Аудит продажи продукции (работ, услуг)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 04:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в том, что аудиторская проверка продажи продукции позволяет выявить ошибки, которые могут иметь место при организации бухгалтерского и налогового учета операций по реализации готовой продукции, а так же проверить организацию документооборота по продаже продукции. Аудиторская проверка позволяет выявить искажения, которые могут возникать при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности. Искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности могут явиться следствием ошибок и недобросовестных действий.

Содержание работы

Введение 3
1. Цель, задачи, информационное обеспечение аудита 6
2. План и программа аудита 10
3. Аудит системы внутреннего контроля предприятия продажи продукции, выполнения работ и оказания услуг 16
4. Порядок проведения аудита продажи продукции, выполнения работ и оказания услуг 20
5. Обобщение и оформление результатов аудиторской проверки 23
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложения 33

Файлы: 1 файл

Аудит продажи продукции (работ, услуг).doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

Состав аудиторской  группы                                                 Сулковская Е.А.,

                                                                                            Карнаухова Е.В.

Планируемый аудиторский  риск                                          4%

Планируемый уровень  существенности                                1%

№ п/п

Планируемые виды работ

Период проведения

Исполнитель

Примечания 

1

Аудит учетной политики предприятия

с 1.10.2010 до 2.10.2010

Сулковская Е.А.

Согласно сводному общему плану аудита экономического субъекта

2

Аудит учета операций связанных с определением себестоимости проданной продукции (работ, услуг)

с 3.10.2010 до 7.10.2010

Карнаухова Е.В.

3

Аудит хозяйственных  операций (отгрузки, продажи продукции (работ, услуг), производственных расходов на продажу)

с 8.10.2010 до 12.10.2010

Сулковская Е.А.

4

Аудит формирования финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг)

с 13.10.2010 до15.10.2010

Сулковская Е.А.


 

 

В ходе планирования продаж любая компания должна решать комплекс задач, направленных на:

- рациональное использование имеющихся материальных и трудовых ресурсов в производстве;

- уменьшение объема материальных запасов и увеличение скорости их оборота;

-  своевременное выполнение производственных заказов;

-  улучшение уровня качества выполнения сервисных работ и услуг после продажи;

-  оптимальное распределение перевозок различными видами транспорта.

- корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений и результатов промежуточных аудиторских проверок.

Программа аудиторских  процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составлять программу аудита по каждому разделу бухгалтерского учета.

Программа продажи продукции (работ, услуг) представлено в таблице 2.

Перечень аудиторских  процедур

Период 

Исполнитель

Рабочие документы

1

Аудит учетной политики предприятия

С 1.10.10 до 2.10.10

Сулковская Е.А.

 

2

Проверка наличия документов, создание и ведение б/у

Записи об оценки системы  б/у

3

Аудит учета операций связанных с определением с/с  проданной продукции 

С 3.10.10 до 7.10.10

Карнаухова Е.В.

 

4

Проверка своевременности  и полноты списания с/с проданной  продукции

Счета-фактуры, накладные

5

Аудит х/о (отгрузки, продажи продукции, расходов на продажу)

С 8.10.10 до 12.10.10

Сулковская Е.А..

 

6

Изучение правильности корреспонденции счетов по отгрузки и продажи продукции

Реестры, справки

7

Аудит формирования финансовых результатов от продажи продукции

С 12.10.10 до 15.10.10

Сулковская Е.А.

 

8

Проверка правильности подсчета оборотов по продажи

Журналы-ордера

9

Анализ динамики финансового  результата продажи продукции

 

 

Планирование аудита аудиторской организации состоит из следующих основных этапов:

- предварительное планирование аудита;

- подготовка и составление общего плана аудита;

- подготовка и составление программы аудита.

На этапе предварительного планирования продажи продукции аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь следующую информацию:

- о внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности;

- о внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.

Кроме того, аудитор должен ознакомиться с:

- организационно-управленческой структурой экономического субъекта;

- видам производственной деятельности и номенклатурой выпускаемой продукции;

- структурой капитала и курсом акций (в случае, если акции экономического субъекта подлежат котировке);

- технологическими особенностями производства продукции;

- уровнем рентабельности;

- основными покупателями и поставщиками экономического субъекта;

- порядком распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации;

- существованием дочерних и зависимых организаций;

- организованной экономическим субъектом системой внутреннего контроля;

- принципами формирования оплаты труда персонала.

При планировании состава  аудиторской группы аудиторская  организация должна учитывать бюджет рабочего времени для каждого  этапа аудита (подготовительного, основного  и заключительного); предполагаемые сроки работы группы; количественный состав группы; должностной уровень членов группы; преемственность персонала группы; квалификационный уровень членов группы.

Центром аудита цикла  продажи товаров является подтверждение  дебета и кредита счетов 90 «Продажи», 99 «Прибыли и убытки». Проверке, соответственно, подвергаются корреспондирующие счета: кредит счетов 44 «Расходы на продажу», 41 «Товары», дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»[15, c.257].

Система счетов бухгалтерского учета данного цикла и взаимосвязь между ними с точки зрения достижения целей аудита показаны на рисунке 1.

Методика аудита цикла  продаж включает определенные этапы  проведения аудиторской проверки (Приложение 1).

Методика проведения аудита цикла продаж должна разрабатываться  в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность, что находит отражение во внутреннем стандарте по аудиту цикла продаж.

Основы стандартизации аудиторской работы по оценке операций цикла продаж позволяют аудиторской  организации при их творческой переработке и адаптации к конкретным условиям разрабатывать свои внутрифирменные стандарты по аудиторской проверке финансовой (бухгалтерской) отчетности отчета о прибылях и убытках ( статьи «Выручка», «Себестоимость продаж»

В самом общем виде план аудиторской проверки должен включать процедуры, позволяющие проверить[11,c.218]:

- наличие документов, подтверждающих право на передачу  права собственности на товары;

- формирование продажных  цен на товары;

- расчет торговой наценки,  относящейся к реализованным товарам;

- правильность применения  налоговых ставок по НДС и  отражение соответствующих операций  в учете;

- правильность списания  расходов на продажу;

- формирование себестоимости  проданных товаров;

- организацию синтетического  и аналитического учета по счету 90;

- полноту и соблюдение  принципа временной определенности  отражения доходов и расходов  по продаже товаров;

- показатели Выручка,  себестоимость продаж отчета  прибылях и убытках.

Рис. 1 Система взаимосвязи счетов бухгалтерского учета цикла реализации и формирования финансового учета

 

Таким образом, составление плана и программы является неотъемлемой частью аудита. Это один из важнейших этапов в аудите, поэтому к данному этапу нужно подходить со всей ответственностью, что бы предусмотреть все моменты проверки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Аудит системы внутреннего контроля предприятия продажи продукции, выполнения работ и оказания услуг

 

В ходе аудиторской проверки продажи продукции, выполнения работ и оказания услуг аудитор обязан разобраться в системе бухгалтерского учета, которую применяет проверяемый им экономический субъект, и изучить и оценить те средства контроля, на основе которых он собирается определить суть, масштаб и временные затраты предполагаемых аудиторских процедур.

Масштаб и особенности СВК, а  также степень их формализации должны соответствовать размерам экономического субъекта и особенностям его деятельности. Аудитор в ходе аудиторской проверки продажи продукции (работ, услуг) обязан в достаточной мере убедиться в том, что система бухгалтерского учета достоверно отражает хозяйственную часть проверяемого экономического субъекта. Особенности СВК могут способствовать формированию такой убежденности.

В том случае, если аудитор убеждается, что он может использовать данные соответствующих средств контроля, он получает возможность проводить аудиторские процедуры менее детально и (или) более выборочно, а также вносить изменения в суть применяемых аудиторских процедур и предполагаемые затраты времени на их осуществление.

Изучение и оценка особенностей при продажи продукции, выполнения работ и оказания услуг системы бухгалтерского учета, СВК должны в обязательном порядке документироваться аудиторскими организациями в ходе аудиторской проверки. При проведении и документировании этой работы рекомендуется использовать следующие типовые формы: специально разработанные тестовые процедуры; перечни типовых вопросов для выяснения мнения руководящего персонала и работников бухгалтерии; специальные бланки и проверочные листы; блок-схемы и графики; перечни замечаний, протоколы или акты.

Аудиторские организации при продажи продукции самостоятельно разрабатывают методики и порядок изучения и оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также планируют процедуры аудиторской проверки в зависимости от результатов такого изучения и оценки. Снижение объема и детальности отдельных аудиторских процедур в результате изучения особенностей средств контроля экономического субъекта должно быть надлежащим образом аргументировано.

Поскольку мнение аудитора об организации системы бухгалтерского учета и эффективности СВК при продажи продукции (работ, услуг) является основанием для планирования степени детальности и выборочности проведения аудиторских процедур, то отсутствие документирования или ненадлежащее документирование особенностей системы бухгалтерского учета проверяемого экономического субъекта, а также результатов изучения и оценки СВК этого экономического субъекта может служить доказательством низкого качества оказываемых аудитором услуг.

Серьезные недостатки системы бухгалтерского учета и СВК, отмеченные в ходе аудиторской проверки, а также  рекомендации по их устранению при продажи продукции аудитор должен представлять в виде письменного отчета руководству проверяемого экономического субъекта.

Система внутреннего  контроля – совокупность контрольной  среды и организационных мер, методик и процедур, используемых аудируемым лицом в качестве средств  для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной  деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления и предотвращения ошибок и искажений информации.

При оценке достоверности отчетности продажи продукции, выполняя аудиторские процедуры по существу, аудитор может обнаружить искажения. К ним применяется критерий "существенность". Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большей степенью вероятности перестанет быть в состоянии делать на основе ее правильные выводы и принимать правильные экономические решения. При разработке плана аудиторской проверки продажи продукции, аудитор устанавливает приемлемый уровень существенности с целью оценки существенности искажений, которые будут обнаружены. Приемлемый уровень существенности – это мера предельной ошибки, которая не изменит мнения аудитора о достоверности отчетности. Для нахождения абсолютного значения уровня существенности аудитор должен принимать за основу наиболее важные показатели, характеризующие достоверность отчетности экономического субъекта, подлежащего аудиту, - базовые показатели бухгалтерской отчетности.

При оценке системы внутреннего  контроля за проданную продукцию аудитор составляет опросный лист, прослеживающей поступление выручки и ее оприходование. Прослеживание этих операций позволяет дать оценку правильности отражения в учете и финансовой отчетности объемов продажи, торговой наценки, своевременности и полноты сдачи денежной выручки бухгалтерией и дальнейшего использования денежной наличности. Отсутствие процедур контроля или их недостаточное осуществление в учете денежной выручки при продажи продукции дает основание аудитору для низкой оценки системы внутреннего контроля.

К процедурам контроля продажи продукции, принятым руководством аудируемого лица относится:

-  подотчетность одних работников  другим;

-  сравнение данных, полученных  из внутренних источников, с данными  внешних источников информации;

-  сравнение и анализ финансовых  результатов с плановыми показателями.

В соответствии с выделенными генеральными направлениями цикла продаж (товары, их себестоимость и продажная цена; расчеты и оплата товаров покупателями) нам представляется необходимым систематизировать объекты и аудиторские процедуры, что обеспечит единый стандартизированный подход к разработке плана аудиторской проверки. Перед составлением общего плана аудиторской проверки статей финансовой (бухгалтерской) отчетности «Выручка», «Себестоимость продаж» аудитор должен провести предварительное тестирование систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета. Тесты дня проверки в общем стандартизированном виде представлены в (Приложение 2) [19,c.224].

Результаты тестирования системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета аудитор оценивает на основе своего профессионального суждения. Оценка систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета во взаимосвязи с аудиторскими рисками и существенностью позволяет аудитору определить основные направления (план аудита), объем и перечень процедур (программа аудита) с учетом специфики хозяйственной деятельности торговой организации.

Таким образом, оценка надежности системы бухгалтерского учета (СБУ) и системы внутреннего контроля (СВК) продажи продукции является важной составляющей ознакомления аудиторов с особенностями аудируемого лица. В федеральном правиле (стандарте) №8 "Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценки рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности" отмечено, что аудитору необходимо получить представление о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, достаточное для планирования и разработки эффективного подхода к проведению аудита[22,c. 257].

Информация о работе Аудит продажи продукции (работ, услуг)