Аудит расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 08:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение аудита расчетов с покупателями и заказчиками. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить методику проведения аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками;
- изучить систему внутреннего контроля за состоянием расчётов с покупателями и заказчиками;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 МЕТОДИКА АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ
1.1 Цели и задачи аудита расчетов с покупателями и заказчиками
1.2 Оценка системы внутреннего контроля
1.3 План и программа аудиторской проверки
1.4 Источники информации при проведении аудита расчетов с покупателями и заказчиками
1.5 Нормативные документы, используемые при аудите
1.6 Получение аудиторских доказательств.
1.7 Аудиторские процедуры проверки расчетов с покупателями и заказчиками
1.8 Последовательность работ при проведении аудита
1.8.1 Проверка договоров с покупателями и заказчиками.
1.8.2 Проверка правильности бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками
1.9 Типичные ошибки, выявляемые в ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА
2.1 Аудит учета основных средств
2.2 Аудит учета нематериальных активов
2.3 Аудит учета материалов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧКСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

аудит.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

 
         1.8.1 Проверка договоров с покупателями и заказчиками  
Основным правовым документом, закрепляющим все необходимые условия реализации коммерческих планов любой организации, является договор, значение которого в финансово-хозяйственной деятельности организации огромно. От того, насколько грамотно и четко в правовом смысле составлен и заключен тот или иной договор, во многом зависит экономический результат сделки. При аудите необходимо проверить наличие договоров и правильность их оформления.  
         2.8.2 Проверка правильности бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками 
При проведении аудита, необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов о порядке организации и учета расчетов с покупателями и заказчиками. 
 
Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" дебетуется в корреспонденции со счетами 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" на суммы, на которые предъявлены расчетные документы. 
 
Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т.п. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. 
 
Если по полученному векселю, обеспечивающему задолженность покупателя (заказчика), предусмотрен процент, то по мере погашения этой задолженности делается запись по дебету счета 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета" и кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (на сумму погашения задолженности) и 91 "Прочие доходы и расходы" (на величину процента). 
 
Аналитический учет по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок. 
 
В процессе проверки выясняется наличие и правильность оформления договоров на поставку продукции, гарантийных писем от покупателей. По данным первичных расчетно-платежных документов, актов инвентаризации расчетов и учетных регистров по счету 62 устанавливаются достоверность, законность и реальность задолженности за реализованную (отгруженную) продукцию (работы, услуги).  
 
При проведении аудита первичных документов по расчетам с покупателями и заказчиками аудитору следует уделять внимание применению унифицированных форм первичных документов, так как это дает возможность избежать ошибок и неточностей в отражении хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Особое внимание при этом следует уделять правильности оформления выданных покупателем доверенностей на получение товарно-материальных ценностей, а также идентичности подписей материально ответственных лиц в доверенностях и накладных. Неверно оформленные документы на отгрузку товарно-материальных ценностей могут привести к образованию безнадежной дебиторской задолженности, которую невозможно будет взыскать в судебном порядке, что в свою очередь приведет к необоснованным убыткам у предприятия.  
 
При аудите расчетов с использованием различных форм безналичных расчетов выясняется наличие всех оправдательных документов, а при необходимости проводятся встречные сверки в банке или у покупателя. Особое внимание обращается на правильность отражения в учете и налогообложении операций с использованием векселей 
 
Путем отслеживания и арифметического контроля устанавливается правильность ценообразования при реализации продукции (работ, услуг), использования наценок, взаимозачетов, векселей. Осуществляется проверка правильности аналитического учета по счету 62, который должен обеспечивать возможность получения информации о реальной задолженности покупателей, в том числе обеспеченной векселями.  
 
Следует проанализировать также правильность оформления и отражения в учете полученных авансов, отражаемых на счете 62 субсчет «Авансы полученные». Аудитор путем изучения первичных документов и учетных регистров выясняет правильность ведения аналитического учета авансов, соответствие данных аналитического и синтетического учета, правильность уплаты НДС с авансов полученных.  
 
В ходе аудита необходимо обратить внимание на задолженность, срок исковой давности по которой истек (три года с момента исполнения должником своих обязательств). В этом случае организация имеет право списать указанную задолженность, соответствующим образом оформив принятое решение (имеется приказ, подобран полный комплект документов о невозможности ее взыскания). Сумма списанной задолженности должна быть отражена в бухгалтерском учете в составе прочих расходов и учитываться на забалансовом счете 007 в течение пяти лет. 
 
Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ при определении выручки датой оплаты товаров (работ, услуг) - датой начисления НДС признается наиболее ранняя из следующих дат: 
 
день истечения указанного срока исковой давности; 
 
день списания дебиторской задолженности. 
 
Следовательно, аудитор должен проверить полноту исчисления НДС со списанной дебиторской задолженности. 
 
Если организация создает резерв по сомнительным долгам, то аудитор проверяет, как данный факт отражен в учетной политике и была ли проведена инвентаризация дебиторской задолженности. Необходимо выяснить, как была определена величина резерва на счете 63. В соответствии с действующим законодательством величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва по сомнительным долгам, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы должны быть присоединены при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам. 
 
По результатам аудита следует подготовить мнение аудитора по вопросам правильности отражения в бухгалтерском и налоговом учете расчетов с покупателями и заказчиками. 
 
После окончания работ аудитор формирует пакет рабочих документов, составляет аудиторский отчет и представляет его совместно с рабочей документацией руководителю проверки.

 
          1.9  Типичные ошибки, выявляемые в ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками 
Ниже приведены основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате проверки проведения расчетов с покупателями и заказчиками. 
 
1. Отсутствие договоров на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг), первичных документов, подтверждающих возникновение дебиторской задолженности или неполное их оформление 
 
Нарушение в оформлении первичных документов  
 
В  акте выполненных работ № …  от 1 апреля 2006 год выставленного исполнителем - ОАО «ХХХ», отсутствуют реквизиты характеризующие суть хозяйственно операции:  № договора на основании которого, были произведены услуги, подробное наименование оказанных услуг, период за который предоставлены услуги, расшифровки подписей исполнителя и заказчика. 
 
В соответствии с  пунктом  2 ст. 346.16 НК РФ который  требует, чтобы затраты удовлетворяли критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, одним из которых является их документальное подтверждение. Требование о том, что документы должны быть оформлены согласно действующему законодательству, приводит  к Федеральному закону о бухгалтерском учете (п.2 ст.9). Налоговые инспекции при проверках документального подтверждения расходов особое внимание уделяют оформлению документов (в первую очередь оправдательных), их реквизитам, потому что, обнаружив недочеты в оформлении, можно сказать, что оправдательный документ не может подтверждать расходы и соответственно, они учтены неправомерно.  
 
При оформлении оправдательных документов нужно быть предельно внимательным, чтобы отразить все необходимые реквизиты. При описании хозяйственных операций следует использовать такие формулировки, которые точно отражают сущность совершенных действий и не позволяют трактовать их двояко и разрешают учесть расходы в соответствии с формулировками законодательства о налогах и сборах. Кроме этого, содержание операции излагается подробно, чтобы не возникало сомнений в ее назначении.  
Наиболее тщательной проверке подвергается реквизит «Содержание хозяйственной операции». Он говорит о связи расходов с предпринимательской деятельностью, а также рациональности понесенных расходов. Поэтому важно указать в нем всю необходимую информацию, чтобы у проверяющих не было сомнений в сущности расходов. Так как, НК РФ не указан перечень документов, которые подтверждают несение расходов для целей налогового учета, недостаток информации можно компенсировать данными других документов.  
 
 Нарушение в допущении временной определенности фактов хозяйственной деятельности  
 
Согласно  договору на размещение рекламы № от 10 февраля 2005 г. Общество получает право от ОАО «ХХХ» - (далее исполнитель) на размещение рекламной продукции. В соответствии с договором  стоимость данной услуги в месяц составляет 3000руб. с учетом НДС. Исполнитель объединил оказанную услугу за февраль, март, апрель 2005 года в Акте выполненных работ № 908 от 18 апреля 2005 г. 
 
В соответствии с п.5 Закона N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», п.6 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» - «факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности)» 
 
 В соответствии с п.29 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации - «Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной». 
 
Рекомендуется оформить акты выполненных работ в соответствии с договором и отражать в бухгалтерском учете ежемесячно. 
Отсутствие счетов-фактур при получении авансов от покупателей и заказчиков 
 
В ходе аудита установлено, что предприятие не составляет и не регистрирует в книге продаж и книге покупок счета-фактуры при получении авансов от покупателей и заказчиков, а также при отгрузке продукции под ранее полученные авансы. 
 
Сумма НДС, начисленного за 2008 год с полученных авансов, составила 26 925 тыс. руб.Сумма НДС, принятая к вычету из бюджетов авансов, зачтенных при отгрузке продукции, составила 26 718 тыс. руб. 
 
Аудитор отмечает, что согласно п.1 ст.169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету из бюджета. 
 
В соответствии с п.18 Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 №914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» при получении денежных средств в виде авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) продавцом составляется счет-фактура, который регистрируется в книге продаж. 
 
Согласно п.13 вышеуказанного постановления счета-фактуры, выписанные и зарегистрированные продавцами в книге продаж при получении авансов или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), регистрируются ими в книге покупок при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) в счет полученных авансов или иных платежей с указанием соответствующей суммы налога на добавленную стоимость. Предприятие имеет право принять НДС к вычету из бюджета только при наличии счетов-фактур. Нарушение порядка учета расчетов с бюджетом создает риск возникновения споров с налоговыми органами по вопросу принятия налогового вычета по НДС в 2008 году в сумме 26 718 тыс. руб.  
 
Рекомендуется восстановить счета-фактуры на суммы полученных авансов и зарегистрировать их в книге продаж и книге покупок в соответствии с требованиями нормативных актов, изложенными выше. 
 
2. Нарушение порядка составления бухгалтерской отчетности в части формирования показателей о размере дебиторской задолженности, нарушения в части составления первичных документов, подтверждающих формирование показателей о дебиторской задолженности. 
 
Предприятие на 30.06.07г. в Форме №1 «Бухгалтерский баланс» в строках 240 «Дебиторская задолженность» и 620 «Кредиторская задолженность» отражает свернутое сальдо по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами». 
 
Таким образом, занижает валюту баланса в Форме №1 «Бухгалтерский баланс»: 
 
-по строке 240 на сумму 8000 рублей, 
 
-по строке 620 на сумму 8000 рублей. 
 
Согласно Приказу Минфина РФ от 22.07.2003г. 67н «О формах бухгалтерской отчетности организации» в бухгалтерскую отчетность должны включаться показатели, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. 
 
В соответствии с п. 34 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), в бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.  
 
Не допускается представление информации по счетам расчетов в «свернутом» виде. Данные по этим счетам в балансе приводятся развернуто по счетам аналитического учета: по которым имеется дебетовое сальдо – в активе, а по которым имеется кредитовое сальдо – в пассиве. 
 
Рекомендуется  отражать дебетовое и кредитовое сальдо по всем счетам бухгалтерского учета, не допускать зачета между статьями активов и пассивов. 
3 Несвоевременное списание задолженности с истекшим сроком исковой давности 
 
В ходе аудита установлено, что по состоянию на 31.12.08 в бухгалтерском учете предприятия числится дебиторская задолженность со сроком погашения до 01.01.2004 года. Акты сверок с дебиторами, подписанные сторонами отсутствуют. Сумма дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности составляет 431 тыс. руб. 
 
На момент проведения аудита исследуемая задолженность по данным бухгалтерского учета не списана. 
 
Бухгалтерский учет 
 
В соответствии с п. 78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н, суммы дебиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты. 
 
Согласно п. 12 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 33н, внереализационными расходами являются суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания. 
 
В соответствии со ст. 196 ГК РФ  в исследуемом случае применяется общий срок исковой давности равный трем годам. Согласно ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново, время, истекшее для перерыва, не засчитывается в новый срок. 
 
НДС 
 
Согласно п.1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по НДС для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, является день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). 
 
В соответствии с п.5 ст.167 НК РФ в случае неисполнения покупателем до истечения срока исковой давности по праву требования исполнения встречного обязательства, связанного с поставкой товара (выполнением работ, оказанием услуг) признается: 
 
-день истечения указанного срока исковой давности; 
 
-день списания дебиторской задолженности 
 
Налог на прибыль 
 
Согласно ст. ст. 265, 266 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются суммы безнадежных долгов. 
 
В соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности. 
 
Несвоевременное списание дебиторской задолженности привело к следующим последствиям: 
 
-данные стр. 240 «Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после очередной даты» бухгалтерского баланса Предприятия по состоянию на 01.01.200…г. завышены на сумму  431 тыс. руб.; 
 
-данные стр. 460 «Нераспределенная прибыль прошлых лет» бухгалтерского баланса Предприятия по состоянию на 31.13.0..г. завышены на сумму 431тыс. руб.  
 
-данные стр. 130 «Внереализационные расходы» отчета о прибылях и убытках за 200… год занижены на сумму 431 тыс. руб.  
 
-занижены данные налоговых деклараций по НДС в соответствующие периоды истечения сроков исковой давности; 
 
-налогооблагаемая база по налогу на прибыль завышена на 431 тыс. руб в соответствующие налоговые периоды. 
 
Рекомендуется внести соответствующие исправления в бухгалтерский учет и скорректировать бухгалтерскую отчетность в соответствии с вышеизложенными требованиями нормативных актов: 
 
Дт 91 Кт 62, 76 на сумму 431 тыс. руб. списанная просроченная дебиторская задолженность; 
 
Кроме того, рекомендуется внести исправления в налоговые расчеты по НДС и налогу на прибыль в соответствующие налоговые периоды. Рекомендуется списывать дебиторскую задолженность с истекшими сроками исковой давности в соответствии с требованиями вышеизложенных нормативных актов. 
 
4 Списание безнадежного долга на счет прочих доходов и расходов при наличии образованного ранее резерва по сомнительным долгам  
 
5 Отсутствие или ненадлежащее ведение аналитического учета, инвентаризации дебиторской задолженности. 
 
6 Неправильное определение налогооблагаемой базы по НДС; 
 
В ходе аудита установлено, что в декабре 200.. года Предприятие получило аванс в денежной форме под предстоящую отгрузку продукции на территории РФ в сумме 300 тыс. руб. НДС с указанной суммы к уплате в бюджет не начислен.В соответствии с п.1 ст.162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг. В результате изложенного налоговая база по налогу на добавленную стоимость в декабре 200… года занижена на сумму 300 тыс. руб. Рекомендуется перечислить налоговые обязательства по налогу на добавленную стоимость за декабрь 200… года и представить в налоговые органы уточненную декларацию. 
 
7 Некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета. 
 
Филиалом ОАО «ХХХ»  завышается выручка от продаж и себестоимость услуг на сумму электроэнергии, потребляемой для собственных нужд. 
 
В ходе проверки по отражению хозяйственных операций в бухгалтерском учете было выявлено следующее нарушение. Филиалом  неверно отражается операция по учету электроэнергии потребляемой для собственных нужд. Передача электроэнергии для собственного потребления структурными подразделениями отражается проводкой Д 62.1 «ООО «Энерго»  К 90.1 «Электроэнергия» на основании акта об оказании услуг. Принятие к расходам электроэнергии потребленной для собственных нужд оформляется проводкой Д 20 «Электроэнергия» К 62.1 «ООО « Энерго» на основании бухгалтерской справки. Таким образом, покупателем по данным операциям выступает сам Филиал. За первое полугодие 2007 года Филиалом потреблено электроэнергии для собственных нужд в размере 60 тысяч рублей. 
 
Потребление энергии для собственных нужд не должно признаваться как реализация и формировать доходные и расходные статьи в бухгалтерской отчетности, так как по своей сути является расходом по внутреннему обороту. 
 
Согласно приказу МФ РФ от 31.10.2000г.  № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций  и инструкции по его применению» счет 90 «Продажи» предназначен для обобщения информации о доходах и расходах организации по обычным видам деятельности. При признании в бухгалтерском учете выручка отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».  
Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками. Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т. п. Счет 20 "Основное производство" предназначен для обобщения информации о затратах производства, продукция (работы, услуги) которого явилась целью создания данной организации. По дебету счета 20 "Основное производство" отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, и потери от брака. Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, списываются на счет 20 "Основное производство" с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. Расходы вспомогательных производств списываются на счет 20 "Основное производство" с кредита счета 23 "Вспомогательные производства". Косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства, списываются на счет 20 "Основное производство" со счетов 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы".  
 
Рекомендуется  внести исправления в бухгалтерский учет и отчетность филиала. 
 
Для улучшения состояния расчетов с покупателями и заказчиками : 
 
- необходимо следить за соотношениями дебиторской и кредиторской задолженности: значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных (как правило, дорогостоящих) средств; превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия; 
 
- контролировать политику диверсификации в отношении дебиторов, т.е. ориентироваться на увеличение их количества для уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями; 
 
- постоянно контролировать состояние расчетов по просроченной задолженности; 
 
- производить классификацию покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты; 
 
- имея оперативные данные по просроченной задолженности, необходимо начинать претензионную работу, т.е. высылать уведомления - претензии со всеми расчетами пени за просроченную задолженность; 
 
- разрабатывать разнообразные модели договоров с гибкими условиями оплаты, в частности предоставления покупателями скидок при досрочной оплате, так как снижение цены приводит к расширению продаж и интенсифицирует приток денежных средств. 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА

2.1 Аудит учета основных средств

Организация ООО «Альфа» приобрела автомобиль, стоимость которого по договору составила 295 000 руб., в том числе НДС. Расходы на доставку автомобиля из другого города составили 29 500 руб., в том числе НДС. Все документы, необходимые для принятия к учету объекта основных средств, у организации имеются. Бухгалтер отразил данную операцию следующими бухгалтерскими записями:

Д 08 К 60 – оприходован автомобиль, поступивший от поставщика – 250 000 руб.;

Д 19 К 60 – учтен НДС по автомобилю – 45 000 руб.;

Д 20 К 60 – учтены расходы, связанные с доставкой автомобиля 25 000 руб.;

Д 19 К 60 – учтен НДС по транспортным расходам 4500 руб.;

Д 01 К 08 – принят к учету автомобиль 250 000 руб.;

Д 68 К 19 – НДС по автомобилю предъявлен к вычету 45 000 руб.;

Д 68 К 19 – НДС по транспортным расходам предъявлен к вычету 4500 руб.

Проверить правильность формирования первоначальной стоимости основных средств, описать ошибки, выявленные в ходе аудита, определить, какие нормативные документы нарушены, составить правильные и исправительные бухгалтерские записи, определить показатели финансовой отчетности, на которые влияют данные ошибки, составить рабочий документ аудитора.

 

2.2 Аудит учета нематериальных  активов

Предприятие приобрело программный продукт. Сумма, уплаченная поставщику по договору, составляет 6000 рублей, включая НДС 18 %. Затраты на услуги, связанные с консультированием по его использованию, составили 600 рублей, включая НДС 18 %. В учете предприятия эта сделка отражена следующим образом:

Д 60 К 51 – 6000 руб. – ?

Д 08 К 60 – 5085 руб. – ?

Д 19 К 60 – 915 руб. – ?

Д 04 К 08 – 5085 руб. – ?

Д 60 К 51 – 600 руб. – ?

Д 19 К 60 – 92 руб. – ?

Д 26 К 60 – 508 руб. – ?

Сформулируйте содержание каждой хозяйственной операции и обоснуйте выводы аудиторов при анализе данной ситуации.

 

2.3 Аудит учета материалов

 

В учетной политики организации предусмотрен учет материалов с применением счетов 15 и 16. На счете 10 материалы учитываются по учетным ценам, равным цене поставщика. Списание материалов в производство осуществляют методом ФИФО.

Проверить бухгалтерские записи по счетам в журнале регистрации хозяйственных операций (табл. 5).

Составить аналитическую справку для включения в письменную информацию аудитора по результатам проверки.

Таблица 5

Журнал регистрации хозяйственных операций

п/п

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма

1

1 декабря получено на склад 100 банок масляной краски по 3 кг. В счете-фактуре поставщика указана продажная цена 1 банки 180 руб., в том числе НДС 27 руб.

 

 

15

19

 

 

60

60

 

 

15 300

  2 700


 

Окончание табл. 5

п/п

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма

2

На основании приходного ордера краска принята к учету на склад

 

10

 

15

 

15 300

3

Приняты к учету услуги транспортной организации за доставку краски по счет-фактуре и акту выполненных работ 600 руб., в том числе НДС 92 руб.

 

26

19

 

60

60

 

508

92

4

Оплачено с расчетного счета за доставку краски

60

51

600

5

Оплачено с расчетного счета поставщику за краску

60

51

18 000

6

12 декабря получено на склад 500 банок краски от ЗАО «Наш дом». В счете-фактуре указана цена 1 банки весом 3 кг. – 180 руб., в том числе НДС 27 руб.

15

19

10

60

60

15

 

76 271

13 729

76 271

7

Посредник предъявил счет за услуги по закупке краски. В счете-фактуре указано, что данные услуги составили 1 200 руб., в том числе НДС 183 руб.

 

15

19

 

60

60

 

1 017

  183

8

26 декабря произведена оплата ЗАО «Наш дом» за краску

60

51

90 000

9

Налоговый вычет по НДС

68

19

16 704


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
В условиях развивающейся рыночной экономики, сложного налогового законодательства, обширной нормативно-законодательной базы, бухгалтерам приходится отслеживать большое количество изменений в уже существующих и появляющихся новых документах.  
 
Все существующие новые и важные документы регулируют бухгалтерский учет и аудит хозяйственных операций, а также сами процессы учета и аудита различных видов хозяйственных операций и их варианты. 
 
Операции расчетов с покупателями и заказчиками многочисленны, периодичность их высока, нормативно-правовая база регулируемого учета данных операций обширна и динамична. 
 
Рыночные отношения выдвинули объективную необходимость значительного повышения внимания к вопросам организации независимой проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия - аудита. Ведь предприятие теперь выступает в роли собственника средств производства и продуктов труда, его дальнейшее развитие во многом зависит от сохранности этих средств и эффективности их использования. Таким образом, аудит должен осуществляться в первую очередь в интересах самого предприятия. 
 
Таким образом, результаты аудиторской проверки, как неотъемлемая составная часть механизма управления в условиях рынка претерпевает серьезные изменения, в первую очередь связанные непосредственно с содержанием контроля и его местом в системе управления. Тесно взаимодействуя с другими функциями управления, аудит на предприятии является основным источником информации для разработки и принятия оптимальных управленческих решений и, следовательно, занимает ведущее место в системе управления предприятием. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 
1 Федеральный закон о бухгалтерском учете [Электронный ресурс] от 21.11.96 г. № 129-ФЗ [принят Гос. Думой ФС РФ 23.02.1996, в ред. измен. и доп., внесенных Федеральными законами от 30.06.2003г. № 86-ФЗ, от 03.11.2006г. №183-ФЗ] // Компания «Консультант Плюс» - Электрон. Дан. – М.,2009.  -  Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный. 
 
2 Гражданский кодекс Российской Федерации: справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] // Компания «Консультант Плюс» - Электрон. Дан. – М.,2009.  -  Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный. 
 
3 Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость [Электронный ресурс] [утверждено постановлением Правительства РФ от 2.12. 2000 г. № 914] // Компания «Консультант Плюс» - Электрон. Дан. – М.,2009.  -  Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный. 
 
4 Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) [Текст]: [принят Гос. Думой ФС РФ 16.07.1998, в ред. измен. и доп., внесенных Федеральными законами от 28.12.2001г. 180-ФЗ, от 29.12.2001г. 190-ФЗ, от 30.12.2001г. 196-ФЗ]. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 497 с. 
 
5 Положение  по  ведению  бухгалтерского  учёта  и  бухгалтерской  отчётности в  РФ [Электронный ресурс] : [утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н// Компания «Консультант Плюс» - Электрон. Дан. – М.,2009.  -  Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный. 
 
6 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте [Электронный ресурс]: Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 3/2006) [утверждено приказом Минфина РФ от 27.11.2006 г. № 154н] // Компания «Консультант Плюс» - Электрон. Дан. – М.,2009.  -  Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный. 
 
7 Доходы организации [Электронный ресурс]: Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 9/99) [утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 32н] // Компания «Консультант Плюс» - Электрон. Дан. – М.,2009.  -  Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный. 
 
8 Бабаев, Ю.А., Бухгалтерский учет [Текст]:учеб./Ю.А. Бабаев[и др.]; под ред Ю.А. Бабаева.- М.:ТК Велби ,Изд-во Проспект, 2006.- 392 с. 
 
9 Расходы организации [Электронный ресурс]: Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 10/99) [утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н] // Компания «Консультант Плюс» - Электрон. Дан. – М.,2009.  -  Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный. 
 
11 Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств [Электронный ресурс]: [утверждено приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49] // Компания «Консультант Плюс» - Электрон. Дан. – М.,2009.  -  Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный. 
 
12 Указания об объеме  форм бухгалтерской отчетности [Электронный ресурс] [утверждено приказом Минфина РФ от 22.07.03 г. № 67н ] // Компания «Консультант Плюс» - Электрон. Дан. – М.,2009.  -  Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный. 
 
13 План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций[Электронный ресурс]. [утверждено приказом Минфина РФ от 31 10. 2000 г. № 94н] // Компания «Консультант Плюс» - Электрон. Дан. – М.,2009.  -  Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный. 
 
15 Бычкова С.М.Практический аудит [Текст] :С.М.Бычкова, Т.Ю.Фомина; под ред.С.М.Бычковой . – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:Эксмо, 2009.-176 с.- (Настольная книга специалиста) 
 
16 Шеремет А.Д., Суйц В.П., Аудит [Текст]:Учебник..-5-е изд. ,перераб.и доп.-М.: ИНФРА-М, 2006.-448 с.- (Высшее образование) 
 
17 Аудит расчетов с поставщиками, покупателями,дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами "Аудиторские ведомости", N 9, сентябрь 2007 г.  
 
18 Конков, В.И. Аудит: Методические указания по выполнению курсовой работы [Текст]:В.И. Конков , Ю.С. Лобанова. Изд. 2-е доп. и пер. – Архангельск: Изд-во АГТУ ,2008.-58 с. 
 
19 Конков, В.И. Практический аудит [Текст]: учеб. пособие / В.И. Конков. – Архангельск: Арханг. гос. техн. ун-т, 2009. – 360 с.

Информация о работе Аудит расчетов с покупателями и заказчиками