Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 21:49, курсовая работа
В процессе финансово-хозяйственной деятельности организации используют не только ценности, имеющие натурально-вещественную форму, но и нематериальные активы, которые не имеют такого признака, как вещественная субстанция. Поэтому по мере развития экономики, внедрения новых технологий и выпуска наукоемкой продукции нематериальные активы становятся одной из наиболее важных составных частей активов организации и являются основным ресурсом в конкурентной борьбе. Это особенно справедливо для организаций, имеющих устойчивую деловую репутацию на рынке, владеющих известными товарными знаками или работающих на рынке наукоемкой продукции.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Нематериальные активы: стоимостная оценка, учет и аудит…………………..5
2 Организация аудиторских проверок…………………………………………….15
2.1 Цели и задачи аудита нематериальных активов…………………………..15
2.2 Методика аудиторской проверки…………………………………………..17
2.3 Отчет аудитора в части нематериальных активов………………………..21
3 Типичные ошибки при аудите нематериальных активов в ООО «Дальнереченсклес»………………………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников и литературы……………………………...34
Перед началом работы, после составления договора, аудитор начинает разрабатывать план проверки.
Аудитор знакомится с
основными положениями учетной
политики организации, раскрывающими
методологию учета
Для достижения цели аудитору необходимо:
Для разработки эффективного подхода к аудиту нематериальных активов на стадии планирования проводится предварительная оценка системы внутреннего контроля, которая подтверждается или корректируется в ходе аудита [8. С.233].
Практика показывает, что далеко не всегда аудиторские проверки нематериальных активов сопровождаются оценкой систему внутреннего контроля, что заведомо снижает их результативность. Это приводит, в частности, к увеличению затрат времени, так как своевременно не созданные предпосылки для обоснования выборочного способа проверки повышают вероятность искажений в оценке аудиторского риска. Адекватная оценка системы внутреннего контроля позволяет качественно и более доказательно сформировать выводы аудитора в Письменной информации аудитора руководству экономического субъекта и в аналитической части аудиторского заключения.
При оценке системы внутреннего контроля аудитор должен проверить наличие и действие распорядительных документов, закрепляющих способы ведения учета операций, связанных с движением нематериальных активов, осуществить экспертизу порядка документального оформления фактов хозяйственной деятельности, изучить утвержденные графики и схемы документооборота, провести экспертизу применяемой формы учета, проверить наличие регистров бухгалтерского и налогового учета, установить, соблюдается ли установленный порядок подготовки и представления внутренней бухгалтерской отчетности, обобщить информацию о составе, масштабах и характере операций в проверяемом периоде.
Оценив систему внутреннего контроля, аудитор должен спланировать характер, масштабы и сроки проведения аудиторских процедур в отношении нематериальных активов. По результатам проведенных аудиторских процедур аудитор может разработать рекомендации по устранению ошибок в бухгалтерском учете и совершенствованию системы бухгалтерского учета.
При этом аудитор описывает
аудиторские процедуры или
Аудиторская проверка может основываться на методе выборочного анализа предоставленной отчетности.
При выборочной проверке аудитору необходимо предварительно разделить на подсовокупности (стратифицировать) всю совокупность нематериальных активов, чтобы отобранными для проверки могли быть с равной вероятностью элементы всех подсовокупностей.
Объем выборки для проверки сальдо по счету учета нематериальных активов и операций с ними определяют на основе оценки аудиторских рисков, проведенной на стадии планирования аудита. В ходе проверки при уточнении оценки системы внутреннего контроля и аудиторского риска объем выборки может быть изменен.
Аудитору необходимо проверить, не включаются ли в фактические расходы на приобретение, создание НМА общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением активов, а также правильность и полноту записей в регистрах бухгалтерского учета по счету 04.
Так же аудитор должен проверить исчисление налогов по нематериальным активам. При рассмотрении вопросов налогообложения следует помнить, что основными налогами по операциям с нематериальными активами являются: налог на добавленную стоимость (НДС); налог на прибыль.
Осуществляется проверка своевременности проведения инвентаризации. Если аудитор производит лишь проверку результатов инвентаризации, то данный факт необходимо отметить при составлении аудиторского отчета и аудиторского заключения. Однако для формирования более достоверного вывода аудитору целесообразно провести инвентаризацию самостоятельно [9. С.155].
Проверка состояния синтетического и аналитического учета НМА проводится по двум направлениям:
На каждом этапе аудита должны быть выполнены определенные процедуры, позволяющие достигнуть цели и решить задачи аудита НМА.
Должны быть осуществлены
следующие аудиторские
2.3 Отчет аудитора в части нематериальных активов
Отчет аудитора – это заключение по специфической финансовой информации, т.е. финансовой информации, подготовленной для специальной цели, в частности:
Если финансовая отчетность нестандартна и подготовлена для специальной цели, аудитор должен сделать ссылку на это в своем заключении и убедиться, что основа отчетности не противоречит законодательным, нормативным и инструктивным материалам.
По результатам проведенных аудиторских процедур аудитор может разработать рекомендации по устранению ошибок в бухгалтерском учете и совершенствованию системы бухгалтерского учета. При этом аудитор описывает аудиторские процедуры или методы обнаружения нарушений, порядок построения аудиторской выборки при ее применении, т.е. обосновывает достаточность аудиторских доказательств [12. С.129].
При проверке отдельных компонентов финансовой отчетности (например, дебиторской задолженности, материально-производственных запасов, выплаченных налогов) аудитору необходимо помнить о взаимосвязи отдельных показателей отчетности и оценивать материальное взаимодействие отдельных статей финансовой отчетности. Кроме того, необходимо оценить материальность проверяемых статей.
При проверке отчетов об исполнении контрактов аудитор при выражении своего мнения должен указать, выполнило ли предприятие требования соглашения.
После окончания работ
аудитор формирует пакет
По каждому нарушению указываются: нормативный документ, требования которого нарушены; сумма ущерба; оценка существенности и значимости влияния выявленного нарушения на результаты деятельности организации и достоверность бухгалтерской отчетности.
3 Типичные ошибки при аудите нематериальных активов в ООО «Дальнереченсклес»
Практика аудиторских проверок показывает, что при движении нематериальных активов (НМА) организациями допускаются типичные ошибки, изучение и своевременное устранение которых позволят улучшить качество бухгалтерского и налогового учета.
Практика показывает, что наиболее типичными ошибками при аудите нематериальных активов, являются:
Так программист ООО «Дальнереченсклес» разработал автоматизированную компьютерную программу для производственных нужд организации. Затраты на программу, составившие 51 500 руб., включены в состав НМА в январе 2010 г. Охранные документы (свидетельства), подтверждающие исключительные права организации на программу, а также бухгалтерские документы не оформлялись. Срок полезного использования объекта – 3 года. В феврале и марте 2010 г. по НМА начислена амортизация.
Авторское право на компьютерную программу возникает в силу ее создания и не требует дополнительного подтверждения. Поэтому программный продукт, созданный работниками организации в ходе выполнения служебных обязанностей или служебного задания, может быть признан НМА организации в силу его создания и при отсутствии охранных документов, поскольку исключительные права на использование этой программы принадлежат организации-работодателю, если, конечно, договором между организацией и ее работниками не предусмотрено иное. Однако для этого в бухгалтерской и налоговой учетной политике должно быть определено, какими документами подтверждается существование подобных НМА, а также в каком порядке формируется их первоначальная стоимость. Если же такие нормы в учетной политике не предусмотрены, то объект не может быть отнесен к НМА. Создание программы может, в частности, подтверждаться письменным служебным заданием и отчетом о его выполнении. Принятие к учету НМА должно быть оформлено актом.
При постановке компьютерной программы на учет следовало открыть карточку учета НМА (форма № НМА-1), поскольку единицей бухгалтерского учета этих активов является инвентарный объект. Указанная форма утверждена Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а [3]. Карточка применяется для учета всех видов НМА, поступивших в организацию, ведется в бухгалтерии на каждый объект и заполняется в одном экземпляре на основании документа на оприходование, акта приема-передачи (перемещения) НМА и другой документации. Форма акта приемки-передачи (перемещения) НМА должна быть разработана организацией и закреплена в приказе об учетной политике организации.
Для учета затрат организации по объектам, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве НМА, предназначен счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-5 «Приобретение нематериальных активов».
В данном случае в результате допущенных нарушений в бухгалтерском учете следует составить исправительные записи:
Дебет 04, Кредит 08-5 – 51 500 руб. – сторнирована первоначальная стоимость НМА;
Дебет 08-5, Кредит 70, 69 – 51 500 руб. – сторнированы затраты по формированию первоначальной стоимости НМА;
Дебет 26, Кредит 70, 69 – 51 500 руб. – затраты по созданию компьютерной программы признаются в составе расходов по обычным видам деятельности производственной организации;
Дебет 26, Кредит 05 – 2861 руб. (51 500 / 3 / 12 мес. x 2 мес.) – сторнирована сумма начисленной амортизации за два месяца текущего года.
Другим вариантом исправления допущенной ошибки является соответствующее документальное оформление созданной компьютерной программы, не внося изменений в бухгалтерский и налоговый учет.