Аудит расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 08:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение аудита расчетов с покупателями и заказчиками. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить методику проведения аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками;
- изучить систему внутреннего контроля за состоянием расчётов с покупателями и заказчиками;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 МЕТОДИКА АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ
1.1 Цели и задачи аудита расчетов с покупателями и заказчиками
1.2 Оценка системы внутреннего контроля
1.3 План и программа аудиторской проверки
1.4 Источники информации при проведении аудита расчетов с покупателями и заказчиками
1.5 Нормативные документы, используемые при аудите
1.6 Получение аудиторских доказательств.
1.7 Аудиторские процедуры проверки расчетов с покупателями и заказчиками
1.8 Последовательность работ при проведении аудита
1.8.1 Проверка договоров с покупателями и заказчиками.
1.8.2 Проверка правильности бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками
1.9 Типичные ошибки, выявляемые в ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА
2.1 Аудит учета основных средств
2.2 Аудит учета нематериальных активов
2.3 Аудит учета материалов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧКСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

аудит.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 
ВВЕДЕНИЕ    
1 МЕТОДИКА АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ    
 
1.1 Цели и задачи аудита расчетов с покупателями  и заказчиками   
 
1.2 Оценка системы внутреннего контроля   
 
1.3 План и программа аудиторской проверки   
 
1.4 Источники информации при проведении аудита расчетов с покупателями и заказчиками   
 
1.5 Нормативные документы, используемые при аудите   
 
1.6 Получение аудиторских доказательств.  
 
1.7 Аудиторские процедуры проверки расчетов с покупателями  и заказчиками   
 
1.8 Последовательность работ при проведении аудита   
 
1.8.1 Проверка договоров с покупателями и заказчиками.  
 
1.8.2 Проверка правильности бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками   
 
1.9  Типичные ошибки, выявляемые в ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками 

2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА

2.1 Аудит учета основных средств

2.2 Аудит учета нематериальных  активов

2.3 Аудит учета материалов 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    
 
БИБЛИОГРАФИЧКСКИЙ СПИСОК 
 

ВВЕДЕНИЕ

Предприятия постоянно ведут расчеты с покупателями - за купленные ими товары, с заказчиками - за выполненные работы и оказанные услуги. В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово - хозяйственной деятельности неизбежна и должна находиться в рамках допустимых значений. 
 
Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечении эффективности расчетов с дебиторами и кредиторами. Увеличение или снижение дебиторской и кредиторской задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия.  
 
Современное состояние бухгалтерского учета достигло высочайшего своего развития. В результате перехода страны к рыночной экономике российский бухгалтерский учет принял государственную программу реформирования бухгалтерского учета с целью перехода на международную практику учета. Таким образом, реформирование бухгалтерского учета на основе международных стандартов оказывает существенное влияние на современное состояние бухгалтерского учета и в дальнейшем будет развиваться в соответствии с их требованиями. 
 
Актуальность темы работы обоснована тем, что динамика изменения дебиторской и кредиторской задолженности, их состав, структура и качество, а также интенсивность их увеличения или уменьшения оказывают большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в текущие активы, а, следовательно, на финансовое состояние предприятия.  
 
Целью работы является изучение аудита расчетов с покупателями и заказчиками. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: 
 
- изучить методику проведения аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками; 
 
- изучить систему внутреннего контроля за состоянием расчётов с покупателями и заказчиками; 
 
 

 

1.МЕТОДИКА АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ

 
         1.1 Цели и задачи аудита расчетов с покупателями  и заказчиками 
Цель и  основные  принципы  аудиторской  проверки  аудитор  определят согласно  правилу  (стандарту)  № 1  «Цель  и  основные   принципы   аудита финансовой   (бухгалтерской)   отчетности». 
 
Основной целью проверки является выражение мнения о достоверности отражения в учете и отчетности показателей дебиторской задолженности 
 
В ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками должны быть решены следующие задачи: 
 
-проверка правильности оформления первичных документов по реализации продукции, работ, услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности; 
 
-подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности; 
 
-оценка правильности оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности. 
 
Основными  задачами  аудита  расчётов  являются:  проверка  достоверности  и  законности  учётных  данных  о  состоянии  расчётов,  соблюдение  расчётно-финансовой  дисциплины  и  её  влияние  на  платёжеспособность предприятия,  установление  реальности  задолженности.

  
         1.2 Оценка системы внутреннего контроля 
Оценка системы внутреннего контроля предусматривает два этапа: 
 
-общее знакомство с системой внутреннего контроля; 
 
-оценку надежности системы внутреннего контроля. 
 
На первом этапе аудитор должен получить общее представление о подходах руководства к организации внутреннего контроля расчетных операций с поставщиками и покупателями. А также организационной структуре внутреннего контроля, наличии и характере внутренних связей и механизме выполнения решений руководства на уровне исполнителей, методах распределения функций и ответственности, процедурах внутреннего контроля, доступе к документации, функциях внутренних аудиторов, возможных видах ошибок. Полученную информацию о системе внутреннего контроля целесообразно документировать в виде блок - схемы, содержащей информацию о разделении обязанностей, санкционировании операций, процедурах учета и контроля. Документирование системы внутреннего контроля позволяет аудитору предварительно установить сильные и слабые стороны контроля, что является важным для дальнейшего исследования. 
 
Уже по итогам общего знакомства с системой внутреннего контроля аудитор должен принять решение о том, может ли он в своей дальнейшей работе вообще полагаться на систему внутреннего контроля. Если аудитор считает это невозможным, то дальнейший аудит планируется таким образом, чтобы аудиторское мнение не основывалось на доверии к этой системе. Если аудитор принимает решение о том, что на систему внутреннего контроля положиться можно, то проводится оценка ее надежности. 
 
В задачу оценки надежности системы внутреннего контроля входит выяснение того, что предпринимается в организации для предотвращения, выявления и исправления ошибок и искажений информации. Предлагаемая методика первичной оценки надежности системы внутреннего контроля основана на тестировании. Примерные вопросы теста разделяются по разделам. Каждому положительному ответу соответствует 1 балл, отрицательному - 0 баллов. 
 
Программа тестов средств контроля представляет собой программу действий, предназначенных для подтверждения достоверности оценки системы внутреннего контроля. 
 
Общий итог подводится по всем разделам. Ориентируясь на рекомендуемые параметры оценки надежности системы внутреннего контроля (таблица 2) и сумму баллов, полученную по итогам тестирования, оценка может быть определена как "низкая", "средняя" или "высокая". 
 
Таблица 1.1- Параметры оценки надежности системы внутреннего контроля

 
Оценка надежности системы      
внутреннего контроля

 
Сумма баллов по итогам    
тестирования

 
Низкая

 
0 - 8

 
Средняя

 
9 - 16

 
Высокая

 
17 - 24


 
 
 
 Если по итогам оценки надежность системы внутреннего контроля оценена как "высокая" или "средняя", то аудитор должен учитывать это при разработке программы аудита, однако не должен доверять системе абсолютно. Если надежность оценена как "низкая", то аудитор не должен в дальнейшем полагаться на систему внутреннего контроля клиента. При анализе результатов тестирования следует обратить особое внимание на вопросы теста, по которым получены отрицательные ответы. 
 
Оценка надежности системы внутреннего контроля может считаться завершенной, если аудитор выявил вероятность того, что существующие политика и процедуры внутрифирменного контроля помогут или не помогут обнаружить существенные искажения информации по расчетам с покупателями и заказчиками. В связи с тем, что риск неэффективности системы внутреннего контроля затруднительно выразить количественно, аудитор должен отразить в рабочих документах описание вероятности такого риска и использовать ее в дальнейшем как оценочный показатель. 
 
Таблица 1.2 - Тестовые вопросы для проведения оценки системы внутреннего контроля при планировании аудита операций расчетов с покупателями и заказчиками

 
№ п\п

 
Разделы тестирования

 
Ответ

 

 
Общие организационные аспекты            

 

 
1

 
Утвержденными внутренними нормами установлена схема проведения и отражения в бухгалтерском учете операций по реализации продукции с указанием участвующих подразделений, связей и подчиненности между ними                     

 

 
2

 
Имеются ли договоры на поставку продукции (выполнение работ, услуг), правильно ли они оформлены                           

 

 
3

 
Установлены ли дата и причина возникновения дебиторской задолженности

 

 
4

 
На предприятии разработаны и утверждены схемы организационной структуры отдельных подразделений с указанием должностных лиц и подчиненности                               

 

 
5

 
Правильность ведения аналитического и синтетического учета по счетам расчетов, а также правильность составления бухгалтерских проводок по этим счетам    

 

 
6

 
Разработан и утвержден график документооборота с указанием сроков обработки и контроля документов, взаимосвязи между подразделениями и конкретными ответственными исполнителями                                         

 

 
7

 
Имеется ли задолженность с истекшим сроком исковой давности, правильно ли она списывалась, принимались ли меры к ее взысканию

 

 
№ п\п

 
Разделы тестирования

 
Ответ

 
8

 
Проводилась ли инвентаризация расчетов. Необходимо проанализировать ее результаты, а в необходимых случаях провести встречную проверку расчетов

 

 
9

 
Программное обеспечение, используемое для ведения бухгалтерского учета, соответствует установленным требованиям. Система правильно запрограммирована, защищена от несанкционированного доступа посредством кодов и паролей. Система является лицензионной и вовремя обновляется. Периодически выполняется резервное копирование базы данных.              

 
 

 
Распределение функций и ответственности               

 

 
10

 
Разработаны и утверждены должностные инструкции для сотрудников отдела реализации, бухгалтерии и службы внутреннего контроля                               

 

 
11

 
Установлен круг лиц, уполномоченных к заключению сделок, операции реализации продукции

 

 
12

 
Перечень должностных обязанностей и ответственности доведен до сведения каждого исполнителя                 

 
 

 
Внутрифирменный контроль                             

 

 
13

 
Осуществляется контроль за договорными обязательствами контрагентов  (покупателей, заказчиков)

 

 
          14

 
Уполномоченными сотрудниками бухгалтерии осуществляется последующий контроль правильности отражения в бухгалтерском учете операций по реализации продукции, совершенных в предыдущем периоде, и наличия первичных документов        

 

 
15

 
Процедуры внутреннего контроля за проведением и отражением в бухгалтерском учете операций по реализации продукции и расчетов с покупателями и заказчиками осуществляются по направлениям                                

 

 
15.1

 
контроль полноты отражения операций в учете и  
соблюдение графика документооборота

 

 
15.2

 
контроль соблюдения установленного порядка     
санкционирования проведения операций и отражения их в учете

 

 
15.3

 
контроль правильности составления бухгалтерских проводок и своевременности отражения операций на счетах бухгалтерского учета

 

 
15.4

 
арифметическая проверка правильности бухгалтерских записей, в том числе правильность переноса из предыдущего периода входящих остатков и выведения исходящих остатков                 

 

 
15.5

 
контроль юридической грамотности при заключении договоров с покупателями и заказчиками

 

 
15.6

 
контроль правильности оформления первичных документов                                     

 

 
16

 
Функционирует ли служба внутреннего контроля организации: круг полномочий, предоставленных сотрудникам службы внутреннего контроля, и периодичность проводимых проверок позволяют эффективно осуществлять контрольную функцию за проведением и отражением в учете операций по приобретению и реализации продукции  

 

 
17

 
Результаты проверок тщательно документируются         

 

 
18

 
По итогам устранения недостатков составляются соответствующие акты и представляются руководству     

 

 
Продолжение таблицы 1.2

 
№ п\п

 
Разделы тестирования

 
Ответ

 

 
Кадровая политика                                     

 

 
19

 
Система приема на работу обеспечивает необходимую квалификацию и честность персонала                       

 

 
20

 
Квалификационные характеристики сотрудников службы внутреннего контроля соответствуют необходимым требованиям                                                   

 

 
21

 
Сотрудники периодически проходят повышение квалификации 
с учетом специфики занимаемой должности               

 

 
22

 
Определен ли круг лиц кому предоставлено право доступа к документам

 

 
23

 
Как обеспечивается их сохранность документов и соответствует ли она стандартам

 
 

 
Итог по сумме всех разделов                           

 
         

 
 
         1.3 План и программа аудиторской проверки. 
Начиная разработку общего плана и программы, аудиторская организация должна основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур. 
 
В общем плане (таблица 4) аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков. В случае решения провести выборочный аудит формируется выборка в соответствии с Правилом (Стандартом) « Аудиторская выборка». 
 
Таблица 1.3- Общий план аудита расчетов с покупателями и заказчиками

 
№ п\п

 
Планируемые проверки

 
Период проведения

 
Исполнитель

 
Источник информации

 
1

 
Правильность оформления договоров поставки товаров, соблюдение условий договора сторонами

   

 
Договора купли-продажи, поставки товара

 
2

 
Обоснованность графика документооборота

   

 
График документооборота. Учетная политика.

 
 

 

 
3

 
Правильность оформления первичных документов расчетов покупателями

   

 
Расчетно-платежные документы, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты о приемке товара, товарные отчеты

 
 

 

 
4

 
Правильность арифметического подсчета в документах

   

 
Те же

 
 

 

 
Продолжение таблицы 1.3

 
 

 

 
№ п\п

 
Планируемые проверки

 
Период проведения

 
Исполнитель

 
Источник информации

 
 

 

 
5

 
Правильность отражения НДС

   

 
Счета-фактуры, книга продаж,

 
 

 

 
6

 
Правильность начисления наценок на товар

   

 
Расчет реализованных наценок.

 
 

 

 
7

 
Правильность хранения и соблюдение сроков хранения первичных документов в архиве

   

 
Первичные документы

 
 

 

 
8

 
Правильность уничтожения первичных документов

   

 
Акты о выделении документов к уничтожению.

 
 

 

 
9

 
Правильность ведения синтетического и аналитического учета расчетов покупателями

   

 
Машинограмма по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

 
 

 

 
10

 
Соблюдение правила проведения инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками

   

 
Учетная политика, Акты инвентаризации

 
 

 

 
11

 
Сверка документов расчетов с покупателями, разными дебиторами

   

 
Акты сверки

 
 

 

 
12

 
Сверка документов расчетов с покупателями в банке

   

 
Акты сверки

 
 

 

 
13

 
Обоснованность причин возникновения дебиторской задолженности

   

 
Договора поставки

 
 

 

 
14

 
Правильность погашения дебиторской задолженности

   

 
Машинограмма по счету 62»Расчеты с покупателями и заказчиками»

 
 

 

 
15

 
Правильность корреспонденции счетов

   

 
Главная книга

 
 

 

 
 
 
После составления общего плана в соответствии с правилом стандартом  «Планирование аудита» необходимо составить и документально оформить программу аудита.  
 
Программа аудита является развитием общего плана, и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа аудита представляет собой набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средство контроля и проверки надлежащего выполнения работ. В программу аудита включаются проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита. 
 
В процессе подготовки программы аудита принимается во внимание полученные оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень существенности, который обеспечивает при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предлагается получить организации. 
 
Аудиторскую программу составляют в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу. 
 
Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля в том, что они помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта. 
 
Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам, а также аналитические процедуры. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитор определяет, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составляет программу аудита по каждому разделу.  
 
Аналитическая процедура – разновидность аудиторской процедуры, представляющая собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансово-экономических показателей отчетности с целью выявления неверно отраженных в учете фактов хозяйственной деятельности, а также выяснения причин ошибок. 
 
Документально оформляется программа аудита, обозначается номером или кодом каждая проводимая аудиторская процедура, чтобы в процессе работы имелась возможность делать ссылки на них в своих рабочих документах. 
 
Программа аудита по мере необходимости уточняется и пересматривается в ходе аудита, т.к. планирование осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в программу аудита документально фиксируются. Программа аудита учета расчетов с покупателями  и заказчиками представлена в таблице 1.4. 
Таблица 1.4-Программа аудита расчетов с покупателями и заказчиками

Информация о работе Аудит расчетов с покупателями и заказчиками