Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 15:50, курсовая работа
В современных экономических отношениях существует необходимость деятельности экономических институтов, регулирующих взаимоотношения различных субъектов предпринимательской деятельности, среди которых достойное место может занять институт аудиторства.
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты аудиторской деятельности
1.1 Сущность аудита и аудиторской деятельности
1.2 Виды аудита. Цели и задачи аудиторской деятельности
1.3 Роль аудита в условиях рыночной экономики
Глава 2 Принципы, этапы и последовательность проведения аудиторской проверки
2.1 Принципы проведения аудита
2.2 Общее, предварительное ознакомление и планирование аудита
2.3 Системное изучение, выполнение аудита и составление аудиторского заключения
Глава 3. Аудит расходов периода
3.1 Планирование, определение целей и задач аудита расходов периода
3.2 Аудит общих и административных расходов и расходов по процентам
3.3 Аудит расходов периода по реализации товарно-материальных ценностей
Заключение
Список использованной литературы
Работа аудитора - это строго организованный процесс, которому присущи определенные этапы и порядок ведения и составления документации проведения аудиторских процедур.
Практика аудита различает следующие этапы: общее изучение, предварительное ознакомление, планирование аудита, системное изучение, выполнение аудита, составление отчета по результатам аудита.
Общее изучение. Работа аудитора с клиентами начинается задолго до выполнения собственно аудита. Если договор на аудиторское обслуживание заключается в начале отчетного периода, то этап аудита приходится на его окончание и начало следующего периода.
За время, предшествующее этому этапу, аудитор начинает формировать свое мнение о предприятии, изучает такие сферы деловой активности, как:
- маркетинг;
- материально-техническое обеспечение;
- исследовательская деятельность;
- производство;
- реализация продукции.
Аудитору также необходимо иметь достоверную информацию о рыночных ценах на продукцию, производимую фирмой.
Это вызвано тем, что оценка правильности сделок проводится по состоянию уровня цен того периода, в котором они были заключены, что связано с особенностями учета в условиях рынка.
Предварительное ознакомление. Оно предполагает посещение фирмы до начало работы с ее документацией. Аудитор знакомится с ходом производства, персоналом, местами хранения товарно-материальных ценностей, оборудования и обеспечением их охраны, общей структурой организации, состоянием производственной дисциплины. Порядок проведения аудиторских проверок зависит в значительной мере от степени осведомленности аудитора о деятельности проверяемого предприятия, об уровне организации и ведения бухгалтерского учета на предприятии. Поэтому аудитору необходимо. приступить к сбору и изучению информации о хозяйственном субъекте. Ознакомление следует начинать с изучения основных документов: свидетельства о регистрации, учредительного договора, Устава, договоров на поставку продукции, лицензии на право осуществления внешнеэкономической деятельности и др.
Далее необходимо изучать основные показатели и отчетность предприятия, характер его деятельности, масштабы его производства, наличие производственных ресурсов, результаты его деятельности за исследуемый период и перспективное развитие предприятий.
При ознакомлении с предприятием следует определить объем хозяйственных операций и обусловленное им количество выписываемых первичных документов, в первую очередь по денежным и расчетным операциям, поскольку именно последние документы, как правило, подвергаются сплошной проверке.
Необходимо осмотреть предприятие, места хранения материальных ценностей.
Только в результате проведенного первоначального изучения предприятия можно определить примерный объем предстоящей работы и ее продолжительность. В соответствии с объемом работы и ее сложностью определяется стоимость аудита и эта сумма согласовывается с клиентом. Согласованная сумма, включая НДС, указывается в договоре на время проведения аудиторской проверки. После сбора информации о деятельности предприятия и изучения аудитор составляет план работы и знакомит с ним руководство предприятия.
Планирование аудита. Любая эффективная работа требует предварительного составления четкого плана или программы, в казахстанском стандарте по аудиту 7 подчеркивается необходимость планирования аудитором своей работы по проверке таким образом, чтобы была эффективна, качественна и выполнена к помеченному сроку.
Общий план проверки должен быть составлен аудитором так, чтобы он предусматривал: приобретение знаний о деятельности клиента, о принятой им учетной политике и системе внутреннего контроля; установление ожидаемого доверия внутреннему аудиту; определение и программирование содержания, времени проведения и объема аудиторских процедур, подлежащих выполнению; координацию выполняемой работы.
Чтобы получить знания о деятельности клиента, аудитору необходимо предусмотреть изучение годовых отчетов клиента на собраниях и заседаниях совета директоров, внутренних финансовых отчетов руководства за текущий и препятствующий период, рабочих аудиторских бумаг предшествующего года, обзорных материалов о состоянии экономики и ее воздействии на деятельность клиента, особенностей хозяйственного субъекта, его хозяйственной и финансовой деятельности.
При составлении общего плана ожидаемого масштаба работ по проведению аудита аудитору целесообразно также рассмотреть следующие вопросы: условия контракта и установленные законом положения об ответственности аудитора; определение наиболее важных вопросов проводимого аудита; работа внутренних аудиторов и масштабы их вовлечения в аудит и т.д.
Наряду с составлением общего плана работы аудитор должен разработать и документационно оформить программу, определить характер, сроки и объем запланированных процедур аудита, необходимых для выполнения полного плана.
Содержание программы аудита. Специфика предприятия, объем и сложность работы по его проверке каждый раз требуют определения четкой последовательности шагов при проведении аудита и правильного распределения обязанностей между аудиторами, если проверку проводят несколько специалистов. С этой целью руководителем бригады составляется программа проверки, в которой указывается:
- цель аудита. Целями аудита могут быть: экспертиза оценки состояния учета, проверка достоверности показателей годовой финансовой отчетности, разработка мероприятий по укреплению финансовой устойчивости предприятия и т.д.;
- основные участки работы предприятия и объекты учета, подлежащие проверке. В программе проверки указываются те участки работы, которые будут исследованы в ходе аудита. Надо, во-первых, отметить наиболее важные участки, имеющие определенные значения для финансово-хозяйственной деятельности предприятия и формирования ее результатов. И, во-вторых, надо указать, что другие участки работы предприятия, будучи нужными и полезными, решающего влияния на результаты деятельности не оказывают;
- характер проверки (сплошная, выборочная, визуальная и т.д.);
- закрепление обязанностей за членами бригады. Если проверку осуществляет бригада аудиторов, то следует заранее определить, какие участки возьмет тот или иной аудитор;
- предполагаемая продолжительность проверки. Продолжительность аудиторской проверки может быть различной, однако практика показывает, что 2-недельная интенсивная работа приносит не менее точные и полезные результаты, нежели растянутые во времени на долгие недели.
Системное изучение. Оно позволяет определить потоки и объемы информации, пункт наибольшей загруженности сбором и обработанной информацией и на этой основе сделать вывод: кому предоставлены право принятия решения и ответственность за реализацию этих решений по интересующим аудитора аспектам деятельности предприятия, т.е. кто является центром ответственности; по каким направлениям идет поток указаний от центра ответственности, не искажается ли они в пути, как распределены основные функции между исполнителями приказов и решений, исходящих от центра ответственности, какова их ответственность за исполнение и указания руководства. Приведенные положения можно отнести к системе изучения исходящего (сверху вниз) потока информации.
Другой поток информации идет "снизу вверх" и на своем пути подвержен деформации, т.к. подлежит обработке и переработке. Программа аудита описывает в логической последовательности характеристику и степень работы, которая должна быть выполнена и, следовательно, служит для работы, которая завершается выводами аудиторской проверки, облегчает контроль за выполнением работы; организует работу аудиторов наиболее эффективным образом.
5. Выполнение аудита. В целях наиболее эффективного способа проведения аудита финансовой отчетности необходимо тематику ауди та составить в следующей последовательности:
- аудит основных средств, нематериальных активов и капитальных вложений;
- аудит материальных ценностей;
- аудит издержек производства;
- аудит готовой продукции и ее реализации;
- аудит денежных средств, финансовых инвестиций и расчетов;
- аудит фондов, резервов и финансовых результатов.
По каждой теме необходимо составить программу аудиторской проверки, указав в ней последовательное осуществление необходимых аудиторских процедур и их исполнителей.
6. Составление отчета по результатам аудита. Аудитор по результатом аудита составляет отчет и представляет его заказчику в срок, определенный договором.
Форма и содержание отчета основываются на следующих принципах:
- отчет должен иметь заголовок, отличающий его от других;
- под отчетом ставится соответствующая запись и дата;
- отчет должен ссылаться на цели и масштабы аудита, информировать о задачах и границах аудиторских процедур;
- если отчет-аудитора подлежит публикации, то он должен публиковаться совместно с теми финансовыми документами, на которых основываются;
- в отчете должны указываться финансовые документы;
- в отчете аудитора должны указываться законодательный акт или др. основания для аудита;
- отчет должен содержать сведения, из которых пользователь может понять, что аудит проводится в соответствии со стандартами и общепринятыми методами работы;
- отчет должен представляться пользователю в оговоренные сроки.
Основные элементы аудиторского заключения. Аудиторская проверка завершается составлением заключения, в котором указывается, где и кем проводилась проверка, когда и за какой период, место проведения проверки и дата составления акта. Далее аудиторы отмечают, какие участки учетной работы проверены полностью, т.е. подвергнуты сплошной проверке, а какие выборочно. Заключение является конфиденциальным документом, составленным в 2-х экземплярах, один из которых передается клиенту, а второй остается в аудиторской организации с целью последовательного контроля. Таким образом, аудиторское заключение может быть (без замечаний и оговорок, с замечаниями и оговорками несущественными) отказным и отрицательным, в котором аудитор подтверждает, что на предприятии учет ведется с грубыми нарушениями общеустановленных принципов и что отчетность недостоверна. Составленное заключение подтверждается подписью и личной печатью аудитора и отдается руководству проверяемого объекта.
Целью аудита является подтверждение достоверности информации бухгалтерской отчетности, которая является одним из главных критериев качественности информации. Цель аудита расходов периода достигается путем решения в ходе аудита следующих основополагающих задач по проверке:
- соблюдения действующего законодательства;
- правильности оформления первичных документов;
- правильности расчета сумм, подлежащих уплате поставщикам;
- правильности отражения задолженности перед поставщиками и подрядчиками;
- правильности составления отчетности;
- полноты и своевременности отражения операций по реализации товарно-материальных ценностей;
- полноты и своевременности отражения операций по начислению и оплате процентов;
- правильности отнесения расходов, связанных с обслуживанием предприятия в целом и управлением всей его производственно-хозяйственной деятельностью на расходы предприятия.
Расходы периода, в отличие от затрат на производство продукции, не зависят от объема производства и являются постоянным расходами, не связанными с конкретными видами реализованной продукции или услуг. Хозяйствующие субъекты несут расходы периода даже в том случае, если в течение определенного периода они ничего не производят. К расходам периода относят: общие и административные расходы; расходы по процентам; расходы по реализации товарно-материальных запасов.
К общим и административным расходам относятся такие расходы периода, которые связанны с обслуживанием предприятия в целом и управлением всей его производственно-хозяйственной деятельностью. Синтетический учет этих расходов ведется на активном счете 821 «Общие и административные расходы».
Расходы по процентам – к ним относят оплату процентов по кредитам банка банков, по кредитам поставщиков, по аренде имущества и другие.
Процент (вознаграждение) – часть дохода, которую заемщик выплачивает кредитору за взятый в ссуду денежный капитал. Источником погашения процентов является стоимость, создаваемая в процессе использования ссудного капитала.
Для учета расходов по процентам предназначен счет 831 «Расходы по процентам». Аналитический учет расходов по процентам ведется в ведомости по видам процентов.
Для учета расходов, связанных с реализацией товарно-материальных ценностей, предназначен активный, собирательно-распределительный счет 811 «Расходы по реализации товаров (работ, услуг)». Этот счет применяют торговые и другие предприятия, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг).
Информация о работе Аудит, его сущность и роль в условиях рыночных отношений