты проверки могут быть оформлены   РД 2 
РД 2 
Организация ООО «Мотор» 
Период проверки: 01.01.2009-31.12.2009 
Составила: Смирнов А. С. 
Дата проверки: 08.02.2010г. 
Проверка соблюдения лимита остатка наличных средств в кассе и предельного размера расчетов наличными деньгами с юридическими лицами

Информация о работе Аудит денежных средств