Аудит кредитов и займов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в настоящее время у большинства предприятий возникает потребность в заемных средствах. Они вынуждены обращаться за помощью к различного рода кредиторам: банкам, кредитным организациям, частным лицам, предприятиям с устойчивым финансовым положением, имеющим свободные денежные средства.
Цель работы – теоретическое исследование и проведение аудита расчетов по кредитам и займам.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 изучить теоретические основы учета и аудита кредитов и займов

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА РАСЧЕТОВ ПО КРЕДИТАМ И ЗАЙМАМ
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАО ИМ. МИЧУРИНА
4. АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО КРЕДИТАМ И ЗАЙМАМ
5.ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
6.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Аудит кредитов и займов.doc

— 310.50 Кб (Скачать файл)

 

По данным таблицы 6 за анализируемый период собственный капитал Завода № 1 увеличился на 37,36% из-за увеличения нераспределенной прибыли. Это является положительным фактом в деятельности предприятия и вызвано увеличением чистой прибыли.

Долгосрочные обязательства представлены кредитами и займами, которые уменьшаются за счет их погашения и переведения части кредитов, до срока погашения которых осталось меньше 12 месяцев, в краткосрочные обязательства.

В составе краткосрочных обязательств положительным является факт снижения на 50,19% кредиторской задолженности. Краткосрочные кредиты и займы увеличились на 110,54%, это вызвано появлением новых обязательств и приближающимся сроком погашения долгосрочных кредитов и займов.

Наибольший удельный вес в структуре источников средств занимают собственный капитал (79,71%), который в большей степени представлен нераспределенной прибылью – 67,66%. Долгосрочные обязательства имеют тенденцию уменьшения и в 2010 году составляют 3,27%. Краткосрочные обязательства составляют 17,02%, из которых 13,17% кредиты и займы. Таким образом, в общей структуре источников кредиты и займы составляют 16,44% (3,27%+13,17%).

Завод № 1 имеет стабильное финансовое положение, о чем свидетельствует коэффициент автономии, который составляет 0,8 коэффициентной доли, что на 33,33% выше нормы.

учет кредит заем аудит

 

3. АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО КРЕДИТАМ И ЗАЙМАМ

 

3.1 Нормативно-правовая база и задачи аудита кредитов и займов

 

Система нормативного регулирования в России состоит из документов четырех уровней. К первой группе документов относятся:

                   Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 года №129-ФЗ (в редакции от 28.09.2010 N 243-ФЗ). Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, зарегистрированные в качестве юридического лица в соответствии с законодательством РФ. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону. В случае возникновения противоречий с содержанием других федеральных законов нормы права, выступающие предметом Федерального закона, имеют приоритет.

                   Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ (в ред. от 28.12.2010 N 400-ФЗ). Он определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

                   Российская Федерация. Правительство РФ. Постановление об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности от 23 сентября 2002 г. N 696 (в ред. от 27.01.2011 N 30)

                   Налоговый кодекс РФ, в котором определено понятие расходов и порядок их признания для целей налогового учета; установлены налоги, взимаемые с сельскохозяйственных предприятий и включаемые в себестоимость производимой продукции.

                   Гражданский кодекс РФ, который регулирует правовые основы кредитных отношений. Содержит порядок заключения и расторжения гражданско-правовых договоров.

Второю группу документов регулирует Министерство финансов РФ, Центральный банк России и другие органы исполнительной власти. К документам второго уровня относятся положения регламентирующие принципы и правила учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения, которые составляют систему национальных стандартов, ориентированную на Международные стандарты финансовой отчетности. В настоящее время в России система национальных стандартов - положений по бухгалтерскому учету включает 22 положения, из них:

                   Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 от 06.10.08 N 106н (в редакции Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 N 144н). Это положение устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ. В положении оговаривается порядок формирования учетной политики, т.е. кем составляется и утверждается, при этом говорится о том какие документы утверждаются, раскрытие и изменение ее.

                   Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008 от 6 октября 2008 г. N 107н (в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 N 144н). Устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

К документам третьего уровня относится План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000г № 94н (в редакции от 08.11.2010 N 142н), составляют основу организации учета на всех предприятиях независимо от подчиненности, форм собственности, организационно-правовой формы. План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете и содержит наименования и коды счетов. В Инструкции по применению плана счетов приведена краткая характеристика счетов, раскрыта их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов, порядок учета наиболее распространенных операций. К третьему уровню так же относятся инструкции и методические указания, разрабатываемые и вводимые в действие в разрезе отдельных Положений по бухгалтерскому учету.

Документы четвертого уровня разрабатываются предприятием и утверждаются руководителем организации. К ним относятся:

- Устав предприятия;

- Приказ «Об учетной политике организации»;

- Рабочий План счетов организации;

- График документооборота.

К основным задачам аудита расчетов по кредитам и займам относятся:

- изучение кредитных договоров, договоров залога, договоров займа;

- изучение правомерного расходования средств кредитов и займов;

- оценка состояния синтетического и аналитического учета кредитов и займов

- установление правомерности отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности кредитов и займов;

- проверка своевременного и полного погашения кредитов и займов;

- анализ начисления процентов за пользование и их списание.

 

3.2 Планирование аудита

 

В соответствии с утвержденным Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Планирование аудита» (п. 10) в процессе планирования аудиторской проверки должна быть составлена и документально оформлена программа аудита – документ, определяющий характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита.

Планирование аудита – один из важнейших процессов в осуществлении аудиторской проверки.

Для того чтобы включить в общий план аудита тот или иной раздел, аудитору следует получить для этого определенную информацию. Источниками получения такой информации являются:

1) устав экономического субъекта;

2) документы о регистрации экономического субъекта;

3) документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесение изменений в нее;

4) бухгалтерская и статистическая отчетность;

5) документы планирования деятельности экономического субъекта;

6) контракты, договоры, соглашения экономического субъекта;

7) внутренние отчеты аудиторов, консультантов;

8) внутрифирменные инструкции;

9) материалы судебных и арбитражных исков;

10)    документы, регламентирующие производственную и организаторскую структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний;

11)    сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта;

12)    информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков и складов.

Предприятиями и организациями могут использоваться различные первичные учетные документы: унифицированные первичные документы; документы, разрабатываемые предприятиями самостоятельно.

При аудите кредитов и займов аудитору в качестве первичных документов в бухгалтерии проверяемого предприятия предоставляют:

                   выписки банка, если проценты снимаются с расчетного счета;

                   платежные поручения, если проценты перечисляются в другой банк;

                   мемориальные ордера банка;

                   выписки банка по ссудному счету;

                   кредитные договоры, договоры займа и залога;

                   договоры страхования невозврата кредитов;

                   дополнительные соглашения к кредитным договорам.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

На стадии предварительного планирования аудиторская группа должна сделать предварительное заключение о величине существенных показателей, то есть величине, при которой ошибки как единичные, так и взятые суммарно, могут существенно повлиять на данные в финансовой отчетности.

Рассчитаем уровень существенности, данные представим в таблице 7.

 

Таблица 7 – Расчет уровня существенности

Наименование базового показателя

Значение базового показателя бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта (тыс.руб.)

Доля (%)

Значение, применяемое для нахождения уровня существенности (тыс.руб.)

1

2

3

4

Чистая прибыль

45086

5

2254

Выручка от продаж

55349

2

1107

Валюта баланса

287654

2

5753

Собственный капитал

229285

10

22929

Общие затраты предприятия

155502

2

3110

 

Расчет:

В столбце 2 записываем показатели, взятые из бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Показатели в столбце 3 должны быть определены внутренней инструкцией аудиторской фирмы и применяться на постоянной основе. Столбец 4 получают умножением данных из столбца 2 на показатель из столбца 3, разделенный на 100%. Среднее арифметическое показателей в столбце 4 составляет:

(2254+1107+5753+229289+3110)/5=48303 тыс.руб.

Наименьшее значение отличается от среднего на:

(48303-1107)/48303×100% = 98%

Наибольшее значение отличается от среднего на:

(48303-22929)/48303×100%=53 %, то есть почти вдвое.

Поскольку значения 1107 тыс.руб. и 22929 тыс.руб. отличается от среднего значительно, принимаем решение отбросить при дальнейших расчетах наименьшее и наибольшее значение. Новое среднее арифметическое составит:

(2254+5753+3110)/3= 3706 тыс.руб.

Полученную величину допустимо округлить до 4000 тыс.руб. и использовать данный количественный показатель в качестве значения уровня существенности. Различие между значением уровня существенности до и после округления составляет:

(4000-3706)/4000×100%=7%

Различие между значениями уровня существенности до и после округления составляет 7%,что находится в пределах 20%. Данная величина и является единым показателем уровня существенности, который можно использовать аудитору в своей работе.

Следующий этап процесса планирования – оценка системы внутреннего контроля, основная цель которой – создание основы для планирования аудиторской проверки, а также для определения вида, времени проведения, объема аудиторских процедур, которые находят свое отражение в аудиторской программе.

Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, и выявляет ее. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудиторская организация должна собрать достаточное количество аудиторских доказательств. Если аудиторская организация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящей аудиторской проверки.

Вопросы, которые необходимо задать аудитору руководству экономического субъекта в момент планирования программы по проведению аудита кредитов и займов, приведены в таблице 8.

 

Таблица 8 - Вопросы для проверки

№ п/п

Вопрос

Вариант ответа

1

Предприятие получало кредиты только в одном банке

Да

Нет

2

Предприятие получаю деньги путем зачисления на расчетный счет

Да

Нет

3

Превышение банковских процентов сверх установленных норм относили на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли

Да

Нет

4

Проценты по долгосрочным кредитам выплачивались после введения объектов основных средств в эксплуатацию

Да

Нет

5

Все ли кредиты и займы были израсходованы по целевому назначению

Да

Нет

Информация о работе Аудит кредитов и займов