Аудит налога на прибыль (согласно ПБУ 18/02)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

В первой части контрольно-курсовой работы рассмотрены основные понятия, связанные с налогом на прибыль в соответствии с Налоговым кодексом РФ, перечислены основные налогоплательщики, приведены налоговые ставки, сроки уплаты налога, основные объекты налогообложения. Кроме того, в этой части работы приведены основные принципы бухгалтерского учета налога на прибыль, согласно ПБУ 18/2.
Во второй части контрольно-курсовой работы рассмотрим основные задачи и аудиторские процедуры проверки налога на прибыль, перечислим основные ошибки определения налогооблагаемых баз и расчета налога на прибыль.

Содержание работы

ВВДЕНИЕ 2
I. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ 3
1.1. Особенности налога на прибыль в налоговом учете. 3
1.2. Особенности начисления налога на прибыль в бухгалтерском учете (согласно ПБУ 18/2). 9
II. АУДИТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ 12
2.1 Особенности аудита налога на прибыль. 12
2.2. Планирование аудита налога на прибыль. 14
2.3. Проведение аудита по существу 21
2.4. Завершение аудита 22
III. ПРОГРАММА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 25

Файлы: 1 файл

налог на прибыль.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Для расчета уровня существенности аудитор выбирает базовые показатели бухгалтерской отчетности на основании  его профессионального суждения. После этого устанавливаются  процентные доли этих показателей для определения расчетного их расчетного и среднего значения (размер процентов может быть единым для всех показателей или индивидуальным для каждого показателя). Проведя расчеты и исключив показатели с наибольшим и наименьшим отклонением от средней, определяется общий уровень существенности, который в дальнейшем распределится между элементами проверки.

Обратная зависимость  между существенностью и аудиторским  риском принимается во внимание аудитором  при определении характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур. Например, если по завершении планирования конкретных аудиторских процедур аудитор определяет, что приемлемый уровень существенности ниже, то аудиторский риск повышается.  Аудитор компенсирует это либо снизив предварительно оцененный уровень риска средств контроля там, где это возможно, и поддерживая пониженный уровень посредством проведения расширенных или дополнительных тестов средств контроля, либо снизив риск необнаружения искажений путем изменения характера, сроков проведения и объема запланированных процедур проверки по существу.

Оценка существенности и аудиторского риска на начальной стадии планирования может отличаться от такой оценки после подведения итогов аудиторских процедур. Это может быть вызвано изменением обстоятельств или изменением информированности аудитора по результатам аудита. Например, если аудиторская проверка планируется до конца отчетного периода, аудитор может только прогнозировать результаты хозяйственной деятельности аудируемого лица. Если фактические результаты деятельности окажутся в значительной степени отличными от прогнозируемых, оценка существенности и аудиторского риска может измениться.

В случае изменения уровня существенности после подведения итогов аудиторских  процедур в рабочих документах должно быть отражено новое значение уровня существенности и приведена аргументация. Полученное значение уровня существенности должно быть зафиксировано в программе аудита.

Если представители аудируемого  лица заинтересуются порядком установления уровня существенности, аудиторская фирма обязана предоставить эту информацию.

В целях уменьшения вероятности  необнаружения искажений по налогу на прибыль, а также в целях  предоставления  некоторой степени  безопасности при оценке последствий  искажений, обнаруженных в процессе аудита аудитор при планировании своей работы может намеренно устанавливать приемлемый уровень существенности на уровне более низком, чем тот, который предполагается использовать для оценки результатов аудита.

Налог  на прибыль  может проверяться независимо от уровня существенности, если аудитором получено  специальное задание по  проверке налога на прибыль.

Для эффективного подхода к проведению аудита в области налога на прибыль  аудитор должен получить представление  об учетной  политике аудируемого лица. Это нужно для установления расхождений в определении налогооблагаемой базы для бухгалтерского учета и для Налогового кодекса из-за разницы в оценке и признании активов, обязательств, доходов и расходов. Кроме того, необходимо выявление постоянных и временных разниц при расчете прибыли, описанных в первой части контрольно-курсовой работы.

В ходе планирования аудита в области налога на прибыль и  обязательств перед бюджетом необходимо определить «ключевые по риску области», то есть те,  вероятность ошибок в которых высока. Такие области, обычно, подлежат  сплошной проверке. К таким областям могут быть отнесены:

- операции, неоднозначно  трактуемые в законодательстве  и сложные в понимании с  точки зрения включения в налогооблагаемую  базу операций со связанными сторонами;

- операции с различиями  методами учета, определенных  бухгалтерским и налоговым законодательством  или учетной политикой;

- операции с существенными  суммами;

- операции, ранее не  встречаемые в хозяйственной  практике аудируемого лица;

- операции, учет по которым ведется менее квалифицированным или малоопытным работником;

- операции, учитываемые  с нарушением методики отражения  на счетах учета.

Аудитор получает информации о «ключевых  по риску областях» из результатов  оценок внутреннего риска и риска средств контроля; из результатов  проведения опросов работников; из результатов прошлых проверок; либо из результатов анализа законодательно-нормативных актов по бухгалтерскому учету и налогообложению и учетной политики.

Аудиторские процедуры применяемые для получения доказательств можно разделить на две части:

1) тесты средств контроля  в отношении оценки организации  и эффективности функционирования  систем учета и внутреннего  контроля;

2) процедуры по проверке  по существу.

Аудиторские процедуры  при проверке по существу  налога на прибыль и расчетов с бюджетом состоят из тестов на соответствие (детальных тестов) и аналитических процедур.

Тесты на соответствие составляются для проверки соответствия содержащейся в документах информации установленным правилам, требованиям, нормативам, а так же для выявления в учетных документах ошибочных сумм, которые могут оказаться существенными.

Аналитические процедуры  проводят для изучения полученных в  ходе аудита  результатов и рассмотрения взаимосвязей  отдельных  показателей формирующих базу по налогу на прибыль и задолженность перед бюджетом.

Для проведения аудиторских  процедур, проводимых  с целью  получения аудиторских доказательств  при проверке налога на прибыль, используются следующие методы:

- арифметические подсчеты;

- наблюдения;

- опрос персонала аудируемого  лица;

- инспектирование первичных  документов, учетных регистров, налоговых  деклараций и другой документации;

- запрос и подтверждения;

- аналитические процедуры.

Кроме того, определяется объем аудиторских процедур и делается ссылка на рабочий документ, в котором будут собраны аудиторские доказательства и сделаны выводы по каждому элементу аудиторской проверки налога на прибыль.

2.3.  Проведение аудита по существу

При проведении аудита по существу необходимо осуществить процедуры  по сбору достаточных и надлежащих аудиторских доказательств для выражения мнения, документировать аудиторские  доказательства.

Аудитор самостоятельно определяет объем документации по каждой конкретной работе и области аудита руководствуясь своим профессиональным мнением. Вместе с тем объем документации должен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работу другому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию, новый аудитор смог бы исключительно на основе данных рабочих документов понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов прежнего аудитора.

Форма и содержание рабочих  документов аудита по существу определяется характером аудиторского задания, требованиями к аудиторскому заключению, характером и сложностью деятельности аудируемого лица, состоянием систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, необходимостью давать задания аудиторам и осуществлять контроль качества аудиторских услуг, методами сбора аудиторских доказательств. 

При проведении аудита по существу при  проверке налога на прибыль, необходимо провести проверку соблюдения налоговой политики. Составляется и заполняется таблица:

№ п/п

Элемент учетной политики

Требова-ния главы 25 НК РФ

Вариант  
учетной  
политики

Отклонения

нарушения

налогового 

законодательства

по применению налоговой политики


 

Результаты данной проверки оформляются отчетным документом, в котором фиксируются выявленные отклонения, влияние на налоговые обязательства, а     так же рекомендации аудитора.

Далее проводится проверка правильности определения постоянных и временных  разниц, налоговых активов и обязательств.

По проверке отдельных объектов налогообложения по налогу на прибыль  могут составляться отдельные рабочие  документы.

2.4.  Завершение аудита

На завершающем этапе  аудиторской проверки осуществляется анализ выполнения программы аудита, классификация выявленных ошибок и  нарушений, обобщение и оформление результатов проверки, формулируются виды оговорок по налогу на прибыль для аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Аналитические процедуры  на стадии завершения аудита должны документироваться  аудитором.

В итоговых рабочих документах аудитора отражаются:

- причины нарушений  норм налогового законодательства по налогу на прибыль;

- налоговые последствия  этих нарушений для аудируемого  лица;

- практические рекомендации  по устранению негативных последствий  выявленных нарушений.

Результаты проведения аудита по разделу налога на прибыль  и обязательств перед бюджетом находят свое отражение в «Письменной информации (отчете) по аудиту финансовой отчетности» или в отдельном документе (при налоговом аудите).

Письменная информация (отчет) аудитора руководству и (или) собственникам должен содержать  сведения о выявленных в процессе проверки:    

1) нарушениях учетной  политики для целей налогообложения;

2) недостатках в системе  налогового учета и внутреннего  контроля, которые привели или  могут привести к нарушениям  при расчете налога на прибыль  и выполнению обязательств перед бюджетом;

3) количественных отклонений  при формировании базы по налогу  на прибыль в соответствии  с налоговым законодательством;

4) искажениях в представлении  и раскрытии информации по  налогу на прибыль и обязательствам  перед бюджетом в финансовой  отчетности.

В письменной информации (отчете) аудитором должны быть даны ссылки на законодательные и нормативные  акты, нарушения которых выявлены в ходе проверки, и даны предложения по устранению данных нарушений.

При проведении аудита по специальному заданию (налоговому аудиту) в отчете аудитором выражается мнение о степени полноты и правильности исчисления, отражения в налоговых регистрах и налоговых декларациях данных по налогу на прибыль, а также своевременности расчетов с бюджетом по данному налогу. Кроме того, могут быть отражены выводы и предложения по вопросам оптимизации налоговой политики, построению системы налогового учета, автоматизации учетного процесса и т.п.

В аудиторском заключении по существенным искажениям и ограничениям, влияющим на мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности, могут быть даны следующие оговорки, касающиеся налога на прибыль:

- по разногласиям относительно  налоговой политики и методов налогового учета;

- по разногласиям относительно  раскрытия информации по налогу  на прибыль и обязательств перед бюджетом в финансовой отчетности (классификации налоговых обязательств на текущие и долгосрочные, соблюдения принципа осмотрительности в отношении налоговых активов);

- по событиям, возникшим  после отчетной даты и условным  фактам в хозяйственной деятельности связанным с обязательством перед бюджетом по налогу на прибыль (по судебным делам и налоговым проверкам);

- по существенным суммам  занижения расхода по налогу  на прибыль и обязательств  перед бюджетом;

- по ограничениям в  объеме работы аудитора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. ПРОГРАММА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ.

 

Содержание аудиторской  процедуры

Требуемые бухгалтерские  доказательства

1

Проверка правильности определения предполагаемой прибыли  от реализации продукции (услуг)

Заключенные с покупателями договора на поставку продукции, гарантийные  письма.

2

Проверка правильности определения фактической прибыли  от реализации продукции (услуг) на счетах бухгалтерского учета

Регистры бухгалтерского учета

3

Проверка правильности определения прибыли от реализации основных фондов и иного имущества

Договора о продаже  и приобретении  имущества

4

Проверка правильности оформления сделок, совершаемых на бартерной основе

Заключенные с покупателями договора на поставку продукции, гарантийные письма.

5

Проверка правильности отражения в учете результатов  от сдачи имущества в аренду

Договор о сдачи имущества  в аренду

6

Проверка правильности списания долгов кредиторской задолженности

Регистры бухгалтерского учета.

7

Тестирование причин возникновения  
временных разниц по доходам и расходам по налогу на прибыль (по видам разниц)

Отчет о прибылях и  убытках, декларация по налогу на прибыль

8

Анализ правильности расчета положительных и отрицательных (налогооблагаемых) временных разниц (по видам разниц).

Отчет о прибылях и  убытках, декларация по налогу на прибыль

9

Подсчет суммы текущего налога на прибыль

Отчет о прибылях и  убытках.

10

Анализ соответствия результата с данными налоговой  декларации.

Отчет о прибыли и  убытках, декларация по налогу на прибыль

11

Инспектирование правильности заполнения налоговой декларации и  расчета по налогу на прибыль.

Декларация по налогу на прибыль

12

Анализ соответствия сальдо по счету 68/ «Задолженность перед бюджетом по налогу на прибыль» с информацией в финансовой и налоговой отчетности

Баланс, декларация по налогу на прибыль

Информация о работе Аудит налога на прибыль (согласно ПБУ 18/02)