Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики ООО «Экран плюс»
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 12:05, курсовая работа
Описание работы
Цель данной работы - изучение российского законодательства в области аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия, исследование процедуры проведения аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики, выявление проблем и спорных вопросов, связанных с осуществлением данной проверки.
Содержание работы
1. Сущность аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики 1.1 Цель, задачи и информационная база аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики 1.2 Нормативное правовое регулирование аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики в Российской Федерации 1.3 Этапы аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики 2. Планирование аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики 2.1 Понимание деятельности аудируемого лица 2.2 Формирование плана и программы аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики 3. Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики ООО «Экран плюс» 3.1 Характеристика ООО «Экран плюс» и анализ его учетной политики» за 2010 год 3.2 Обобщение результатов проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики Заключение Список использованной литературы
2. Планирование аудита организации
бухгалтерского учета и учетной политики
2.1 Понимание деятельности
аудируемого лица
В соответствии с п.3 Правила (стандарта)
№ 8 «Понимание деятельности аудируемого
лица, среды, в которой она осуществляется,
и оценка рисков существенного искажения
аудируемой финансовой (бухгалтерской)
отчетности» (в ред. Постановления Правительства
РФ от 19.11.2008 № 863), понимание деятельности
аудируемого лица и среды, в которой она
осуществляется, имеет большое значение
при проведении аудита. В частности, такое
понимание дает основу для планирования
аудита и выражения профессионального
суждения аудитора. [25]
Понимание аудитором деятельности аудируемого
лица и среды, в которой она осуществляется,
согласно п.19 Правила (стандарта) №8, заключается
в понимании следующих проблем:
· отраслевые, правовые и другие внешние
факторы, влияющие на деятельность аудируемого
лица, включая применяемые способы ведения
бухгалтерского учета и подготовки финансовой
(бухгалтерской) отчетности аудируемого
лица;
· характер деятельности аудируемого
лица, включая выбор и применение учетной
политики;
· цели и стратегические планы аудируемого
лица, связанные с ними риски хозяйственной
деятельности, указывающие на возможное
существенное искажение финансовой (бухгалтерской)
отчетности;
· основные показатели деятельности
аудируемого лица и тенденции их изменения;
· система внутреннего контроля.
Аудитор может получать сведения о сфере
деятельности и аудируемом лице из нескольких
источников, например, таких, как:
· различных документов аудируемого
лица;
· информации, полученной от работников
аудируемого лица в устной и письменной
форме;
· информации, полученной от сторонних
лиц (поставщиков (подрядчиков), покупателей
(заказчиков), контролирующих органов,
властных структур и т.п.) в устной и письменной
форме;
· правовых актов, регулирующих деятельность
аудируемого лица;
· публикаций об аудируемом лице или
относящихся к его сфере деятельности.
.[25]
Таким образом, еще до заключения договора
оказания аудиторских услуг, либо в начале
аудита, аудитору необходимо получить
требуемый объем информации о финансово-хозяйственной
деятельности экономического субъекта,
который будет востребован как при подготовке
общего плана и программы, так и при непосредственном
выполнении аудиторских процедур.
Однако следует учитывать, что приобретение
информации о деятельности аудируемого
лица - это непрерывный процесс сбора и
оценки информации, а также соотнесения
ее с аудиторскими доказательствами и
полученными сведениями на всех стадиях
аудита.
Понимание деятельности аудируемого
лица является основой для выражения профессионального
суждения аудитора. Понимание деятельности
и надлежащее использование информации
о деятельности аудируемого лица помогает
аудитору:
· оценивать риски и выявлять проблемные
области;
· эффективно планировать и проводить
аудит;
· оценивать аудиторские доказательства;
· обеспечивать высокое качество аудита
и обоснованность выводов.[25]
Аудитор должен получить требуемый объем
информации о финансово-хозяйственной
деятельности экономического субъекта,
который будет востребован как при подготовке
общего плана и программы, так и при непосредственном
выполнении аудиторских процедур до заключения
договора оказания аудиторских услуг.
Однако следует учитывать, что приобретение
информации о деятельности аудируемого
лица - это непрерывный процесс сбора и
оценки информации, а также соотнесения
ее с аудиторскими доказательствами и
полученными сведениями на всех стадиях
аудита.
2.2 Формирование плана и программы
аудита организации бухгалтерского учета
и учетной политики
В процессе планирования аудита организации
бухгалтерского учета и учетной политики
составляется общий план и программа аудита.
Аудиторская организация в праве самостоятельно
определять требования к формам составления
и оформления аудиторского плана и программ.
При разработке плана и программы аудиторы
должны руководствоваться требованиями
Правила (стандарта) № 3 "Планирование
аудита", Правила (стандарт) № 8 «Понимание
деятельности аудируемого лица, среды,
в которой она осуществляется, и оценка
рисков существенного искажения аудируемой
финансовой (бухгалтерской) отчетности»,
Правила (стандарт) № 11. "Применимость
допущения непрерывности деятельности
аудируемого лица", Правила (стандарт)
№ 12. «Согласование условий на проведение
аудита».
Разработка общего плана аудита организации
бухгалтерского учета и учетной политики
основана на предварительном анализе
деятельности аудируемого лица и на результатах
аудиторских работ по оценке систем бухгалтерского
учета и внутреннего контроля.(приложение
1)
Оптимальная схема планирования аудита,
составленная на основе российских стандартов
аудиторской деятельности, должна включать
следующие стадии:
· предварительное планирование;
· изучение системы бухгалтерского учета;
· оценка системы внутреннего контроля;
· установление уровня существенности;
· построение аудиторской выборки;
· подготовка общего плана и программы
аудита.
Приняв во внимание аудиторский риск
и существенность, оценив системы бухгалтерского
учета и внутреннего контроля, проанализировав
деятельность аудируемого лица, аудитор
составляет общий план аудита, который
определяет последовательность действий
аудитора (т.е. по каким направлениям и
с какой интенсивностью будет проводиться
проверка).
При разработке плана аудита организации
бухгалтерского учета необходимо учитывать:
- общие экономические факторы
и условия в отрасли, влияющие
на деятельность предприятия;
- особенности деятельности предприятия,
его финансовое состояние, требования
к финансовой (бухгалтерской) или
иной отчетности;
- общий уровень компетентности
руководства;
- учетную политику, принятую предприятием,
и ее изменения;
- влияние нормативно-правовых актов
на организацию бухгалтерского
учета;
- ожидаемые оценки неотъемлемого
риска и риска средств контроля;
- существование подразделения
внутреннего аудита и возможное
влияние результатов его работы
на процедуры внешнего аудита
и т.д.
При аудите системы бухгалтерского учета
необходимо проверять:
- имеются ли должностные инструкции
на каждого работника бухгалтерии;
- есть ли график работ всех
подразделений бухгалтерии с
указанием сроков выполнения
работ;
- назначены ли приказом материально-ответственные
лица и заключены ли с ними
договоры о полной индивидуальной
и материальной ответственности;
- соответствие методических вопросов
учетной политики действующему
законодательству;
- соблюдается ли в течение
отчетного года принятая учетная
политика отражения отдельных
хозяйственных операций и оценки
имущества в соответствии с
Положением о бухгалтерском учете
и отчетности в Российской
Федерации;
- полноту отражения в учете
за отчетный период (месяц, квартал,
год) всех хозяйственных операций,
осуществленных в этот период;
- проведена ли инвентаризация
имущества и обязательств, правильно
ли оформлены ее результаты;
- правильность отнесения доходов
и расходов к отчетным периодам;
- наличие приказа об учетной
политике и ее соответствие
действующему законодательству
и специфике деятельности предприятия;
- применяемую форму бухгалтерского
учета, ее соответствие форме
учета, утвержденной в установленном
порядке;
- соответствие структуры и штата
бухгалтерии объему совершаемых
операций.[32, c.258]
В соответствии с Федеральным законом
"О бухгалтерском учете" руководители
предприятия могут в зависимости от объема
учетной работы: учредить бухгалтерскую
службу как структурное подразделение,
возглавляемое главным бухгалтером; ввести
в штат должность бухгалтера; передать
на договорных началах ведение бухгалтерского
учета централизованной бухгалтерии,
специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
вести бухгалтерский учет лично.
В ходе проверки аудиторы на основании
изучения Положения о бухгалтерской службе,
должностных инструкций, устных опросов
главного бухгалтера и сотрудников службы
выясняют ее организационную структуру,
распределение обязанностей, сложность
выполняемых работ, уровень квалификации
учетного персонала. Анализ объектов учета,
видов и объема обрабатываемой учетной
информации, использования компьютерных
технологий в учетном процессе позволяет
установить фактическую трудоемкость
работ по отдельным группам хозяйственных
операций и определить общую потребность
в специалистах и их рациональное закрепление
за участками учета.[29,c.114]
Предприятие самостоятельно определяет
форму бухгалтерского учета (простую,
журнально-ордерную, мемориально-ордерную
или автоматизированную). Основными факторами,
влияющими на такой выбор, являются объем
обрабатываемой информации, численность
сотрудников предприятия, уровень квалификации
учетного персонала, уровень применения
компьютерных технологий. Сопоставление
фактической организационной структуры
бухгалтерии с оптимальной и анализ применяемой
формы бухгалтерского учета дает возможность
аудиторам сделать вывод, насколько структура
бухгалтерии и форма бухгалтерского учета
соответствуют условиям организации и
управления предприятия и обеспечивают
полноту, своевременность и экономичность
обработки учетной информации.[31, c.208]
Особое внимание аудиторы должны обратить
на содержание Положения об учетной политике
предприятия. В процессе оценки данного
документа устанавливается соответствие
элементов и правил реализации учетной
политики предприятия требованиям, установленным
Положением по бухгалтерскому учету "Учетная
политика организации" (ПБУ 1/98), полнота
отражения особенностей деятельности
предприятия, правильность оформления
этого документа и вносимых в него изменений.[17]
Учетная политика предприятия должна
включать следующие элементы:
- рабочий план счетов бухгалтерского
учета, содержащий синтетические
и аналитические счета, необходимые
для ведения бухгалтерского учета
в соответствии с требованиями
своевременности и полноты учета
и отчетности;
- формы первичных учетных документов,
применяемых для оформления фактов
хозяйственной деятельности, по
которым не предусмотрены типовые
формы первичных учетных документов,
а также формы документов для
внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации
активов и обязательств;
- методы оценки активов и
обязательств;
- правила документооборота и
технология обработки учетной
информации;
- порядок контроля за хозяйственными
операциями;
- другие решения, необходимые для
организации бухгалтерского учета.
Затем аудиторы устанавливают насколько
система правил, используемых для реализации
учетной политики на предприятии, соответствует
следующим правилам, регламентированным
действующим законодательством:
- неизменность принятой методики
отражения хозяйственных операций,
оценки имущества и обязательств
в течение отчетного года, от
одного отчетного года к другому;
- полнота отражения за отчетный
период всех хозяйственных операций,
имущества и результатов его
инвентаризации;
- правильность отнесения доходов
и расходов к отчетным периодам;
- строгое разделение текущих
затрат и капитальных вложений;
- тождество данных аналитического
учета оборотам и остаткам
по счетам синтетического учета
на первое число каждого месяца,
а также показателей бухгалтерской
отчетности данным аналитического
и синтетического учета;
- использование метода двойной
записи;
- разделение хозяйственной деятельности
предприятия на отчетные периоды
(месяц, квартал и год);
- предположение о непрерывности
деятельности предприятия.
Несоблюдение названных правил приводит
к искажению картины имущественного и
финансового положения предприятия и
должно рассматриваться аудиторами как
неправильное ведение бухгалтерского
учета.[27 c.301]
В приложении 3 представлен общий план
аудита учетной политики.
Для осуществления общего плана аудитору
необходимо составить и документально
оформить программу аудита, определяющую
характер, временные рамки и объем запланированных
аудиторских процедур. Программа составляется
в развитии общего плана и представляет
собой детальный перечень аудиторских
процедур, необходимых для реализации
общего плана.
Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской
программы, документально отраженные
в рабочих документах, - фактический материал
для составления аудиторского отчета
(письменной информации руководству экономического
субъекта) и аудиторского заключения,
а также основание для формирования объективного
мнения аудитора о бухгалтерской отчетности
экономического субъекта. [31 c.279]
Общий план и программа аудита могут
уточняться и пересматриваться по мере
необходимости в ходе аудита. Все изменения
должны быть документально зафиксированы.
[3]
3. Аудит организации бухгалтерского
учета и учетной политики ООО «Экран плюс»
3.1 Характеристика ООО «Экран
плюс» и анализ его учетной политики» за
2010 год
Общество с ограниченной ответственностью
«Экран плюс», в дальнейшем именуемое
«общество», является юридическим лицом
и строит свою деятельность на основании
Устава и действующего законодательства
Российской Федерации.
Органы управления общества:
- единоличный исполнительный орган
(генеральный директор).
Общество осуществляет следующие основные
виды деятельности:
Производство, оказание услуг по ремонту
теле-радиоаппаратуры и прочей аудио и
видеоаппаратуры, а также осуществление
других работ и оказание других услуг,
не запрещенных и не противоречащих действующему
законодательству РФ.