Аудит на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы изучить основные направления социально-экономической стратегии России и пути ее реализации.
Задачи работы:
-изучить основные группы социально-экономических показателей;
-проанализировать статистические данные по основным группам социально-экономических показателей;
-проанализировать меры, направленные на улучшение ситуации, принимаемые государством;
-выявить факторы социально-экономических показателей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..4
I.Теоретическая часть
1.1 Место показателей уровня жизни населения в международной статистике…………………………………………………………………………6
1.2 Методологические и статистические характеристики уровня жизни…….7
1.3 Количественные показатели…………………………………………………7
1.4 Качественные показатели……………………………………………………8
1.5 Показатели уровня жизни………………………………………………..….11
2 Современное состояние экономического и социального благополучия в Российской Федерации………………………………………………………….14
2.1 Факторы экономического и социального благополучия в Российской Федерации………………………………………………………….…………….15
2.2 Социальная политика Российской Федерации: основные принципы, цели и задачи……….......................................................................................................19
II. Аналитическая часть
2.1 Анализ результатов социально – экономического развития……………...24
2.2 Проблемы и решения задач социально- экономического развития Российской Федерации…………………………………………………….........35
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 527.50 Кб (Скачать файл)

 

 

1.5 Показатели уровня жизни РФ

 

В последние годы было предложено несколько систем, различающихся  структурой и набором показателей.

Наиболее полной и  отвечающей современным требованиям  служит система "Основные показатели уровня жизни населения в условиях рыночной экономики", разработанная  в Центре экономической конъюнктуры  и прогнозирования при Министерстве экономики РФ в 1992 г. В ней представлено 7 разделов, охватывающих 40 показателей:

I. Обобщающие показатели.

II. Доходы населения.

III. Потребление и расходы населения.

IV. Денежные сбережения населения.

V. Накопленное имущество и жилище.

VI. Социальная дифференциация населения.

VII. Малообеспеченные слои населения.

Наиболее важные 12 показателей  из перечисленных 40 включены в систему  показателей для оценки хода экономической  реформы в России в раздел 10 "Социальная сфера, жизненный уровень населения" и в подраздел 10.3 "Уровень жизни". Эта Система показателей разработана Министерством экономики РФ и Госкомстатом России, согласована с заинтересованными министерствами и ведомствами, администрациями регионов и введена в действие с 1993 г. Она рекомендована органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга для использования в анализе хода экономической реформы на соответствующих территориях. К 12 показателям относятся:

1. Средняя оплата труда работников.

2. Покупательная способность  населения со средними заработной  платой и пенсией.

3. Минимальный потребительский  бюджет по основным социально-демографическим  группам населения.

4. Прожиточный минимум  по основным социально-демографическим  группам населения.

 

5. Численность и доля  населения, имеющего среднедушевые  доходы ниже минимального потребительского  бюджета и прожиточного (физиологического) минимума.

6. Потребление продуктов  питания в домашних хозяйствах  с различным уровнем среднедушевого  дохода.

7. Денежные доходы  и расходы определенных социально-демографических  групп населения.

8. Показатели дифференциации  населения.

9. Соотношение среднедушевых  доходов 10% наиболее и 10% наименее  обеспеченного населения.

10. Индекс концентрации  доходов населения (коэффициент Джини).

11. Структура потребительских  расходов различных социально-демографических  групп населения.

12. Распределение населения  по размеру среднедушевого дохода.

Система социальных показателей  изменяется вместе с преобразованием  социальных отношений. Так, развитие рынка жилья вызывает потребность в появлении такого показателя, как "число квартир, предназначенных для продажи (во вновь построенных домах, в домах после капитального ремонта)"; развитие платного обучения также должно быть отражено специальным показателем "доля обучающихся за плату" и т. д.

В 1978 г. ООН была разработана  Система показателей уровня жизни, включающая 12 групп показателей. В  частности, американским Советом зарубежного  развития был разработан индекс "физического  качества жизни" (PQLI), объединяющий показатели социально-демографического развития (ожидаемой продолжительности жизни, младенческой смертности и грамотности населения). Этот показатель использовался для классификации стран по уровню развития [3].

 

2 Современное состояние экономического и социального благополучия в Российской Федерации

В течение последних  десятилетий возрастает социальная ориентация экономики всех стран, так  как человеческий фактор в современных  условиях больше, чем в прошлом, определяет конкурентоспособность стран в мировом хозяйстве. Ярким примером служит увеличение расходов на развитие образования и здравоохранения. Повышение уровня и качества жизни – важнейшее направление экономических реформ. Улучшение уровня жизни населения является не только результатом экономического роста, но и его условием, так как в сфере производства требуются не только новая техника и технологии, но и квалифицированные работники, интеллектуальные и профессиональные качества которых должны улучшаться.

Основные проблемы, с которыми сталкивается наша страна и которые мешают успешно развиваться населению:

1) Дисбаланс в экономике, приводит к неравномерному развитию производства на разных территориях, и в разных отраслях. Государство не проводит эффективной политики по привлечению инвестиций в слаборазвитые области экономики. Также не поддерживается малый и средний бизнес, что мешает формированию среднего класса, который гарантирует стабильность и воспроизводство здорового населения.

2) Бедность является одной из самых важных проблем России. Среди факторов, повлиявших на быстрый рост уровня бедности можно назвать сокращение занятости, резкое снижение трудовых доходов, массовую безработицу, неэффективную систему социальной защиты населения, низкие доходы и др. В документах ООН бедность рассматривается с точки зрения низкого качества человеческого развития. Развитие человека рассматривается как цель и критерий общественного прогресса через расширение возможностей выбора, благодаря росту продолжительности жизни, образования и дохода.

3)Уровень образования, образование является одним из основных факторов развития личности, позволяющих человеку ориентироваться в изменяющейся социально-экономической ситуации. Страна испытывает нехватку квалифицированных сотрудников. При этом образование, полученное в России, за редким исключением, не соответствует международным стандартам.

4) Здравоохранение, проблема заключается в недостаточном финансировании и нехватке кадров.

5) Отсутствие законодательного закрепления в бюджете основных социальных нормативов

6) Проблема экологии, недоработанное законодательство в сфере экологии. Экологическая ситуация ухудшается, большая часть населения проживает в неблагоприятной экологической обстановке, что негативно сказывается на здоровье [4].

 

2.1 Факторы экономического и социального благополучия

в Российской Федерации

 

Классификация основных факторов социального благополучия населения. Первая и наиболее существенная группа факторов социального благополучия определяется темпами роста и  абсолютными величинами прироста внутреннего валового продукта. В 2006 г. ВВП на душу населения составил 13,205 $, а в 2007 г. – 14,690 $, при этом продолжительность жизни увеличилась с 65,2 лет до 66,2, индекс уровня образования остался неизменным (0,933). Значение ИРЧП увеличилось с 0,811 до 0,817. Но несмотря на то, что ВВП и ИРЧП растет, реальная ситуация в стране скорее ухудшается. В документе ПРООН констатируется набор проблем, связанных с "гипертрофированным развитием ТЭК" РФ и его низкой эффективностью. Производя "примерно 11,5% мировой первичной энергии", что в пять раз больше доли РФ в мировом ВВП, России приходится ежегодно инвестировать порядка 5% ВВП на поддержание и развитие ТЭКа и 13% на модернизацию экономики и общества, включая, например, финансирование образования и строительство дорог (в развитых странах это соотношение составляет 1% против 25%). К 2008 году РФ увеличила долю в мировом производстве нефти с 9% до 12,4%, а поступления от экспорта нефти и газа выросли с $36,2 млрд в 2000 году до $241 млрд в 2008 году, но при этом по оценкам МВФ по итогам острой фазы кризиса 2009 года Россия вошла в 15 наиболее пострадавших от мировой рецессии стран мира  . Зависимость реальных доходов значительной части населения, а также систем образования и здравоохранения от ресурсной ренты, поступающей через механизм госбюджета, создает опасность роста бедности, социальной нестабильности, ограничения возможности получения качественной медпомощи и образовательных услуг, а также снижения качества жизни в целом. В ТЭКе занято порядка 2,5% трудоспособного населения, при этом отрасль производит основную долю налогов и ВВП, а остальная экономика, включая медицину, образование, зависит от их перераспределения. Даже во время кризиса в отраслях, связанных с производством и распределением энергии, наблюдался рост зарплат и численности занятых (в апреле 2009 года более 32% занятых в энергетике относились к 10% самых высокооплачиваемых в экономике), тогда как остальные сектора экономики лишились 1,8 млн рабочих мест. РФ, потребляющей в пять раз меньше первичной энергии, чем экспортируется, приходится поддерживать ТЭК за счет субсидирования энерготарифов — при перспективе исчерпания разведанных и доступных нефтяных ресурсов в ближайшие 20-30 лет и перехода основных потребителей ископаемого топлива к низкоуглеродной экономике [5].

Главный вывод ООН  представлен в показателе скорректированных  чистых накоплений. Он разработан экономистами Всемирного банка как альтернативный ВВП инструмент измерения благосостояния общества: фактически накопленный доход корректируется на динамику истощения природных ресурсов и загрязнения окружающей среды. Если в 2007 году официальный ВВП РФ вырос на 7,4%, то скорректированные чистые накопления составили минус 13,8%, что указывает на реальное сокращение благосостояния. Вторая группа факторов, характеризующих качество жизни, – это то, как происходит перераспределение ВВП, и какое количество средств используется на социальное развитие. В разных странах мира по данным счетной палаты России эта доля колеблется от 20 до 60%. В России – 14,3%. Реальные расходы на социальное развитие в Российской Федерации в динамике продолжают оставаться низкими. Как было указано выше, государство в первую очередь финансирует отрасли промышленности. И развитие человека не является приоритетным направлением. Доказательством этому является то, что высокая доля населения имеет доходы ниже прожиточного минимума (таблица 1).

   Таблица 1 - Доля населения, имеющая доходы ниже прожиточного минимума   

                                                     

2008 г

2009 г

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:

1

квартал 

1 полугодие 

9 месяцев

год

1 квартал

Млн. чел

23,0

20,7

19,0

18,5

24,5

В процентах от общей  численности

16,3

14,7

13,5

13,1

17,4


 

Также стоит отметить, что социальная гарантия и социальная поддержка государства малоимущим слоям населения недостаточная для нормального существования. При этом, если в общем ситуация с минимальной оплатой труда улучшилась, то пенсии и стипендии не покрывают и половины прожиточного минимума и на протяжении почти 10 лет колеблются примерно на одном уровне. В 2007 г. был определенный прорыв, направленный на поддержку демографической ситуации, который отразился в резком увеличении пособия по уходу за ребенком, но стоит отметить, что далее пособие не пересматривалось, и с каждым годом оно становится меньше, относительно настоящего прожиточного минимума.

Третья группа показателей  связана с эффективностью использования  средств, выделяемых для финансирования социальной сферы. Качество любой системы здравоохранения определяется также степенью ее оснащенности современным медицинским оборудованием, использованием передовых медицинских технологий. В России на одного врача приходится среднего медицинского персонала вдвое меньше, чем в развитых странах. Другими словами, либо врачи тратят значительную часть своего рабочего времени на выполнение функций, не требующих врачебной квалификации, либо эти функции выполняют родственники стационарных больных. По данным федерального регистра всех медицинских кадров, в стране не хватает около 60 тыс. человек в первичном звене, зато в клиниках работает на 100 тыс. больше специалистов, чем это нужно. Сейчас разработана программа о целевом приеме студентов на медицинские специальности, согласно которой студенты после обучения будут обязаны проработать в данном регионе в течение двух-трех лет. Также в целях модернизации здравоохранения чиновники готовят законопроект "Об охране здоровья граждан Особое внимание в законе будет уделено ответственности в сфере охраны здоровья граждан [6].

Для изучения уровня жизни населения  необходимо обращать внимание на затраты  на приобретение или строительство  собственного жилья. Плохое состояние  и несправедливое распределение  жилищного фонда России является одной из главных социально-экономических проблем страны, приведших к демографическому кризису. Нехватка качественного жилья приводит к разводам в молодых семьях, к отказу от рождения детей, многочисленным конфликтам и бытовым преступлениям. Итак, мы видим, что, несмотря на, улучшение некоторых показателей уровня жизни (ВВП на душу населения, ИРЧП), существует ряд проблем, не дающих реально улучшать жизнь населения. Доходы перераспределяются не в пользу социальной сферы, малоимущие слои населения не получают должной поддержки, отчего уровень бедности повышается. Здравоохранение также не получает достаточной финансовой поддержки и испытывает нехватку кадров. При этом ситуации с жильем негативно влияет на демографическую ситуацию и здоровье населения.

 

2.2 Социальная политика Российской Федерации: основные принципы, цели и задачи

 

В начале третьего тысячелетия  для России остро встал вопрос о выборе стратегических приоритетов  страны. В самом общем плане  стало очевидно, что ключевым направлением долгосрочной социально-экономической политики государства является последовательное улучшение качества и уровня жизни населения на основе повышения конкурентоспособности национальной экономики, ее выхода на траекторию устойчивого развития с последующим восстановлением экономической и политической роли России в мировом сообществе.

Информация о работе Аудит на предприятии