Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение российского законодательства в области аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия, исследование процедуры проведения аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики, выявление проблем и спорных вопросов, связанных с осуществлением данной проверки.
В рамках реализации цели курсовой работы будут решены следующие задачи:
определить цель и информационную базу аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики;
рассмотреть нормативное правовое регулирование данного вопроса и выявить спорные моменты в нем;
определить этапы аудиторской проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики;
оценить системы бухгалтерского учета, системы внутреннего контроля, уровень существенности и аудиторский риск, указать проблемы при их оценке;

Содержание работы

1. Сущность аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики
1.1 Цель, задачи и информационная база аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики
1.2 Нормативное правовое регулирование аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики в Российской Федерации
1.3 Этапы аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики
2. Планирование аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики
2.1 Понимание деятельности аудируемого лица
2.2 Формирование плана и программы аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики
3. Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики ООО «Экран плюс»
3.1 Характеристика ООО «Экран плюс» и анализ его учетной политики» за 2010 год
3.2 Обобщение результатов проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
аудит бухгалтерский учётный

Файлы: 1 файл

Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики.docx

— 81.87 Кб (Скачать файл)

 

3.2 Обобщение результатов  проверки организации бухгалтерского  учета и учетной политики

 

На завершающем  этапе аудиторской проверки аудитор  обобщает всю полученную в ходе аудита информацию, обрабатывает ее и на этой основе формирует профессиональное мнение. По итогам аудиторской проверки аудиторская организация должна предоставить необходимую информацию руководству аудируемого лица.[29 c.234]

Цель  предоставления письменной информации - доведение до руководства проверяемого экономического субъекта сведений о выявленных недостатках, которые могут привести к существенным ошибкам в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Кроме того, письменная информация должна содержать предложения по совершенствованию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Каждая  аудиторская организация должна унифицировать требования, предъявляемые  к содержанию, форме и порядку  подготовки письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам аудита. Важно определить перечень обязательных и рекомендуемых сведений, приводимых в письменной информации, алгоритм ее подготовки, установить систему ответственности за составление письменной информации и контроль ее качества.

Качественными характеристиками письменной информации с точки зрения ее содержания являются: существенность, краткость, содержательность, отсутствие фактических неточностей. Еще одна цель письменной информации — обоснование мнения, выраженного в аудиторском заключении о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. При этом необходимо показать объем и характер работ, приведенных в ходе аудита, продемонстрировать достаточность собранных аудиторских доказательств для выражения мнения аудитора.[31 c.286]

Логическим  завершением проведенной аудитором  работы являются рекомендации аудируемой организации по исправлению и  улучшению ведения ее бухгалтерского учета и отчетности в целом.

Объем предоставляемой  письменной информации может меняться в зависимости от масштабов деятельности аудируемой организации; обязательств перед аудируемым лицом согласно договору; результатов аудита; вида подготавливаемого аудиторского заключения.

Аудитор должен составить рабочий документ, указанный в таблице 3.5, в котором найдут свое отражение все обнаруженные им искажения.

 

 

Таблица 3. 5

РДА «Выводы  и рекомендации по результатам проведения аудиторских процедур» в ООО «Экран плюс»

№ п/п

Содержание процедуры

Краткая характеристика нарушения

Последствия

Рекомендации аудитора

1.

Проверка правильности оформления первичных  документов

Договор составлен с нарушением действующего законодательства

Договор должен быть составлен в соответствии с правилами законодательства, только после этого он будет иметь юридическую силу.

Не соблюдаются законодательные акты.

Оформить договора, согласно действующему законодательству, подписать и подшить  ко всем остальным документам.

2.

Проверка организации первичного учёта расчётов с покупателями и  заказчиками.

Отсутствует систематическая проверка первичной документации на наличие  необходимых подписей службой внутреннего  контроля.

Нарушаются положения учетной политики.

Необходимо службе внутреннего контроля систематически проверять первичную  документацию на наличие необходимых  подписей

3.

Проверка реальности дебиторской  задолженности

Договор №9 от 27.07.10 не оплачен заказчиком в срок.

Имеется дебиторская задолженность  с истекшим сроком давности на сумму 150 тыс. руб.

Аудируемая организация должна уделить  должное внимания получению от покупателей  и заказчиков денежных средств за выполненные работы.

4.

Проверка полноты и точности регистрации  документа в учётных регистрах

Имеются договора не подписанные одной  из сторон, на которых не поставлены штампы.

Аудируемая организация заполняет  часть первичных документов, не руководствуясь законодательным нормами

Рекомендуется обратить внимания на нормативные  и законодательные документы.


 

 

Большинство выявленных нарушений свидетельствует  о недостаточном контроле со стороны службы внутреннего контроля. Информацию о результатах проверки целесообразно предоставлять по разделам, утвержденным программой аудита. Если выявлены существенные нарушения и по материалам проверки может быть подготовлено модифицированное заключение с отрицательным мнением, то подготавливается проект письменной информации с предложениями руководству аудируемого лица внести исправления в финансовую (бухгалтерскую) отчетность, чтобы впоследствии можно было предоставить экономическому субъекту положительное аудиторское заключение.

После внесения аудируемым лицом исправлений и  предоставления им комментариев подготавливается окончательный вариант письменной информации. Аудитор проводит проверку и оценку исправлений, внесенных экономическим субъектом в данные бухгалтерского учета и отчетности. С учетом внесенных исправлений (или выраженного клиентом несогласия вносить исправления) аудитор формирует соответствующее мнение о типе аудиторского заключения. [26 c.305]

 

 

Заключение

 

При написании  данной курсовой работы была изучена учебная литература и нормативные документы по бухгалтерскому учету и аудиту организации бухгалтерского учета и учетной политики.

Были  раскрыты:

Цель  аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики, которая заключается в установлении соответствия организации бухгалтерского учета и учетной политики требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности предприятия;

Информационная база аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики;

Этапы аудиторской проверки;

Оценены системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля,;

План и программа аудита расчетов с покупателями и заказчиками;

Процесс сбора аудиторских доказательств  и их документирование;

Представлены рабочие документы аудитора;

Обобщение результатов в ходе проверки.

Если  на предприятии ведется автоматизированный бухгалтерский учет, то ошибок вследствие небрежного ведения учета допускается намного меньше. Но они все равно присутствуют, если неправильно применять нормативно-правовые документы.

Вполне  естественно, что в рамках курсовой работы не были полностью раскрыты все аспекты аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики, однако в данной работе исследованы и описаны все существенные принципы и подходы к аудиту расчетов с покупателями и заказчиками имеющие практическое значение.

 

 

Список использованной литературы

 

Законодательные и нормативные документы

  1. Федеральный закон от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
  2. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 № 129-ФЗ (в ред. от 03.11.2006).
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (принят ГС ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 22.07.2008, с изм. от 24.07.2008).
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (принят ГС ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 13.10.2008).
  5. Постановление Правительства от 23.09.2002 №696 (ред. от 22.07.2008) «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».
  6. Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 №914 (ред.от 11.05.06) «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах при налогах на добавленную стоимость».
  7. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98). Утв. Приказом Минфина РФ от 9.02.98 №60н (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н);
  8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006). Утв. Приказом Минфина РФ от 27.11.06 №154н.
  9. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99). Утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.99 №33н (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 30.03.2001 N 27н, от 18.09.2006 N 116н, от 27.11.2006 N 156н).
  10. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99). Утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.99 №32н (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 30.03.2001 N 27н, от 18.09.2006 N 116н, от 27.11.2006 № 156н).
  11. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01). Утв. Приказом Минфина РФ от 02.08.2001 №60н (в ред. Приказов Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н, от 27.11.2006 N 155н).
  12. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02). Утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 №114н (в ред. Приказа Минфина РФ от 11.02.2008 N 23н).
  13. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина РФ № 34-н от 29.07.98 г.).
  14. О формах бухгалтерской отчетности организаций. Утв. Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н (ред. от 18.09.2006).
  15. Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации (утв. ЦБ РФ 03.10.2002 № 2-П).
  16. Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 №49.
  17. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). Утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н.
  18. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению.
  19. Правило (стандарт) № 1. «Цель и основные принципы аудита финансовой бухгалтерской) отчетности» утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.
  20. Правило (стандарт) № 2. "Документирование аудита" утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.
  21. Правило (стандарт) № 3. "Планирование аудита" утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.
  22. Правило (стандарт) № 4. "Существенность в аудите" утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.
  23. Правило (стандарт) № 5. "Аудиторские доказательства" утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.
  24. Правило (стандарт) № 6. "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности" утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.
  25. Правила (стандарта) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 № 863)

Учебники  и учебные пособия

  1. Богатая, И.Н., Аудит: Учебное пособие. / И.Н. Богатая, Н.Т. Лабынцев, Н.Н. Хахонова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ОАО «Московские учебники»; Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 475 с. – (высш. обр.).
  2. Ерофеева, В.А. Аудит: Учебное пособие. / Ерофеева В.А., Пискунов В.А., Битюкова Т. А. – М.: Высш. образование, 2005. – 447 с.
  3. Данилевский, Ю.А. Аудит: Учебное пособие. / Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. – 544 с.
  4. Кочинев, Ю.Ю. Аудит. – Спб.: Питер, 2010. – 304 с.: ил. – («Серия бухгалтеру и аудитору»).
  5. Костылева Ю.Ю., Костылев В.А. Особенности сбора и документирования информации о деятельности аудируемого лица / Аудиторские ведомости. - № 3. – 2006.
  6. Подольский, В.И., Аудит: Учебник для вузов / Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. и др.; под ред. проф. В.И.Подольского. – 3-е изд.

 

Приложение 1

 

Тест  «Оценка надежности системы бухгалтерского учета организации»

Проверяемая организация:

Период  аудита:

Количество  человеко-часов:

Руководитель  аудиторской группы:

Состав  аудиторской группы:

 

№ п/п

Фактор, который проверяется

Оценка фактора

Высокая

Средняя

Низкая

1

Форма бухгалтерского учета

Соответствует установленным требованиям

   

2

Автоматизация бухгалтерского учета

 

Частичная

 

3

Организация бухгалтерской службы, распределение  обязанностей

Высокая организация

   

4

Соответствие учетной политики требованиям  положений по бухгалтерскому учету

Высокое (в отношении всех объектов учета)

   

5

Порядок документирования хозяйственных  операций:

- кассовых;

- банковских;

- расчетных;

- товарных.

 

Содержит отдельные отклонения от требований

 

6

Наличие положения о порядке проведения в организации инвентаризации

Если проводится периодически и соответствует  требованиям

   

7

Применяемая форма бухгалтерского учёта (журнально-ордерная, мемориально-ордерная, журнал-главная и т.д.) соответствует требованиям

Журналь-ордерная (соответствует)

   

8

Порядок отражения хозяйственных  операций в учетных регистрах.

Соответствует требованиям

   

9

Порядок составления бухгалтерской  отчетности

Соответствует требованиям

   

10

Разработана и утверждена организационная  структура бухгалтерской службы

Да

   

11

Организация документооборота

   

Несоблюдение сроков сдачи, условий  хранения

12

Имеются должностные инструкции с  распределением фактических обязанностей и полномочий бухгалтерской службы

Да

   

13

Разработан рабочий план счетов бухгалтерский  учёта

Разработан

   
 

Итого оценок

9

2

1


 

Итоговая  оценка надежности СБУ: высокая

Рабочий документ принят (подпись руководителя группы)

Аудитор (подпись аудитора)

 

 

Приложение 2

 

Тестовые  вопросы при планировании аудита организации бухгалтерского учета  и учетной политики

 

№ п\п

Разделы тестирования

Ответ

Да

Нет

1

Организационная форма ведения учета:

а) структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером

б) должность бухгалтера в  штате

в) на договорных началах  специализированной организацией

г) руководителем

   

2

Утверждены ли:

положения о бухгалтерии

должностные инструкции

   

3

Применяемая форма бухгалтерского учета:

- единая журнально-ордерная

- мемориально-ордерная

- упрощенная система учета

- компьтеризированна

   

4

Разработан и утвержден рабочий  план счетов

   

5

Правила документооборота и технологии обработки учетной информации:

применение унифицированных  форм первичных документов

утверждение форм первичных  документов, по которым не предусмотрены  типовые формы

утверждения перечня лиц, имеющих право подписи первичных  учетных документов

утверждение графика документооборота

разработка номенклатуры дел бухгалтерской службы с учетом сроков хранения документов

определение лиц, ответственных  за хранение документов

   

6

Оценка имущества:

приобретенного за плату  путем суммирования производственных затрат на покупку

полученного безвозмездно по рыночной стоимости на дату оприходования

произведенного в самой  организации по стоимости его  изготовления

   

7

Порядок проведения инвентаризации:

установление сроков проведения

создание постоянно действующей  комиссии

подготовка приказа о  проведении инвентаризации

   

8

Объем, сроки и адреса представления  отчетности:

составление отчетности в  объеме и сроки, установленные нормативными документами по бухгалтерскому учету

представлять годовую  бухгалтерскую отчетность:

а) учредителям организации

б) органам налоговой инспекции

в) органам статистики

г) другим заинтересованным пользователям

   

9

Система взаимоотношений с аудиторской  организацией

   

10

Утверждение состава постоянно действующей  комиссии для:

установления сроков использования  нематериальных активов

определения целесообразности и непригодности объектов основных средств

   

11

Утверждение перечня лиц и сроков представления авансовых отчетов

   

12

Утверждение сметы представительских  расходов

   

13

Установление стоимостной границы  между основными средствами и  средствами в обороте

   

14

Способ начисления амортизации по основным средствам:

линейным способом

уменьшаемого остатка

списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного  использования

списание стоимости пропорционально  объему продукции (работ)

   

15

Порядок учета ремонта основных средств:

по мере производства ремонта

затраты на ремонт резервируются

с созданием ремонтного фонда  для проведения в течение ряда лет особо сложных видов ремонтов

   

16

Проведение переоценки основных средств

   

17

Проведение переоценки основных средств

   

18

Порядок начисления амортизации по нематериальным активам:

линейным способом

способом списания стоимости  пропорционально объему продукции (работ, услуг)

   

19

Порядок отражения в учете процесса приобретения и заготовки материалов:

по фактической себестоимости  их приобретения или учетным ценам

с использованием счета 15

   

20

Способ списания отпущенных в производство материалов

   

21

Учёт расходов по заготовке и доставке товаров на склад:

расходы по заготовке и  доставке товаров учитываются в  составе издержек обращения (счёт 44) по статье транспортные расходы

сумма издержек обращения  на остаток товара исчисляется по среднему проценту транспортных расходов

   

22

Оценка товаров по:

продажным ценам

по покупным ценам

   

23

Метод учёта затрат и издержек обращения:

учёт затрат формирующих  себестоимость продукции, работ, услуг  вести на балансовых счетах 20, 44, 23, 26 (полная производственная себестоимость)

неполная производственная себестоимость

   

24

Порядок распределения и списания общехозяйственных расходов

   

25

Порядок списания расходов будущих периодов

равномерно

пропорционально объёму продукции

   

26

Порядок признания коммерческих и  управленческих расходов:

полностью в отчётном году их признания

распределяются между  проданными и непроданными товарами (продукцией)

   

27

Порядок создания резерва предстоящих  расходов и платежей

   

28

Вариант учёта распределения и  использования прибыли

организация не создаёт фондов специального назначения

чистая прибыль предварительно распределяется по фондам

   

29

Порядок списания кредиторской и дебиторской  задолженности

   

30

Положения учётной политики по налогообложению

Порядок признания выручки  организации:

по мере поступления денежных средств на расчётный счёт или  в кассу предприятия (по оплате)

по мере фактического оказания услуг и предъявления покупателям  расчётных документов (по отгрузке)

   

31

Порядок раздельного учёта НДС  по материальным ресурсам, используемым при реализации товаров облагаемых НДС

   

32

Порядок раздельного учёта затрат для исчисления НДС

   

33

 Контроль за исполнением приказа  (распоряжения) об учетной политике

   

34

Порядок ознакомления с приказом (распоряжением) об учетной политике

   
 

Итог по сумме всех разделов

   

Информация о работе Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики