Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 08:22, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что на сегодняшний день налоговое законодательство Российской Федерации изменяется из года в год и бухгалтерия каждого предприятия должна таким образом организовывать учет расчетов с бюджетами и внебюджетными фондами, чтобы обеспечить контроль за правильностью начисления и своевременной уплатой налогов и сборов с целью избежания уплаты штрафов и пеней
Введение…………………………………………………………………3
1. ЦЕЛИ И МЕТОДЫ АУДИТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ И ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ……………………………………………….....5
1.1. Цель аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами……………………………………………………………….........5
1.2. Нормативно- правовая база при проведении аудита налогов
и сборов……………………………………………………………....7
1.3. Методы аудита учета расчетов по налогам и сбора………………...8
2. АУДИТ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ И ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ…………………………………………………………………………..10
2.1. Проверка исчисления и уплаты НДС………………………............10
2.2. Проверка исчисления и уплаты налога на прибыль организаций……………………………………………………………….12
2.3.Проверка исчисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ …………………………………………………………………..16
2.4. Проверка исчисления и уплаты налога на имущество организаций……………………………………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...23
Список использованной литературы…………
Основные этапы применения метода:
• Провести построчный анализ налоговых деклараций с использованием аудиторских таблиц;
• Проверить правильность формирования налогооблагаемых баз путем анализа данных аналитического учета;
• Проверить расчет налоговых обязательств перед бюджетом;
• Выявить расхождение между данными, рассчитанными аудитором на основании аналитического учета, и данными, отраженными в налоговых декларациях;
• Выяснить причины расхождения;
• Отразить всю полученную информацию в отчете о проделанной работе с приложением всех аудиторских таблиц;
• Дать квалифицированное аудиторское заключение и рекомендации по исправлению замечаний, сделанных аудитором.
2. АУДИТ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ И ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ
2.1 Проверка исчисления и уплаты НДС
Задачи проверки:
• полнота определения объектов налогообложения, обоснованность и своевременность определения налоговых баз;
• своевременность и правильность исчисления НДС;
• правильность применения налоговых вычетов;
• соответствие составления счетов-фактур, ведения журналов учета, книг продаж и покупок установленному порядку;
• правильность отражения расчетов по налогу на добавленную стоимость в бухгалтерском учете;
• правильность заполнения и своевременность представления налоговых деклараций, своевременность уплаты налога;
• своевременность проведения инвентаризации (сверки) с налоговым органом по расчетам по НДС.
Полнота определения объектов налогообложения, обоснованность и своевременность определения налоговых баз. В ходе решения данной задачи аудитор должен убедиться в следующем:
• операции, соответствующие перечню, установленному ст. 146 НК РФ, полностью включены в объекты налогообложения;
• место реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг (территория Российской Федерации, не территория Российской Федерации) определено проверяемой организацией в соответствии со ст. 147-148 НК РФ;
• операции, подлежащие, по мнению проверяемой организации, освобождению от НДС, соответствуют перечню, установленному ст. 149 НК РФ. В случаях, установленных законодательством, на выполнение операций, освобожденных от НДС, имеются лицензии;
• налоговые базы при реализации товаров, работ, услуг (в том числе при реализации безвозмездно, реализации по договору мены и прочим), при цессии, при комиссии и агентировании, при передаче товаров, работ, услуг для собственных нужд, при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, при получении денежных сумм, связанных с расчетами по оплате товаров, работ, услуг, при выполнении операций, приводящих к исполнению обязанностей налогового агента, определены в соответствии со ст. 153-162, 167 НК РФ. [8, c.292]
Источники информации:
• контракты;
• документы, подтверждающие факт отгрузки (передачи) товаров, выполнения работ, оказания услуг (на сторону или для собственных нужд);
• анализ счетов 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по НДС», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Аудиторские процедуры, рекомендуемые к применению при проверке расчетов по НДС:
-аналитические процедуры (например, анализ отношения начисленного НДС и объема реализации), опрос, подтверждение (например, третьего лица о факте получения им товаров), просмотр документов, сравнение документов.
Ошибки и нарушения при определении объектов налогообложения и налоговых баз весьма часты вследствие сложности этого налога. К наиболее характерным из них могут быть отнесены:
• невключение в объект налогообложения выполнения работ, оказания услуг для собственных нужд;
• невключение в объект налогообложения передачи товаров для собственных нужд;
• освобождение от обложения НДС операций, не предусмотренных ст. 149 НК РФ;
• невключение в налоговую базу денежных сумм, связанных с расчетами по оплате товаров, работ, услуг;
• неправильное формирование налоговой базы организацией - налоговым агентом.
Проверка своевременности и правильности исчисления НДС, заключается в следующем - НДС должен быть исчислен организацией по ставкам (ст. 164 НК РФ):
• 0% при реализации товаров, работ, услуг по перечню, установленному ст. 164 (п. 1) НК РФ;
• 10% при реализации товаров, работ, услуг по перечню в п. 2 ст. 164 НК РФ;
• 10/110 или 18/118 в случаях, когда сумма НДС должна определяться расчетным путем;
• 18% в остальных случаях. [8, c.295]
Общая сумма налога должна быть исчислена по итогам каждого налогового периода (квартала) по всем операциям, включаемым в объекты налогообложения в соответствии со ст. 165, 166 НК РФ.
Источниками информации служат:
• обороты счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС»;
• книга продаж.
Аудиторские процедуры: просмотр документов, сравнение документов, пересчет.
2.2 Проверка исчисления и уплаты налога на прибыль организаций
Перечень задач при проверке исчисления налога на прибыль весьма многообразен. В ходе проверки аудитор должен удостовериться:
• в установлении учетной политикой порядка ведения налогового учета;
• в полноте и правильности формирования доходов в соответствующих регистрах налогового учета;
• в полноте и правильности формирования расходов в соответствующих регистрах налогового учета;
• в экономической оправданности и документальной подтвержденности расходов;
• в обоснованности оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции;
• в правильности определения налоговой базы;
• в правильности переноса суммы убытка на будущее;
• в правильности исчисления и своевременность уплаты налога и авансовых платежей;
• в правильности заполнения и своевременность предоставления налоговой декларации;
• в ведении бухгалтерского учета расчетов по налогу на прибыль, соответствии его установленным требованиям;
• в наличии инвентаризации (сверки) расчетов по налогу на прибыль с налоговым органом.
Установление учетной политикой порядка ведения налогового учета. Организация обязана вести налоговый учет доходов и расходов для определения налоговой базы по налогу на прибыль. Согласно ст. 313 НК РФ организация вправе:
• вести самостоятельные регистры налогового учета;
• использовать для цели налогового учета регистры бухгалтерского учета, в случае необходимости дополнненные реквизитами.
Порядок ведения налогового учета должен быть установлен в учетной политике организации.
Источник информации: приказ об учетной политике.
Аудиторская процедура: просмотр этого документа. [8, c.305]
Проверка полноты и правильности формирования доходов в соответствующих регистрах налогового учета, подразумевает, что организация обязана для цели исчисления налога на прибыль формировать в соответствующих регистрах налогового учета следующие виды доходов:
• доходы от реализации;
• внереализационные доходы.
В составе доходов от реализации в налоговых регистрах согласно ст. 248,
249 НК РФ должна быть отражена выручка от реализации товаров, работ, услуг, имущества, имущественных прав. В составе внереализационных должны быть отражены доходы, указанные в перечне в ст. 250 НК РФ. Доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ, не должны учитываться при определении налоговой базы.
Порядок и момент признания доходов от реализации и внереализационных доходов должен соответствовать ст. 271, 316, 317 НК РФ. В случае если организация вправе применять кассовый метод налогового учета доходов и расходов (выручка от реализации без НДС не более одного миллиона в среднем за квартал в течение предыдущих четырех кварталов), порядок и момент признания доходов должны соответствовать ст. 273 НК РФ. Налоговый учет внереализационных доходов в виде процентов по долговым обязательствам (договорам займа, ценным бумагам и пр.) должен осуществляться с учетом особенностей, предусмотренных ст. 328 НК РФ.
Источниками информации являются: регистры налогового учета; первичные бухгалтерские документы.
Аудиторские процедуры: аналитические процедуры (например, сравнение отраженных в налоговом учете доходов с данными предыдущих периодов, среднеотраслевыми данными и др.), опрос, подтверждение, просмотр документов, сравнение документов.
Характерные ошибки:
• неполное отражение доходов в налоговом учете (например, неотражение в составе внереализационных доходов стоимости имущества (материалов и др.), полученного при ликвидации (демонтаже, разборке) основных средств; неотражение в составе внереализационных доходов кредиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек);
• несвоевременное признание доходов в налоговом учете (например, признание доходов в виде процентов по долговым обязательствам в момент их получения, а не на конец месяца (п. 4 ст. 328 НК РФ); признание доходов в виде штрафных санкций по договору в момент их получения, а не в момент признания должником, либо в момент вступления в силу решения суда). [8, c.315]
Правильность исчисления и своевременность уплаты налога и авансовых платежей. Налог на прибыль должен быть исчислен от налоговой базы по следующим ставкам (ст. 284 НК РФ):
• 9% - при выплате дивидендов российской организации российской организацией, которая в этом случае должна действовать в качестве налогового агента; при получении дивидендов от иностранной организации;
• 15% - при выплате дивидендов иностранной организации российской организацией, которая в этом случае также должна действовать в качестве налогового агента;
• 15% - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, эмитированным после 20.01.1997 г.;
• 0% - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20.01.1997 г. включительно, процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 г. (эмитированным в качестве новации);
• 10% – при выплате доходов от использования содержания, фрахта судов, самолетов, наземных транспортных средств, контейнеров для осуществления международных перевозок иностранной организации российской организацией, действующей в качестве налогового агента;
• 20% – во всех остальных случаях (до 01.01.2009 г.). При этом 2 % подлежит зачислению в федеральный бюджет, 20% - в бюджет субъекта Российской Федерации (законом субъекта Российской Федерации ставка может быть понижена до 13,5%).
Налог на прибыль должен уплачиваться в течение отчетного года в виде ежемесячных и ежеквартальных авансовых платежей. Порядок исчисления авансовых платежей установлен ст. 286 НК РФ и по выбору организации, закрепленному в учетной политике, может осуществляться:
• исходя из налогооблагаемой прибыли, полученной за предыдущий квартал;
• исходя из налогооблагаемой прибыли, полученной за текущий месяц.
Авансовые платежи налога на прибыль должны уплачиваться (ст. 287 НК РФ): ежемесячные - не позднее 28 числа текущего месяца, ежеквартальные - не позднее 28 числа месяца, следующего за текущим кварталом. Налог на прибыль по окончательному расчету должен быть уплачен не позднее 28 марта года, следующего за отчетным.
Российская организация, являющаяся источником дохода иностранной организации, должна в качестве налогового агента исчислить налог на прибыль в порядке, установленном ст. 310, 311 НК РФ, и уплатить его в федеральный бюджет одновременно с выплатой дохода (либо в валюте выплаты дохода, либо в рублях по курсу ЦБ РФ на день уплаты налога). [8, c.313]
Организация, имеющая обособленные подразделения, должна осуществлять исчисление и уплату налога в соответствии с порядком, установленным ст. 288 НК РФ.
2.3 Проверка исчисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.(в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 339-ФЗ).
В базу по страховым взносам должны быть включены вознаграждения, начисленные физическому лицу по перечисленным выше основаниям, независимо от формы выплаты вознаграждений (денежная, натуральная, зачет) и независимо от того, выплачено ли вознаграждение непосредственно физическому лицу или третьему лицу в его интересах.
База для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.