Аудит материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной курсовой работы состоит в том, что от проведения аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в том числе и аудита МПЗ, зависит во многом успех его функционирования.
Целью данной курсовой работы изучение правильности организации учета поступления и использования материально-производственных запасов на предприятии и порядок проведения аудиторской проверки производственных запасов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО - ПРОИВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ …………….5
1.1. Основные законодательные и нормативные акты регулирования порядка аудиторской проверки учета материально – производственных запасов……..5
1.2. Понятие и классификация материально – производственных
Запасов ………………………………………………………………………….7
1.3.Документальное оформление поступления и расхода материально – производственных запасов ……………………………………………………10
1.4. Цели, задачи и источники информации аудиторской проверки учета материально-производственных запасов ……………………………………..13
ГЛАВА II. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО - ПРОИВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ НА ОАО «ГМС НАСОСЫ» …………18
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ………18
2.2. План и программа аудиторской проверки материально-производственных запасов на предприятии …………………………………22
2.3. Порядок проведения аудиторской проверки учета материально – производственных запасов на предприятии ………………………………..26
2.4. Типичные ошибки в учете МПЗ и пути устранения выявленных нарушений ………………………………………………………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………..41
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………..43

Файлы: 1 файл

курсовая аудит МПЗ.docx

— 104.49 Кб (Скачать файл)

(7145451 + 2966962 + 7834086 + 3986884) / 4 = 5483345 тыс. руб.

Полученную величину допустимо  округлить  до  5600000  тыс.  руб.  и использовать  данный  количественный  показатель  в качестве значения уровня существенности.  Различие между значением уровня существенности до и после округления составляет:

(5600000 -5483345) / 5483345 х 100 процентов = 2 процентов, что находится в пределах 20% .

 

2.3. Порядок проведения  аудиторской проверки учета материально – производственных запасов на предприятии

 

Проверка учета ТМЦ на предприятии начинается с ознакомления с работой материального отдела бухгалтерии.

Бухгалтерский учет на предприятии  ОАО «ГМС Насосы» осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным  бухгалтером.

Бухгалтерия предприятия  является самостоятельным подразделением. Структура бухгалтерского аппарата предприятия представлена на рисунке 1.

 

Генеральный директор ОАО


 «ГМС Насосы»

Заместитель главного бухгалтера

Главный бухгалтер

Группа сводного учета  и отчетности финансово-расчетных  операций

Финансовый директор

Группа учета материальных ценностей

Группа учета заработной платы

Промыш-ленная группа


 

Рис. 1. Структура бухгалтерского аппарата ОАО «ГМС Насосы»

 

Кроме того, в состав бухгалтерии  предприятия входят группы капитального строительства и жилищно-коммунального  хозяйства.

Бухгалтерский учет в ОАО  «ГМС Насосы» ведется согласно:

  • Федерального Закона № 129-ФЗ от 26.11.1996 г. «О бухгалтерском учете»;
  • «Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий» и инструкций по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ № 94 Н от 31.10.2000 г. с дополнениями; рабочий план счетов ОАО «ГМС Насосы»;
  • «Положения по бухгалтерскому учету», «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденного приказом Минфина № 43н от 6 июля 99 г.;
  • Учетная политика организации ПБУ 1/98, утв. Минфином РФ № 60н от 9.12.98 г. В редакции приказа от 30.12.99 г. Минфина РФ № 107;
  • Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утв. Приказом Минфина РФ № 44 от 9 июня 2001 г.;
  • Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина РФ № 26н от 30 марта 2001 г.;
  • Налогового кодекса ч.1, ч. II, с дополнениями и изменениями;
  • Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина РФ № 49 от 13.06.95 г.;

Учетная политика ОАО «ГМС Насосы» является документом четвертого уровня в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации и устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) учетной политики общества.

Учетная политика разработана  на основе нормативных актов по бухгалтерскому учету и документов, входящих в  систему внутреннего нормативного регулирования общества, учитывающих  специфику его хозяйственной  деятельности, ведущейся в рамках устава.

Основными нормативными документами, регулирующими вопросы учетной  политики ОАО «ГМС Насосы» являются: Закон Российской Федерации «О бухгалтерском  учете» от 26.11.1996 г. № 129 –ФЗ; Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» утвержденное приказам Минфина России от 09.12.1998 г. № 60н (ПБУ 1/98); Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» утвержденное приказом Минфина России от 06.07.1999 г. № 43н (ПБУ 4/99); отраслевые и иные действующие нормативные акты, регулирующие порядок бухгалтерского учета и составление отчетности.

Для отражения фактов и  событий хозяйственной жизни  в отношении активов, обязательств, собственного капитала, доходов и  расходов, а также условных событий  используется метод начисления.

Основанием для оформления финансово-хозяйственных операций служит: первичные документы, расчетные  ведомости бухгалтерии. Имущество  оценивается в национальной валюте РФ.

Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической средней себестоимости. При этом сумма фактических затрат на приобретение, за исключением НДС и накладных расчетов, учитываются на счете 10 «Материалы» в разрезе складов. Накладные расходы (а/доставка, ж/д тарифы т.д.) отражаются на счете 16 «Отклонение в стоимости материалов». При отпуске материально-производственных запасов в производство их оценка производится по средней фактической себестоимости.

Разрабатывает учетную политику главный бухгалтер, а утверждает руководитель предприятия своим  приказом или распоряжением. Учетная  политика организации обязательна к исполнению всеми подразделениями, входящими в ее состав. Учетная политика ОАО «ГМС Насосы» отражена в приказе. Приказом об учетной политике ОАО «ГМС Насосы» утверждены следующие элементы учетной политики:

- рабочий план счетов  бухгалтерского учета;

- формы первичных учетных  документов;

- методы оценки отдельных  видов имущества и обязательств;

- график документооборота;

- порядок контроля хозяйственных  операций;

- другие решения, необходимые  для организации учета.

Для учета движения материалов применяется типовая учетная  документация, отвечающая требованиям  основных положений по учету материалов и приспособленная для автоматизированной обработки информации.

В ОАО «ГМС Насосы» применяются  следующие первичные документы:

  • приходный ордер (ф. № М-З и М-4) (Приложение 11);
  • накладная на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15) (Приложение 12);
  • требование-накладная (ф. № М-11) (Приложение 13);
  • лимитно-заборная карта (ф. № М-8) (Приложение 14);
  • карточка учета материалов (ф. № М-17) (Приложение 15);

Бухгалтерский учет ведется  с применением программы «1С: Предприятие 8. Управление производственным предприятием».

Счет 10 «Материалы» предназначен для обобщения информации о наличии  и движении материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных  принадлежностей, тары и иных ценностей  организации. Аналитический учет по счету 10 «Материалы» ведется по местам хранения материалов и отдельным  их наименованиям (видам, сортам, размерам и т.п.). Учет материалов ведется в  соответствии с назначением использования, особенностями хранения и погашения  стоимости на отдельных субсчетах:

10.01 «Сырье и материалы»;

10.02 «Покупные полуфабрикаты  (лесопродукция)»;

10.03 «Топливо»;

При использовании в расчетах за поставленное топливо для автотранспорта топливных карт:

перечисление денежных средств  на топливные карты отражается проводкой  Дт60.02.2-Кт51.

топливо принимается к  учету проводкой Дт10.03 -Кт60.01.2 на основании документов поставщика, предусмотренных  договором (например, заправочные ведомости/товарные накладные, чеки АЗС/счета-фактуры) подтверждающих приобретение топлива. Отпуск топлива  в баки водителей отражается проводкой  Дт 10.03-Кт 10.03, при этом по дебету счета 10.03 в качестве элементов субконто «Склад» указывается марка и гос.номер транспортного средства;

После принятия топлива на учет на основании документов поставщика, производится зачет авансового платежа  проводкой Дт60.01.2-Кт60.02.2.

10.04 «Тара и тарные материалы»;

10.05 «Запасные части»;

10.06 «Прочие материалы»;

10.07 «Материалы, переданные  в переработку на сторону»;

10.08 «Строительные материалы»;

10.09 «Инвентарь и хозяйственные  принадлежности»;

10.10 «Специальная оснастка  и специальная одежда на складе»;

10.11 «Специальная оснастка  и специальная одежда в эксплуатации»;

10.ОС «Инвентарь и хозяйственные  принадлежности до 40 т.р.»;

10.12 «Оборачиваемые материалы»

10.12.1 «Оборачиваемые материалы  на складе»

10.12.2 «Оборачиваемые материалы  в эксплуатации»

10.12.3 «Временные (нетитульные) здания и сооружения»

10.13 «Материалы собственного  производства»

С целью контроля за наличием и движением материалов:

  • Осуществляется мониторинг работы сотрудников, обновляющих справочники, со стороны их непосредственного руководства или уполномоченного сотрудника;
  • Разделена ответственность между лицами, авторизующими операции, лицами, отвечающими за физическую сохранность материалов, лицами, отвечающими за учет материалов;
  • Контролируется тождественность данных синтетического, аналитического, складского учета и первичных документов;
  • Отпуск материалов производится при наличии разрешительных подписей соответствующих лиц;
  • Списание материалов производится только при наличии соответствующих отчетов/актов производственных подразделений и/или акта, подписанного членами комиссии по списанию;
  • Периодически проводится инвентаризация материалов (осуществляется лицами, не ведущими учет, и не отвечающими за получение, хранение, движение запасов);
  • Инвентаризационные описи формируются на базе программы аналитического учета запасов, предусматривающей учет по местам хранения за пределами предприятия;
  • Обеспечивается раздельный учет и хранение собственных и несобственных запасов;
  • Члены инвентаризационной комиссии ознакомлены с инструкцией о проведении инвентаризации;
  • Инвентаризационные описи подписываются всеми уполномоченными на это лицами.

Для подтверждения первичной  оценки систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета МПЗ аудитор на основе полученной информации заполняет заранее разработанные тесты (приложение № 9).

Из данных этого тестирования следует, что организация и осуществление  внутреннего контроля по вопросам исследования находятся в основном на среднем (У3) и высоком (У4) уровнях. Организация и ведение бухгалтерского учета отвечают современным требованиям. Основной недостаток внутрихозяйственного контроля – это отсутствие фактического контроля за движением производственных запасов, а поэтому следующим этапом проверки должна стать инвентаризация материально-производственных запасов.

Аудиторская организация ООО «Аудит-Контакт» не наблюдали за проведением инвентаризации имущества предприятия, в силу, того что договор  на аудиторскую проверку заключен после отчетной даты.

Но, несмотря на это рассмотрим пример проведения инвентаризации на ОАО «ГМС Насосы».

На специализированном складе №4 по хранению и отпуску материалов в мае 2011 года при затребовании обслуживающим  хозяйством предприятия был установлен факт недостачи термометров.

Распоряжением управляющего ОАО «ГМС Насосы» от 25 мая 2011 года №118 на 01 июня 2011 года было назначено  проведение инвентаризации материальных ценностей на этом складе.

В результате инвентаризации было установлено фактическое наличие  Дробилки ККД 1600 – 1 штука, Дробилка ККД 1565 – 6 штук, Дробилка КРД 700 – 1 штука, Дробилка КСД 220 – 3 штуки, краска эмаль – 2000 литров, компенсатор ФОК – 1 штука, вставка  в лоток – 1 штука, термометр – 170000 штук, насос ФЦК – 200 штук, муфта  эл.магнитная – 2 штуки,бронь-4 – 20 штук. Тогда как по данным бухгалтерского учета на складе значилось наличие термометров в количестве 176000 штук. Стоимость термометра 120 рублей за штуку. Наличие остального материала совпадала с бухгалтерским учетом.

По итогам работы комиссии были составлены инвентаризационная опись  товарно-материальных ценностей - форма  № ИНВ -3 (Приложение 16) и сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей – форма № ИНВ-19 (Приложение 17).

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит 10 «Материалы» 819271,009

Таким образом, входе проверки документации по инвентаризации материально-производственных запасов нарушений не было.

На следующем этапе  аудитор проверяет неотфактурованные поставки. Неотфактурованные материалы принимаются на соответствующий субсчет балансового счета 10 по рыночным ценам в корреспонденции с субсчетом 60.01.6 в том случае, если у организации заключен договор с поставщиком материалов. При этом:

  • При наличии в договоре спецификации поставляемых материалов и оборудования с указанием их договорной стоимости материалы и оборудование принимаются <span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-

Информация о работе Аудит материально-производственных запасов