Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретического материала и нормативной базы по аудиту расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) сформулировать цель и задачи аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками;
2) изучить нормативную базу по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками;

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты планирования аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.1. Цель, задачи, информационная база аудита расчетов с поставщиками подрядчиками
1.2. Оценка состояния системы внутреннего контроля учета операций по расчету с поставщиками и подрядчиками
1.3. Планирование аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.4. Программа аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.5. Типичные ошибки при учете расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.6. Документирование аудита
2. Практический аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая_аудит.doc

— 264.50 Кб (Скачать файл)

Оценка существенности и аудиторского риска на начальной  стадии планирования может отличаться от такой оценки после подведения итогов аудиторских процедур. Это может быть вызвано изменением обстоятельств или изменением информированности аудитора по результатам аудита. Например, если аудиторская проверка планируется до конца отчетного периода, аудитор может только прогнозировать результаты хозяйственной деятельности и финансовое положение аудируемого лица. Если фактические результаты деятельности и финансовое положение окажутся в значительной степени отличными от прогнозируемых, оценка существенности и аудиторского риска может измениться. Кроме того, аудитор при планировании своей работы может намеренно устанавливать приемлемый уровень существенности на уровне более низком, чем тот, который предполагается использовать для оценки результатов аудита. Это может быть сделано в целях уменьшения вероятности необнаружения искажений, а также в целях предоставления аудитору некоторой степени безопасности при оценке последствий искажений, обнаруженных в процессе аудита.

Аудиторская организация  и индивидуальный аудитор (далее именуются - аудитор) обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.

Планирование  аудита предполагает разработку общей  стратегии и детального подхода  к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем  предполагаемые объем и порядок  проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором. Ниже представлен примерный план аудита (Таблица 2).

Таблица 2

Общий план аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками

Проверяемая организация: ООО "Кирпич"

Период аудита: 01.03.12-30.03.12г.

Количество  человеко-часов: 70

Руководитель  аудиторской организации: Тарасов С.С.

Состав аудиторской  группы:  Тарасов С.С.

Планируемый аудиторский  риск:  3%

Планируемый уровень  существенности:  5%

Планируемые виды работ

Период проведения

Исполнитель

Правовая   оценка   договоров   с   поставщиками и подрядчиками

01.03.12 – 03.03.12

Тарасов С.С.

Аудит организации  первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

01.03.12 - 06.03.12

Тарасов С.С.

Аудит состояния  задолженности перед поставщиками и подрядчиками

04.03.12 - 06.03.12

Тарасов С.С.

Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете различных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками

07.03.12 - 25.03.12

Тарасов С.С.

Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками данным сводного (синтетического) учета

26.03.12 - 27.03.12

Тарасов С.С.

Проверка организации  налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками

26.03.12 - 30.03.12

Тарасов С.С.


 

1.4. Программа аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками

После составления  плана аудита  аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита [14, 260].

В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и  риска средств контроля, а также  требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов.

Общая программа аудита должна по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

Составим программу  аудита операций по расчету с поставщиками и подрядчиками, представим ее в Таблице 3.

 

Таблица 3

Программа аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками

№ п/п

Этапы проверки

Период

проверки

Исполнитель

Источники

информации

1.

Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками

01.03.2012 - 03.03.2012

Тарасов С.С.

Договор, соглашения, контракты;

1.1.

Экспертиза  договоров с поставщиками

 

Тарасов С.С.

копии переписки  или заключение эксперта (в случае его привлечения)

1.2.

Экспертиза  договоров с подрядчиками

 

Тарасов С.С.

2

Аудит организации  первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

01.03.2012 - 06.03.2012

Тарасов С.С.

Первичные документы (накладные, счета-фактуры, акты сдачи-приемки),

2.1.

Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования ТМЦ, принятия к учету работ, услуг

 

Тарасов С.С.

договоры, данные складского  учета, данные  бухгалтерского учета, книга  покупок, графики документооборота, организационно-распорядительная  документация по вопросам хранения и доступа к ПУД

2.2.

Проверка оперативности регистрации фактов поступления сырья и материалов, оказания услуг

 

Тарасов С.С.

2.3.

Проверка законности первичной учетной документации (ПУД)

 

Тарасов С.С.

2.4.

Проверка соблюдения графика документооборота

 

Тарасов С.С.

2.5.

Проверка полноты  и точности регистрации документа в учетных регистрах

 

Тарасов С.С.

2.6.

Проверка организации  хранения документов и организации  доступа к ПУД

 

Тарасов С.С.

3.

Аудит состояния  задолженности перед поставщиками и подрядчиками

04.03.2012-06.03.2012

Тарасов С.С.

Регистры бухгалтерского учета, акты  сверок, ответы на запросы  поставщикам, решения судов в части признания задолженности безнадежной ко взысканию

3.1.

Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности

 

Тарасов С.С.

3.2.

Проверка правильности списания дебиторской задолженности, безнадежной ко взысканию

 

Тарасов С.С.

4.

Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете  отдельных операции по расчетам с  поставщиками и подрядчиками

07.03.2012-25.03.2012

Тарасов С.С.

Регистры бухгалтерского учета, первичные документы (накладные, счета-фактуры, акты сдачи-приемки), договоры, претензионные письма с прилагающейся документацией

4.1.

Проверка расчетов по неотфактурованным поставкам

 

Тарасов С.С.

4.2.

Проверка расчетов по векселям выданным

 

Тарасов С.С.

4.3.

Проверка расчетов по коммерческим кредитам

 

Тарасов С.С.

4.4.

Проверка расчетов по претензиям

 

Тарасов С.С.

4.5.

Проверка учета  курсовых и суммовых разниц

 

Тарасов С.С.

5.

Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками данным сводного (синтетического) учета

26.03.2012-27.03.2012

Тарасов С.С.

Регистры аналитического учета, регистры синтетического (сводного) учета, отчетность

 

 

 

5.1.

Проверка соответствия данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета

 

Тарасов С.С.

5.2.

Проверка правильности отражения в отчетности итоговых данных по расчетам с поставщиками и подрядчиками

 

Тарасов С.С.

6.

Проверка организации  налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками

26.03.2012-30.03.2012

Тарасов С.С.

Регистры налогового учета, регистры бухгалтерского учета, договоры, первичные документы

6.1.

Налоговый учет процентов по векселям и коммерческим кредитам

 

Тарасов С.С.

6.2.

Налоговый учет сомнительной задолженности

 

Тарасов С.С.

6.3.

Налоговый учет суммовых разниц

 

Тарасов С.С.

6.4.

Учет налога на добавленную стоимость

 

Тарасов С.С.


 

 

М.П.    Руководитель аудиторской фирмы ___Тарасов С.С.__

                                                                                                               подпись

 

            Руководитель аудиторской группы ______________

                                                                                                               подпись

 

 

 

 

 

 

1.5. Типичные ошибки при учете расчетов с поставщиками и подрядчиками

В учете расчетов с поставщиками и подрядчиками встречаются  типичные ошибки и нарушения, которые влияют на достоверность бухгалтерской отчетности. Такие нарушения  представлены в Таблице 4.

Таблица 4

Типичные ошибки и нарушения при расчетах с поставщиками и подрядчиками

Вид ошибки или  нарушения

Нормативный документ, положения которого нарушены (статья, пункт)

Влияние на достоверность

1. В части  организации первичного учета:

   

- несвоевременная  регистрация оперативного факта  на носителе информации;

Федеральный закон  №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. (ред. от 28.11.2011)

Нарушение законодательства РФ

- регистрация  хозяйственных операций в документах  неунифицированной формы (в случае  если для данной операции унифицированный документ предусмотрен);

Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34н (ред.от 24.12.2010)

Искажение бухгалтерской отчетности

- отсутствие  необходимых реквизитов, придающих документу юридическую силу;

Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34н (ред.от 24.12.2010)

Неправильное  ведение аналитического и синтетического учета, необоснованное отражение операций на основе этих документов, сопровождающееся нарушением  законодательства РФ

- отсутствие  графиков документооборота;

Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34н (ред.от 24.12.2010)

Нарушение законодательства РФ

- ошибки при  регистрации документа (количественные  либо качественные расхождения  при переносе данных из документа  в учетные регистры);

Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34н (ред.от 24.12.2010)

искажение бухгалтерской  отчетности, нарушение законодательства РФ

- несвоевременная регистрация документа в учетном регистре (либо отсутствие данных в учетном регистре по отдельным первичным документам);

Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34н (ред.от 24.12.2010)

Искажение бухгалтерской  отчетности, документооборота, нарушение законодательства РФ

- нарушения  сроков хранения документации  в архиве;

Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34н (ред.от 24.12.2010)

Искажение бухгалтерской  отчетности, документооборота, нарушение законодательства РФ

- уничтожение  первичных документов без акта  о выделении документов к уничтожению;

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34н (ред.от 24.12.2010)

Искажение бухгалтерской  отчетности, документооборота, нарушение законодательства РФ

- нарушения при оформлении дел с первичной учетной документацией (касается кассовых и банковских документов).

Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34н (ред.от 24.12.2010)

Искажение бухгалтерской  отчетности, документооборота, нарушение законодательства РФ

2. В части  организации бухгалтерского и  налогового учета:

   

- перекрытие  задолженности одного контрагента  авансами, выданными другому контрагенту  (проводка: Дт 60—Кт 60 субсчет «Авансы выданные», 76);

Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34н (ред.от 24.12.2010)

Искажение бухгалтерской  отчетности

-  несвоевременное  списание задолженности в связи  с неверным исчислением сроков  исковой давности (проводка: Дт 91 «Прочие  доходы и расходы» — Кт 60);

Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34н (ред.от 24.12.2010)

Неправильный  расчет сумм по списанию, искажение  отчетности

- возмещение входящего НДС по неотфактурованным поставкам (проводки Дт 19—Кт 60 субсчет «Неотфактурованные поставки» и Дт 68-Кт 19);

Налоговый кодекс Российской Федерации  (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.05.2012)

Неправильное  ведение синтетического  и аналитического учета, искажение отчетности, нарушение  налогового законодательства РФ, влекущего  за собой административную ответственность

- отсутствие  корректировки по списанным на  затраты ТМЦ (работам, услугам), ранее отраженным как неотфактурованные  поставки, документы по которым  поступили и имеют несоответствия  с ранее отраженными в учете  показателями;

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34н (ред.от 24.12.2010)

Неправильный  расчет сумм по списанию, искажение  отчетности и неверное представление  о списанных затратах на ТМЦ

- возмещение  входящего НДС по поставкам,  обеспеченным выданными организацией  собственными векселями;

Налоговый кодекс Российской Федерации  (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.05.2012)

Неправильное  ведение синтетического  и аналитического учета, искажение отчетности, нарушение налогового законодательства РФ, влекущего за собой административную ответственность

- несвоевременное  предъявление претензий поставщикам  (проводка: Дт 76 субсчет «Расчеты  по претензиям» — Кт 60), отражение на счете 76 субсчет «Расчеты по претензиям» нереальных сумм;

Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34н (ред.от 24.12.2010)

Неправильное  ведение бухгалтерского учета,  нарушение налогового законодательства РФ

- счетные ошибки при исчислении курсовых разниц (проводки Дт 91—Кт 60 или Дт 60-Кт 91);

Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34н (ред.от 24.12.2010)

Неправильный  расчет сумм при исчислении курсовых разниц, искажение бухгалтерской  отчетности

- неправильное  отражение на счетах учета  суммовых ризниц;

Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34н (ред.от 24.12.2010)

Неправильный  расчет, искажение бухгалтерской  отчетности

- списание безнадежного  долга на счет прочих доходов  и расходов при наличии ранее образованного резерва под эту задолженность (проводка Дт 91—Кт 60);

Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34н (ред.от 24.12.2010)

Искажение бухгалтерской отчетности, нарушение Законодательства РФ

- неправомерное  признание задолженности безнадежной  и ее списание за счет резерва  по сомнительным долгам либо  за счет внереализационных расходов (проводки Дт 63 или 91—Кт 60 субсчет  «Авансы выданные»);

Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34н (ред.от 24.12.2010)

Искажение бухгалтерской  отчетности, нарушение Законодательства РФ

- отсутствие аналитического учета по: поставщикам, неоплаченным в срок расчетным документам, неотфактурованным поставкам, авансам выданным, выданным векселям, просроченным оплатой векселям и др. (исходя из требований нормативных актов);

Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34н (ред.от 24.12.2010)

Искажение бухгалтерской  отчетности, нарушение Законодательства РФ

- нарушение  методологии учета в части  неверно составленных корреспонденции счетов.

Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34н (ред.от 24.12.2010)

Искажение бухгалтерской  отчетности, нарушение Законодательства РФ


 

1.6. Документирование аудита

Для обеспечения  должного качества оказываемых аудиторских  услуг и создания предпосылок  для проведения эффективного контроля качества со стороны государственных и общественных организаций аудит, проводимый аудиторской организацией, должен сопровождаться обязательным документированием.

Порядок составления  аудиторских документов определен  стандартом «Документирование аудита».

Целью настоящего стандарта является установление единых требований по подготовке рабочей документации аудита аудиторской фирмой или аудитором, работающим самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя.

Аудитор обязан составить рабочие документы  и материалы в ходе проведения аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.

Аудитор должен составлять рабочие документы в  достаточно полной и подробной форме  и отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской  работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с выводами аудитора по ним. В тех случаях, когда аудитор проводил рассмотрение сложных принципиальных вопросов или высказывал по каким-либо важным для аудита вопросам профессиональное суждение, в рабочие документы следует включать факты, которые были известны аудитору на момент формулирования выводов, и необходимую аргументацию.

Форма и содержание рабочих документов определяются такими факторами, как:

- характер аудиторского  задания;

- требования, предъявляемые к аудиторскому заключению;

- характер и  сложность деятельности аудируемого  лица;

- характер и  состояние систем бухгалтерского  учета и внутреннего контроля  аудируемого лица;

- необходимость  давать указания работникам аудитора, осуществлять за ними текущий   контроль и проверять выполненную ими работу;

- конкретные  методы и приемы, применяемые  в процессе проведения аудита [14, 265].

Рабочие документы  обычно содержат:

- информацию, касающуюся  организационно-правовой формы и  организационной   структуры аудируемого лица;

- выдержки или  копии необходимых юридических  документов, соглашений и протоколов;

- информацию  об отрасли, экономической и  правовой среде, в которой аудируемое  лицо   осуществляет свою деятельность;

- информацию, отражающую  процесс планирования, включая программы аудита и любые

  изменения  к ним;

- доказательства  понимания аудитором систем бухгалтерского  учета и внутреннего   контроля;

- доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого  риска, уровня риска средств   контроля и любые корректировки этих оценок;

- доказательства, подтверждающие факт анализа  аудитором работы аудируемого  лица по

  внутреннему  аудиту и сделанные аудитором  выводы;

- анализ финансово-хозяйственных  операций и остатков по счетам  бухгалтерского учета;

- анализ наиболее важных экономических показателей и тенденций их изменения;

- сведения о  характере, временных рамках, объеме  аудиторских процедур и результатах  их 

  выполнения;

- доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная  работниками аудитора,

  осуществлялась под контролем квалифицированных специалистов и была проверена;

- сведения о  том, кто выполнял аудиторские  процедуры, с указанием времени  их    выполнения;

- копии сообщений,  направленных другим аудиторам,  экспертам и третьим лицам  и   полученных от них;

- копии писем  и телеграмм по вопросам аудита, доведенным до сведения руководителей  аудируемого лица или обсуждавшимся  с ними, включая условия договора  о проведении   аудита или выявленные существенные недостатки системы внутреннего контроля;

- письменные заявления, полученные от аудируемого лица;

- выводы, сделанные  аудитором по наиболее важным  вопросам аудита, включая ошибки  и необычные обстоятельства, которые  были выявлены аудитором в  ходе выполнения    процедур аудита, и сведения о действиях, предпринятых в связи с этим аудитором;

- копии финансовой (бухгалтерской) отчетности и  аудиторского заключения.

Аудитору необходимо установить надлежащие процедуры для  обеспечения конфиденциальности, сохранности  рабочих документов, а также для  их хранения в течение достаточного периода времени, исходя из особенностей деятельности аудитора, а также законодательных и профессиональных требований, но не менее 5 лет.

Рабочие документы  являются собственностью аудитора. Хотя часть документов или выдержки из них могут быть предоставлены аудируемому лицу по усмотрению аудитора, они не могут служить заменой бухгалтерских записей аудируемого лица.

Информация о работе Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками