Аудит финансовых вложений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 00:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является проведение анализа стадий, этапов и методик проведения аудита операций по учету финансовых вложений.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть данные о бухгалтерском учете финансовых вложений.
2. Рассмотреть основные подходы к проверке финансовых вложений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..………………..
ГЛАВА 1. Бухгалтерский учет финансовых вложений …………………..
1.1. Понятие финансовых вложений………………….……………………
1.2. Нормативное регулирование учета финансовых вложений…….….
1.3. Документальное оформление операций с финансовыми вложениями……………………………………………………………….…..
ГЛАВА 2. Рассмотрение операций с финансовыми вложениями в ходе аудиторской проверки ………………………………………………….……
2.1. Аудиторские процедуры по проверке финансовых вложений…….
2.2. Отражение в аудиторском отчете процедур по проверке финансовых вложений………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………..………..……....

Файлы: 1 файл

курсач 1.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

8. Положением по бухгалтерскому  учету «Информация об участии  в совместной деятельности» ПБУ 20/03, утвержденным приказом Минфина России от 24.11.2003 №105н (в ред. от 18.09.2006);

9. Методикой расчета собственных  средств профессиональных участников  рынка ценных бумаг, утвержденной  приказом ФСФР России от  23 октября 2008 г. № 08-41/пз-н;

10. Методическими указаниями по  инвентаризации имущества и финансовых  обязательств, утвержденными приказом  Минфина России от 13.06.1995 №49 (в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 № 142н);

11. Приказом Минфина РФ от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (в ред. Приказов Минфина России от 04.12.2012 № 154н);

12. Планом счетов бухгалтерского  учета финансово-хозяйственной деятельности  организаций и Инструкцией по  его применению, утвержденным приказом  Минфина России от 31.10.2000 №94н (в ред. Приказов Минфина РФ от 08.11.2010 № 142н).

Рассмотрим некоторые из них. Прежде всего, это Федеральный закон «О бухгалтерском учете» 06.12.2011 № 402-ФЗ. Этот закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

Федеральный закон от 18.07.2009 №181-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (в ред. Приказов Минфина России от 04.12.2012 № 154н). Устанавливает формы (и их образцы) промежуточной и годовой отчетности включаемых в Бухгалтерский баланс, и утверждает указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и указания о порядке составления бухгалтерской отчетности.

Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 04.03.2013 № 20-ФЗ.) и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 31.12.2012).

Это основной законодательный акт, регулирующий вопросы связанные с налогообложением, совершенствующий механизм правового регулирования налогообложения в условиях рыночной экономики, устанавливающий все более четкие условия взимания налогов и иных обязательных платежей.

Также при работе с финансовыми  вложениями бухгалтеру необходимо обратить пристальное внимание на следующие  нормативные документы:

- Письмо УМНС РФ от 04.01.2001 № 02-14/303 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ»;

- Положение по бухгалтерскому  учету «Доходы организации»          ПБУ 9/99.Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 №32н (в ред. от 27.04.2012 № 55н);

- Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации»        ПБУ 10/99.Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 №33н (в ред. от 27.04.2012 № 55н).

Принятие ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 в бухгалтерском учете дало право активным инвесторам независимо от наличия лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг в качестве обычной деятельности признавать операции с ценными бумагами и соответственно применять порядок учета общехозяйственных расходов, относящихся к этой деятельности.

ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о финансовых вложениях организации - юридического лица (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).             ПБУ 19/02 используется также при установлении особенностей учета финансовых вложений для профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов.

Таким образом, основным документом, наиболее точно устанавливающим  регламент ведения учета финансовых вложений, является Гражданский кодекс РФ. Остальные вопросы, касающиеся учета внутрихозяйственных расчетов, рассмотрены в других вышеперечисленных нормативных документах.

    1. Документальное оформление операций с финансовыми вложениями

Надлежащее документирование - средство подтверждения существования у организации права на финансовые вложения и получение денежных средств или других активов, вытекающие из этого права. Такими документами могут быть: гражданско-правовые договоры купли-продажи ценных бумаг, простого товарищества, (совместной деятельности), уступки права требования, займа банковского вклада и т.д.; учредительные договоры по созданию хозяйственных обществ, выписки из реестров, решения судов о переоформлении прав и т.д. [19, с. 204]. До момента, пока организация не получила документы, подтверждающие права на соответствующие активы, они не могут быть отражены как финансовые вложения, а уплаченные суммы будут учитываться как дебиторская задолженность.

Основными первичными документами  для учета операций с финансовыми вложениями являются: договор; акт приема-передачи; сертификат эмиссионной ценной бумаги; выписка со счета депо; выписка из реестра акционеров и другие.

Договор заключается в случаях  и с учетом требований, установленных  российским законодательством, и прежде всего, в соответствии с Гражданским Кодексом РФ. Как правило, используется письменная форма договора, для некоторых видов договоров она обязательна. Некоторые договоры, например, купли-продажи ценных бумаг, должны быть зарегистрированы в установленном порядке в специализированных компаниях. В условиях договора стороны определяют основные права и обязанности, возникающие по сделке: стоимость, порядок оплаты и передачи предмета договора, сроки, форс-мажорные обстоятельства.

Акт приема-передачи является документом, свидетельствующим о передаче материальных ценностей от одного лица другому. Факт передачи и получения заверяется подписями ответственных лиц с каждой стороны и скрепляется печатями юридических лиц. Как правило, акт приема-передачи составляется в соответствии с заключенным договором и содержит подробные характеристики передаваемого имущества. Например, в акте приема-передачи векселя указывается его эмитент, вексельная сумма, серия и номер векселя, дата и место погашения [24, с. 139].

Сертификат эмиссионной ценной бумаги может иметь место при  операциях с документарными ценными  бумагами, т.е. такими, которые существуют в виде документа.

При документарной форме эмиссионных  ценных бумаг сертификат и решение  о выпуске ценных бумаг являются документами, удостоверяющими права, закрепленные ценной бумагой.

Сертификат эмиссионной ценной бумаги - документ, выпускаемый эмитентом  и удостоверяющий совокупность прав на указанное в сертификате количество ценных бумаг. Владелец ценных бумаг  имеет право требовать от эмитента исполнения его обязательств на основании такого сертификата.

Сертификат эмиссионной ценной бумаги должен содержать следующие  обязательные реквизиты:

  • полное наименование эмитента и его юридический адрес;
  • вид ценных бумаг;
  • государственный регистрационный номер эмиссионных ценных бумаг;
  • порядок размещения эмиссионных ценных бумаг;
  • обязательство эмитента обеспечить права владельца при соблюдении владельцем требований законодательства Российской Федерации;
  • печать эмитента;
  • подписи руководителей эмитента и подпись лица, выдавшего сертификат;
  • другие реквизиты, предусмотренные законодательством РФ для конкретного вида ценных бумаг[23, с.176].

Обязательным реквизитом сертификата  именной эмиссионной ценной бумаги является имя (наименование) ее владельца.

В документарной  форме могут существовать следующие  ценные бумаги: акции и облигации  предприятий, векселя, государственные  облигации (ОГСЗ, ОВВЗ) и другие.

Оформление  векселей имеет свои особенности.

Простой вексель  должен содержать:

  • наименование "вексель", включенное в самый текст и выраженное на том языке, на котором этот документ составлен;
  • простое и ничем не обусловленное обещание уплатить определенную сумму;
  • указание срока платежа;
  • указание места, в котором должен быть совершен платеж;
  • наименование того, кому или приказу кого платеж должен быть совершен;
  • указание даты и места составления векселя;
  • подпись того, кто выдает документ (векселедателя).

Переводный (переводной) вексель должен содержать:

  • наименование "вексель", включенное в самый текст документа и выраженное на том языке, на котором этот документ составлен;
  • простое и ничем не обусловленное предложение уплатить определенную сумму;
  • наименование того, кто должен платить (плательщика);
  • указание срока платежа;
  • указание места, в котором должен быть совершен платеж;
  • наименование того, кому или по приказу кого платеж должен быть совершен;
  • указание даты и места составления векселя;
  • подпись того, кто выдает вексель (векселедателя).

Часть обращающихся на рынке ценных бумаг существует в так называемой бездокументарной форме, т.е. владельцы таких бумаг не могут их получить "на руки" в виде документа. Информация о переходе права собственности на подобные бумаги поступает предприятию в виде выписок из реестра или выписок со счета депо. Права владельцев на эмиссионные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска удостоверяются в системе ведения реестра - записями на лицевых счетах у держателя реестра или в случае учета прав на ценные бумаги в депозитарии - записями по счетам депо в депозитариях.

Выписка со счета депо содержит: реквизиты  счета депо и депозитария, сведения о ценной бумаге (количество, характеристики), наименование владельца, дату перехода права собственности, сведения о  документе, на основании которого произошла смена владельцев [27, с. 45].

Выписка из реестра предоставляется  на конкретную дату по требованию держателя  бумаг и содержит информацию о  реестродержателе, владельце, количестве ценных бумаг, характеристики ценных бумаг. Выписка заверяется подписью должностного лица и заверяется печатью реестродержателя [28, с. 57].

В бездокументарной форме могут  существовать эмиссионные ценные бумаги предприятий (акции, облигации) и государства (ГКО, ОФЗ).

Следовательно, основными первичными документами для учета операций с финансовыми вложениями являются: договор; акт приема-передачи; сертификат эмиссионной ценной бумаги; выписка со счета депо; выписка из реестра акционеров и другие. До момента, получения организацией документов, подтверждающих права на соответствующие активы, они не могут быть отражены как финансовые вложения, а уплаченные суммы будут учитываться как дебиторская задолженность.

Таким образом, исходя из требований действующего законодательства в части  заключения и проведения сделок по финансовым вложениям, приведен примерный перечень реквизитов, наличие которых должно быть предусмотрено во всех необходимых документах. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Рассмотрение операций с финансовыми  вложениями в ходе аудиторской проверки

2.1.   Аудиторские процедуры по проверке финансовых вложений

Аудит бухгалтерской отчетности экономического субъекта, подготовленной в соответствии с российским законодательством, проводится согласно:

  • Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» от 30.12.08       № 307-ФЗ (в ред. от  21.11.2011 № 327-ФЗ);
  • Федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности, утвержденным Правительством Российской Федерации;
  • Правилам (стандартам) аудиторской деятельности, одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации в части, не противоречащей Федеральным правилам (стандартам);
  • Международным аудиторским стандартам в части, не противоречащей Федеральным правилам (стандартам);
  • Внутренним стандартам, методикам и инструкциям по аудиту, подготовленным аккредитованными профессиональными аудиторскими объединениями и аудиторскими фирмами.

Порядок проведения аудиторской поверки  имеет следующую структуру: каждый раздел аудита разбивается на подразделы. Внутри каждого подраздела проводятся тесты, предметом которых являются: предмет тестирования; выводы о соответствии действующему законодательству; предложения по совершенствованию с конкретными примерами; основания для приведения в соответствие с законодательством, рекомендации по исправлению.

Сбор аудиторских доказательств осуществляется с использованием следующих методов:

  • наблюдение за инвентаризацией, анализ результатов инвентаризации (где применимо);
  • изучение документов, лежащих в основе хозяйственных или бухгалтерских операций;
  • устный опрос сотрудников и руководства всех соответствующих департаментов;
  • получение письменных подтверждений третьих сторон (банки, потребители, поставщики);
  • проверка документов, полученных от третьих лиц;
  • проверка документов клиента;
  • проверка арифметических расчетов;
  • аналитические процедуры;
  • обсуждение вопросов с руководством (Приложение 1).

Аудиторская проверка включает три основные стадии:

  • общее и детальное планирование аудиторской проверки;
  • сбор аудиторских доказательств;
  • завершение аудиторской проверки.

Информация о работе Аудит финансовых вложений