Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение российского законодательства в области аудита учетной политики предприятия, исследование процедуры проведения аудита организации учетной политики, выявление проблем и спорных вопросов, связанных с осуществлением данной проверки.
В рамках реализации цели курсовой работы будут решены следующие задачи:
• определить цель и информационную базу аудита организации учетной политики;
• рассмотреть нормативное правовое регулирование данного вопроса и выявить спорные моменты в нем;
• определить этапы аудиторской проверки организации учетной политики;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….....3
1. Сущность аудиторской деятельности……………………………………..5
1.1. Назначение, цели и задачи аудита………………………………………….5
1.2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности………………..10
2. Аудит учетной политики…………………………………………………...19
2.1. Цель, задачи и информационная база аудита организации учетной политики…………………………………………………………………………19
2.2. Планирование аудита организации учетной политики…………………..23
2.3. Этапы аудита организации учетной политики……………………………26
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованных источников………………………………………..32

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 73.69 Кб (Скачать файл)

 

 

Курсовая работа

По дисциплине:  «Аудит»

 

Тема: Аудит организации  бухгалтерского учета и учетной  политики

 

 

 

                       (Ф.И.О.)

             (номер группы)

 

                        (Ф.И.О.)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….....3

1. Сущность аудиторской деятельности……………………………………..5

1.1. Назначение, цели и  задачи аудита………………………………………….5

1.2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности………………..10

2. Аудит учетной политики…………………………………………………...19

2.1. Цель, задачи и информационная база аудита организации учетной политики…………………………………………………………………………19

2.2. Планирование аудита организации учетной политики…………………..23

2.3. Этапы аудита организации учетной политики……………………………26

Заключение……………………………………………………………………...31

Список использованных источников………………………………………..32

Приложение……………………………………………………………………..34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вопросы организации учетной политики относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности. В связи с этим организация учетная политика является объектом проверки на всех этапах аудита бухгалтерской отчетности - от планирования до формирования заключения. В этом и заключается актуальность выбранной темуы курсовой работы.

Цель данной работы –  изучение российского законодательства в области аудита учетной политики предприятия, исследование процедуры  проведения аудита организации учетной  политики, выявление проблем и  спорных вопросов, связанных с  осуществлением данной проверки.

В рамках реализации цели курсовой работы будут решены следующие задачи:

  • определить цель и информационную базу аудита организации учетной политики;
  • рассмотреть нормативное правовое регулирование данного вопроса и выявить спорные моменты в нем;
  • определить этапы аудиторской проверки организации учетной политики;
  • оценить системы бухгалтерского учета, системы внутреннего контроля, уровень существенности и аудиторский риск, указать проблемы при их оценке;
  • сформировать план и программу аудита организации учетной политики предприятия;
  • рассмотреть процесс сбора аудиторских доказательств и их документирование;
  • обобщить результаты проверки организации учетной политики.

Предметом исследования является процесс аудита организации учетной  политики предприятия.

Методологической и теоретической  основой работы являются Федеральный  закон «Об аудиторской деятельности», Федеральные правила (стандарты) аудиторской  деятельности, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Положения по бухгалтерскому учету, которыми утверждаются основные нормы и правила регулирования  аудита, а также труды следующих  российских экономистов: И.Н. Богатая, Н.Т. Лабынцева, Н.Н. Хахонова, Данилевского Ю.А., Шапигузова С.М., Ремизов Н.А., Старовойтовой  Е.В. и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность аудиторской деятельности

 

    1. Назначение, цели и задачи аудита

В соответствии с Федеральным  законом «Об аудиторской деятельности»  от 30.12.2008 № 307 с изменением от 2011года – ФЗ аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц). 1

Целью аудита является выражение  мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения  бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

При этом под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной  деятельности, финансовом и имущественном  положении аудируемых лиц и принимать  базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Аудитор должен подтвердить  достоверность публикуемой финансовой (бухгалтерской) отчетности, это позволяет  пользователям рассчитывать на то, что информационный риск невелик. Снижение риска появления неточных сведений в отчетности – одна из главных  задач аудита.

Правило (стандарт) аудиторской  деятельности в Российской Федерации  «Цели и основные принципы, связанные  с аудитом бухгалтерской отчетности следующим образом определяют аудит  бухгалтерской отчетности и его  необходимость: «Под аудитом бухгалтерской  отчетности понимается независимая  проверка, осуществляемая аудиторской  организацией и имеющая своим  результатом выражение мнения аудиторской  организации о степени достоверности  бухгалтерской отчетности экономического субъекта».

На макроэкономическом уровне аудит является элементом рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

а) бухгалтерская отчетность используется для принятия решений  ее заинтересованными пользователями, в том числе руководством, участниками  и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками и заказчиками, органами власти и общественностью  в целом;

б) бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в  силу ряда факторов, в частности  применения оценочных значений и  возможности неоднозначной интерпретации  фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской  отчетности не обеспечивается автоматически  ввиду возможной пристрастности ее составителей;

в) степень достоверности  бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена  большинством заинтересованных пользователей  из-за затрудненности доступа к учетной  и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Аудит согласно закону об аудиторской  деятельности в Российской Федерации  не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органами государственной власти.2

Согласно этому же закону аудитором является физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной  из саморегулируемых организаций аудиторов.

Аудиторская организация - это  коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций  аудиторов.

Отличие аудита от аудиторской  деятельности состоит в том, что  последняя предусматривает и  различные аудиторские услуги. В  последнее время главное внимание уделяется повышению эффективности  системы управления предприятием, и, прежде всего системы внутреннего  контроля. Системный подход подготовил почву для развития качественных аудиторских услуг, т.е. аудиторские  структуры начали больше заниматься консультационной деятельностью, чем  непосредственно аудитом.

Сопутствующие аудиту работы и услуги включают в себя:

1) постановку, восстановление  и ведение бухгалтерского учета,  составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение  налогового учета, составление  налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной  деятельности организаций и индивидуальных  предпринимателей, экономическое и  финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с  реорганизацией организаций или  их приватизацией;

5) юридическую помощь  в областях, связанных с аудиторской  деятельностью, включая консультации  по правовым вопросам, представление  интересов доверителя в гражданском  и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях,  в органах государственной власти  и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского  учета и внедрение информационных  технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ  инвестиционных проектов, составление  бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских  и экспериментальных работ в  областях, связанных с аудиторской  деятельностью, и распространение  их результатов, в том числе  на бумажных и электронных  носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Цели и задачи аудиторской  деятельности весьма многогранны. Основные цели и задачи аудиторской деятельности приведены в ст. 1 Федерального закона « Об аудиторской деятельности».

Основная цель аудита –  выражение мнения о достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка  бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Под достоверностью понимается степень тонности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая  позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной  деятельности, финансовом и имущественном  положении аудируемых лиц и принимать  базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.3

Общая классификация аудиторской  деятельности представлена на рис. 1.1

 

Приведенная классификация  позволяет рассмотреть цели и  задачи аудиторской деятельности. Примат в этом отношении принадлежит  внешнему аудиту, цель и основные задачи которого приведены в Федеральном  законе «Об аудиторской деятельности»  и федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности.

Главная цель внешнего аудита – дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.

Для этого необходимо предусмотреть  выполнение следующих задач:

  1. составление плана и программы проведения аудита;
  2. определение видов, источников и методов получения аудиторских доказательств;
  3. проведение аудиторской проверки экономического субъекта;
  4. выражение мнения по результатам проведенного аудита о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.4

Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей. Цель внутреннего аудита – помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции.

Аудит бывает инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия  или его учредителей, или обязательным, если его проведение обусловлено  прямым указаниям в федеральном  законе или постановлении Правительства  РФ.

Основная цель инициативного  аудита – выявить недостатки в  ведении бухгалтерского учета в  целом или отдельных его разделов; выявление состояния финансовой отчетности; организация делопроизводства по бухгалтерскому учету; оценка применяемых  средств и методов автоматизации  учета; оценка состояния расчетов по налогообложению и др.

Обязательный аудит проводится в соответствии с Федеральным  законом «Об аудиторской деятельности».

Аудит по специальным аудиторским  заданиям проводится по проверке отдельных  статей бухгалтерской отчетности, качественного  состояния имущества, юридической  и экономической экспертизы договоров (контрактов), регулирующих гражданско-правовые отношения, эффективности использования  капитала и другим вопросам, непосредственно  связанным с финансово-хозяйственной  деятельностью экономического субъекта.

 

    1. Нормативное регулирование аудиторской деятельности

    К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации
  2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307 – ФЗ от 30 декабря 2008 г.с изменением от 2011 г.
  3. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ с изменением от 2011 г.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации
  6. Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях
  7. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. с изменением от 2011 г.
  8. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 08.04.2010 г. № 395-1 от 02.12.1990 г.)
  9. Закон «О бухгалтерском учете» (Закон РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ в ред. от 03.11.2012 г.)
  10. Федеральный закон «Об акционерных обществах» (№ 208-ФЗ от 26 декабря 1995 г., в ред. от 29 апреля 2010 г.)
  11. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» (№ 193-ФЗ от 8 декабря 1995 г., в ред. от 26 июня 20011г.)
  12. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» № 4015-1 от 27 ноября 1992 г. (в ред. от 29 ноября 2011 г.)
  13. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ от 8 мая 1998 г. (в ред. от 6 декабря 2010 г.)
  14. Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» № 3085-1 от 19 июня 1992 г. (в ред. от 23 марта 2011г.)
  15. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о лицензировании аудиторской деятельности» от 16 февраля 2008 г. № 80
  16. Перечень документов, требований и условий, необходимых для подачи заявления в лицензирующий орган о предоставлении лицензии на осуществление аудиторской деятельности 11 апреля 2011г. N 28-05-01/781/СШ
  17. 36 федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696., в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.07.2011 N 405, от 07.10.2004 N 532, от 16.04.2005 N 228, от 25.08.2006 N 523)5

Информация о работе Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики