Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками на примере ООО "Сведвуд Тихвин"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение действующей нормативной базы по ведению бухгалтерского учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками и организации учета.

Содержание работы

Введение. 4
Глава 1. Подготовка аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками . 8
1.1. Нормативное регулирование расчетов с поставщиками и подрядчиками. 8
1.2. Информационная база аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками. 10
1.3. Аудит организации внутреннего контроля по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками. 12
1.4. Аудиторские риски. 12
Глава 2. Практические аспекты аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками. 16
2.1. План и программа аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками. 16
2.2. Аудит организации первичного учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками . 18
2.3. Аудит организации бухгалтерского и налогового учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. 24
Глава 3. Обобщение результатов аудиторской проверки
3.1. Типичные ошибки и нарушения по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками. 33
3.2. Анализ выявленных недостатков и предложения по совершенствованию действующей практики организации бухгалтерского учета 34
Заключение. 44

Файлы: 1 файл

Курсовая раб.аудит расчеты с поставщиками и подрядчиками.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

- материальные ценности (работы, услуги) по неотфактурованным поставкам должны быть учтены по ценам и на условиях, предусмотренных договором.

Надлежит убедиться в том, что истребование документов по неотфактурованным поставкам производится на предприятии в разумные сроки. По тем неотфактурованным поставкам, где подтверждающие документы отсутствуют достаточно долгое время (имеется в виду, что на момент составления отчетов — налоговых и финансовых — документы еще не поступили), аудитору надлежит убедиться в том, что входящий НДС по таким поставкам не был принят к возмещению. В случае если подтверждающие документы поступили, и имеются какие-либо расхождения в ценах и номенклатуре, следует проверить правильность корректировки сумм по соответствующим позициям на счетах бухгалтерского учета (особое внимание уделить ТМЦ (работам, услугам), которые к моменту поступления документов уже были списаны на затраты проверяемого периода. При этом следует учесть, что в случае когда подтверждающие документы поступают в следующем отчетном периоде, суммы корректировки относятся на счета внереализационных доходов (расходов).

Проверка расчетов по векселям выданным. Если на предприятии практикуется проведение расчетов за поставленные материальные ценности (выполненные работы, оказанные услуги) собственными векселями, аудитору надлежит обратить внимание на следующие моменты:

- аналитический учет по счету 60 должен обеспечить возможность получения данных в разрезе поставщиков по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил, и по просроченным оплатой векселям;

- по векселям, просроченным оплатой, с истекшим сроком исковой давности необходимо проверить своевременность списания кредиторской задолженности на внереализационные доходы организации;

- если по выданному векселю предусмотрено начисление процентов (или дисконт), то эти проценты (или дисконт) должны своевременно увеличивать кредиторскую задолженность предприятия и отражаться на счетах учета прочих доходов и расходов (по дебету счета 91).

Проверка расчетов по коммерческим кредитам. Если с передачей в собственность другой стороне товаров (работ, услуг) предусматривается предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров (работ, услуг), то эти операции должны быть оформлены договорами коммерческого кредита.

В случае когда материальные ценности поступили на условиях коммерческого  кредита, аудитору следует иметь  в виду, что:

- аналитический учет по счету 60 должен обеспечить возможность  получения данных  в  разрезе  поставщиков  по  полученным коммерческим кредитам;

- проценты,  причитающиеся  к уплате по договору коммерческого кредита, включаются в стоимость товарно-материальных ценностей (работ, услуг), приобретенных на условиях коммерческого кредита (отражаются по дебету счетов 10,  15, 20, 25, 26 и проч.), если эти проценты начислены до принятия ценностей к учету. После этой даты проценты учитываются в составе операционных доходов (расходов).

Проверка расчетов по претензиям. В случаях если счет поставщика оплачен и акцептован до поступления ТМЦ (оказания работ, выполнения услуг), а при приемке на склад обнаружились недостача ТМЦ против вбитого в счет-фактуру количества либо несоответствие принятых ТМЦ (работ, услуг) по ценам, качеству, номенклатуре против оговоренных в договоре величин — поставщикам предъявляется претензия. На неудовлетворенные претензии поставщику должен быть предъявлен иск. При проверке таких операций аудитор должен обратить внимание на следующие моменты: - все претензии в соответствии с новым Планом счетов учитываются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты по претензиям»; - необходимо убедиться (путем отправления запроса поставщику) в том, что претензия действительно была предъявлена и что отраженные на счете 76 (субсчет «Расчеты  по претензиям») суммы соответствуют значениям, указанным в коммерческом акте; - претензия должна быть предъявлена своевременно (в противном случае суд может отказать в удовлетворении иска); - пакет документов, приложенных к претензии и исковым заявлениям, должен быть доказательным. В частности, здесь должны присутствовать,  как минимум:  претензионный расчет,  коммерческий акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приеме ТМЦ (в качестве при  приемке выполненных работ, оказанных услуг), претензионное удостоверение о полномочии участников количественной и качественной выбраковки, документы, подтверждающие произведенные расходы, стоимость которых возмещается за счет поставщика.

Проверка учета курсовых и суммовых разниц. Если у проверяемого предприятия есть поставщики-нерезиденты, а также в случаях, когда расчеты между контрагентами-резидентами производятся в рублях, а в договоре сумма указана в иностранной валюте или в условных единицах, в учете возникают курсовые и суммовые разницы. При проверке следует убедиться в правильности расчета курсовых разниц, отнесенных на внереализационные доходы и расходы организации. В соответствии с п. 7 ПБУ 3/2006[15] пересчет производится по курсу ЦБ РФ, действующему на дату совершения операции в иностранной валюте (при импорте ТМЦ — на дату перехода права собственности на импортированное имущество, при импорте услуг — на дату фактического потребления услуги), а также на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности. Курсовые разницы подлежат отражению на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (по дебету счета 91 — если курсовая разница положительная, по кредиту — если отрицательная).

Проверка   соответствия  данных   аналитического   учета   оборотам   и   остаткам   по   счетам   синтетического   учета. В ходе проведения этой процедуры проверяется полнота и достоверность отражения на счетах синтетического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Необходимо сверить методом пересчета итоговые данные по регистрам аналитического учета с суммами, отраженными  на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и на субсчетах к этому счету. В частности, в случае ведения учета по журнально-ордерной форме счетоводства итоговые данные по журналу-ордеру № 5 должны совпадать с оборотами и остатками по счету 60, при этом ведомость учета неотфактурованных поставок (ф. № 6-с), ведомость учета материалов в пути (ф. № 6а-с) должны в сумме соответствовать одноименным субсчетам к счету 60. При автоматизированном способе ведения учета необходимость в данной процедуре отпадает, так как все сводные (синтетические) регистры формируются автоматически на основании однократно введенной первичной информации.

Налоговый учет процентов  по векселям и коммерческим кредитам. В случае если кредиторская задолженность обеспечена векселем и предусматривает уплату поставщику определенного процента, необходимо обратить внимание на учет процентов по этим обязательствам в целях налогообложения. В настоящее время проценты по долговым обязательствам признаются расходом организации в целях налогообложения при соблюдении следующих условий (п. 2 п. I ст. 65 и п. I ст. 269 НК РФ)[3]:

- расходом признаются проценты, начисленные за фактическое время пользования заемными средствами (фактическое время нахождения ценных бумаг у третьих лиц);

- размер начисленных по долговому обязательству процентов существенно (более чем на 20% в ту или иную сторону) не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях. Если долговые обязательства, выданные в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях, отсутствуют, то предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке   рефинансирования   ЦБ   РФ,   увеличенной   на   10%   (когда долговое обязательство выражено в рублях) и равной 15% (по долговым обязательствам в иностранной валюте).

Налоговый учет сомнительной задолженности. Если учетной политикой  предусмотрено создание резервов по сомнительным долгам, то аудитору следует учесть следующее:

- в соответствии с п. 4 ст. 266 НК РФ[3] сумма резерва определяется по результатам проведенной на последний день отчетного периода инвентаризации дебиторской задолженности следующим образом. По сомнительным долгам со сроком возникновения свыше 90 дней — задолженность включается в резерв в полной сумме; по сомнительным долгам со сроком возникновения от 45 до 90 дней - 50% от суммы долга; со сроком возникновения меньше 45 дней — в резерв не включаются. Общая сумма резерва не должна превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода и может быть использована только на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в соответствии с законодательством (истечение срока исковой давности; невозможность взыскания, подтвержденная соответствующим актом государственного органа либо ликвидация предприятия). Суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам производятся равномерно в течение отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266 НК РФ);

- расходы по списанию долгов, признанных безнадежными ко взысканию, осуществляются только за счет суммы созданного резерва. В случае превышения суммы списываемой задолженности над суммой созданного резерва разница подлежит включению в состав внереализационных расходов (п. 5 ст. 266 НК РФ).

Учет налога на добавленную  стоимость. Суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат вычету из общей суммы исчисленного к уплате налога на добавленную стоимость и отражаются на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Предприятие вправе произвести налоговые вычеты, если: товар (работа, услуга) принят к учету; товар (работа, услуга) фактически оплачен, что подтверждается первичными документами; на приобретенный товар (работу, услугу) имеется выписанный в установленном Налоговым кодексом порядке счет-фактура.

При проверке учета НДС  по приобретенным ценностям (работам, услугам) аудитору следует учесть следующее:

  1. счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением установленного НК РФ порядка (несоблюдение обязательных реквизитов, отсутствие подписей ответственных лиц), не могут служить основанием для принятия НДС к возмещению[3];
  2. составление счетов-фактур и ведение книги покупок обязательно для всех налогоплательщиков как в случае осуществления операций, подлежащих налогообложению, так и освобождаемых от налогообложения (исключение составляют освобожденные от налогообложения операции, осуществляемые банками, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами, а также операции по реализации ценных бумаг);
  3. если  обязательство  по условиям  сделки выражено  в  иностранной валюте, то суммы, указываемые в счетах-фактурах, также могут быть выражены в иностранной валюте.

Проверяя суммы предъявленного к возмещению НДС, аудитор сверяет  соответствие оборотов за отчетный период по дебету счета 68 «Расчеты с бюджетом»  в корреспонденции со счетом 19 с  итоговыми суммами за этот период в книге покупок.

 

Глава 3. Обобщение  результатов аудиторской проверки.

3.1. Типичные ошибки и нарушения по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Проводя аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, необходимо знать о возможных ошибках и нарушениях. По данному направлению существуют наиболее часто встречаемые ошибки:

  1. При организации первичного учета:
  • арифметические   ошибки   при   фиксировании   оперативного факта (при измерении количества, веса, размеров и т.п.);
  • несвоевременная регистрация оперативного факта на носителе информации;
  • отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юридическую силу;
  • нарушения, допущенные при оформлении первичного документа (заполнение документов средствами, не допускающими их долговременное хранение, нарушения при внесении исправлений в первичный документ);
  • ошибки при регистрации документа (количественные либо качественные расхождения при переносе данных из документа в учетные регистры);
  • несвоевременная регистрация документа в учетном регистре (либо отсутствие данных в учетном регистре по отдельным первичным документам);
  • нарушения сроков хранения документации в архиве;
  • уничтожение первичных документов без акта о выделении документов к уничтожению;
  1. При организации бухгалтерского и налогового учета:
  • перекрытие задолженности одного контрагента авансами, выданными   другому   контрагенту   (проводка:   Дт. 60 – Кт. 60 субсчет «Авансы выданные», 76);
  • несвоевременное списание задолженности в связи с неверным исчислением сроков исковой давности (проводка: Дт 91 «Прочие доходы и расходы» — Кт 60);
  • отсутствие  корректировки  по  списанным  на затраты ТМЦ (работам, услугам), ранее отраженным как неотфактурованные поставки, документы по которым поступили и имеют несоответствия с ранее отраженными в учете показателями;
  • возмещение  входящего   НДС  по  поставкам,   обеспеченным выданными организацией собственными векселями;
  • нарушение методологии учета в части неверно составленных корреспонденции счетов;
  • несвоевременное предъявление претензий поставщикам (проводка: Дт 76 субсчет «Расчеты по претензиям» — Кт 60), отражение на счете 76 субсчет «Расчеты по претензиям» нереальных сумм;
  • счетные ошибки при исчислении курсовых разниц (проводки Дт 91- Кт 60 или Дт 60 - Кт 91);
  • неправомерное признание задолженности безнадежной и ее списание за счет резерва по сомнительным долгам либо за счет внереализационных расходов (проводки Дт 63 или 91 – Кт 60 субсчет «Авансы выданные»).

Информация о работе Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками на примере ООО "Сведвуд Тихвин"