Аудит операций с денежными средствами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 22:26, реферат

Описание работы

Все предприятия, осуществляя производственную и хозяйственную деятельность, вступают во взаимоотношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями, работниками предприятия и отдельными лицами.
Эти взаимоотношения основаны на различных денежных расчетах в процессе заготовления, производства и реализации продукции, работ или услуг.
Все расчеты по выполнению обязательств и предъявлению требований осуществляются через учреждения банков. Расчеты наличными деньгами между предприятиями носят ограниченный характер и строго регламентированный.
В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, и следовательно, необходимо постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения дополнительной прибыли.

Содержание работы

Глава 1. Аудит операций с денежными средствами
1.1. Цели и задачи аудита кассовых операций
1.2. Программа проверки операций по кассе и тестирование системы контроля
1.3. Организация рабочего этапа проверки
1.4. Проверка оформления первичнтов
1.5. Проверка регистров и форм отчетности
1.6. Проверка правильности, своевременности и полноты оприходования наличных денежных средств
1.7. Инвентаризация кассы
1.8. Проверка соблюдения лимита остатка наличных средств в кассе
1.9. Проверка соблюдения порядка применения контрольно-кассовых машин
1.10. Ответственность руководства аудируемого лица за организацию учета кассовых операций
Глава 2. Аудит денежных средств на расчетных, валютных и прочих счетах в банках
2.1. Программа проведения проверки операций по счетам в банка
2.2. Аудиторская проверка счетов организации в банках
2.3. Оформление отчета по результатам проведения проверки операций с денежными средствами

Файлы: 1 файл

Аудит реферат.docx

— 77.11 Кб (Скачать файл)

Необходимо обратить внимание на правильность ведения кассовой книги  и порядок составления отчетов кассира. Кассовая книга должна быть типовой формы, прошита, опечатана с указанием количеств листов. При ручном варианте оформления кассовой книги нумерация листов в каждой книге может начинаться заново.

 

1.5. Проверка регистров  и форм отчетности.

При проверке правильности отражения в бухгалтерском балансе  денежных средств и кассовой наличности как их составляющей аудитор сопоставляет остатки денежных средств на отчетную дату с кассовой книгой и первичными документами, а затем с регистрами бухгалтерского учета в форме журналов-ордеров или заменяющих их карточек счета, далее со счетами в Главной книге и с балансовыми данными. Следует учесть, что данные бухгалтерской отчетности должны включать показатели деятельности всех филиалов и иных подразделений организации.

В соответствии в Указаниями о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности (в ред. приказа Минфина РФ от 31.12.2004 № 135н) показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Организация может принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5 %.

К счету 50 могут  быть открыты субсчета :

50-1 «Касса организации»;

50-2 «Операционная касса»;

50-3 «Денежные документы»; и др.

На субсчете 50-1 должны учитываться  денежные средства в кассе организации.

Если организация производит кассовые операции с иностранной  валютой, то к счету 50 должны быть открыты субсчета для обособленного учета движения наличной иностранной валюты по каждому наименованию. Операции в кассовой книге отражаются как в валюте платежа, так и в ее рублевом эквиваленте по курсу Банка России на дату совершения операции.

Субсчет 50-2 «Операционная  касса» открывается для учета  наличия и движения денежных средств организациями при необходимости.

На субсчете 50-3 «Денежные  документы» учитываются находящиеся  в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Денежные документы учитываются на счете 50 в сумме фактических затрат на приобретение. Аналитический учет денежных документов должен быть организован по их видам.

 

1.6. Проверка правильности, своевременности и полноты оприходования

наличных денежных средств.

Денежные средства поступают  в кассу предприятия из банков в виде наличной выручки от покупателей, от работников организации в оплату каких-либо услуг по заявлениям, как остатки неиспользованных подотчетных сумм и др.

Аудитор проверяет полноту  и своевременность оприходования  денег, полученных по каждому чеку из банка, путем сверки идентичных сумм, записанных в корешках чеков, и выписок банка (по шифру, соответствующему получению наличных денег).

Аудитор должен тщательно  проверить полноту оприходования  выручки от реализации продукции, товаров, работ. При этом следует сверить записи в кассовой книге, приходных кассовых ордерах с отчетами, накладными и счетами (счетами- фактурами).

Грубейшим нарушением расчетов наличными деньгами между предприятиями считаются неоприходование и присвоение денежных средств, поступивших от различных физических, юридических лиц по приходным ордерам, а также денежных сумм из банков.

Для выявления случаев  присвоения денежных средств производится одновременная проверка операций по кассе и по банку, а также со счетами расчетов.

Сплошной просмотр всех приложенных  к отчету кассира за определенный день приходных и расходных кассовых ордеров позволяет выявить перечень документов, реквизиты которых не совпадают с Журналом регистрации приходных и расходных кассовых ордеров. Данные факты отражаются в рабочей документации аудитора.

Далее следует установить, все ли приходные и расходные  кассовые ордера зарегистрированы в журналах регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;

совпадают ли эти суммы  с теми, которые указаны в журнале  регистрации, каков источник поступления денежных средств, совпадают ли даты приема и выдачи денег по кассовым ордерам с датами их составления.

Недобросовестные действия аудируемого лица возможны в результате недоброкачественного составления первичных кассовых документов. Арифметические ошибки в ведомостях и кассовых отчетах приводят к образованию искусственного излишка денег в кассе, для их выявления аудитор использует пересчет итогов всех кассовых отчетов и всех платежных ведомостей. Аудиторская практика показывает, что наибольшее число нарушений при расходовании средств из кассы связано с денежными выплатами работникам и подотчетными суммами.

 

 

1.7. Инвентаризация кассы.

Одним из наиболее ценных источников получения аудиторских доказательств служат результаты инвентаризации кассы, проведенной совместно или самостоятельно аудитором. Инвентаризация средств в кассе должна проводиться периодически по распоряжению руководителя организации и перед составлением годового отчета не ранее 31 октября. Инвентаризация, осуществленная комиссией, назначенной руководителем, оформляется актом. Ее проводят в присутствии кассира и главного бухгалтера организации. При наличии нескольких касс аудитор опечатывает их, чтобы нельзя было покрыть недостачу денег из других источников, изменить остаток денег, выведенный в кассовой книге. Кассир представляет для проверки последний кассовый отчет и документы по операциям последнего дня, а также дает расписку в том, что все приходные и расходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации в кассе нет неоприходованных или несписанных в расход денег.

Излишки средств приходуются как доход предприятия (дебет счета 50, кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы»). Недостача средств списывается на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», с которого затем списывается в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба». По кредиту счетов 73 записи производятся в корреспонденции счетов денежных средств – на суммы внесенных платежей; 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – на суммы удержаний из заработной платы. В случае отказа кассира погасить недостачу организация имеет право подать исковое заявление в судебные органы.

Результаты инвентаризации оформляют актом, который подписывают  кассир и главный бухгалтер организации. Акт служит письменным аудиторским доказательством, и его данные необходимы аудитору для дальнейшей проверки.

Одновременно с инвентаризацией  проводится проверка условий хранения денежных средств и их соответствие предписанным нормам.

 

1.8. Проверка соблюдения лимита остатка наличных средств в кассе.

В кассе предприятий могут  храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.

Лимит кассы пересматривается в начале каждого года. Для этого  в банк представляется расчет по форме № 0408020, приведенной в Приложении 1 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 № 14-П. Эту же форму можно подать и для увеличения лимита в течение года, как правило, это требуется, если у организации существенно выросла наличная выручка.

При наличии у предприятия  нескольких счетов в различных учреждениях  банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомление об определенном ему лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в которых открыты ему соответствующие счета.

Организации обязаны сдавать  в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. Организации, имеющие постоянную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда, социально-трудовых льгот, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения.

Если сумма наличных в  кассе превышает лимит, то деньги можно сдать непосредственно в дневные или вечерние кассы банков, а также инкассаторам (п. 6 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением совета директоров Центрального банка РФ от 22.09.1993 № 40).

По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а несданная предприятием в учреждения банков денежная наличность – сверхлимитной.

К аудиторской проверке должна быть представлена справка банка  об установлении лимита остатка наличных денежных средств в кассе. Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение трех рабочих дней в период выплаты заработной платы, премий, пособий по временной нетрудоспособности работникам организации (в районах Крайнего Севера – пять дней).

Для проверки соблюдения лимита остатка денежных средств в кассе предприятия, установленного банком, необходимо провести сплошную проверку кассы, выявить отклонения от лимита и оформить все выводы.

 

1.9. Проверка соблюдения порядка применения контрольно-кассовых

машин.

При осуществлении наличных денежных расчетов при оказании услуг  организацияв обязательном порядке применяет контрольно-кассовую технику (далее – ККТ), включенную в Государственный реестр (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон о применении ККТ)).

Аудитору необходимо учитывать, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Порядок утверждения формы  бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливаются Правительством РФ.

Следовательно, организация  может иметь только одну главную  кассу и в зависимости от количества ККТ несколько операционных. Для каждого объекта ККТ должна вестись отдельная книга кассира-операциониста, в которой отражаются только данные по выручке, полученной через конкретную контрольно-кассовую машину (далее – ККМ). Заметим, что фактическое количество ККМ должно соответствовать данным бухгалтерского учета. При проверке книги кассира-операциониста нужно обращать внимание на записи показателей счетчиков не только действующих машин, но и бездействующих, а также находящихся в запасе. Пристального внимания требуют показатели счетчиков, с которыми ККМ вышли из ремонта. Налоговые органы:

1) осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований Закона о применении ККТ;

2) осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

3) проверяют документы,  связанные с применением организациями  и индивидуальными предпринимателями ККТ, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;

4) проводят проверки выдачи  организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;

5) налагают штрафы в  случаях и порядке, которые  установлены КоАП, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования Закона о применении ККТ.

 

1.10. Ответственность руководства аудируемого лица за организацию

учета кассовых операций.

Руководство экономического субъекта несет ответственность  за разработку системы внутреннего контроля. Аудитору надо убедиться, что на проверяемом им экономическом субъекте применяются процедуры внутреннего контроля.

Порядок ведения кассовых операций предусматривает обязанности руководителей организаций :

1) оборудовать кассу и  обеспечить сохранность денег  в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. При этом хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данной организации, запрещается;

2) обеспечить ведение  одной кассовой книги;

3) производить прием наличных  денег при осуществлении расчетов  с населением с обязательным применением ККМ. Наличие на предприятии утвержденного приказом руководителя списка лиц,

которым могут выдаваться из кассы наличные деньги на хозяйственные  нужды, оформление сотрудниками «заявлений на выдачу денег», указание в разрешительной надписи руководителя предприятия или уполномоченного лица срока, на который они выданы, препятствуют злоупотреблениям.

Выявляя нарушения кассовой дисциплины, аудитор может оценить  величину финансовых санкций, которые могут быть наложены на аудируемое лицо в случае его проверки, и сопоставить их с определенным для данного участка проверки уровнем существенности и с финансовым результатом деятельности предприятия.

Выявив существенные вопросы, требующие профессионального суждения аудитора, вместе с выводами, сделанными по этим вопросам, аудитор отражает их в рабочей документации в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 2 «Документирование аудита».

Информация о работе Аудит операций с денежными средствами