Аудит основных средств в ОАО «Совхоз-Весна» Саратовского района Саратовской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Переход России к рыночным отношениям выявил необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношение различных субъектов предпринимательской деятельности, среди которых достойное место должен занять институт аудиторства. Его главная цель - обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской отчетности. За последние годы в бухгалтерском учете произошли существенные изменения, обусловленные сближением российских форм и методов учета с международным и разработкой собственных учетных стандартов, отвечающих международным требованиям. Для многих бухгалтеров эти изменения непонятны и поэтому нежеланны. Адаптация к новым условиям могла бы протекать намного легче при участии и поддержке аудиторов.

Содержание работы

Введение

1. Методология проведения аудиторской проверки основных средств.

1.1 Обзор литературных источников по теме исследования

1.2 Анализ нормативных актов, регулирующих проведение аудиторской проверки

1.3. Источники информации и основные направления проверки

2. Методика проведения аудита основных средств.

2.1 Финансово-экономическая характеристика хозяйства

2.2 Аудиторская оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля

2.3 Методика аудиторской проверки операций с основными средствами

2.3.1 Источники аудиторских доказательств

2.3.2 Аудит наличия и сохранности основных средств

2.3.3 Аудит движения основных средств

2.3.4. Проверка правильности начисления износа1

2.3.5 Разработка плана и программы аудиторской проверки основных средств

2.4 Анализ ошибок, выявленных в ходе аудита основных средств

3. Совершенствование методики проведения аудиторских проверок

3.1 Экономическая сущность внутренних стандартов

3.2 Разработка внутреннего стандарта основных средств

Выводы и предложения

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Саратовский государственный аграрный университет им.docx

— 58.07 Кб (Скачать файл)

 

сократить объем аудиторских  процедур;

 

проводить аудиторские процедуры  более выборочно, чем делалось бы в противном случае;

 

 

внести изменения в  суть применяемых аудиторских процедур;

 

внести изменения в  предполагаемые затраты времени  на осуществление аудиторских процедур.

 

 При оценке используются  не менее трех следующих градаций:

 

а) высокая; б) средняя; в) низкая. Изучение и оценка особенностей системы  бухгалтерского учета и внутреннего  контроля должны в обязательном порядке  документироваться в ходе аудиторской  проверки [9].

 

Произведем оценку эффективности  и надежности системы внутреннего  контроля в ОАО «Совхоз-Весна», касающейся учета основных средств. Учет основных средств осуществляет бухгалтер  группы основных средств при непосредственном контроле главного бухгалтера. Операции по ремонту и аренде учитывает только главный бухгалтер. Переоценка и амортизация основных средств, ведомости учета и движения основных средств ведутся автоматизированным способом, поэтому исключается возможность арифметической ошибки. Ремонт основных средств осуществляется на основании утвержденных норм при участии специалистов планового отдела, что исключает необоснованное завышение затрат на ремонт. Все виды выбытия основных средств, в т.ч. и передача в аренду, осуществляется на основании письменного разрешения руководителя при непосредственном участии оценочной комиссии. При приемке объектов основных средств также участвует утвержденная руководителем комиссия. Все решения комиссии строго задокументированы. На предприятии существует пропускной режим, любой вывоз имущества с территории организации осуществляется на основании заявки на вывоз. Заявка на вывоз является бланком строгой отчетности и выписывается только на основании специальных документов в бухгалтерии фирмы. Заявку подписывают руководитель и главный бухгалтер. Таким образом, осуществляется контроль за вывозом имущества, в т.ч. объектов основных средств.

 

В организации ежегодно по состоянию на 1 ноября проводится инвентаризация основных средств. По состоянию на 1 ноября 2008 года отклонений фактического наличия основных средств от учетных  данных выявлено не было.

 

Результаты опроса показали хорошую подготовленность и компетентность сотрудников в области учета  основных средств.

 

Таким образом, эффективность  и надежность системы внутреннего  контроля по учету основных средств  в ОАО «Совхоз-Весна» можно оценить  как достаточно высокую. В дальнейшем при проведении аудиторской проверки основных средств можно использовать выборочные методы контроля. В целях экономии времени можно полностью отказаться от проведения инвентаризации основных средств, проверки правильности начисления амортизации, поскольку на предприятии используется лишь линейный метод начисления амортизации автоматизированным способом.

 

 

2.3 Методика аудиторской  проверки операций с основными  средствами

 

 

 Аудиторская проверка  учета основных средств планируется на основе сводного общего плана и сводной программы аудита экономического субъекта.

 

 

2.3.1 Источники аудиторских  доказательств

 

 Источниками получения  аудиторских доказательств (доказательной  информацией) являются:

 

первичные документы экономического субъекта и третьих лиц;

 

регистры бухгалтерского учета экономического субъекта;

 

результаты анализа финансово - хозяйственной деятельности экономического субъекта;

 

устные высказывания сотрудников  экономического субъекта и третьих  лиц;

 

сопоставление одних документов экономического субъекта с другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами  третьих лиц;

 

результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой сотрудниками экономического субъекта;

 

бухгалтерская отчетность.

 

 

2.3.2 Аудит наличия и  сохранности основных средств

 

 Аудитору необходимо  проверить: [17]

 

создана ли на предприятии  комиссия по приемке основных средств  ОС и оформлению ее результатов;

 

оформлены ли договоры купли - продажи ОС;

 

оформлены ли протоколы договорной цены основных средствах, арендованных предприятием у других предприятий, организаций.

 

 Основные средства  отражаются в учете не систематически, а по мере совершения операций, что влияет на правильность  начисления амортизации и включения  ее в издержки обращения и  производства.

 

 Накопленные амортизационные  отчисления подсчитываются по  состоянию на отчетную дату. Несмотря  на то, что список основных  средств содержит обширную информацию  о наличии основных средств,  их движении в течение года, аудитору необходимо получить  и документы, отражающие поступление,  выбытие, перемещение основных  средств. По данным документов  и бухгалтерских записей в  них можно убедиться, что все  операции по движению основных  средств были правильно отражены  на счета 01 «Основные средства».

 

 Подтверждение данных  о хозяйственных операциях по  учету основных средств является  расширенной процедурой, так как  основная часть данных содержится  во внешних и внутренних документах.

 

 Привлечение таких  документов, как счета-фактуры, контракты,  соглашения об аренде, страховые  полисы, отметки (акты) налоговой  инспекции, позволит аудитору  получить убедительную информацию  об аудируемом.

 

 

2.3.3 Аудит движения основных  средств

 

 Пути поступления основных  средств на предприятие: [17]

 

приобретение за плату  у поставщиков;

 

безвозмездное поступление;

 

в качестве учредительских взносов  в уставный капитал;

 

в порядке выкупа арендованных основных средств;

 

возврат имущества (основных средств) по договору о совместной деятельности.

 

 Поступление основных  средств оформляется актом (накладной)  приемки - передачи (внутреннего  перемещения) основных средств  (ф. ОС-1) с приложением к нему  технической документации на  данный объект.

 

 Причины выбытия основных  средств на предприятии:

 

ликвидация объекта в  силу ветхости и износа, а также  силу форс-мажорных обстоятельств;

 

ликвидация в связи  с переоборудованием, модернизацией

 

передача ОС другим организациям.

 

 Для определения непригодности  основных средств на предприятии  создается специальная комиссия. Ликвидацию объектов комиссия  оформляет актом на списание  основных среде (ф. ОС-3). Акт  утверждается руководителем 

 

 При аудиторской проверке  операций по движению основных  средств необходимо обратить  внимание на следующие моменты:

 

на документальное оформление оприходования ОС и их списания. Практика проведения аудиторских проверок показывает, что в большинстве случаев необходимая документация, связанная с оприходованием ОС, не ведется, а если и ведется, то заполняются не все реквизиты, предусмотренные в форме документа, а это в конечном итоге приводит к тому, что неправильно определяются амортизационные отчисления, а при производстве капитального ремонта ОС незаконно включаются в себестоимость затраты, которые по положению должны быть отнесены на капитальные вложения.

 

курсу в рублях на момент приобретения;

 

объекты капстроительства, находящиеся  во временной эксплуатации, до ввода  их в постоянную эксплуатацию не включаются в состав основных средств, а учитываются  как незавершенные капиталовложения;

 

объекты основных средств, принятых в эксплуатацию на условиях текущей  аренды, учитываются на забалансовом счете 001;

 

при продаже основных средств  должна быть установлена рыночная стоимость (письмо ГНС РФ № 12 от 11.01.95);

 

при безвозмездной передаче основные средства подлежат обложению  НДС у передающей стороны за исключением  безвозмездной передачи ОС, зачисленных  ранее в ОС с НДС (для непроизводственной сферы).

 

 Амортизационные отчисления  по объекту основных средств прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания его с бухгалтерского учета.

 

 Амортизационные отчисления  по основным средствам отражаются  в бухгалтерском учете отчетного  периода, к которому они относятся,  и начисляются независимо от  результатов деятельности организации  в отчетном периоде.

 

 Амортизационные отчисления  по объектам основных средств  отражаются в бухгалтерском учете  путем накопления соответствующих  сумм на отдельном счете.

 

 

2.3.4 Проверка правильности  начисления износа

 

 Способ начисления  амортизации устанавливается учетной  политикой организации на весь  срок полезного использования  объектов основных средств. Учетной  политикой организации предусмотрено  списание основных средств стоимостью до 20 тыс. руб., а также книг, брошюр и других подобных изданий по мере отпуска их в эксплуатацию.

 

 Согласно п. 20 ПБУ 6/001 срок полезного использования  определяется организацией по  каждому объекту основного средства  при принятии его к бухгалтерскому  учету.

 

 Кроме того, при определении  срока полезного использования  приобретенных основных средств с целью сближения бухгалтерского и налогового учета можно воспользоваться Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы.

 

 В процессе проверки  необходимо убедиться в том,  что данные учетные аспекты  установлены учетной политикой  и неизменны в течение срока  полезного использования основных  средств и в течение года [14].

 

приказ по учетной политике организации;

 

расчеты амортизации основных средств;

 

карточка счета 02 «Амортизация основных средств».

 

 Следует отметить, что  начисление амортизации должно  начинаться с первого числа  месяца, следующего за месяцем  принятия объекта к учету, заканчиваться  с первого числа месяца, следующего  за месяцем полного погашения  стоимости либо списания объекта.

 

 Источниками информации  в этом случае являются [14]:

 

карточка счета 02 «Амортизация основных средств»;

 

инвентарные карточки учета  основных средств (форма ОС-6);

 

расчеты амортизационных  отчислений;

 

системные документы, связанные  с определением срока полезного  использования (приказы, рекомендации изготовителей)

 

 

2.3.5 Разработка плана и  программы аудиторской проверки  основных средств

 

 Специфика экономического  субъекта, объем и сложность работы  по его проверке каждый раз  требует определения четкой последовательности  шагов при проведении аудита и правильного распределения обязанностей между аудиторами, если проверку проводят несколько специалистов. При разработке плана и программы аудиторской проверки используется аудиторский стандарт “Планирование аудита”.

 

 План аудиторской проверки  отражает укрупненные группы  аудиторских работ по объектам  и группам хозяйственных операций, сроки исполнения работ и исполнителей. План составляется в письменной  форме. Цель составления плана:

 

предварительно определить объем и характер необходимых  тестов;

 

оценить затраты времени  и труда по их проведению;

 

достичь взаимопонимания  с клиентом по всем основным вопросам до начала проверки;

 

иметь доказательства обоснованности выполнения аудита и качества его  проведения у данного клиента.

 

 В плане аудита основных  средств можно выделить следующие  виды работ:

 

Аудит наличия и аналитического учета основных средств.

 

Аудит поступления основных средств.

 

Аудит выбытия основных средств.

 

Аудит начисления амортизации.

 

Аудит переоценки основных средств.

 

Аудит аренды основных средств.

 

Аудит ремонта основных средств.

 

 Детализацией общего  плана аудита является аудиторская  программа, которая является перечнем  аудиторских процедур по каждому  виду аудиторских работ. Аудиторские  процедуры можно определить как  совокупность операций обработки  данных, выполняемых для достижения  целей аудита при проверке  конкретных хозяйственных операций  с применением определенных аудиторских  приемов. В программе аудиторской  проверки указываются:

 

Цель аудита.

 

Основные участки работы экономического субъекта и разделы  учета, подлежащие проверке.

 

Характер проверки (сплошная, выборочная, визуальная и т.д.).

 

Закрепление обязанностей за членами бригады аудиторов.

 

Предполагаемая продолжительность  проверки и сроки ее начала и окончания.

 

 В области учета  основных средств могут быть  следующие нарушения, которые  аудитор при составлении аудиторской программы должен принять к сведению:

 

1. При ведении аналитического  учета.

 

1.1. Документальное оформление  операций по движению основных  средств документами произвольной  формы.

 

1.2. Ведение инвентарных  карточек не по всем видам  или объектам основных средств.

 

2. Нарушение дисциплины  по осуществлению контроля за сохранностью основных средств.

 

2.1. Отсутствие заключения  договоров о полной индивидуальной  материальной ответственности.

 

2.2. Отсутствие некоторых  предметов, взятых в домашнее  пользование сотрудниками организации  и неоформленные документально.

 

2.3. Проведение инвентаризации  реже 1 раза в 3 года.

Информация о работе Аудит основных средств в ОАО «Совхоз-Весна» Саратовского района Саратовской области