Аудит качества учета готовой продукции и их достоверности, как показателя финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 02:14, курсовая работа

Описание работы

Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Именно поэтому очень важно уделять особое внимание учету готовой продукции на предприятии, т.к. это основное звено любого предприятия.
Аудиторская деятельность в России на сегодняшний день достаточно подробно регламентирована. Сформировался рынок аудиторских услуг. Весьма заметное место на этом рынке занимают сегодня отечественные фирмы, крупнейшие из которых имеют весьма устойчивое положение и заслуженный авторитет.
От своевременного, полного и достоверного отражения в учете информации об объемах выпущенных и проданных изделий зависит эффективность контроля за сохранностью материальных ценностей, за выполнением заданий по объему, ассортименту, качеству продукции, обязательств по ее поставке, за соблюдением сметы расходов, связанных с отгрузкой и реализацией продукции.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….……3
1.Теоретические аспекты аудита учета готовой продукции…………….……………………4
1.1 Сущность и структура понятия «готовая продукция»…………………………………….4
1.2 Современные методы аудиторской проверки учета готовой продукции………………..8
1.3 Аудит, как вид финансового контроля……………………………………………………10
1.4 План составления и предоставления аудиторского заключения………………………..16
1.5 Типичные ошибки аудита готовой продукции…………………………………………...19
Заключение………………………………………………………………………………….…..29
Список литературы……………………………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Audit курс.раб..docx

— 116.90 Кб (Скачать файл)

4. аудит цикла получения  доходов и реализации продукции, работ и услуг;

5. аудит закупочного цикла;

6. аудит цикла производства  и расходования ресурсов;

7. проверка порядка начисления  и выплаты заработной платы;

8. проверка порядка формирования  и использования чистого дохода;

9. проверка правильности  начисления и своевременности  уплаты налогов в бюджет;

10.проверка формирования  и использования собственного  капитала;

11.проверка правильности  и своевременности погашения  обязательств;

12.проверка расчетов с  дебиторами и кредиторами;

13.аудит долгосрочных  активов (основных средств, долгосрочных  инвестиций в дочерние и зависимые  организации, ассоциированные компании);

14.аудит денег и прочих  текущих активов (касса, текущие  и валютные счета, ценные бумаги  краткосрочные финансовые инвестиции, ТМЗ) и т.п. [5,с.44].

На третьем этапе осуществляется сбор и оценка компетентных сведений и фактов, чтобы выразить независимое мнение о состоянии предмета и объектов проверок. Этот этап тесно взаимосвязан с предыдущим, т.е. реализацией стратегии, общего плана и программ аудита. При выполнении аудита может возникнуть необходимость в пересмотре и корректировке стратегии, плана и программ проведения проверок. Внимание аудитора должно быть направлено не столько на показатели финансовых отчетов, столько на те выводы, которые руководство исследуемой фирмы сделало на их основе. В процессе аудиторской проверки финансовой отчетности устанавливаются правильность составления бухгалтерского баланса, отчетов о прибылях и убытках, движении денежных средств, изменениях в собственном капитале, достоверность информации в учетной политике и пояснительной записки. Например, аудитор проверяет отчет о прибылях и убытках в целяъх установления правильности расчета дохода от обычной деятельности до налогообложения.

Совокупный доход должен быть определен финансовой результативностью по предприятию в целом и отдельно по его структурным подразделениям и видам деятельности. Если такие расчеты на предприятии не ведутся, аудитор должен их выполнить самостоятельно для обоснования своих выводов. Вместе с тем аудитор должен проверить:

· полноту выполнения решений собственников предприятия об изменении объема уставного капитала;

· тождество данных синтетического и аналитического учета по счетам активов, собственного капитала и обязательств, отраженных в балансе;

· полноту включения в финансовую отчетность дебиторской и кредиторской задолженностей, расходов и доходов будущих периодов, правильность оценок активов и т.д.

Как правило аудиторской проверке подлежат все операции, приносящие предприятию более 50% дохода или оборот; крупные сделки и операции, зарегистрированные в конце квартала или финансового года; коэффициенты и контрольные цифры, отличающиеся от исчисленных в среднем за последние 5 лет; ситуация с оборотными средствами; факты необоснованной необходимости резкого поднятия расходов и доходов для удержания цен а акции; причина и характер судебных исков к предприятию, особенно в связи с претензиями акционеров др.

После анализа значимости отчетных данных необходимо выявить риск аудиторской ошибки, т.е. определить вероятность того, что вывод аудитора может оказаться ошибочным, так как он основывался на данных, значимость которых была определена неверно. Выполнив оценку значимости данных и определив вероятность аудиторской ошибки, можно добиться существенного18 сокращения объема работ по бухгалтерской проверке и связанных с этим затрат сил и средств. Оценка степени риска аудиторской ошибки должна осуществляться с учетом величины аудиторского риска, связанного с системой контроля и с возможностью обнаружения ошибок. На заключительном этапе обобщаются итоги проверок, выявляются резервы, обосновываются и формулируются выводы, разрабатываются рекомендации по устранению обнаруженных недостатков, оптимизации и повышению эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. При этом особое внимание уделяется выявлению и классификации типичных ошибок по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности. Опыт аудиторских проверок свидетельствует о том, что наиболее серьезные недостатки в бухгалтерском учете связаны с оформлением и обработкой первичных документов и ведением учетных регистров с нарушением установленных стандартов и правил.

Например, типичными недостатками оформления первичных документов являются:

· пропуски в заполнении реквизитов;

· отсутствие штампа или отметки с указанием дат составления или погашения;

· неоговоренные исправления;

· небрежность заполнения;

· отсутствие нумерации, подписей ответственных лиц и т.д [8,с.55].

В результате не обеспечивается юридическая сила документов, создаются возможности их повторного использования и других злоупотреблений. Бывают случаи, когда предприятия вводят не предусмотренные Рабочим планом счетов бухгалтерского учета счета и субсчета или необоснованно отказываются от ведения некоторых из них. Особенно много недостатков выявляется в учете заработной платы, издержек производства и финансовых результатов. На некоторых предприятиях расчетно-платежные ведомости не группируются помесячно и за квартал, а указанные в них суммы начисленной заработной платы и удержаний, в том числе налогов, не подсчитываются нарастающим итогом.

Отсутствуют лицевые счета, карточки учета заработной платы персонала, что затрудняет правильное исчисление налогов, выдачу справок и т.д. Заработную плату иногда выплачивают по распискам и недооформленным расходным кассовым ордерам. Ошибки в распределении расходов между отчетными периодами в основном связаны с неправильным отражением и погашением затрат на освоение новых производств и предприятий, неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств, расходами на подготовительно- заключительные работы в сезонных отраслях, а также с исчислением и погашением затрат на оплату отпусков и другие. Кроме того, много нарушений допускается в учете внешнеэкономической деятельности предприятий, особенно при ведении19 валютных операций: не учитываются курсовые разницы за период совершения операций и а конец месяца [10,с.93].

 

 

 

1.4 План составления  и предоставления аудиторского  заключения

 

После составления предварительной версии аудиторского заключения аудитор обычно даёт клиенту время для ознакомления с результатами и для исправления тех основных замечаний, которые сделал аудитор. Основной составляемый документ - это Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита. Аудитор должен составлять этот документ во всех случаях обязательного аудита. При инициативном аудите этот документ составляется, только если это предусмотрено договором. Цель этого документа - доведение до сведения руководства информации о недостатках в системе учёта и внутреннего контроля клиента, которые могут привести к существенным ошибкам [6,с.90].

Однако следует помнить, что данный документ не является полным отчётом обо всех обнаруженных ошибках, а является свидетельством только тех ошибок, которые были обнаружены аудитором в процессе проверки.

Письменная информация аудитора адресуется руководителям и (или) собственникам экономического субъекта. Данный документ подписывается аудиторами, непосредственно проводившими проверку (или руководителями аудиторских групп). Письменная информация должна иметь сквозную нумерацию страниц. Первая страница оформляется на фирменном бланке аудиторской организации [6,с.112].

В письменной информации аудитора в обязательном порядке должны содержаться следующие сведения:

1. Реквизиты  аудиторской организации, а именно:

- официальное наименование и юридический (почтовый) адрес аудиторской фирмы либо фамилия, инициалы и адрес аудитора, осуществляющего свою деятельность самостоятельно;

- номер и дата регистрационного свидетельства;

- номер и дата выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности;

- перечень и специализация всех аудиторов и иных специалистов, принимавших участие в аудите, их фамилии, инициалы, номера и даты выдачи квалификационных аттестатов в случае их наличия, указание обязанностей в ходе проведения аудита.

2. Реквизиты  проверяемого экономического субъекта, а именно:

- официальное наименование и юридический (почтовый) адрес юридического лица либо фамилия, инициалы и адрес физического лица (индивидуального предпринимателя);

- номер и дата регистрационного свидетельства;

 

- перечень должностных лиц (фамилии, инициалы, должность), ответственных за составление бухгалтерской отчётности юридического лица.

3. Указание  на период времени, к которому  относится документация экономического  субъекта, проверенная в ходе  аудита, дата подписания письменной информации аудитора.

4. Выявленные  в ходе аудита существенные  нарушения установленного законодательством  РФ порядка ведения бухгалтерского  учёта и составления бухгалтерской  отчётности, влияющие или могущие повлиять на её достоверность.

5. Результаты  проверки организации и ведения  бухгалтерского учёта, составление  соответствующей отчётности и  состояние системы внутреннего  контроля экономического субъекта [14,с.50].

Кроме того, в этот документ также могут быть включены: информация об особенностях выполнения аудиторской проверки, предусмотренных договором (контрактом, письмом-обязательством) между аудиторской организацией и экономическим субъектом, а также сведения об обстоятельствах выполнения работы, сложившихся в ходе проверки; данные о количественном составе работников, выполняющих бухгалтерский учёт, о структуре бухгалтерии и об особенностях применяемой системы бухгалтерского учёта;перечень основных областей или направлений бухгалтерского учёта, которые подлежали проверке; сведения о методике аудиторской проверки, подтверждение того, что аудиторская организация следовала в работе правилам (стандартам) аудиторской деятельности, указание на то, какие разделы бухгалтерской документации были проверены сплошным способом, а какие - выборочно, и на основе каких принципов производилась аудиторская выборка; перечень замечаний, указаний на недостатки и рекомендаций как таковых; оценку (при наличии такой возможности) количественного расхождения отчётных и (или) налоговых показателей по данным экономического субъекта, а также прогнозируемых по результатам проверки аудиторской организацией; результаты аудита филиалов и подразделений.

В письменной информации аудитора в обязательном порядке должно быть указано, какие из сделанных замечаний являются существенными, а какие – нет [11,с.61].

Письменная информация аудитора может быть передана только следующим лицам:

а) лицу, подписавшему договор (контракт, письмо-обязательство) на оказание аудиторских услуг;

б) лицу, прямо указанному в качестве получателя письменной информации аудитора в договоре (контракте, письме-обязательстве) на оказание аудиторских услуг;

в) любому другому лицу - в случае письменного указания на то со стороны лица, подписавшего договор.

Письменная информация аудитора составляется не менее чем в двух экземплярах. Один передаётся вышеупомянутым лицам, второй остаётся в аудиторской фирме.

На данный документ распространяется требование конфиденциальной информации.

В случае смены аудиторской организации руководство проверяемого экономического субъекта обязано предоставить новой аудиторской организации копии письменной информации по результатам аудиторских проверок не менее чем за три предшествующих финансовых года. Новая аудиторская фирма обязана соблюдать конфиденциальность данной информации.

После того как на основании письменной информации были внесены определённые изменения в отчётность, составляется итоговый вариант аудиторского заключения. Если в результате аудита клиент внёс необходимые поправки в бухгалтерскую отчётность до представления её заинтересованным пользователям, аудиторское заключение не должно содержать указаний на эти поправки. Исправления в аудиторском заключении не допускаются [17,с.79].

Если аудиторское заключение составляется в отношении сводной или консолидированной бухгалтерской отчётности, то в заключении должны быть показаны результаты аудита всех аффилированных лиц независимо от их географического местонахождения, степени хозяйственной и финансовой самостоятельности, структуры отчётности, внутрихозяйственных взаимоотношений, а также представительств.

Должно быть соблюдено требование единства формы и содержания аудиторского заключения.

Аудиторское заключение обязательно должно быть адресовано собственнику аудируемого лица (акционерам), совету директоров и т.п. Оно должно содержать перечень проверенной финансовой (бухгалтерской) отчётности аудируемого лица с указанием отчётного периода и её состава.

В аудиторском заключении обязательно должно быть указано, что ответственность за ведение бухгалтерского учёта, подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчётности возложена на аудируемое лицо. Также должно быть отражено, что ответственность аудитора заключается только в выражении на основании проведённого аудита мнения о достоверности этой финансовой (бухгалтерской) отчётности во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учёта законодательству РФ.

Информация о работе Аудит качества учета готовой продукции и их достоверности, как показателя финансовой отчетности