Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 22:26, реферат
Все предприятия, осуществляя производственную и хозяйственную деятельность, вступают во взаимоотношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями, работниками предприятия и отдельными лицами.
Эти взаимоотношения основаны на различных денежных расчетах в процессе заготовления, производства и реализации продукции, работ или услуг.
Все расчеты по выполнению обязательств и предъявлению требований осуществляются через учреждения банков. Расчеты наличными деньгами между предприятиями носят ограниченный характер и строго регламентированный.
В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, и следовательно, необходимо постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения дополнительной прибыли.
Глава 1. Аудит операций с денежными средствами
1.1. Цели и задачи аудита кассовых операций
1.2. Программа проверки операций по кассе и тестирование системы контроля
1.3. Организация рабочего этапа проверки
1.4. Проверка оформления первичнтов
1.5. Проверка регистров и форм отчетности
1.6. Проверка правильности, своевременности и полноты оприходования наличных денежных средств
1.7. Инвентаризация кассы
1.8. Проверка соблюдения лимита остатка наличных средств в кассе
1.9. Проверка соблюдения порядка применения контрольно-кассовых машин
1.10. Ответственность руководства аудируемого лица за организацию учета кассовых операций
Глава 2. Аудит денежных средств на расчетных, валютных и прочих счетах в банках
2.1. Программа проведения проверки операций по счетам в банка
2.2. Аудиторская проверка счетов организации в банках
2.3. Оформление отчета по результатам проведения проверки операций с денежными средствами
8) Сверка выписок банка об инкассации выручки, представляемых кассирами, с суммами, показываемыми отделом учета реализации, должна проводиться ежедневно. Все несоответствия необходимо оперативно анализировать. Для обеспечения перекрестной проверки денежные поступления можно проанализировать в разрезе прочих поступлений и поступлений по журналу реализации.
9) При реализации за наличный расчет необходимо, чтобы фактически проданную продукцию можно было идентифицировать по ярлыку или номеру партии. Кроме того, должны быть известны цены на нее либо из этикеток, либо из постоянно обновляемого прейскуранта. Электронная технология упростит этот процесс.
10) В соответствии с Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ от 05.01.98 №14-П, организации независимо от организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на счетах на договорных условиях.
11) Контроль за соблюдением порядка кассовой дисциплины настолько важен, что в РФ организована система независимых проверок, осуществляемых банками, в которых организацией открыты счета.
Процедуры внутреннего контроля при реализации за безналичный расчет:
Эти процедуры должны быть задействованы организациями, покупателями продукции (работ, услуг) которых являются юридические лица.
1) Ежемесячно должна производиться сверка синтетического счета реализации и аналитического счетов конкретных дебиторов. Если предположить, что все поступления были разнесены по счетам, то порядок такой сверки будет следующим:
- подсчитывается сумма сальдо по всем аналитическим счетам дебиторов;
- выясняется, равен ли этот итог сальдо синтетического счета реализации;
если да, то никакие дальнейшие действия не предпринимаются; если нет, то проверяются на несоответствие следующие пары показателей: общая сумма реализации, отраженная на синтетическом счете 62, и суммы реализации, отраженные на аналитических счетах по каждому дебитору;
- исправляются ошибки и несоответствия на аналитических счетах, синтетическом счете и в Главной книге.
2) На расчетный счет могут поступать выручка от реализации основных средств, отходов, выручка от реализации инвестиций и т.п. Должны существовать соответствующие разрешения, а кроме того, накладная или заказ (это позволяет правильно идентифицировать поступления). Обо всех операциях по постоянным заказам, о получении авансов, указанных в выписках банков, должно быть известно заранее.
3) Децентрализованные организации могут выбрать следующую внутреннюю политику: для лучшего управления поступлениями филиалам необходимо немедленно перечислять полученные ими денежные средства на расчетный счет в банке, с которого денежные средства могут быть получены только с разрешения администрации.
4) Сверка с банком должна проводиться регулярно. Любые отклонения по счетам – расчетному (текущему), депозитному, ссудному – должны быть исследованы в течение месяца. В некоторых случаях необходимо делать корректировку на суммы выплаченных в конце года процентов и т.п., которые еще не прошли по банковской выписке.
5) Не должно быть временного различия между датой регистрации поступлений денежных средств в кассу организации и датой отражения поступивших сумм выписки банка. Такое различие может быть признаком злоупотребления.
6) Должна обеспечиваться полная сохранность всех денежных средств и их эквивалентов: в пределах организации должны существовать стандартные процедуры приема и регистрации каждого вида денежных поступлений, ограничение перемещения чеков и платежных поручений, ротация персонала в целях предупреждения злоупотреблений и несанкционированного доступа к местам получения денежных поступлений, а также должна обеспечиваться сохранность денег при передаче и хранении в кассе.
Должностные обязанности.
Согласно должностным
обязанностям кассир должен
1. Осуществлять операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих сохранность;
2. получать по оформленным в соответствии с установленным порядком документам денежные средства и ценные бумаги в учреждениях банка для выплаты рабочим и служащим заработной платы, премий, оплаты командировочных и других расходов;
3. Вести на основе ПКО и РКО кассовую книгу, сверять фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком;
4. Составлять описи ветхих купюр, а также соответствующие документы для их передачи в учреждения банка с целью замены на новые;
5. Передавать в соответствии с установленным порядком денежные средства инкассаторам;
6. Составлять кассовую отчетность.
Также Порядок ведения кассовых операций содержит рекомендации по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке:
1. Руководителям предприятий при приеме на работу и назначении на должности, связанные с ведением кассовых операций, обслуживанием средств охранно-пожарной сигнализации, охраной и транспортировкой денежных средств, либо периодическому привлечению лиц к указанным выше работам рекомендуется обращаться в органы внутренних дел и медицинские учреждения для получения сведений об этих лицах, имея в виду, что к ведению кассовых операций, обслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации, охране и транспортировке денежных средств не допускаются лица:
- ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности за умышленные преступления, судимость у которых не погашена или не снята в установленном порядке;
- страдающие хроническими и психическими заболеваниями;
- систематически нарушающие общественный порядок;
- злоупотребляющие
спиртными напитками либо
2. Руководитель предприятия должен предоставить кассиру охрану при транспортировке денежных средств и ценностей из учреждений банков или сдаче в них и, в случае необходимости, - транспортное средство.
3. При транспортировке денежных средств кассиру, сопровождающим его лицам и водителю транспортного средства запрещается:
- разглашать маршрут движения и размер суммы доставляемых денежных средств и ценностей;
- допускать в салон транспортного средства лиц, не назначенных руководителем предприятия для их доставки;
- следовать пешком,
попутным или общественным
- посещать магазины, рынки и другие т.п. места;
- выполнять какие-либо поручения и любым иным образом отвлекаться от доставления денег и ценностей по назначению.
Составление рабочих документов необходимо также для проверки других разделов бухгалтерского учета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оперативное и эффективное проведение аудиторской проверки требует предварительной работы, планирования и составления программы аудита.
Свою работу аудиторы должны начинать с ознакомления с проверяемым экономическим субъектом, для чего изучают учредительные документы, виды деятельности, учетную политику организации и т.д. Необходимо ознакомиться также с отчетностью, ее основными показателями, с тем, чтобы выявить масштабы деятельности организации и результаты ее работы за исследуемый период.
Результатом аудиторской проверки операций является установление соответствия применяемой в организации методики учета операций денежными средствами действующим в проверяемом периоде нормативным документам РФ для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.
В работе я предложила приблизительную программу проведения аудиторской проверки операций с денежными средствами.
На стадии предварительного обследования необходимо обозначить наиболее важные вопросы, дающие ответ на вопрос об объеме операций по счетам учета денежных средств и позволяющие составить план и программу аудита операций с денежными средствами.
В начале проверки следует оценить эффективность внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе организации. Это можно сделать с помощью тестирования, которое даст предварительную оценку соблюдения в организации кассовой дисциплины, выявит наиболее уязвимые участки, определит особенности ведения учета в организации.
Аудиторская проверка операций с денежными средствами включает в себя следующие вопросы:
- проверку соблюдения, установленного ЦБ РФ лимита остатка наличных средств в кассе и порядка ведения кассовых операций;
- проверку законности
и своевременности расчетов
- проверку денежных документов по существу;
- проверку бухгалтерского
учета денежного оборота
- проверку достоверности бухгалтерской отчетности в части остатков по счетам учета денежных средств и денежных оборотов, отраженных в «Отчете о движении денежных средств» (форма №4).
Обязательным условием осуществления аудиторской проверки является документирование осуществленных процедур. Мною предложены формы отчетов в виде таблиц, фиксирующие результаты проверки.
По результатам проверки составляется отчет, который содержит описание всех выявленных нарушений и рекомендаций по их устранению. В качестве рекомендации в работе предложена программа организации внутреннего контроля за движением, сохранностью денежных средств.
Список литературы.
1. «О бухгалтерском учете»: Федеральный закон от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ (с изменениями от 23 июля 1998г., 28 марта, 31 декабря 2002г., 10 января, 28 мая 2003г.);
2. «Об аудиторской деятельности»:
3. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая 2003 г.);
4. Гражданский кодекс
Российской Федерации (части
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ;
6. Закон РФ от 18 июня 1993 г. № 5215-I «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (с изменениями от 30 декабря 2001 г.);
7. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержден решением Совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993 г. № 40);
8. Положение ЦБР от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» (утв. ЦБР 19 декабря 1997 г.) (с изменениями от 22 января 1999 г., 31 октября 2002 г.);
9. Постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (с изменениями от 27 марта, 3 мая 2000 г.);
10. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (утв. приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н) (с изменениями от 30 декабря 1999 г.);
11. Указание ЦБР от 14 ноября 2001 г. № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке»;
12. Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (с изменениями от 7 мая 2003 г.);
13. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н) (с изменениями от 7 мая 2003 г.);
14. Барсукова И.В. Аудит кассовых операций // Аудиторские ведомости, №7, июль, 2001г.;
15. Иванова Н.Г. Аудиторская проверка кассовых операций // Бухгалтерский учет, №2, январь, 2001г.;