Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:08, курсовая работа
Цель данной работы изучить основные направления социально-экономической стратегии России и пути ее реализации.
Задачи работы:
-изучить основные группы социально-экономических показателей;
-проанализировать статистические данные по основным группам социально-экономических показателей;
-проанализировать меры, направленные на улучшение ситуации, принимаемые государством;
-выявить факторы социально-экономических показателей.
Введение…………………………………………………………………………..4
I.Теоретическая часть
1.1 Место показателей уровня жизни населения в международной статистике…………………………………………………………………………6
1.2 Методологические и статистические характеристики уровня жизни…….7
1.3 Количественные показатели…………………………………………………7
1.4 Качественные показатели……………………………………………………8
1.5 Показатели уровня жизни………………………………………………..….11
2 Современное состояние экономического и социального благополучия в Российской Федерации………………………………………………………….14
2.1 Факторы экономического и социального благополучия в Российской Федерации………………………………………………………….…………….15
2.2 Социальная политика Российской Федерации: основные принципы, цели и задачи……….......................................................................................................19
II. Аналитическая часть
2.1 Анализ результатов социально – экономического развития……………...24
2.2 Проблемы и решения задач социально- экономического развития Российской Федерации…………………………………………………….........35
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………………………38
Основные направления
- достижение уровня и качества жизни населения, соответствующего национальным идеалам и стандартам экономически развитых государств, в том числе - в области получения образования, здравоохранения, чистоты окружающей среды, воспитания детей, обеспечения экономических прав и свобод граждан, защиты от преступности их личности и имущества;
- обеспечение устойчивых
и высоких темпов
- обеспечение благоприятных
экономических условий для
- развитие человеческого потенциала, гармонизация социальных отношений (то есть обеспечение условий для образования системы социальных групп и устойчивых связей между ними; создание системы, в которой доминируют отношения взаимодополняемости и сотрудничества, а не конфликта и борьбы, высокая социальная мобильность населения, поддержка социально приемлемой самореализации каждой личности), ослабление социальной поляризации и предотвращение дезинтеграции общества, чрезмерного усиления социальной дифференциации, сдерживание перехода противоречий интересов между социальными группами в антагонистическую форму.
Принципы
Социальная политика основана на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:
• гуманизм, социальная справедливость;
• системность, непрерывность, преемственность;
• сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и по необходимым ресурсам);
• открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики – наличие "обратной связи" органов управления с массами);
• демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);
• действенный контроль общества над реализацией социальной политики;
• адресность мер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения.
Цели
Преобразования в социальной сфере должны быть направлены на достижение следующих основных целей:
1) обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств, так как они не обладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и потому объективно нуждаются в государственной поддержке;
2) обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ, к числу которых относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и общее образование;
3) создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;
4) формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе – обеспечение высокого качества и возможностей широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг.
Безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека.
Задачи
Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач:
1. Обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала).
2. Уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала.
3. Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.
4. Дальнейшее совершенствование общественно- политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.
На данный момент существует
стратегия и концепция
Основные приоритеты социальной и экономической политики в области развития человеческого потенциала (достижения к 2020 г.):
1) распространение стандартов здорового образа жизни;
2) переход к индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем гражданам;
3) внедрение инновационных технологий в здравоохранении и образовании, решение проблемы их кадрового обеспечения;
4) выход на современные стандарты жилищных условий, реализация новых технологий строительства жилья;
5) распространение механизмов социального партнерства, обеспечение сбалансированности заработной платы и производительности труда;
6) создание эффективной пенсионной системы на принципах страхования и накопления;
7) установление минимального размера оплаты труда на уровне восстановительного потребительского бюджета (превышающего прожиточный минимум трудоспособного населения в 2 - 2,2 раза).
В какой степени данные цели будут достигнуты, а проблемы решены, пока рано судить. На сегодняшний день страна продолжает продавать энергоресурсы, нет внедрения инноваций, а граждане не получают необходимой им социальной поддержки государства. Пока был принят законопроект о коммерциализации бюджетной сферы, который может привести к резкому сокращению остатков бесплатного образования, медицины, культуры и замене их платными услугами, к росту социальной напряженности, к снижению человеческого потенциала, деградации социальной сферы и к ухудшению качества жизни населения [7].
II Аналитическая часть
2.1 Анализ результатов социально-экономической политики
Доходы населения
Доходы между различными слоями населения распределяются неравномерно, т.е. существует дифференциация доходов - различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого. Поэтому государство проводит политику в формировании доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем рисунок 1:
Кривая Лоренса: доходы населения
Рисунок 1- Доходы населения [8].
Кривая Лоренца демонстрирует
фактическое распределение
Динамика показателей дохода населения
Рисунок 2 – Динамика основных показателей реальных доходов населения в России в 2007-2009 г [9].
Так, в 2009г. объем денежных доходов населения сложился в размере 28388,8 млрд.рублей и увеличился на 12,5% по сравнению с 2008 годом. Население израсходовало средств на покупку товаров и оплату услуг 19635,6 млрд.рублей, что на 5,0% больше, чем в 2008 году. Сбережения за этот период составили 5602,3 млрд.рублей, что на 67,3% больше, чем в предыдущем году.
Что касается размера
заработной платы, то для ее регулирования,
а также для определения
Занятость населения
По данным Госкомстата России, численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в марте 2010г. составила 74,6 млн.человек, или более 52% от общей численности населения страны. По сравнению с февралем 2010г. численность безработных практически осталась на том же уровне.
Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в марте 2010г. составил 8,6%. Покажем это на рисунке 3:
Уровень безработицы в России
Рисунок 3 – Уровень безработицы в России в 1999-2010 г [10].
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 2,9 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце марта 2010г. в государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 2234 тыс.человек.
Демографическая ситуация
По оценке Госкомстата России, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 декабря 2009г. составила 141,9 млн.человек и с начала года увеличилась на 3,2 тыс.человек, или на 0,002% (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось сокращение численности населения на 117,4 тыс.человек, или на 0,083%).
Естественная убыль населения в январе-ноябре 2009г. уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2008г. на 113,0 тыс.человек. Увеличившийся миграционный прирост полностью компенсировал численные потери населения и превысил их на 1,4%.
Покажем это на рисунке 4:
Естественная убыль населения. Миграционный прирост.
Рисунок 4 - Демографическая ситуация с 1998 г-2009г [11].
В январе-ноябре 2009г. увеличение числа родившихся наблюдалось в 71 субъекте Российской Федерации, снижение числа умерших - в 73 субъектах.
В целом по стране превышение числа умерших над числом родившихся составило 1,1 раза (в январе-ноябре 2008г. - 1,2 раза), в 20 субъектах Российской Федерации оно составило 1,5-2,0 раза.
Естественный прирост населения в январе-ноябре 2009г. зафиксирован в 25 субъектах Российской Федерации (в соответствующем периоде 2008г. - в 21 субъекте).
ВВП за 2010г и 2011 г.
Большинство важнейших параметров, включая производство ВВП, превышают годовые прогнозные значения.
Однако по отдельным из них по сравнению с итогами семи месяцев наблюдается замедление темпов роста.
По результатам восьми месяцев 2011 г. сохраняется высокий уровень качественных параметров развития:
-производительность труда возросла на 9,8%;
-рентабельность продаж в промышленности выросла до 11,7%;
-в сельском хозяйстве составила 7,5%;
-энергоемкость ВВП снижена на 7,7%
Покажем это на рисунке 5:
Валовой внутренний продукт
Рисунок 5- ВВП за 2010 2011 г [12].
Инвестиции в основной капитал
В инвестиционной сфере продолжается замедление темпов роста инвестиций в основной капитал, что является следствием мер по движению к сбалансированному развитию. Увеличение темпа роста в мае объясняется девальвацией белорусского рубля и увеличением объемов инвестиций за счет курсовой разницы по ранее заключенным договорам в валюте. В июне, июле и августе траектория продолжает снижаться.
Удельный вес затрат
на приобретение машин, оборудования,
транспортных средств в общем
объеме инвестиций в основной капитал,
стабилизировался на уровне порядка 41%.
По сравнению с аналогичным
Медленными темпами осуществляется привлечение прямых иностранных инвестиций. В январе-августе 2011 г. прямых иностранных инвестиций на чистой основе поступило 1141,2 млн. долларов США, или 17,6% от годового прогнозного значения. Покажем это на рисунке 6:
Инвестиции в основной капитал
Рисунок 6- Инвестиции в основной капитал за 2011 г [13].
Внешняя торговля
В результатах внешней торговли важнейшим моментом в январе-июле т.г. стало значительное улучшение отношения сальдо внешней торговли к ВВП, которое повысилось до (-8,1)%, при прогнозе на год (-8,9) – (-9)%.