Аудит импортных операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

Будучи результатом международного разделения труда, импорт способствует экономии времени, более полному удовлетворению потребностей национальной экономики и населения.
В условиях возрастания роли кооперационного, производственного и научно-технического сотрудничества увеличивается импорт товаров (сырья, полуфабрикатов, узлов и деталей) для переработки в данной стране и последующего вывоза за границу, а также импорта товаров отечественного происхождения, прошедших переработку за границей.

Содержание работы

Введение.....................................................................................................................

Глава 1. Импортные операции как одно из направлений внешнеэкономической деятельности организации.
1.1. Понятие импортных операций и их сущность................................................
1.2. Документальное оформление импортных операций.......................................
Глава 2. Учет и налогоообложение импортных операций.
2.1. Бухгалтерский учет импортных операций....................................................
2.2. Налоголожение импортных операций............................................................
Глава 3. Импортные операции хозяйствующего субъекта как объект аудита.
3.1. Цель, задачи и последовательность поведения аудита
импортных операций...............................................................................................
3.2. Аудит налогообложения импортных операций..............................................
Заключение...............................................................................................................
Список используемой литературы.......

Файлы: 1 файл

аудит импортных операций.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

      контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;

      документы, подтверждающие факт выполнения работ или оказания услуг (счета-фактуры и счета, платежные поручения, выписки банка о списании средств со счета плательщика, т.е. те первичные и расчетно-платежные документы, которые содержат полные реквизиты места оказания услуг).

 

3.2.     Аудит налогообложения импортных операций.

 

Аудит налогообложения является одним из наиболее сложных участков аудиторской проверки, хотя само налогообложение нельзя назвать объектом аудита как таковым. Для аудита налогообложения импортных операций применяются следующие методы проверок: документальная, специальная, встречная. 

Документальной считается проверка документов и записей операций в учетных регистрах (применяются методы формальной, логической и арифметической (счетной) проверки).

Специальная проверка применяется в случае необходимости привлечения к проверке эксперта в той или иной сфере деятельности. 

Встречная проверка осуществляется в целях установления соответствия проверяемой отчетности определенным требованиям. [29]

Следует отметить, что все аудиторские услуги оказываются в интересах тех или иных пользователей бухгалтерской отчетности, которые хотят, чтобы отчетность была составлена добросовестно и была достоверной. Их интересы в значительной степени переплетаются, что проявляется в следующем:

      собственники хотят проверить нанятую ими администрацию;

      администрация хочет проверить нанятых сотрудников, но не желает, чтобы ее проверяли собственники;

      кредиторы хотят, чтобы были объективно оценены статьи отчетности и прежде всего баланса;

      налоговые органы заинтересованы в том, чтобы были соблюдены все требования налогового законодательства.

Цели, преследуемые перечисленными пользователями, носят противоречивый характер: администрация стремиться получить премию; собственники — увеличить дивиденды; кредиторам важно, чтобы предприятие сохраняло платежеспособность. При этом все они (за исключением налоговых органов) заинтересованы в создании больших финансовых резервов и снижение прибыли. Налоговые же органы, напротив, стремятся к тому, чтобы в отчетности была показана как можно большая сумма прибыли. Чтобы найти необходимый компромисс, аудитор должен установить соответствие проверяемой им отчетности следующим требованиям:

      полнота — все факты хозяйственной жизни, которые должны быть включены в бухгалтерскую отчетность, входят в нее;

      точность — все учтенные факты верны в математическом отношении, и эти верные суммы правильно отнесены на соответствующие счета, суммированы и перенесены в Главную книгу;

      существование – все активы и пассивы существовали на дату составления баланса, а все отраженные факты действительно имели место в прошлом;

      ограничение учетного периода — все факты имели место в пределах соответствующего отчетного периода;

      оценка — выбраны и применимы соответствующие учетные измерители;

      принадлежность (права и обязанности) – на все учтенные средства предприятие имеет права, а вся кредиторская задолженность относится к его задолженности на дату составления баланса;

      представление и раскрытие – все факты хозяйственной жизни правильно классифицированы и описаны, раскрыты необходимые детали.

 Информационная база аудита может считаться полной только в том случае, если она обеспечивает качественное решение всех стоящих перед аудитом задач. Следовательно, основой для определения состава необходимой информации должен выступать прежде всего раздел учета, связанный с осуществлением контроля.  [29]

При проведении аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам выполняются все этапы аудита, а именно:

      предварительное планирование аудита налогообложения;

      непосредственное планирование аудита налогообложения;

      оценка системы внутреннего контроля предприятия по правильности, своевременности и полноте исчисления налогов;

      проведение аналитических процедур (аудит по существу);

      оценка результатов аудиторской выборки;

      оценка влияния результатов аудита налогообложения на мнение аудитора о степени достоверности финансовой отчетности.

Источниками информации для проведения аудита налогообложения являются:

      распорядительные документы, определяющие общие положения учета;

      налоговая отчетность (декларации и регистры);

      финансовая отчетность;

      регистры синтетического бухгалтерского учета;

      регистры аналитического учета;

      первичные документы.

Исходя из того, что аудитор должен подтвердить соответствие совершаемых операций и ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, можно утверждать, что налоговый учет представляет собой самостоятельный вид систематизации информации с целью составления налоговых деклараций в соответствии с бухгалтерскими записями, т.е. он является частью бухгалтерского учета предприятия и формируется по правилам налогового законодательства. 

Аудит налогообложения входит в общий план аудита и программу проверки любого предприятия. Проверка аудита для конкретного экономического субъекта включает в себя проверку только тех налогов, которые непосредственно уплачивает экономический субъект. 

Аудиторы, проверяя реализацию импортных товаров, обязаны также проверять своевременность и полноту сдачи валютной выручки в уполномоченный банк и правильность исчисления и уплаты налогов. В связи с этим аудитор должен составить аудиторскую программу проверки операций по исчислению и уплате налогов. [Приложение 2]

Переход права собственности на импортируемые товары при отражении операций по импорту товаров имеет большое значение. Налаженный учет, постоянный анализ условий поставки по импортным контрактам поможет предприятиям уберечься от ошибок при определении налогооблагаемой базы и исчислении налогов.

Условия поставки оказывают немаловажное влияние на порядок налогообложения и своевременность принятия товаров к учету. Российский покупатель имеет право оприходовать импортные товары только в момент перехода к нему права собственности. В случае неверного определения этого момента будет неправильно определена стоимость импортируемого товара в связи с изменением курса валюты, что повлечет за собой ошибку в расчете курсовых разниц и, как следствие, налогооблагаемой прибыли. 
Не правомерно также при оприходовании товара до момента перехода права собственности принимать к вычету НДС, уплаченный на таможне. 
Если товар был оприходован и реализован в разные отчетные периоды, неверное определение момента перехода права собственности может привести к занижению расчетной базы по налогу на имущество. [29]

Правила «Инкотермс» момент перехода прав собственности не устанавливают, так как носят лишь рекомендательный характер. В связи с этим заинтересованные стороны должны определить в контракте момент перехода права собственности, который может не совпадать с моментом перехода рисков. В этом случае импортер может понести расходы по доставке товаров до момента перехода права собственности на импортируемые товары и не сможет их отразить не только в стоимости товаров, но и вообще в бухгалтерском учете. Товары учитываются по фактической себестоимости, т.е. в сумме затрат на их приобретение. Вместе с тем данное положение, распространяется лишь на товары, принадлежащие импортеру на праве собственности, и не относится к другим товарам. Следовательно, если расходы по доставке импортных товаров будут включены в стоимость товара, то при дальнейшей реализации это приведет к занижению налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль. 

При обнаружении такого рода ошибок аудитор должен предложить пересчитать налогооблагаемую прибыль, исключив из нее суммы транспортных расходов. Во избежание таких ситуаций в импортном контракте необходимо отдельным пунктом указать, что транспортные расходы несет импортер. 

Для выполнения программы аудита импортных операций в части правильности определения налогооблагаемой базы по налогам на имущество, на прибыль необходимо проверить:

      правильность, своевременность, полноту формирования налогооблагаемой базы, соблюдение основных принципов при ее определении;

      правильность формирования налоговых вычетов;

      обоснованность внесения исправлений в налоговую отчетность и налоговые регистры;

      достоверность первичных документов для заполнения налоговых регистров;

      реальность включения первичных документов в соответствующие периоды.

Проверку можно осуществить, анализируя данные налоговой отчетности в сравнении с данными аналитических регистров налогового учета. При этом сведения в первичных документах должны соответствовать сведениям в регистрах аналитического налогового учета.[29]

В соответствии с программой аудита не обходимо проверить, кроме того, правильность определения в расчетной стоимости импортируемых товаров. Для этого следует:

      проверить полноту и достоверность расчета таможенной стоимости за отчетный период;

      удостовериться, что импортные цены соответствуют нынешнему рыночному уровню цен, для чего проверяются первичные документы, определяющие фактическую стоимость товара, паспорта импортных сделок и др.

Можно предложить следующий алгоритм проведения аудита импортных операций (рис. 3). [Приложение 3]

Реализация изложенных аспектов налогообложения импортных операций окажет существенную помощь в ходе аудита процессов внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аудит учета импортных операций и возникающие при этом проблемы во многом обусловлены недостаточной изученностью данного вида аудита, а также некоторыми пробелами в действующих нормативных актах, касающихся этого вопроса.

Далеко не каждая организация способна самостоятельно и своевременно дать профессиональную оценку полноты, законности и своевременности отражения в отчетности импортных операций с учетом их специфики, оценить риски искажения отчетности.

Поэтому эффективное проведение аудиторской проверки позволит организации заручиться не только профессиональным суждением, но и минимизировать ряд рисков, связанных с осуществлением импортной деятельности.

В данной работе были отражены основные положения аудита на предприятия, осуществляющего деятельности по импорту товаров, работ и услуг: приведены нормативные акты, регулирующие как учет работы самого предприятия, так и проведение аудиторской проверки; перечислены документы, которые фирма должна предоставить аудитору для осуществления проверки; дана информация по оценке системы внутреннего контроля аудируемого лица, наконец, был разработан план и программа для проверки деятельности предприятия, занимающегося импортной деятельностью.

Систематизация и анализ теоретического материала позволили сделать конкретные практические рекомендации, позволяющие снять некоторые существующие проблемы. Необходимо отметить, что в соответствии с российским законодательством расходы, связанные с имуществом, несет его собственник. Поэтому при заключении договора купли-продажи следует избегать таких условий, когда риск случайной гибели товаров несет покупатель, а право собственности принадлежит продавцу. В этом случае покупатель, не будучи собственником товара, вынужден оплачивать расходы по его доставке. Поэтому целесообразнее зафиксировать в договоре переход права собственности в момент перехода рисков случайной гибели или утраты товаров. При заключении контракта необходимо четко оговорить момент перехода права собственности на товар к покупателю. В противном случае возможно возникновение конфликтной ситуации при проверках, осуществляемых налоговыми органами.

В своей работе аудитор должен руководствоваться валютным законодательством РФ. Он должен свободно ориентироваться в порядке валютного регулирования и валютного контроля, хорошо знать все формы валютных расчетов, порядок учета импортных операций, знать, как правильно составить контракт и проверить правильность составления паспорта сделки.

Исследования, проведенные в рамках данной работы, и полученные результаты позволяют сделать вывод о несомненной актуальности данной темы и необходимости продолжения работы по решению существующих проблем в этой области.

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Аудит импортных операций