Аудит расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 08:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение аудита расчетов с покупателями и заказчиками. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить методику проведения аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками;
- изучить систему внутреннего контроля за состоянием расчётов с покупателями и заказчиками;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 МЕТОДИКА АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ
1.1 Цели и задачи аудита расчетов с покупателями и заказчиками
1.2 Оценка системы внутреннего контроля
1.3 План и программа аудиторской проверки
1.4 Источники информации при проведении аудита расчетов с покупателями и заказчиками
1.5 Нормативные документы, используемые при аудите
1.6 Получение аудиторских доказательств.
1.7 Аудиторские процедуры проверки расчетов с покупателями и заказчиками
1.8 Последовательность работ при проведении аудита
1.8.1 Проверка договоров с покупателями и заказчиками.
1.8.2 Проверка правильности бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками
1.9 Типичные ошибки, выявляемые в ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА
2.1 Аудит учета основных средств
2.2 Аудит учета нематериальных активов
2.3 Аудит учета материалов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧКСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

аудит.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

 
 
№ п\п

 
Содержание

 
Источники информации

 
Приемы проверки

 
1 Подготовка к проведению аудита

 
1

 
Формирование запроса для получения необходимых документов

   

 
2 Аналитические процедуры

 
2.1

 
Сверка данных синтетического учета (данные главной книги, оборотно-сальдовой ведомости) с данными аналитического учета

   

 
2.2

 
Сверка данных форм отчетности и данных регистров бкухгалтерского учета по строкам 230,231,240,241,940 Баланса (форма №1)

   

 
3 Процедуры по существу (детальные  тесты)

 
3.1

 
Наличие и правильность оформления заключенных договоров

 
Договора, письма, счета-фактуры и расходные ордера

 
Прослеживание, подтверждение

 
3.2.

 
Соответствие занесения данных счетов покупателей в учетные регистры

 
Счета-фактуры, регистры бухучета

 
Прослеживание

 
3.3

 
Проверка реальности дебиторской задолженности

 
Регистры бухгалтерского учета, ответы на запросы поставщикам

 
Сканирование и подтверждение

 
3.4

 
Проверка реальности списания дебиторской задолженности за счет сомнительных долгов

 
Аналитические данные по счету 62

 
Сканирование

 
3.5

 
Проверка правильности списания материальных ценностей с материально-ответственных лиц

 
Счета, расходные акты, накладные, данные складского учета

 
Выборочная проверка, сопоставление

 
3.6

 
Проверка правильности составленных корреспонденций счетов по расчетам с покупателями

 
счета, платежные поручения, журналы-ордера, ведомости, главная книга

 
Сканирование, прослеживание

 
3.7

 
Проверка данных инвентаризации расчетов с покупателями и подтверждение сумм дебиторской задолженности

 
Акты сверки расчетов, договоры, журналы-ордера

 
Сканирование, сопоставление

 
3.8

 
Проверка правильности налогообложения по расчетам с покупателями с использованием векселей, взаимозачета, бартера и других форм расчетов

 
Хозяйственные договоры, счета-фактуры, книга продаж, акты сверки расчетов ,протокол о взаимозачете

 

 
4 Итоговые выводы по результатам  аудита

 
4.1

 
Меморандум по результатам аудита

   

 

 
         1.4 Источники информации при проведении аудита расчетов с покупателями и заказчиками 
Источниками  информации  для  проведения аудиторской  проверки   расчетов  являются:  
 
- Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; 
 
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н; 
 
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н; 
 
- Приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»; 
 
-приказ об учетной политике; 
 
-договоры выполнения работ и оказания услуг, которые  являются одним  из  основных  документов, регулирующих  взаимоотношения поставщика  и  покупателя; 
 
-счета-фактуры, акты выполненных работ,  на  основании  которых  производится  реализация  товаров  (работ, услуг); 
 
-книга  продаж, где  регистрируются счета-фактуры  для  учета  НДС  по  начисленной реализации; 
 
-аналитические  карточки, оборотные ведомости, журналы-ордера  по  счету  62 (при  автоматизированном  учете), в  которых  отражается  полная  информация  по  каждому  покупателю  по  каждой  произведенной  операции. При ведении учета с использованием компьютерной программы, используются распечатки дебетовых и кредитовых оборотов и сальдо по счету 62; 
 
-журналы-ордера, другие документы, где все  произведенные  операции   по  предъявлению  или  оплате  счетов-фактур  покупателей накапливаются  в  регистре  бухгалтерского  учета, который является  основанием  для  заполнения  Главной  книги  и  составления     оборотного    баланса. 
 
-претензионная работа, проводимая в случае просрочки оплаты предоставляемых услуг; 
 
-акты  инвентаризации расчетов, составляемые  для  проверки  расчетов  с  покупателями  с  целью  выявления  неточностей  в  учете  расчетов; 
 
-бухгалтерская финансовая отчетность. По бухгалтерскому балансу (ф.№1) (Приложение 5) устанавливается состояние задолженности по данным раздела 2 «Оборотные активы» по статьям «Дебиторская задолженность». По приложению к бухгалтерскому балансу (ф.№5) (Приложение 6) в разделе 2 «Дебиторская  и кредиторская задолженность» выясняется состояние  (на начало и конец отчетного периода) и движение краткосрочной и долгосрочной задолженности с выделением «просроченной», а из нее – длительностью свыше 3 месяцев и более чем через 12 месяцев. По справкам к разделу 2 (ф.№5) устанавливается перечень организаций – дебиторов и кредиторов, имеющих наибольшую задолженность. Форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».

 
         1.5  Нормативные документы, используемые при аудите 
 Ведение учета расчетов с покупателями, а также проведение аудиторской проверки  осуществляется в соответствии с нормативными документами. 
 
Основные  объекты,  понятия, такие  как  синтетический  и  аналитический  учёт, требования  по  оформлению  первичных  документов, находят  отражение  в  Федеральном  Законе от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями); [1].  В  соответствии  с  законом  все  хозяйственные  операции, проводимые  организацией, должны  оформляться  первичными  документами, на  основании  которых  ведётся  бухгалтерский  учёт  на  предприятии. 
 
В  соответствии  с  Гражданским  Кодексом определяются  моменты  возникновения, прекращения  обязательств, обязанности  сторон  при  заключении  договоров  купли – продажи, предоставления услуг, ответственности  сторон  за  нарушение  договоров,  предоставление услуг ненадлежащего  качества. 
 
На  основании  Плана  счетов  бухгалтерского  учёта  и  его  инструкции,  учёт  должен  вестись  в  организациях  всех  форм  собственности,  ведущих  учёт  методом  двойной  записи. В  плане  счетов  приведены  наименования  и  номера  синтетических  счетов  (счетов  первого  порядка)  и  субсчетов  (счетов  второго  порядка). На  основе  Плана  счетов  бухгалтерского  учёта  организация  утверждает  рабочий  план  счетов  бухгалтерского     учёта,    содержащий    полный    перечень   синтетических   и аналитических  счетов,  необходимых  для  ведения  бухгалтерского  учёта. 
 
Постановлением «Об  утверждении  порядка  ведения  журналов  учёта  счетов – фактур  при  расчётах  по  налогу  на  добавленную  стоимость»  [10], пунктом  3  регламентируются  обязательные  реквизиты, которыми  должен  быть  оформлен  счёт – фактура. 
 
При  отсутствии у должников, признавших  претензии, денежных  средств, достаточных  для  удовлетворения  требований  кредиторов, то  кредитор  вправе  обратиться  в  арбитражный  суд  с  иском  о  взыскании  соответствующей  денежной  суммы  обращением  взыскания  на  принадлежащее  должнику  имущество. Этот  порядок  определён  Письмом  Высшего  Арбитражного  суда.  
 
Порядок  проведения  инвентаризации  имущества  и  финансовых  обязательств  организации  и  оформления  её  результатов, устанавливают  Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.95 г. N 49[11]; 
 
Инвентаризации  подлежит  всё  имущество  организации, независимо  от  его  местонахождения  и  все  виды  финансовых  обязательств. Основными  целями  инвентаризации  обязательств  является  проверка  полноты  отражения  в  учёте  обязательств. 
 
Положение  по  ведению  бухгалтерского  учёта  и  бухгалтерской  отчётности  РФ от 29.07.1998 г. № 34н [5]   определяет  порядок  организации  и  ведения  бухгалтерского  учёта, составления  и  представления  бухгалтерской  отчётности  юридическими  лицами,   независимо  от  правовой  формы  (кроме  кредитных  и  бюджетных  организаций), а  также  взаимоотношения  организации  с  внешними  потребителями  бухгалтерской  информации, даёт  представление  о  дебиторской  и  кредиторской  задолженности, порядке  списания  долгов  и  сроков  исковой  давности. 
 
Бухгалтерская  отчётность  как  единая  система  данных  об  имущественном  и  финансовом  положении  организации  и  о  результатах  её  хозяйственной  деятельности  составляется  на  основании  данных  бухгалтерского  учёта. Формы  бухгалтерской  отчётности  и  указания  по  ней  отражены  в  Приказе  приказ Минфина России от 22.07.03 г. N 67н (в ред. от 31.12.04 г., 18.09.06 г.) "О формах бухгалтерской отчетности организаций"[12];

 
         1.6 Получение аудиторских доказательств. 
 На этапе знакомства и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в качестве основных методов получения аудиторских доказательств аудитор применяет опрос, проверку арифметических расчетов, соблюдения правил учета операций, прослеживание, наблюдение, проверку документов. Важным методом получения информации должно стать непосредственное наблюдение за сотрудниками, которые выполняют учетную и контрольную работу. 
 
Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу. В некоторых ситуациях доказательства могут быть получены исключительно путем проведения процедур проверки по существу, Аудиторские доказательства - это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).  
 
Источниками информации для проведения проверки расчетов с покупателями и заказчиками являются: договоры поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг), накладные, счета- фактуры, акты-сверки расчетов, соглашения о зачете взаимных требований, векселя, копии платежных документов, учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" , Главная книга, оборотные ведомости, бухгалтерская отчетность, Положение об учетной политике предприятия и т. д.  
 
При  проверке  расчетов  с  поставщиками, покупателями  в  соответствии  с  правилом (стандартом) «Аудиторские  доказательства» необходимо использовать  следующие  методы  аудиторской  проверки: 
 
-устный  опрос  персонала проводится  с  целью  проверки  правильности  регистрации  всех  данных  по  обязательствам;  может проводиться на всех этапах аудиторской  проверки.  Результаты опроса могут записываться в виде протокола или краткого конспекта. 
 
-проверка документов с  тем, чтобы  убедиться  в  их  достоверности.  Документальная информация может быть внутренней и внешней, либо внутренней и внешней одновременно.  Документы, подготовленные экономическим субъектом, являются внутренними.  Степень доверия к таким документам зависит от надежности внутреннего контроля.  Более убедительными являются внешние документы, которые были подготовлены третьими лицами.  
 
-прослеживание для  получения  более  глубоких  доказательств  информации, содержащихся  в  документах,  в ходе процедуры проверяются некоторые первичные документы, отражение данных первичных документов в регистрах синтетического и аналитического учета, убеждаются в том, что соответствующие хозяйственные операции правильно (или неправильно) отражены в учете.  
 
-аналитические процедуры: анализ дебиторской задолженности в части расчетов с покупателями и заказчиками, определении их  доли в составе оборотных средств и в доле краткосрочных обязательств, производится расчет оборачиваемости и сроков погашения с целью формирования мнения о движении задолженности 
 
При проверке расчетов с покупателями и заказчиками используются также приемы фактического и документального контроля и  логический анализ. 
 
Все  методы  применяются для того, чтобы произвести проверку  хозяйственных   операций,  их   соответствие  нормативным      документам и учетной  политике  организации, а также правильность осуществления расчетов проверяемым предприятием и их дальнейшее отражение в бухгалтерской отчетности.

 
         1.7 Аудиторские процедуры проверки расчетов с покупателями  и заказчиками. 
-ознакомление с опросным листом по планированию проверки дебиторской задолженности 
 
- проведение анализа дебиторской задолженности, определение дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности и долгов, нереальных для взыскания, своевременность их списания 
 
- начисление НДС в соответствии с НК РФ 
 
- проверка операций зачета взаимных требований 
 
- арифметическая проверка точности бухгалтерских записей и соответствия данных аналитического, синтетического учета данным Главной книги и бухгалтерского баланса 
 
- формирование выводов по результатам проверки  
Рабочие документы аудитора 
 
- опросный лист по планированию проверки дебиторской задолженности 
 
- контрольный лист по проверке дебиторской задолженности.

 
         1.8 Последовательность работ при проведении аудита 
В соответствии с Планом счетов, учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: 
 
-покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; 
 
-покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; 
 
-авансам полученным; 
 
-векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; 
 
-векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; 
 
-векселям, по которым денежные средства не поступили в срок. 
 
Выполняя процедуру проверки расчетов с покупателями и заказчиками, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы: 
 
-Учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется в соответствии с требованиями Инструкции по применению Плана счетов? 
 
-Корреспонденция счетов по расчетам с покупателями и заказчиками составлена в соответствии с требованиями нормативных актов? 
 
-Данные аналитического и синтетического учета по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" соответствуют данным главной книги и баланса? 
 
Аудиторская организация при проведении аудита должна получить достаточный объем аудиторских доказательств, чтобы убедиться, что: 
 
конечные сальдо по счетам синтетического учета расчетов с покупателями и заказчиками предыдущего отчетного периода соответствующим образом перенесены в начало проверяемого отчетного периода;  
 
соответствующие показатели бухгалтерской отчетности (ф. №№ 1, 5) на начало и конец отчетного периода, соответствуют учетным данным регистров синтетического и аналитического учета расчетов с покупателями и заказчиками;

Информация о работе Аудит расчетов с покупателями и заказчиками