Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 14:56, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в настоящее время у большинства предприятий возникает потребность в заемных средствах. Они вынуждены обращаться за помощью к различного рода кредиторам: банкам, кредитным организациям, частным лицам, предприятиям с устойчивым финансовым положением, имеющим свободные денежные средства.
Цель работы – теоретическое исследование и проведение аудита расчетов по кредитам и займам.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы учета и аудита кредитов и займов
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА РАСЧЕТОВ ПО КРЕДИТАМ И ЗАЙМАМ
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАО ИМ. МИЧУРИНА
4. АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО КРЕДИТАМ И ЗАЙМАМ
5.ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
6.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
По данным таблицы 6 за анализируемый период собственный капитал Завода № 1 увеличился на 37,36% из-за увеличения нераспределенной прибыли. Это является положительным фактом в деятельности предприятия и вызвано увеличением чистой прибыли.
Долгосрочные обязательства представлены кредитами и займами, которые уменьшаются за счет их погашения и переведения части кредитов, до срока погашения которых осталось меньше 12 месяцев, в краткосрочные обязательства.
В составе краткосрочных обязательств положительным является факт снижения на 50,19% кредиторской задолженности. Краткосрочные кредиты и займы увеличились на 110,54%, это вызвано появлением новых обязательств и приближающимся сроком погашения долгосрочных кредитов и займов.
Наибольший удельный вес в структуре источников средств занимают собственный капитал (79,71%), который в большей степени представлен нераспределенной прибылью – 67,66%. Долгосрочные обязательства имеют тенденцию уменьшения и в 2010 году составляют 3,27%. Краткосрочные обязательства составляют 17,02%, из которых 13,17% кредиты и займы. Таким образом, в общей структуре источников кредиты и займы составляют 16,44% (3,27%+13,17%).
Завод № 1 имеет стабильное финансовое положение, о чем свидетельствует коэффициент автономии, который составляет 0,8 коэффициентной доли, что на 33,33% выше нормы.
учет кредит заем аудит
3. АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО КРЕДИТАМ И ЗАЙМАМ
3.1 Нормативно-правовая база и задачи аудита кредитов и займов
Система нормативного регулирования в России состоит из документов четырех уровней. К первой группе документов относятся:
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 года №129-ФЗ (в редакции от 28.09.2010 N 243-ФЗ). Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, зарегистрированные в качестве юридического лица в соответствии с законодательством РФ. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону. В случае возникновения противоречий с содержанием других федеральных законов нормы права, выступающие предметом Федерального закона, имеют приоритет.
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ (в ред. от 28.12.2010 N 400-ФЗ). Он определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Российская Федерация. Правительство РФ. Постановление об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности от 23 сентября 2002 г. N 696 (в ред. от 27.01.2011 N 30)
Налоговый кодекс РФ, в котором определено понятие расходов и порядок их признания для целей налогового учета; установлены налоги, взимаемые с сельскохозяйственных предприятий и включаемые в себестоимость производимой продукции.
Гражданский кодекс РФ, который регулирует правовые основы кредитных отношений. Содержит порядок заключения и расторжения гражданско-правовых договоров.
Второю группу документов регулирует Министерство финансов РФ, Центральный банк России и другие органы исполнительной власти. К документам второго уровня относятся положения регламентирующие принципы и правила учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения, которые составляют систему национальных стандартов, ориентированную на Международные стандарты финансовой отчетности. В настоящее время в России система национальных стандартов - положений по бухгалтерскому учету включает 22 положения, из них:
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 от 06.10.08 N 106н (в редакции Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 N 144н). Это положение устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ. В положении оговаривается порядок формирования учетной политики, т.е. кем составляется и утверждается, при этом говорится о том какие документы утверждаются, раскрытие и изменение ее.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008 от 6 октября 2008 г. N 107н (в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 N 144н). Устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
К документам третьего уровня относится План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000г № 94н (в редакции от 08.11.2010 N 142н), составляют основу организации учета на всех предприятиях независимо от подчиненности, форм собственности, организационно-правовой формы. План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете и содержит наименования и коды счетов. В Инструкции по применению плана счетов приведена краткая характеристика счетов, раскрыта их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов, порядок учета наиболее распространенных операций. К третьему уровню так же относятся инструкции и методические указания, разрабатываемые и вводимые в действие в разрезе отдельных Положений по бухгалтерскому учету.
Документы четвертого уровня разрабатываются предприятием и утверждаются руководителем организации. К ним относятся:
- Устав предприятия;
- Приказ «Об учетной политике организации»;
- Рабочий План счетов организации;
- График документооборота.
К основным задачам аудита расчетов по кредитам и займам относятся:
- изучение кредитных договоров, договоров залога, договоров займа;
- изучение правомерного расходования средств кредитов и займов;
- оценка состояния синтетического и аналитического учета кредитов и займов
- установление правомерности отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности кредитов и займов;
- проверка своевременного и полного погашения кредитов и займов;
- анализ начисления процентов за пользование и их списание.
3.2 Планирование аудита
В соответствии с утвержденным Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Планирование аудита» (п. 10) в процессе планирования аудиторской проверки должна быть составлена и документально оформлена программа аудита – документ, определяющий характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита.
Планирование аудита – один из важнейших процессов в осуществлении аудиторской проверки.
Для того чтобы включить в общий план аудита тот или иной раздел, аудитору следует получить для этого определенную информацию. Источниками получения такой информации являются:
1) устав экономического субъекта;
2) документы о регистрации экономического субъекта;
3) документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесение изменений в нее;
4) бухгалтерская и статистическая отчетность;
5) документы планирования деятельности экономического субъекта;
6) контракты, договоры, соглашения экономического субъекта;
7) внутренние отчеты аудиторов, консультантов;
8) внутрифирменные инструкции;
9) материалы судебных и арбитражных исков;
10) документы, регламентирующие производственную и организаторскую структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний;
11) сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта;
12) информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков и складов.
Предприятиями и организациями могут использоваться различные первичные учетные документы: унифицированные первичные документы; документы, разрабатываемые предприятиями самостоятельно.
При аудите кредитов и займов аудитору в качестве первичных документов в бухгалтерии проверяемого предприятия предоставляют:
выписки банка, если проценты снимаются с расчетного счета;
платежные поручения, если проценты перечисляются в другой банк;
мемориальные ордера банка;
выписки банка по ссудному счету;
кредитные договоры, договоры займа и залога;
договоры страхования невозврата кредитов;
дополнительные соглашения к кредитным договорам.
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
На стадии предварительного планирования аудиторская группа должна сделать предварительное заключение о величине существенных показателей, то есть величине, при которой ошибки как единичные, так и взятые суммарно, могут существенно повлиять на данные в финансовой отчетности.
Рассчитаем уровень существенности, данные представим в таблице 7.
Таблица 7 – Расчет уровня существенности
Наименование базового показателя | Значение базового показателя бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта (тыс.руб.) | Доля (%) | Значение, применяемое для нахождения уровня существенности (тыс.руб.) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Чистая прибыль | 45086 | 5 | 2254 |
Выручка от продаж | 55349 | 2 | 1107 |
Валюта баланса | 287654 | 2 | 5753 |
Собственный капитал | 229285 | 10 | 22929 |
Общие затраты предприятия | 155502 | 2 | 3110 |
Расчет:
В столбце 2 записываем показатели, взятые из бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Показатели в столбце 3 должны быть определены внутренней инструкцией аудиторской фирмы и применяться на постоянной основе. Столбец 4 получают умножением данных из столбца 2 на показатель из столбца 3, разделенный на 100%. Среднее арифметическое показателей в столбце 4 составляет:
(2254+1107+5753+229289+3110)/
Наименьшее значение отличается от среднего на:
(48303-1107)/48303×100% = 98%
Наибольшее значение отличается от среднего на:
(48303-22929)/48303×100%=53 %, то есть почти вдвое.
Поскольку значения 1107 тыс.руб. и 22929 тыс.руб. отличается от среднего значительно, принимаем решение отбросить при дальнейших расчетах наименьшее и наибольшее значение. Новое среднее арифметическое составит:
(2254+5753+3110)/3= 3706 тыс.руб.
Полученную величину допустимо округлить до 4000 тыс.руб. и использовать данный количественный показатель в качестве значения уровня существенности. Различие между значением уровня существенности до и после округления составляет:
(4000-3706)/4000×100%=7%
Различие между значениями уровня существенности до и после округления составляет 7%,что находится в пределах 20%. Данная величина и является единым показателем уровня существенности, который можно использовать аудитору в своей работе.
Следующий этап процесса планирования – оценка системы внутреннего контроля, основная цель которой – создание основы для планирования аудиторской проверки, а также для определения вида, времени проведения, объема аудиторских процедур, которые находят свое отражение в аудиторской программе.
Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, и выявляет ее. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудиторская организация должна собрать достаточное количество аудиторских доказательств. Если аудиторская организация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящей аудиторской проверки.
Вопросы, которые необходимо задать аудитору руководству экономического субъекта в момент планирования программы по проведению аудита кредитов и займов, приведены в таблице 8.
Таблица 8 - Вопросы для проверки
№ п/п | Вопрос | Вариант ответа |
1 | Предприятие получало кредиты только в одном банке | Да |
Нет | ||
2 | Предприятие получаю деньги путем зачисления на расчетный счет | Да |
Нет | ||
3 | Превышение банковских процентов сверх установленных норм относили на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли | Да |
Нет | ||
4 | Проценты по долгосрочным кредитам выплачивались после введения объектов основных средств в эксплуатацию | Да |
Нет | ||
5 | Все ли кредиты и займы были израсходованы по целевому назначению | Да |
Нет |