Аудит лизинговых операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение аудита лизинговых операций.
Задачами курсовой работы являются:
- рассмотрение теоретических аспектов сущности аудита;
- рассмотрение этапов планирования аудиторской проверки;
- рассмотрение аудиторских процедур при проверке лизинговых операций.
-выявить типичные ошибки, выявляемые при проведении аудита лизинговых операций.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические аспекты сущности аудита
Понятие, цели и сущность аудита………………………………………...5
Виды и принципы аудита……………………………………….……..…..9
Аудиторские стандарты…………………………………………………..13
Глава 2. Планирование аудиторской проверки
2.1. Составление плана и программы…………………………………………..15
2.2. Определение уровня существенности……………………………………..18
2.3. Оценка уровня риска………………………………………………………..20
Глава 3. Аудиторские процедуры при проверке лизинговых операций
3.1. Аудиторская проверка учета лизинговых операций……………………
3.2. Типичные ошибки при проведении аудита лизинга……………………...33
3.3. Результаты аудиторской проверки лизинговых операций……………….37
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Аудит лизинга.doc

— 383.50 Кб (Скачать файл)

Обязательная аудиторская  проверка может проводиться также  по поручению государственных органов: органа дознания, прокурора, следователя, суда, арбитражного суда.

Инициативный аудит  может быть как комплексным, так и тематическим. В последнем случае контролю и анализу подвергаются только отдельные разделы и участки учета. Различной может быть и глубина проверки. Наиболее трудоемка и ответственна полная и сплошная проверка данных учета, начиная с первичных документов. Иное дело — проведение инвентаризации активов и обязательств, выборочная проверка данных первичного учета и только данных, содержащихся в учетных регистрах и отчетности. Если же инициативный аудит носит комплексный характер, то охватывает все приведенные выше цели.

По периодичности осуществления аудиторских проверок различают первоначальный и периодический аудит. Первоначальный аудит — это такая проверка, которая впервые осуществляется на данном предприятии. Периодический (повторяющийся) аудит проводится на данном предприятии, как правило, ежегодно, в течение ряда лет. Это позволяет установить длительное сотрудничество между аудитором и клиентом, повысить качество проверок, давать более объективную оценку состояния экономического субъекта и характера его деятельности.

Приведенная классификация не является исчерпывающей. Расширение и углубление сферы применения аудиторских услуг позволит определить новые виды и направления аудиторской деятельности.

             Аудиторская деятельность строится на соблюдении основных принципов аудита, которые и определяют всю деятельность проверяющего: 
1. Научность. Это означает, что методология аудита должна базироваться на диалектическом методе и экономической теории, наиболее полно отражающих объективную действительность. Аудит должен проводиться на всестороннем учете требований, действующих в условиях рыночной экономики. Итоги аудита подтверждают или отвергают вариант действия, исходя из существующих положений науки управления и теории аудиторского контроля, показывают научную истинность или ложность теоретической базы, построенных на определенных исходных моментах. Эта база формируется в результате обобщения опыта, вытекающего из практики аудита и как результат развития его теории. Аудиторские услуги с позиции научного управления включают в себя элемент исследования, поскольку позволяют проверить, как некоторое научное положение, считающееся истинным, можно реализовать в практике хозяйственного руководства. Поэтому в качестве аудитора чаще всего выступает ученый, обладающий определенными знаниями и навыками. 
2. Системность, целостность и комплексность. Системность и целостность требуют при проведении аудиторских проверок рассматривать все стороны объекта исследования не изолированно, а во взаимосвязи. Объект аудирования рассматривается как целостная система, что обеспечивает глубину познания. 
Комплексность означает системное рассмотрение всех стадий, явлений, показателей деятельности хозяйствующего субъекта в их взаимозависимости, логическую, структурированную и организованную последовательность аудиторских процедур. 
3. Сохранение системы. В практике аудита необходимо руководствоваться также принципом сохранения системы, являющейся объектом аудиторского контроля. Суть этого тезиса состоит в том, что воздействие на систему в ходе аудиторского контроля должно осуществляться в пределах, когда все его качественные характеристики и режим практически не нарушаются. Если же под влиянием аудиторов система будет качественно отличаться от исходной, то она может выйти на новые режимы функционирования, которые затруднят оценку роли аудитора в достижении назначенной цели. Да и цель системы может измениться. 
4. Сосредоточение контроля на определенных участках. При аудиторской проверке весьма затруднительно, а подчас и практически нецелесообразно изучать все стороны деятельности предприятий, причинные связи и зависимости (факторы). Поэтому важное методологическое значение имеет принцип сосредоточения контроля на определяющих участках хозяйственной деятельности предприятия. 
5. Объективность - это образ мышления, принимающий во внимание только факты, имеющие отношение к данному делу. Аудитор должен быть прямолинейным, правдивым и искренним в подходе к профессиональной работе. 
Заключение аудитора, в котором он выражает свое мнение о достоверности финансовой отчетности предприятия, должно точно отражать его финансовое состояние. Точная, объективная оценка результатов деятельности хозяйствующего субъекта -необходимая предпосылка для принятия пользователями информации правильных хозяйственных решений. Объективность предполагает интеллектуальную честность - не просто честность в обычном смысле этого слова, но истинность и объективность подхода к делу в целом, ибо подразумевается, что внешние аудиторы должны быть объективными, поскольку они являются независимыми. 
6. Честность. Аудитор не должен подтверждать то, в истинность чего не верит. Им должен быть человек, который прекрасно понимает "что такое хорошо и что такое плохо", не поддающийся соблазнам стяжательства, сребролюбия, алчности и чревоугодия. 
7. Независимость. Аудиторы должны без предубеждений изучать проверяемые финансовые отчеты и другую информацию, беспристрастно относиться к должностным лицам, представляющим финансовую информацию, и к ее пользователям. Общественное признание профессионального статуса аудиторов основано на признании их независимости. Каждый аудитор обязан формировать свои суждения самостоятельно, и ничто не должно влиять на его беспристрастность. Аудитор независим тогда и только тогда, когда он свободен от контроля или влияния с чьей-либо стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.   Аудиторские стандарты

 

             Единые базовые правила осуществления аудиторских проверок и требования к качеству и надежности аудита определяют аудиторские стандарты. Их использование дает определенный уровень гарантий достоверности результатов проверки.

Под аудиторскими стандартами  понимается описание основных критериев, принципов и процедур, которые  должны соблюдаться всеми аудиторами при осуществлении аудиторских  проверок независимо от условий в  которых проводился аудит, а также  целей, которые достигаются в результате их применения.

Основной целью аудиторских  стандартов является обеспечение всех аудиторов и пользователей аудиторских  услуг единообразным пониманием основных принципов и целей аудита, обязанностей и ответственности аудитора, методов и приемов проверки, формирование и выражение независимого аудиторского мнения.

Значение аудиторских  стандартов состоит в том, что  при их соблюдении обеспечивается высокое  качество проверки,  содействуют  внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений, помогают пользователям в понимании процесса аудиторской проверки, определяется действие аудитора в конкретных ситуациях.

Различают 3 уровня аудиторских  стандартов:

  1. Международные стандарты аудита

Создание системы международных хозяйственных связей обусловило необходимость гармонизации стандартов аудита на международном уровне, что позволило расширить круг пользователей финансовой отчетности, облегчило сопоставление финансовых показателей деятельности компаний разных стран и дало возможность оценивать компетентность и профессионализм аудиторских фирм.

Международные стандарты  аудита (МСА) – это справочник для  профессиональных аудиторов, в котором  содержится описание общепризнанных методов  аудита. Российские практикующие аудиторы могут применять международные стандарты в своей деятельности, что будет способствовать дальнейшей интеграции в международное аудиторское сообщество.

Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимается несколько организаций, в том числе Международная федерация бухгалтеров (МФБ), созданная в 1977 г. Непосредственно аудиторскими стандартами занимается Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), который является постоянным комитетом Совета МФБ.

Международные стандарты  проведения аудита, издаваемые Комитетом, должны:

  • способствовать развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;
  • унифицировать по мере возможности подход к аудиту в международном масштабе.

Статус Международных  стандартов аудита. МСА предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, а также при аудите иной информации и предоставлении сопутствующих услуг. МСА содержат основные принципы и необходимые процедуры, соответствующие руководства, представленные в форме пояснительного и иного материала. Для обеспечения понимания и правильного применения основных принципов и необходимых процедур наряду с соответствующими руководствами необходимо учитывать полный текст МСА, включая пояснительные и иные материалы, содержащиеся в них. И только в исключительных случаях аудитор может отступить от МСА. При этом он должен быть готов аргументировать подобное отступление.

МСА не отменяют местных  нормативных актов, регулирующих аудит  финансовой или иной информации в  каждой отдельной стране. В той степени, в какой МСА соответствуют местным нормативным актам в конкретном случае, аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране, проводимый согласно местным нормативным актам, должен соответствовать МСА. В случае, если местные нормативные акты отличаются либо противоречат МСА по конкретному случаю, организациям – членам МФБ необходимо следовать обязательствам членства, предусмотренным в Конституции МФБ в отношении данных МСА.

Статус Положений о  международной аудиторской практике. Положения о международной аудиторской практике (ПМАП) разрабатываются с целью предоставления практической помощи аудиторам в соблюдении стандартов и обеспечения надлежащей аудиторской практики.

Утвержденным текстом  проекта для рассмотрения, стандарта  или положения считается текст, опубликованный МФБ на английском языке. Организации – члены МФБ получают право на перевод данных документов после получения надлежащего разрешения МФБ с целью их опубликования на языке своей страны. Перевод документов осуществляется за счет организаций-членов и должен включать наименование организации, которая его подготовила, а также ссылку на то, что данный документ является переводом утвержденного текста.

Первое издание МСА  на русском языке представляло собой  важный шаг по переходу российских аудиторов на международные стандарты. Однако это издание изобиловало ошибками и неточностями, что вызывало нарекания тех российских аудиторов, которые были знакомы с англоязычным первоисточником. Издание МСА 1999 г. на русском языке еще проходило процедуру редактирования, когда международная федерация бухгалтеров IFAC выпустила на английском языке издание 2000 г. Это обстоятельство создало новые объективные предпосылки несовпадения самого последнего варианта МСА и российских разработок, основанных на официальном русском переводе 1999 г.

В издании МСА 2001 г. ряд  документов существенно отличается от издания 1999 г., кроме того, к этому  времени появились новые стандарты. Текст нового перевода был взят российскими  разработчиками за основу при подготовке новых российских федеральных стандартов аудита.

В МСА все стандарты  собраны в 10 смысловых разделов: введение; обязанности; планирование; система внутреннего контроля; аудиторские  доказательства; использование результатов  работы третьих лиц; аудиторские выводы и заключения; специальные области аудита; сопутствующие услуги; положения о международной аудиторской практике [8].

  1. Национальные стандарты аудита

Национальные  стандарты аудита существуют в каждой стране, имеющей специфику ведения  бухгалтерского учета и составления отчетности.

В некоторых  странах (Австралия, Бразилия) международные  стандарты аудита используются в  качестве базы для разработки собственных  стандартов.

В таких странах, как Кипр, Нигерия решено не разрабатывать  собственные стандарты, международные стандарты используются в качестве национальных стандартов аудита.

В Канаде, США, Великобритании используются собственные  национальные стандарты, международные стандарты  аудита принимаются к сведению.

Национальные  стандарты в России создавались  на основе международных стандартов с учетом специфики перехода страны к рыночной экономике.

20 мая 2010 г.  Постановлением Правительства приказом  Минфина утверждены федеральные  стандарты аудиторской деятельности:

1/2010 -  Аудиторское  заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности

2/2010 – Модифицированное  мнение в аудиторском заключении

3/2010 – Дополнительная  информация в аудиторском заключении

4/2010 – Принципы  осуществления внешнего контроля  качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля

Они вступили в  силу с августа 2010 года.

Соответственно  утратил силу ФПСАД №6 от 2002г., утвержденный постановлением правительства №696

15 ноября 2010 года  вступили в силу ФСАДы № 5/2010 – «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита» и №6/2010 – «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита».

В конце 1993 г. впервые  в нашей стране были приняты Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, в соответствии с которыми Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ поэтапно одобрила 38 правил (стандартов), которыми детально регламентировалась деятельность аудиторов.

После принятия Закона об аудиторской деятельности на некоторое время образовался правовой вакуум, так как решения некоторых вопросов уже диктовались Законом. Эта проблема была урегулирована изданием Федеральных стандартов аудита, которые определяют требования к порядку проведения аудита или оказания сопутствующих ему услуг.

Федеральные стандарты  аудита подразделяются на:

  1. федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
  2. внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Все федеральные правила (стандарты) в России могут быть классифицированы на три группы:

  1. российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, близкие по содержанию к соответствующим МСА;
  2. российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, отличающиеся от МСА, аналогом которых они являются, какими-либо существенными моментами;
  3. российские правила (стандарты) аудиторской деятельности и МСА, не имеющие взаимных аналогов.

На 1 августа 2006 г. разработано  и принято 23 федеральных стандарта  аудита в Российской Федерации:

  1. «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»;
  2. «Документирование аудита»;
  3. «Планирование аудита»;
  4. «Существенность в аудите»;
  5. «Аудиторские доказательства»;
  6. «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности».
  7. «Внутренний контроль качества аудита»;
  8. «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом»;
  9. «Аффилированные лица»;
  10. «События после отчетной даты»;
  11. «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица».
  12. «Согласование условий проведения аудита»;
  13. «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита»;
  14. «Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита»;
  15. «Понимание деятельности аудируемого лица»;
  16. «Аудиторская выборка»;
  17. «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях»;
  18. «Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников»;
  19. «Особенности первой проверки аудируемого лица»;
  20. «Аналитические процедуры»;
  21. «Особенности аудита оценочных значений»;
  22. «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника»;
  23. «Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица».

Информация о работе Аудит лизинговых операций