Аудит расчетов с поставщиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретического материала и нормативной базы по аудиту расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Задачи, поставленные при написании курсовой работы:
1) Рассмотреть бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками;
2) Изучить нормативную базу по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками;
3) Изучить методику аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3 1. Расчеты с поставщиками и подрядчиками как объект бухгалтерского учета и аудита …………………………………………………………………..5
1.1. Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками…….5
1.2. Система нормативного регулирования учета расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………………………………………..8
1.3. Оценка эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица………………………………………………………11
2. Методика проведения аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками…………………………………………………………………….15
2.1. Подготовка и составление программы аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………………………………….15
2.2. Источники информации для получения аудиторских доказательств.20
2.3 Аудиторские процедуры по существу с целью подтверждения предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности…………..21
Заключение………………………………………………………………….29
Литература………………………………………………………………….31
Приложение 1.………………………………………………………………32
Приложение 2……………………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

При проверке необходимо обратить внимание на:

  • обоснованность, своевременность и правильность оформления документов. Несоблюдение сроков предъявления претензий может быть использовано для сокрытия фактов хищения материальных ценностей, так как при отказе в удовлетворении претензий числящиеся суммы списываются на издержки производства;
  • обоснованность претензий, предъявляемых к проверяемому предприятию. В случае удовлетворения претензий нужно проверить проводились ли административные расследования с целью установления виновных лиц, и если таковые установлены, возместили ли они причиненный материальный ущерб;
  • правильность составления бухгалтерских проводок по счету 76, субсчету "Расчеты по претензиям";
  • правильность ведения аналитического учета – он должен вестись по каждому дебитору и отдельным претензиям; соответствие записей аналитического учета записям в журнале-ордере, главной книге и балансе.

 

Аудит расчетов по авансам  выданным

Авансы могут быть выданы под поставку материальных ценностей либо под выполнение работ (оказание услуг), а также в счет оплаты продукции и работ, произведенных по частичной готовности.

Необходимо проверить:

  • обоснованность выдачи авансов;
  • правильность ведения аналитического учета по счету 60, субсчету "Расчеты по авансам выданным". Он должен вестись в разрезе дебиторов;
  • правильность составления бухгалтерских проводок по счету 60;
  • соответствие записей аналитического учета с записями в журнале-ордере, главной книге и балансе;
  • правильность учета авансов, выданных в иностранной валюте. Выданные в СКВ авансы должны числиться в валюте на дату возникновения задолженности по курсу ЦБ РФ до момента их зачета в уменьшение задолженности поставщикам. В учете курсовая разница отражается на счете 91, по Дт – «отрицательная», по Кт- «положительная».

 

Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками

При проверке необходимо установить:

- заключены ли договора поставки продукции;

- реальность задолженности поставщикам, что должно быть подтверждено актами инвентаризации (сверки) расчетов;

- правильность ведения аналитического учета по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками, обеспеченной векселями:

- правильность составления бухгалтерских проводок по счету 60;

- соответствие записей аналитического учета по счету 60 записям в журнале-ордере, главной книге и балансе.

Предмет проверки:

1)  соответствие  отражения в учете кредиторской задолженности и реализации принятой учетной политике;

2)  реальность  существования и правильное и  полное отражение в учете кредиторской задолженности;

Аудиторские процедуры:

1)  определение преимущественного порядка расчетов с поставщиками и подрядчиками и основных кредиторов;

2)  получение  списка кредиторов с указанием сумм задолженности на конец года.ь;

3)   проверка  развернутого приведения в балансе  остатков по счету расчетов с поставщиками и подрядчиками;

4)  проверка  проведения в конце года инвентаризации кредиторской задолженности;

5)  проверка  списания кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности. При проверке отражения данных по расчетам с другими организациями следует учитывать сроки исковой давности, установленные законодательством;

6)  проверка  правильности отражения в учете кредиторской задолженности в иностранной валюте (использовать результаты проверки по разделу «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте»);

7)   проверка  того, что организация учета расчетов  позволяет сгруппировать суммы кредиторской задолженности по срокам погашения;

8)  оценка  правильности формирования статей  баланса, содержащих сведения о кредиторской задолженности.

 

 

2.2 Источники информации для получения аудиторских доказательств

 

Источниками получения аудиторских доказательств (доказательной информацией) являются:

- первичные документы экономического субъекта и третьих лиц;

- регистры бухгалтерского учета экономического субъекта;

- результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;

- устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц;

- сопоставление одних документов экономического субъекта с другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами третьих лиц;

- результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой сотрудниками экономического субъекта;

- бухгалтерская отчетность.

Наиболее ценными аудиторскими доказательствами считаются доказательства, полученные аудитором непосредственно в результате исследования хозяйственных операций.

Определение достаточности  аудиторских доказательств зависит  от конкретных обстоятельств проверки.

Аудиторский риск уменьшается, если аудитор использует доказательства, полученные из различных источников и разные по форме представления. Если доказательства, полученные из одного источника, противоречат доказательствам, полученным из другого источника, аудитор должен использовать дополнительные аудиторские процедуры, чтобы разрешить возникшие противоречия и быть уверенным в достоверности собранных доказательств и обоснованности полученных выводов [2, с. 168].

Если экономический  субъект не представил аудиторской организации существующие документы в полном объеме и она не в состоянии собрать достаточные аудиторские доказательства по какому-либо счету и (или) операции, аудиторская организация обязана отразить это в отчете (письменной информации руководству экономического субъекта) и имеет право подготовить аудиторское заключение, отличное от безусловно положительного.

Первичные документы  необходимые для аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками:

- договора с поставщиками и подрядчиками;

- расчетные документы (касса, расчетный и валютный счета, векселя и др.);

- акты сверок с поставщиками и подрядчиками, акты инвентаризации счетов;

- претензии, бухгалтерские справки, приказы, судебные решения и прочие имеющиеся документы.

Необходимые регистры бухгалтерского учета:

- регистры синтетических и аналитических счетов 60, 76 и корреспондирующих с ними счетов;

- журналы-ордера, оборотно-сальдовые ведомости, кассовая книга, главная книга.

 

2.3 Аудиторские процедуры по существу с целью подтверждения предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности

 

Основой правильной и рациональной организации процесса аудита, выбора необходимых и достаточных  аудиторских процедур является четкое понимание целей аудита бухгалтерской  отчетности. Согласно действующим нормативным документам основная цель аудита бухгалтерской отчетности — выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. I Федерального закона об аудиторской деятельности   под достоверностью  финансовой  (бухгалтерской) отчетности  понимается степень точности содержащихся в ней данных, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

В соответствии с п. 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. При этом важным является не только «формальное» соблюдение правил, но и подготовка бухгалтерской отчетности таким образом, чтобы она давала достоверное и полное представление об имущественном, финансовом положении организации и его изменении, финансовых результатах ее деятельности.

Подготовка  достоверной бухгалтерской отчетности — это задача руководства аудируемого лица. Наличие аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности не перекладывает ответственность за ее подготовку и ее достоверность на аудитора. Вместе с тем на аудитора возлагается ответственность за формирование объективного мнения о степени достоверности представленной отчетности и составления соответствующего заключения, которое должно служить ориентиром для пользователей бухгалтерской отчетности, при определении степени объективности представленных в отчетности данных и предупреждать о существующих или вероятных отклонениях в этой отчетности.

Поэтому мнение аудитора о недостоверности или  недостаточной степени достоверности бухгалтерской отчетности должно основываться на собранных в ходе аудита необходимых и достаточных доказательствах. При этом сбор и анализ аудиторских доказательств должны осуществляться на систематизированной основе, обосновывая уверенность аудитора в определенном выводе относительно достоверности проверяемой бухгалтерской отчетности. Такой подход реализуется путем применения так называемых «утверждений, на основе которых подготовлена финансовая отчетность», которые представляют собой более конкретные, детализированные подцели аудита.

На основе полученных в ходе исследований доказательств  аудитор должен сформировать мнение о соответствии проверяемой финансовой (бухгалтерской) отчетности, как минимум, следующим семи утверждениям, принятым как в отечественной, так и в международной практике:

1) существование;

2) права и  обязательства;

3) возникновение;

4) полнота;

5) стоимостная оценка;

6) измерение;

7) представление  и раскрытие.

Рассмотрим  подробнее содержание этих утверждений.

Критерий  существования предполагает, что актив или обязательство, отраженные в финансовой (бухгалтерской) отчетности действительно существуют на отчетную дату.                             

Подтверждение этого критерия достигается путем  проверки достоверности сальдо по счетам (например, инвентаризация основных средств, материалов, дебиторской и кредиторской задолженности).

Критерий  права и обязательства устанавливает, что актив или обязательство, отраженные в финансовой (бухгалтерской) отчетности  относятся к данному субъекту по состоянию на отчетную дату.                                              

Соблюдение  указанного критерия обеспечивает отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности активов, принадлежащих организации на законных основаниях, и пассивов, характеризующих действительный капитал и обязательства организации.

Иногда для  подтверждения критерия права и  обязательства может потребоваться привлечение юристов, экспертов; иногда достаточно проверки формального соблюдения всех обязательных;; реквизитов первичных учетных документов.                                    

Критерий  возникновения устанавливает, что в течение отчетного периода была осуществлена операция или произошло событие хозяйственной деятельности, имеющие отношение к аудируемому лицу.

Критерий  полноты определяет, что в финансовой (бухгалтерской) отчетности отсутствуют неучтенные активы, обязательства операции или события хозяйственной деятельности, а также нераскрытые статьи.

Фактически  речь идет о подтверждении соблюдения организацией при подготовке бухгалтерской отчетности применяемых к учетной политике требований полноты и непротиворечивости.

В соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» учетная политика должна обеспечить полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полно™) и тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости).

Подтверждая соблюдение требования полноты, аудитор убеждается в том, что в бухгалтерском учете отражены все факты хозяйственной деятельности. Соблюдение требования непротиворечивости обеспечивает полноту переноса всех данных, отраженных в аналитическом и синтетическом учете, в бухгалтерскую отчетность.

Для подтверждения  критерия полноты важно также  подтвердить соблюдение учетного допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности, так как своевременность и правильность отражения хозяйственных операций в соответствующих отчетных периодах обеспечивает полноту отраженной в отчетности информации.

Информация о работе Аудит расчетов с поставщиками