Аудит расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение аудита расчетов с покупателями и заказчиками.
Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
- определение сущности и значения аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
- изучить особенности проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками.
- освоение порядка планирования и составления программы аудита расчетов с покупателями и заказчиками;

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы аудита расчётов организации с покупателями и заказчиками 5
1.1. Понятие аудита расчётов организации с покупателями и заказчиками, цели и задачи. 5
1.2. Порядок формирования Финансовых результатов 7
1.3 Нормативно – правовое обеспечение бухгалтерского учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками. 8
2. Планирование и организация аудита расчётов организации с покупателями и заказчиками. 16
2.1. Предварительное планирование проведения аудиторской проверки 16
2.2. Оценка системы внутреннего контроля. 17
2.3. Составление общего плана и программы аудита 23
3. Аудит расчетов организации с поставщиками и заказчиками 28
3.1. Подготовка аудиторского заключения 28
3.2.Типичные ошибки, выявляемые в ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками 30
Заключение 32
Список используемой литературы 33
Приложения 36

Файлы: 1 файл

Моя работа.docx

— 58.24 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление 

 

Введение 3

1. Теоретические основы аудита расчётов организации с покупателями  и заказчиками 5

1.1. Понятие аудита расчётов организации с покупателями  и заказчиками, цели и задачи. 5

1.2. Порядок формирования Финансовых результатов 7

1.3  Нормативно – правовое обеспечение бухгалтерского учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками. 8

2. Планирование и организация аудита расчётов организации с покупателями  и заказчиками. 16

2.1. Предварительное планирование проведения аудиторской проверки 16

2.2. Оценка системы внутреннего контроля. 17

2.3. Составление общего плана и программы аудита 23

3. Аудит расчетов организации с поставщиками и заказчиками 28

3.1. Подготовка аудиторского заключения 28

3.2.Типичные ошибки, выявляемые в ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками 30

Заключение 32

Список используемой литературы 33

Приложения 36

 

           Введение

Предприятия постоянно ведут  расчеты с покупателями - за купленные  ими товары, с заказчиками - за выполненные  работы и оказанные услуги. В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово - хозяйственной деятельности неизбежна и должна находиться в  рамках допустимых значений.

Развитие рыночных отношений  повышает ответственность и самостоятельность  предприятий в выработке и  принятии управленческих решений по обеспечении эффективности расчетов с дебиторами и кредиторами. Увеличение или снижение дебиторской и кредиторской задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия. 

Современное состояние бухгалтерского учета достигло высочайшего своего развития. В результате перехода страны к рыночной экономике российский бухгалтерский учет принял государственную  программу реформирования бухгалтерского учета с целью перехода на международную  практику учета. Таким образом, реформирование бухгалтерского учета на основе международных  стандартов оказывает существенное влияние на современное состояние бухгалтерского учета и в дальнейшем будет развиваться в соответствии с их требованиями.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что в современных  условиях своевременное обращение  денежных средств, а также тщательно  поставленный учет расчетных операций с покупателями и заказчиками, оказывают  значительное влияние на финансовые результаты предприятия (прибыли или  убытки), среди которых основное место занимает прибыль от реализации товарной продукции. При расчетах с  покупателями и заказчиками, в зависимости  от хозяйственной ситуации, возникает  дебиторская и кредиторская задолженность, что существенно влияет на финансовое состояние предприятия. Четкая организация расчетов с покупателями и заказчиками оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств. В связи с этим возникает необходимость проведения аудиторской проверки расчетных операций.

Целью работы является изучение аудита расчетов с покупателями и  заказчиками.

 Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:

- определение сущности  и значения аудита расчетов  с покупателями и заказчиками;

- изучить особенности  проведения аудита расчетов с  покупателями и заказчиками.

- освоение порядка планирования  и составления программы аудита  расчетов с покупателями и  заказчиками; 
 

 
1. Теоретические основы аудита расчётов организации с покупателями  и заказчиками

    1. Понятие аудита расчётов организации с покупателями  и заказчиками, цели и задачи.

В процессе финансово-хозяйственной  деятельности предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами. Отгружая изготовленную продукцию, предприятие, как правило, не получает оплату сразу, то есть происходит кредитование покупателя. Таким образом, в течение периода от момента отгрузки продукции к моменту поступления платежа средства предприятия находятся в виде дебиторской задолженности.

В условиях формирования рыночных отношений и разнообразия форм собственности  возникла необходимость усовершенствования функций управления процессом производства, которое вызывало потребность создания хозрасчетных органов финансового  контроля, то есть аудита.

Аудит является независимой  экспертизой финансовой отчетности коммерческих предприятий уполномоченными  на то лицами (аудиторами) с целью  подтверждения ее достоверности  для государственных налоговых  органов и владельцев. Другими  словами аудит - это предоставление практической помощи руководству и  экономическим службам предприятия  относительно ведения дел и управления его финансами, а также относительно налаживания бухгалтерского финансового  и управленческого учета, предоставления разных консультаций. Аудит также  дает возможность дать оценку имущества  во время приватизации и при акционировании предприятий разных форм собственности.

Аудит, кроме того, охватывает такие основные вопросы: проверка коммерческой и хозяйственно-финансовой деятельности субъектов ведения хозяйства, финансовой отчетности с точки зрения правильности составления и реальности объявления обложенной налогом прибыли, а также соблюдения ими действующего законодательства.

Цель и  основные  принципы  аудиторской  проверки  аудитор  определят согласно  стандарту  №1  «Цель  и  основные   принципы  аудита финансовой   (бухгалтерской)   отчетности».

Основной целью проверки является выражение мнения о достоверности  отражения в учете и отчетности показателей дебиторской задолженности.

В ходе аудита расчетов с  покупателями и заказчиками должны быть решены следующие задачи: 
1) проверка правильности оформления первичных документов по реализации продукции, работ, услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности; 
2) подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности; 
3) оценка правильности оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности.

Основными  задачами  аудита  расчётов  являются:  

    1. проверка  достоверности  и  законности  учётных  данных  о  состоянии  расчётов;
    2. соблюдение  расчётно-финансовой  дисциплины  и  её  влияние  на  платёжеспособность предприятия;  
    3. установление  реальности  задолженности;
    1. Порядок формирования Финансовых результатов

Финансовый результат  отражает изменения собственного капитала за определенный период в результате производственно - финансовой деятельности организации.

Финансовый результат  определяют по счету 99 «Прибыли и убытки». По кредиту этого счета отражают доходы и прибыли, а по дебету - расходы  и убытки.

Хозяйственные операции отражают на счете 99 «Прибыли и убытки» по так называемому кумулятивному  принципу, т.е. нарастающим итогом с  начала года. Сопоставлением кредитового и дебетового оборотов по счету 99 «Прибыли и убытки» определяют конечный финансовый результат за отчетный период. Превышение кредитового оборота над дебетовым отражается в качестве сальдо по кредиту счета 99 и характеризует размер прибыли организации, а превышение дебетового оборота над кредитовым записывается как сальдо по дебету счета 99 и характеризует размер убытка организации. Счет 99 имеет одностороннее сальдо.

Конечный финансовый результат  организации складывается под влиянием: 
а) финансового результата от продажи продукции (работ, услуг); 
б) финансового результата от продажи основных средств, нематериальных активов, материалов и другого имущества (части операционных доходов и расходов); 
в) операционных доходов и расходов (за вычетом результатов от продажи имущества); 
г) внереализационных прибылей и убытков;

д) чрезвычайных доходов и расходов.

Различие между этими  составными частями прибыли или  убытка состоит в том, что финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) первоначально определяют по счету 90 «Продажи». Со счета 90 прибыль или убыток от обычной деятельности списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».

Финансовый результат  от продажи имущества, операционные и внереализационные доходы и  расходы вначале отражают на счете 91 «Прочие доходы и расходы», с которого затем ежемесячно списывают на счет 99.

Чрезвычайные доходы и  расходы сразу относят на счет 99 без предварительной записи на промежуточных счетах в корреспонденции  со счетами учета материальных ценностей, расчетов с персоналом по оплате труда, денежных средств и т.п.

Кроме того, по дебету счета 99 отражают начисленные платежи  на прибыль и суммы причитающихся  налоговых санкций в корреспонденции  со счетом 68 «Расчеты по налогам и  сборам». Платежи по перерасчетам по налогу на прибыль также отражаются на счетах 99 и 68.

По окончании отчетного  года счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается. Заключительной записью декабря  сумма чистой прибыли списывается  с дебета счета 99 в кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Сумма убытка списывается  с кредита счета 99 в дебет счета 84.

Аналитический учет по счету 99 должен обеспечить формирование данных, необходимых для составления  отчета о прибылях и убытках.

1.3  Нормативно – правовое обеспечение бухгалтерского учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками.

Все аспекты  аудиторской деятельности, права  и обязанности аудиторов и организаций, пользующихся их услугами, должны пониматься однозначно, стандарты аудита должны регулировать взаимоотношения аудиторских фирм, организаций, налоговых служб, проверяющих законность деятельности организаций, а также учитываться в арбитражном процессе. Эти стандарты содержат основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения. С их помощью аудитор сможет выбрать как необходимый масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целесообразную методику. Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью которых можно оценить качество аудиторской проверки.

Стандарты носят  обязательный характер (таблица 1).

В ходе ведения хозяйственной  деятельности при расчетах с покупателями и заказчиками возникает дебиторская  задолженность порядок постановки на учет, оценка, списание которой, а также возникающие в связи с этим налоговые обязательства регулируется следующими нормативными документами:

1. Федеральный закон от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском  учете" (с изменениями и дополнениями);[1]. Согласно этому закону, все хозяйственные  операции подлежат своевременной  регистрации на счетах бухгалтерского  учета на основании первичных  учетных документов. Первичный учетный  документ составляется в момент  совершения операции или непосредственно  по ее окончании. Следовательно,  показатель дебиторской задолженности  должен быть отражен в учете,  после выполнения организацией-кредитором  товарной части сделки - после отгрузки продукции. 
2. Согласно ГК РФ [2], обязательства исполняются в соответствии с договором, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Порядок исполнения сторонами денежных обязательств определяется договором и только в случае недостаточности или неясности установленных условий исполнение обязательств должно производиться в соответствии с иными дополнительными условиями. Например: выручка от реализации продукции принимается для учета только при условии отгрузки продукции.

Следовательно, если продукция  отгружена, но расчетные документы  не предъявлены поставщиком покупателю к оплате, выручка для целей  бухгалтерского учета - признается. 
3. Согласно Положению  по  ведению  бухгалтерского  учёта  и  бухгалтерской  отчётности  РФ от 29.07.1998 г. № 34н  [3] расчеты с дебиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. Дебиторская задолженность в иностранных валютах отражаются в бухгалтерской отчетности в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранных валют по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на отчетную дату.  
4. Постановление Правительства РФ, согласно которому организация обязана отразить задолженность перед бюджетом по налогу на добавленную стоимость по отгруженной продукции не позднее 5 дней со дня ее отгрузки (НК РФ [4]).

Размер и порядок оценки дебиторской задолженности определяют следующие нормативные акты: 
 
1. Положение по ведению бухгалтерского учета, согласно которому: 
а) расчеты с покупателями и заказчиками отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в суммах, признаваемых организацией правильными. Исходя из данной нормы, дебиторская задолженность отражается в учете в оценке, установленной договором, и зависит от количества и цены реализованной продукции с учетом скидок и надбавок, предоставляемых по окончании сделки;

б) при совершении операций в иностранной валюте дебиторская задолженность отражается в рублях, в сумме, определяемой путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату предъявления счетов и иных расчетных документов к оплате за отгруженную продукцию либо на дату зачисления денежных средств на валютный счет организации. При этом в соответствующих случаях делаются следующие записи:

Дебет 62 Кредит 90/1 - отражаются договорная стоимость  проданной продукции и дебиторская  задолженность с пересчетом их в  рубли по курсу Центрального банка  РФ на дату отгрузки и предъявления расчетных документов к оплате; 
2. Статья 317 ГК РФ, согласно которой валюта денежных обязательств должна быть выражена в рублях. Договором может быть предусмотрено, что денежные обязательства по сделке подлежат оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, "специальных правах заимствования" и др.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон. 
3. После постановки дебиторской задолженности на учет организация-кредитор до срока ее оплаты решает следующие задачи, вытекающие из законодательных и нормативных актов: 
а) определяет срок учета дебиторской задолженности: в течение срока исковой давности 3 года (ст. 196 ГК РФ) 

Информация о работе Аудит расчетов с покупателями и заказчиками