Аудит финансовых резултатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 11:08, курсовая работа

Описание работы

Финансовый результат - важнейшая экономическая категория, которая получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны. Финансовый результат представляет собой прирост (уменьшение) капитала организации, вызванный её предпринимательской деятельностью. Данный результат в виде прибыли означает превышение доходов над расходами. Прибыль является составным элементом рыночных отношений, отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Теоретические и правовые аспекты аудита финансовых результатов
1.1 Нормативное регулирование аудита учёта финансовых результатов 5
1.2. Теоретические основы аудита учёта финансовых результатов 10
деятельности организации

ГЛАВА 2. Состояние учёта и аудита финансовых результатов в ООО «Правда» Дзержинского района Калужской области
2.1. Организационно-правовая форма и основные экономические показатели деятельности организации 16
2.2. Состояние организации бухгалтерского учёта финансовых результатов 22
2.3. Состояние и оценка эффективности системы внутреннего контроля 27

ГЛАВА 3. Совершенствование учёта и аудита финансовых результатов в ООО «Правда»
3.1. Совершенствование учёта и контроля финансовых результатов 34
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44

Файлы: 1 файл

Аудит финансовых результатов.doc

— 417.50 Кб (Скачать файл)

Для обобщения информации об операционных и внереализационных доходах и расходах используют счет 91 «Прочие доходы и расходы». На субсчете 91-1 учитывают операционные и внереализационные доходы, признаваемые прочими доходами. На субсчете 91-2 учитывают операционные и внереализационные расходы, признаваемые прочими расходами.

Записи по счетам 91-1 и 91-2 производят накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91-1 и кредитового оборота по субсчету 91-2 определяется сальдо прочих доходов и расходов. Это сальдо ежемесячно списывается с субсчета 91-9 на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, на отчетную дату счет 91 «Прочие доходы и расходы» сальдо не имеет.

Построение аналитического учета  по счету 91 «Прочие доходы и расходы» должно преследовать несколько целей. Прежде всего возможность группировки доходов и расходов  по видам операций с целью упрощения порядка составления отчета о прибылях и убытках.

Для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности  организации ООО «Правда» предназначен синтетический счёт 99 «Прибыли и убытки». По отношению к балансу счет является активно-пассивным. По кредиту отражают суммы полученной прибыли, по дебету – убытки. На основе сопоставления дебетового и кредитового оборотов за отчетный период выводят финансовый результат деятельности предприятия – чистую прибыль или чистый убыток.

Учет финансовых результатов на счете 99 ведут в разрезе таких  источников как: финансовые результаты от обычных видов деятельности (производства и реализации хлеба и хлебобулочных изделий) и финансовые результаты от прочих доходов и расходов. Чрезвычайные доходы и расходы отражаются непосредственно на счете 99 «Прибыли и убытки», доходы - по кредиту, расходы по дебету в корреспонденции с соответствующими счетами по учету денежных средств, товарно-материальных ценностей, расчетов и т.д.

Формирование прибыли (убытка) осуществляется по следующему алгоритму: прибыль (убыток) от продаж ± сальдо прочих доходов и расходов ± сальдо чрезвычайных доходов и расходов - налог на прибыль ± платежи по перерасчетам по налогу на прибыль - санкции за нарушения налогового законодательства = чистая прибыль (убыток) за отчетный период.

В течение отчётного года указанные доходы и потери на счёте 99 накапливаются нарастающим итогом с начала года (по кумулятивному принципу). При этом составляются следующие проводки:

Дт Кт

90      99 списана прибыль от продаж на финансовый результат отчетного года.

99      90 списан убыток от продаж на финансовый результат отчетного года.

91      99 отнесены прочие доходы на финансовый результат отчетного года.

99      91 отнесены прочие убытки на финансовый результат отчетного года.

99      68 начислен налог на прибыль; начислены штрафные санкции.

По окончанию отчетного года при составлении годовой бухгалтерской  отчетности счет 99 «Прибыли и убытки»  закрывается. При этом записью 31 декабря  делается заключительная проводка: сумма  чистой прибыли списывается со счета 99 : Дт 99 - Кт 84 «Нераспределенная прибыль»; при наличии на счете 99 убытка он списывается следующей записью: Дт 84 – Кт 99. После этого счет 99 закрывается и в балансе на 1 января следующего года сальдо не имеет.

Счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» предназначен для обобщения информации прошлых лет. Этот результат оформляется 31 декабря по реформации баланса. Сальдо по синтетическому счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» сохраняет свою величину и не меняется в течение года. Аналитический учет по счету 84 «Нераспределенная прибыль  (непокрытый убыток)» строится по направлениям использования средств распределения прибыли и покрытия убытка.

Для учета операций по финансовым результатам деятельности организации в регистрах бухгалтерского учета используется журнал-ордер № 15 и соответствующие ведомости по счетам: №62-АПК, №65-АПК и т.д. Ежемесячно остатки по счетам переносятся в Главную книгу, ежеквартально составляется шахматка.

В бухгалтерской отчетности информация о финансовых результатах организации представлена в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках».

 

2.3. Состояние и оценка  эффективности системы внутреннего  контроля

 

Для любого предпринимателя важно  не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить его до минимального уровня. Для этого необходим постоянный, своевременный и действенный контроль. На уровне управления экономической единицей имеет место как внешний контроль, осуществляемый внешними по отношению к организации субъектами управления, так и внутренний контроль, осуществляемый субъектами самой организации.

В данной курсовой работе будет рассматриваться только система внутреннего контроля в связи с тем, что данная организация не подлежит обязательному аудиту согласно законодательству Российской Федерации. Также необходимо отметить, что в ООО «Правда» для выполнения функций внутреннего контроля не создано специального органа или специальной должности. Данный недостаток в организации СВК рассмотрим в третьей главе данной курсовой работы.

В общем СВК экономического субъекта должна обеспечивать защиту и сохранность активов и учётных данных, точность, правильность, полноту и санкционированность отражения в учёте хозяйственных операций, а также своевременную подготовку достоверной финансовой отчётности.

 Основными компонентами СВК являются:

  1. Контрольная среда – осведомлённость и практические действия руководства экономического субъекта, направленные на установление и поддержание СВК – включает: стиль и основные принципы управления, организационную структуру, распределение ответственности и полномочий, кадровую политику, порядок подготовки бухгалтерской отчётности для внешних пользователей, осуществление внутреннего управленческого учёта и подготовки отчётности для внутренних целей, соответствие хозяйственной деятельности требованиям законодательства.
  2. Система бухгалтерского учёта – организованный процесс регистрации хозяйственных операций – включает: учётную политику, структуру бухгалтерии, распределение обязанностей и полномочий между работниками, организацию подготовки, оборота и хранения документов, порядок отражения и обобщения хозяйственных операций в регистре учёта, подготовки периодической бухгалтерской отчётности, средства вычислительной техники, средства контроля в отдельных областях учёта.
  3. Отдельные средства контроля – процедуры, обеспечивающие: выполнение хозяйственных операций только с одобрения руководства, правильное и надлежащее фиксирование в бухгалтерском учёте всех операций, доступ к активам только с разрешения соответствующего руководства, определение руководством с установленной периодичностью соответствия зафиксированных в бухгалтерском учёте и фактически имеющихся в наличии активов и принятие, в случае расхождения, надлежащих мер.

В специальной литературе выделяют следующие элементы СВК: компетентный персонал с четко определенными правами и обязанностями; разделение соответствующих обязанностей (по хранению активов и их учету, по совершению сделок, по учету); соблюдение необходимых формальных процедур при совершении хозяйственных операций; контроль за сохранностью документации (нумерация, составления  документов во время совершения операции или сразу после ее совершения, простота и ясность); фактический контроль над активами и документацией (фактическая проверка материально-ответственным лицом); независимая проверка выполнения обязанностей (внутренний аудит).

Структура и функционирование определённых элементов системы внутреннего  контроля могут увеличивать или  уменьшать вероятность наличия  существенных ошибок или искажений  в проверяемой финансовой отчётности. Поэтому мы считаем важным провести оценку системы внутреннего контроля исследуемой организации.

Порядок изучения и оценки СВК определён  правилом (стандартом) аудиторской  деятельности «Изучение и оценка системы бухгалтерского учёта и  внутреннего контроля в ходе аудита» ( от 25.12.1996 г.). В соответствии с данным стандартом рекомендуется использовать следующие типовые формы проведения и документирования этой работы: специально разработанные тестовые процедуры, перечни типовых вопросов, специальные бланки и проверочные листы, блок-схемы и графики, перечни замечаний, протоколы или акты. По итогам процедуры можно оценить надёжность СВК как «низкую», «среднюю» или «высокую».

Оценку фактического состояния  и эффективности СВК в ООО  «Правда» будем проводить с помощью специально разработанного опросного листа (см. Таблицу 2.1). При этом утвердительный ответ положительно характеризует состояние СВК организации, и наоборот.

Таблица 2.1

№ п/п

Вопрос

Да

Нет

Нет ответа

Приме-чание

1

2

3

4

5

6

1

Имела ли место реорганизация в течение проверяемого периода; какие отделы (участки учёта) были затронуты реорганизацией.

 

+

   

2

Изменялся ли состав бухгалтерии  в течение проверяемого периода. Были ли значительные изменения в  составе и функциях персонала, проводившего обработку данных за проверяемый период.

 

+

   

3

Разработана ли схема  документооборота в целом по организации, бухгалтерии, учёту финансовых результатов.

 

+

   

4

Соответствуют ли положения  учётной политики организации требованиям  законодательства.

+

     

5

Соблюдаются ли в организации положения учётной политики.

+

     

6

Имели ли место изменения  в учётной политике организации  в течении проверяемого периода.

 

+

   

7

Разработаны ли должностные  инструкции для работников бухгалтерии.

 

+

   

Продолжение таблицы 2.1

1

2

3

4

5

6

8

Ознакомлены ли работники  с внутрифирменными положениями  и инструкциями.

 

+

   

9

Соблюдаются ли требования внутрифирменных положений и  инструкций.

   

+

 

10

Производятся ли аттестация персонала, ведётся ли работа по обучению и повышению квалификации сотрудников (курсы, семинары и т.п.)

+

     

11

Дублируются ли контрольные  и административные функции работников, отвечающих за отражение хозяйственных  операций и составление финансовой отчётности.

 

+

   

12

Адекватна ли профессиональная компетентность бухгалтера, отвечающего за оформление операций на конкретном участке учёта.

   

+

 

13

Созданы ли условия для  сохранности денежных средств и  документов,  бланков строгой  отчётности (оборудование помещений, сейф, сигнализация и т. д.)

+

     

14

Проводятся ли в организации внезапные и плановые проверки активов, учётных данных.

 

+

   

15

Составляются ли акты сверки дебиторской и кредиторской задолженности с контрагентами.

 

+

   

16

Производится ли регулярная сверка учётных данных между отделами, подразделениями.

+

     

17

Производилась ли в организации инвентаризация в отчётном периоде, какие участки учёта не были охвачены инвентаризацией.

+

     

18

Имеются ли замечания  в заключении инвентаризационной комиссии.

+

     

19

Внесены ли в регистры учёта исправления в соответствии с выводами инвентаризационной комиссии.

+

     

20

Налажена ли адекватная система компьютерной обработки  данных; степень гибкости настроек программного обеспечения; много ли расчётов производится исполнителями  вручную.

+

   

Некоторые регистры бухгалтер-ского  учёта заполняются вручную

21

Имеются ли информационные системы, ознакомлены ли работники  с изменениями нормативной базы.

+

     

22

Организована ли защита учётных данных (в том числе  компьютерных) от несанкционированного доступа.

+

     

23

Ведутся ли необходимые регистры синтетического и аналитического учёта, в том числе по учёту финансовых результатов.

+

     

Продолжение таблицы 2.1

1

2

3

4

5

6

24

Заполняются ли регистры правильно, своевременно и в полном объёме.

 

+

   

25

Утверждены ли сметы  представительских расходов, сметы авансового использования прибыли и т.п.

 

+

   

26

Осуществляются ли операции, связанные с хранением ТМЦ, залога имущества, внешнеэкономической деятельностью, ценными бумагами и финансовыми  инструментами.

 

+

   

27

Отмечается ли наличие  большого количества сторнировочных, исправительных, нестандартных проводок; по каким объектам учёта, по каким причинам.

 

+

   

 

СВК, существующую в ООО «Правда», положительно характеризуют следующие  моменты:

  • отсутствие совмещения контрольных и административных функций;
  • проведение и организация обучения и повышения квалификации персонала;
  • организованная система обеспечения сохранности активов;
  • положения учётной политики соответствуют и законодательству и её требования выполняются при ведении бухгалтерского учёта.

К незначительным недостаткам СВК можно отнести следующие факты:

    • компьютерная система не обладает достаточной гибкостью. В бухгалтерии ООО «Правда» стоит с 2004 года автоматизированная система «1С:Бухгалтерия» (версия 7.7), но бухгалтер не в полной мере владеет руководством пользователя данной системы. Таким образом, составление некоторых обобщающих документов, исчисление налогов, составление отчётности и другие операции осуществляются бухгалтером вручную.

С точки зрения оценки эффективности  системы бухгалтерского учёта необходимо оценить полноту и правильность регистрации хозяйственных операций в бухгалтерских регистрах. Минимальными требованиями к системе учёта на определённом её участке является наличие соответствующего раздела в учётной политике, а также правильное ведение регистров синтетического и аналитического учёта.

СВК, существующую в ООО «Правда», отрицательно характеризуют следующие  моменты:

    • отсутствие документов, определяющих систему разделения обязанностей. ООО «Правда» в принципе имеет хоть и простую, но чёткую структуру управления, однако, отсутствуют должностные инструкции, схемы и графики документооборота. В организации права, обязанности известны ответственным лицам, однако отсутствие документов в письменной форме, определяющих систему разделения обязанностей, повышает вероятность несвоевременного и несанкционированного отражения хозяйственных операций.

Кроме проверки учётных процедур необходимо выяснить, применяются ли в организации  процедуры контроля, направленные на предотвращение, выявление и исправление ошибок и искажений. К таким процедурам относятся регулярная сверка учётных данных между подразделениями, составление исполнителями отчётов, проведение внезапных проверок и плановых инвентаризаций.

Инвентаризация имущества и  обязательств на предприятии проводится в установленные законодательством сроки (перед составлением годовой бухгалтерской отчётности, при смене материально ответственных лиц, при выявлении фактов хищения, злоупотребления и т.д.), результаты инвентаризации соответственно оформляются.

Информация о работе Аудит финансовых резултатов