Аудит основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения курсовой работы является изучение и анализ учета основных средств на примере муниципального предприятия «Городское лесное хозяйство». Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие, классификацию и виды оценки основных средств;
2) изучить задачи, информационную базу, нормативное регулирование учета и аудита основных средств;
3) рассмотреть план и программу аудиторской проверки в МП «Городское лесное хозяйство»;
4) провести аудиторские процедуры проверки в МП «Городское лесное хозяйство».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..……………..….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ….................................................................................................................6
1.1. Понятие, классификация и виды оценки основных средств …………………..………………………………………….6
1.2. Цель, задачи и информационная база аудита основных средств ……………………..………………………………..…….12
1.3. Нормативно-правовое регулирование учета и аудита основных средств……………………………………………………………..14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В МП «ГОРОДСКОЕ ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО»………………......................................................…..21
2.1. Экономическая характеристика МП «Городское лесное хозяйство»………..………………………………...……………...21
2.2. План и программа аудиторской проверки основных средств в МП «Городское лесное хозяйство»…………...……………...…..…...25
2.3. Аудиторские процедуры проверки основных средств в МП «Городское лесное хозяйство»………………..…………...……..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………..………………………………………………..……….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..37

Файлы: 1 файл

курсовая моя.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

В зависимости от степени  использования основные средства могут  находиться: в эксплуатации; в запасе (резерве); в ремонте; в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации.

По принадлежности основные средства подразделяются на следующие группы: собственные; арендованные; полученные в безвозмездное пользование; находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении; полученные в доверительное управление.

По назначению (характеру участия в процессе производства) выделяют следующие основные средства: производственные, к таковым относят объекты, использование которых направлено на систематическое получение прибыли как основной цели хозяйственной деятельности, то есть использование в процессе производства продукции, в строительстве, сельском хозяйстве, торговле и т.д.; непроизводственные, к ним относят те основные средства, которые не используются при осуществлении основной хозяйственной деятельности. Это объекты жилищно-коммунального хозяйства, учреждения науки, культуры, здравоохранения и т.д.

Бухгалтер должен учитывать  отдельно производственные и непроизводственные основные фонды, поскольку есть различия их отражения в учете и в  налогообложении.

Необходимым условием правильной постановки учета основных средств является единообразие в системе их оценки во всех организациях независимо от форм собственности.

В текущем учете выделяют три вида оценки: первоначальная, восстановительная  и остаточная стоимость.

К бухгалтерскому учету  основные средства принимают по первоначальной стоимости, которая зависит от способа поступления актива в организацию.

Если организация приобретает  основное средство (новое или бывшее в эксплуатации) за плату или строит, его первоначальная стоимость будет  складываться из фактических затрат, связанных с приобретением, сооружением и изготовлением, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Если основные средства были получены в счет вклада в уставный капитал, их первоначальная стоимость определяется в размере, согласованном участниками (учредителями), если иное не предусмотрено законодательством.

Если объекты основных средств получены безвозмездно, то их первоначальная стоимость определяется исходя из текущей рыночной цены на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы.

В первоначальную стоимость  безвозмездно полученных объектов основных средств включаются затраты по доставке, оплата консультационных, информационных услуг, вознаграждения посредникам и другие фактические затраты, связанные с получением основного средства по договору дарения.

Если объекты основных средств были получены по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами (по договорам мены), то их оценивают исходя из стоимости имущества, на которое они были обменены. При этом имеется в виду такая стоимость, по которой в обычных условиях организация реализовала бы это имущество.

Неучтенные объекты  основных средств, обнаруженные при инвентаризации, принимаются к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации. Излишки основных средств отражаются по дебету счета 01 в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы».

Первоначальная стоимость основных средств не изменяется, кроме случаев, установленных законодательством.

Изменение первоначальной стоимости объектов основных средств  допускается в следующих случаях: достройка, дооборудование; модернизация; реконструкция; частичная ликвидация; переоценка.

Так, к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся  работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или другого объекта  основных средств, повышенными нагрузками и другими новыми качествами.

К реконструкции относится  переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических  показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества продукции и изменения номенклатуры продукции.

Организация имеет право  не чаще одного раза в год переоценивать  полностью или частично объекты  основных средств.

Стоимость основного  средства с учетом переоценки называется восстановительной стоимостью.

Методы переоценки основных средств в ПБУ 6/01 не определены.

 

 

1.2. Цель, задачи и информационная база аудита основных средств

 

Целью аудита основных средств является проверка правильности формирования состава, полноты и реальности учета движения основных средств и достоверности амортизации их стоимости.

Задачи аудита:

  1. Изучение состава и структуры основных средств, условий их хранения и эксплуатации.
  2. Подтверждение их первичной оценки, а также системам внутреннего контроля и бухгалтерского учета.
  3. Проверка правильности оформления и отражения в учете операций по движению основных средств.
  4. Оценка размеров начисленной амортизации и достоверности отражения ее в учете.
  5. Установление объемов выполненных ремонтов основных средств.
  6. Подтверждение итогов проведенной в отчетном году переоценки основных средств.
  7. Оценка качества проведенной инвентаризации основных средств.

Источники информации, используемые при аудите основных средств, зависят  от принятой предприятием учетной политики. Это выражается в выборе методов начисления амортизационных отчислений, ввода основных средств в эксплуатацию и др.

Операции по основным средствам должны оформляться унифицированными межведомственными формами первичной  учетной документации.

Основными источниками  информации, необходимыми для аудиторской  проверки, служат:

  1. Договоры, используемые для покупки, продажи, ремонта, лизинга, аренды основных средств. Приказ по учетной политике, приказ по формированию постоянно действующей комиссии, утверждающей операции приобретения и списания основных средств.
  2. Первичные документы, в том числе:

а) акт (накладная) приемки-передачи ОС – ф. № ОС-1;

б) акт приемки-сдачи  отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов –  ф. № ОС-3;

в) акт на списание ОС – ф. № ОС-4; 

г) акт на списание автотранспортных средств – ф. № ОС-4а;

д) инвентарная карточка учета ОС – ф. № ОС-6;

е) акт о приемке  оборудования – ф. № ОС-14;    

ж) акт приемки-передачи оборудования в монтаж – ф. № ОС-15;

з) акт о выявленных дефектах оборудования  - ф. № ОС-16.

  1. Регистры: при журнально-ордерной форме: журнал-ордер № 13 (01 счет), журнал-ордер № 16 (08 счет), журнал-ордер № 10 (затраты, в том числе 02 счет). Если учет автоматизированный – распечатки оборотов по счетам 01,02,08,91,001 и т.д., подписанные бухгалтером.
  2. Отчетность – помимо бухгалтерской также налоговая отчетность (налог на имущество); статистическая отчетность – форма статистического наблюдения № 11 (ОС).
  3. Результаты опроса, прежде всего, материально-ответственных лиц, членов постоянно действующей комиссии, бухгалтера, ведущего учет ОС, персонал, использующий эту информацию, администрацию.
  4. Подтверждение, например, от продавцов и покупателей ОС.
  5. Осмотр наиболее дорогих и существенных объектов.
  6. Результаты перекрестных процедур, например, от аудитора, который проверяет кредиты и займы, денежные средства.
  7. Результаты аналитических процедур, например коэффициент фондоотдачи.
  8. Заключение эксперта, например, по оценке объекта ОС.

 

 

    1. Нормативно-правовое регулирование учета и аудита основных средств

 

Аудитор при проведении аудиторской проверки основных средств, в частности автотранспорта, пользуется:

1. Нормативными документами  по бухгалтерскому учёту. В  Российской Федерации нормативное  регулирование бухгалтерского учета состоит из четырех уровней.

Первый уровень –  пакет документов первого уровня предписывает обязательность ведения  учета хозяйствующими субъектами, основные принципы и правила учета. Основным документом, регулирующим бухгалтерский  учет, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г., в котором определяется роль и место учета, его цели и задачи, общие методы ведения, ответственность организаций за состояние бухгалтерского учета и отчетности.

Второй уровень - это система, в которой выделены национальные стандарты бухгалтерского учета. Основными документами второго уровня являются Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и Положения по бухгалтерскому учету. Главное назначение таких положений — раскрыть методологические и правовые нормы, закрепленные в Законе «О бухгалтерском учете».

Третий уровень –  инструкции и указания по ведению  бухгалтерского учета, которые разработаны  и утверждены федеральными органами, а также министерствами и ведомствами, имеющими право регулировать бухгалтерский учет в рамках их компетенции. Документы этого уровня носят рекомендательный характер, то есть различные указания, инструкции, которые показывают все возможные варианты ведения учета на предприятии, исходя из его отраслевых особенностей. Ими являются методические указания по учету ОС, МПЗ, проведению инвентаризации и др.

Четвертый уровень –  пакет внутренних документов организации, которые утверждаются руководителем. Такие рабочие документы создаются  в соответствии со спецификой хозяйствования, принадлежности организации к конкретной отрасли, структурой и размерами предприятия. К данному набору документов относят инструкции, указания, положения, приказы и другие документы такого типа, регулирующие постановку и ведение бухгалтерского учета, созданные непосредственно в организации и рассматриваемые как внутриорганизационные стандарты.

Рассмотрим более подробно нормативные документы, регулирующие учет основных средств. Документы законодательного уровня обязаны использовать все  хозяйствующие субъекты, поскольку они регулируют ведение бухгалтерского учёта в организации, как прямо, так и косвенно.

Одним из основных документов, регулирующих учет основных средств, является Налоговый кодекс РФ. В статье 256 представлено определение амортизируемого имущества, в статье 257 НК РФ раскрыт порядок определения стоимости амортизируемого имущества, в статье 258 раскрыты принципы отнесения имущества в ту или иную амортизационную группу, в статье 259 рассмотрены методы и порядок расчета сумм амортизации, в статье 260 – расходы на ремонт основных средств [4, ст. 256-260].

Следующим документом, регулирующими  учет основных средств, является Федеральный  закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ. Данный закон предписывает нормы  оформления бухгалтерской отчетности, порядок оценки имущества предприятия, в частности в части учета основных средств: учет хозяйственных операций, обязательств и имущества осуществляется в валюте Российской Федерации – рублях. В этом случае документы оформляются на русском языке. Помимо этого, в законе приводится определение бухгалтерской отчетности, описывается ее состав, возможные сроки предоставления, регламентируется обязанность организации осуществлять инвентаризацию, причины проведения инвентаризации, отражение инвентаризации и её результатов в бухгалтерском учёте.

Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 N 164-ФЗ (ред. от 08.05.2010) определяет особенности  учета имущества в лизинге, порядок  осуществления сделки, стороны сделки.

Документы, относящиеся  к методологическому уровню, определяют нормы ведения бухгалтерского учёта в организациях и последовательность отражения в бухгалтерском учёте отдельных хозяйственных операций, учитывая их различные организационно-правовые формы.

Положение по ведению бухгалтерского учёта и отчётности в РФ объясняет положения закона «О бухгалтерском учёте», определяет способы оценивания расходов на оплату труда, устанавливает правила по ведению бухгалтерского учёта.

ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации» определяет правила раскрытия  и формирования учётной политики организации.

ПБУ «Учет ОС» (ПБУ 6/01) устанавливает понятие термина «основные средства», имущество, которое может быть учтено в составе основных средств, дает понятие инвентарного объекта. Также данное ПБУ определяет понятие СПИ, определяет оценку ОС, способ учета поступления, выбытия, ремонта ОС, способ начисления амортизации ОС.

Необходимо отметить, что в 2011 году в ПБУ 6/01 были внесены  серьезные изменения. В первую очередь  была увеличена минимальная стоимость  основных средств в два раза — с 20 000 руб. до 40 000 руб.

Также были внесены изменения  в правила переоценки основных средств. Согласно правкам, с 2011 года предприятия  делают переоценку основных средств  на конец года, а не на начало. Результаты переоценки основных средств в бухгалтерской отчетности будут отражаться обособленно. Но наиболее существенные изменения коснулись порядка отражения в учете переоценки. Сумма уценки с 2011 года относится на прочие расходы, а не на счета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). А сумма дооцененного основного средства, равная сумме предыдущей уценки, будет приходиться на прочие доходы, а не на нераспределенную прибыль (непокрытый убыток), .

Информация о работе Аудит основных средств