Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение российского законодательства в области аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия, исследование процедуры проведения аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики, выявление проблем и спорных вопросов, связанных с осуществлением данной проверки.
В рамках реализации цели курсовой работы будут решены следующие задачи:
определить цель и информационную базу аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики;
рассмотреть нормативное правовое регулирование данного вопроса и выявить спорные моменты в нем;
определить этапы аудиторской проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики;
оценить системы бухгалтерского учета, системы внутреннего контроля, уровень существенности и аудиторский риск, указать проблемы при их оценке;

Содержание работы

1. Сущность аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики
1.1 Цель, задачи и информационная база аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики
1.2 Нормативное правовое регулирование аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики в Российской Федерации
1.3 Этапы аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики
2. Планирование аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики
2.1 Понимание деятельности аудируемого лица
2.2 Формирование плана и программы аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики
3. Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики ООО «Экран плюс»
3.1 Характеристика ООО «Экран плюс» и анализ его учетной политики» за 2010 год
3.2 Обобщение результатов проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
аудит бухгалтерский учётный

Файлы: 1 файл

Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики.docx

— 81.87 Кб (Скачать файл)

Аудитор подтверждает информацию об организации бухгалтерского учета и учетной политике, изучает весь комплект представленной бухгалтерской отчетности. В результате проведения аудиторских процедур выявляются различные нарушения в организации бухгалтерского учета и формировании учетной политики, которые обобщаются на следующем этапе. [28;с 209]

3 этап  – заключительный.

На последнем  этапе проверки аудитор завершает  подготовку документации в виде аудиторского файла, подготавливает письменную информацию руководству проверяемого субъекта по результатам аудита, формулирует свое мнение о достоверности бухгалтерской отчетности проверенного экономического субъекта, подготавливает аудиторское заключение.

Ряд авторов  считают. [28, 29, 31], что на этом этапе аудитор должен осуществлять в том числе проверку своевременности проведения инвентаризации, выявление ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета, а именно:

  • проводилась ли инвентаризация в случаях, установленных законодательством;
  • были ли соблюдены сроки проведения инвентаризации, установленные организацией самостоятельно;
  • соответствует ли документарное оформление инвентаризации требованиям Методических указаний.

Если  аудитор лишь проверяет результаты инвентаризации, то данный факт необходимо отметить при составлении аудиторского отчета и аудиторского заключения. Однако для формирования более достоверного вывода о качестве инвентаризации целесообразно провести ее самостоятельно.

В данной главе были раскрыты цели, задачи , информационная аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики. Изучены  основные законы, нормативно-правовые и законодательные акты, положения, методические указания, план счетов, относящиеся  к изучаемой теме. Также были рассмотрены  этапы проведения аудита организации  бухгалтерского учета и учетной  политики.

2. Планирование аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики

 

2.1 Понимание  деятельности аудируемого лица

 

В соответствии с п.3 Правила (стандарта) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 № 863), понимание деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, имеет большое значение при проведении аудита. В частности, такое понимание дает основу для планирования аудита и выражения профессионального суждения аудитора. [25]

Понимание аудитором деятельности аудируемого лица и среды, в которой  она осуществляется, согласно п.19 Правила (стандарта) №8, заключается в понимании  следующих проблем:

  • отраслевые, правовые и другие внешние факторы, влияющие на деятельность аудируемого лица, включая применяемые способы ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;
  • характер деятельности аудируемого лица, включая выбор и применение учетной политики;
  • цели и стратегические планы аудируемого лица, связанные с ними риски хозяйственной деятельности, указывающие на возможное существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • основные показатели деятельности аудируемого лица и тенденции их изменения;
  • система внутреннего контроля.

Аудитор может получать сведения о сфере деятельности и  аудируемом лице из нескольких источников, например, таких, как:

  • различных документов аудируемого лица;
  • информации, полученной от работников аудируемого лица в устной и письменной форме;
  • информации, полученной от сторонних лиц (поставщиков (подрядчиков), покупателей (заказчиков), контролирующих органов, властных структур и т.п.) в устной и письменной форме;
  • правовых актов, регулирующих деятельность аудируемого лица;
  • публикаций об аудируемом лице или относящихся к его сфере деятельности. .[25]

Таким образом, еще до заключения договора оказания аудиторских услуг, либо в начале аудита, аудитору необходимо получить требуемый объем информации о финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, который будет востребован как при подготовке общего плана и программы, так и при непосредственном выполнении аудиторских процедур.

Однако  следует учитывать, что приобретение информации о деятельности аудируемого  лица – это непрерывный процесс  сбора и оценки информации, а также соотнесения ее с аудиторскими доказательствами и полученными сведениями на всех стадиях аудита.

Понимание деятельности аудируемого лица является основой для выражения профессионального суждения аудитора. Понимание деятельности и надлежащее использование информации о деятельности аудируемого лица помогает аудитору:

  • оценивать риски и выявлять проблемные области;
  • эффективно планировать и проводить аудит;
  • оценивать аудиторские доказательства;
  • обеспечивать высокое качество аудита и обоснованность выводов.[25]

Аудитор должен получить требуемый объем  информации о финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, который будет востребован как при подготовке общего плана и программы, так и при непосредственном выполнении аудиторских процедур до заключения договора оказания аудиторских услуг.

Однако  следует учитывать, что приобретение информации о деятельности аудируемого  лица – это непрерывный процесс  сбора и оценки информации, а также  соотнесения ее с аудиторскими доказательствами и полученными сведениями на всех стадиях аудита.

 

2.2 Формирование плана и программы аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики

 

В процессе планирования аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики составляется общий план и программа аудита. Аудиторская организация в праве самостоятельно определять требования к формам составления и оформления аудиторского плана и программ.

При разработке плана и программы аудиторы должны руководствоваться требованиями Правила (стандарта) № 3 "Планирование аудита", Правила (стандарт) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности», Правила (стандарт) № 11. "Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица", Правила (стандарт) № 12. «Согласование условий на проведение аудита».

Разработка  общего плана аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики основана на предварительном анализе деятельности аудируемого лица и на результатах аудиторских работ по оценке систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.(приложение 1)

Оптимальная схема планирования аудита, составленная на основе российских стандартов аудиторской деятельности, должна включать следующие стадии:

  • предварительное планирование;
  • изучение системы бухгалтерского учета;
  • оценка системы внутреннего контроля;
  • установление уровня существенности;
  • построение аудиторской выборки;
  • подготовка общего плана и программы аудита.

Приняв  во внимание аудиторский риск и существенность, оценив системы бухгалтерского учета  и внутреннего контроля, проанализировав  деятельность аудируемого лица, аудитор составляет общий план аудита, который определяет последовательность действий аудитора (т.е. по каким направлениям и с какой интенсивностью будет проводиться проверка).

При разработке плана аудита организации бухгалтерского учета необходимо учитывать:

  • общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность предприятия;
  • особенности деятельности предприятия, его финансовое состояние, требования к финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности;
  • общий уровень компетентности руководства;
  • учетную политику, принятую предприятием, и ее изменения;
  • влияние нормативно-правовых актов на организацию бухгалтерского учета;
  • ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля;
  • существование подразделения внутреннего аудита и возможное влияние результатов его работы на процедуры внешнего аудита и т.д.

При аудите системы бухгалтерского учета необходимо проверять:

  • имеются ли должностные инструкции на каждого работника бухгалтерии;
  • есть ли график работ всех подразделений бухгалтерии с указанием сроков выполнения работ;
  • назначены ли приказом материально-ответственные лица и заключены ли с ними договоры о полной индивидуальной и материальной ответственности;
  • соответствие методических вопросов учетной политики действующему законодательству;
  • соблюдается ли в течение отчетного года принятая учетная политика отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации;
  • полноту отражения в учете за отчетный период (месяц, квартал, год) всех хозяйственных операций, осуществленных в этот период;
  • проведена ли инвентаризация имущества и обязательств, правильно ли оформлены ее результаты;
  • правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;
  • наличие приказа об учетной политике и ее соответствие действующему законодательству и специфике деятельности предприятия;
  • применяемую форму бухгалтерского учета, ее соответствие форме учета, утвержденной в установленном порядке;
  • соответствие структуры и штата бухгалтерии объему совершаемых операций.[32, c.258]

В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском  учете" руководители предприятия  могут в зависимости от объема учетной работы: учредить бухгалтерскую  службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение  бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации  или бухгалтеру-специалисту; вести  бухгалтерский учет лично.

В ходе проверки аудиторы на основании изучения Положения  о бухгалтерской службе, должностных  инструкций, устных опросов главного бухгалтера и сотрудников службы выясняют ее организационную структуру, распределение обязанностей, сложность  выполняемых работ, уровень квалификации учетного персонала. Анализ объектов учета, видов и объема обрабатываемой учетной  информации, использования компьютерных технологий в учетном процессе позволяет установить фактическую трудоемкость работ по отдельным группам хозяйственных операций и определить общую потребность в специалистах и их рациональное закрепление за участками учета.[29,c.114]

Предприятие самостоятельно определяет форму бухгалтерского учета (простую, журнально-ордерную, мемориально-ордерную или автоматизированную). Основными  факторами, влияющими на такой выбор, являются объем обрабатываемой информации, численность сотрудников предприятия, уровень квалификации учетного персонала, уровень применения компьютерных технологий. Сопоставление фактической организационной структуры бухгалтерии с оптимальной и анализ применяемой формы бухгалтерского учета дает возможность аудиторам сделать вывод, насколько структура бухгалтерии и форма бухгалтерского учета соответствуют условиям организации и управления предприятия и обеспечивают полноту, своевременность и экономичность обработки учетной информации.[31, c.208]

Особое  внимание аудиторы должны обратить на содержание Положения об учетной  политике предприятия. В процессе оценки данного документа устанавливается  соответствие элементов и правил реализации учетной политики предприятия  требованиям, установленным Положением по бухгалтерскому учету "Учетная  политика организации" (ПБУ 1/98), полнота  отражения особенностей деятельности предприятия, правильность оформления этого документа и вносимых в  него изменений.[17]

Учетная политика предприятия должна включать следующие элементы:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;

- методы оценки активов и обязательств;

- правила  документооборота и технология  обработки учетной информации;

Информация о работе Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики