КУРСОВАЯ РАБОТА
«Аудит (ревизия) расчетов с поставщиками
и подрядчиками в ОАО «Смолевичская
бройлерная птицефабрика»
Введение
Рациональная организация контроля
за состоянием расчетов способствует
укреплению договорной и расчетной дисциплины,
выполнению обязательств по поставкам
продукции в заданном ассортименте и качестве,
повышению ответственности за соблюдение
платежной дисциплины, сокращению дебиторской
и кредиторской задолженности, ускорению
оборачиваемости оборотных средств и,
следовательно, улучшению финансового
состояния предприятия. Проверку состояния
расчетов рекомендуется начинать с аудита
материалов инвентаризации расчетов.
Актуальность курсовой работы заключается
в том, что в современных условиях
своевременное обращение денежных
средств, а также тщательно поставленный
учет расчетных операций с поставщиками
и покупателями, оказывают значительное
влияние на финансовые результаты предприятия
(прибыли или убытки), среди которых
основное место занимает прибыль
от реализации товарной продукции. При
расчетах с поставщиками и покупателями,
в зависимости от хозяйственной
ситуации, возникает дебиторская
и кредиторская задолженность, что
существенно влияет на финансовое состояние
предприятия.
Целью данной курсовой работы является
рассмотрение теоретических основ
организации контроля учета расчетов
с поставщиками и подрядчиками, а также
проведение проверки данного участка
учетного процесса на конкретном сельскохозяйственном
предприятии.
Задачи курсовой работы: рассмотреть
характеристику и содержание расчетов
с поставщиками и подрядчиками, изучить
нормативно-правовую базу по учету
и контролю расчетов с поставщиками
и подрядчиками, разработать мероприятия
по совершенствованию учета и
контроля расчетов с поставщиками и
подрядчиками.
Объектом исследования является ОАО
«Смолевичская бройлерная птицефабрика»
Смолевичского района Минской области.
Предмет исследования - учет расчетов
с поставщиками и подрядчиками.
1. Организация расчетов
с поставщиками и подрядчиками
.1 Характеристика, формы
и содержание расчетов с поставщиками
и подрядчиками
В процессе деятельности сельскохозяйственные
предприятия вступают во взаимоотношения
с другими предприятиями и
организациями, возникающие ввиду
приобретения материально-производственных
ресурсов, реализации готовой продукции
и т.д. Приобретая необходимые товарно-материальные
ценности для производственного
процесса, предприятия вступают в
расчетные взаимоотношения с
поставщиками нефтепродуктов, минеральных
удобрения, запасных частей и т.п. [1]
Предприятия могут иметь расчетные
взаимоотношения с вышестоящими
и другими организациями по перераспределению
средств, долевому участию и другим
обязательствам. Расчеты между предприятиями
и организациями производятся в
безналичном порядке при соблюдении
при соблюдении следующих условий:
- платежи производятся предварительно, т.е. до отгрузки, или после отгрузки товарно-материальных ценностей, выполнения работ, оказания услуг;
- платежи осуществляются с согласия плательщика или по его поручению. Плательщик имеет право отказаться от платежа (акцепта) в случаях, предусмотренных законодательством и договором. Безакцептное списание средств со счетов плательщиков производится лишь в случаях, установленных законодательством, договором, правилами расчетов;
- платежи производятся за счет собственных средств плательщика, а в отдельных случаях за счет кредитов банка;
- все платежи со счетов предприятий осуществляются в порядке наступления сроков платежей. [1]
- Безналичные расчеты - это расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием индивидуальных предпринимателей и физических лиц, проводимые через банк или его филиал (отделение) в безналичном порядке. [2]
- Безналичные расчеты между организациями применяются с использованием следующих форм безналичных расчетов:
- расчеты платежными поручениями;
- расчеты платежными требованиями;
- расчеты платежными требованиями-поручениями;
- расчеты по аккредитиву;
- расчеты чеками;
- расчеты пластиковыми карточками.
- Платежное поручение - это распоряжение владельца расчетного или другого счета обслуживающему его банку о перечислении получателям определенной суммы денежных средств, указанной в поручении. Платежные поручения применяются при расчетах за полученные товары, оказанные услуги, по нетоварным операциям, при предварительной оплате товаров и услуг, при авансовых платежах, оплате товарных векселей. Поручения принимаются от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете, они действительны в течение 10 дней со дня их выписки (день выписки в расчет не принимается). Выписываются платежные поручения в трех экземплярах: первый экземпляр с оттиском печати и подписями плательщика служит мемориальным ордером в банке плательщика для проведения операции, второй - направляется получателю денег с выпиской из его банковского расчетного счета, третий - выдается плательщику с распиской в приеме поручения и штампом учреждения банка. При недостаточности средств на расчетном счете платежные поручения не оплачиваются и по истечении 10 дней возвращаются плательщику.
- Платежные требования используются при расчетах через инкассо. Инкассо - банковская операция, при которой банк по поручению своего клиента - получателя средств и на основании составленного им (получателем) расчетного документа получает причитающуюся получателю сумму денежных средств от плательщика и зачисляет ее в установленном порядке на счет получателя. Банк плательщика (покупателя) принимает требование к оплате в случае его акцепта. Акцепт - согласие плательщика на оплату предъявляемых ему платежных требований. Требования оплачиваются с предварительным акцептом, срок которого - три рабочих дня, не считая дня поступления требования. Плательщик имеет право заявить обслуживающему его банку отказ от акцента требования в течение установленного срока предварительного акцепта. Отказ может быть полным или частичным с указанием основания для него. Платежное требование-поручение - это платежная инструкция, содержащая требование бенефициара к плательщику оплатить стоимость поставленного по договору товара, провести по другим операциям на основании направленных ему (минуя обслуживающий банк) расчетных, отгрузочных и иных документов, предусмотренных договором. Об отказе полностью или частично оплатить платежное требование-поручение плательщик уведомляет непосредственно бенефициара в порядке и сроки, определенные договором, заключенным между ними. [2] Акцептованное плательщиком платежное требование-поручение представляется в банк-отправитель в количестве, определенным данным банком, но не менее 2-х экземпляров. Первый экземпляр заверяется оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати. [2]
- Расчеты по аккредитивам - менее распространенная форма расчетов и применяется, как правило, для гарантированной оплаты поставщику за отгруженные товары или оказанные услуги. Аккредитив - это обязательство, на основании которого банк (банк-эмитент), действующий по поручению клиента (приказодателя) об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием, должен провести платежи получателю денежных средств (бенефициару), либо оплатить, акцептовать или учесть переводный вексель, либо уполномочить другой банк (исполняющий банк) провести платежи получателю денежных средств, оплатить, акцептовать или учесть переводный вексель. Аккредитив может быть отзывным и безотзывным. При отсутствии указаний, какой аккредитив, он является безотзывным. Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован в любой момент без предварительного уведомления получателя средств (бенефициара). Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия банка-эмитента и бенефициара. Банки могут открывать аккредитивы покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные). При открытиипокрытого аккредитива банк-эмитент (банк получателя) перечисляет за счет средств плательщика (покупателя) или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка (банка поставщика) на весь срок действия аккредитива. При открытиинепокрытого аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета банка-эмитента, а по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.
- Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств, условиями аккредитива может быть предусмотрен акцепт уполномоченного плательщиком лица. Получатель средств может отказаться от использования аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива. [2]
- Расчеты между предприятиями могут производиться с помощью расчетных чеков. Расчетный чек - это письменное поручение владельца расчетного счета (чекодателя) банку о перечислении необходимой суммы средств на счет получателя средств. Бланки чеков изготавливаются банком, брошюруются в книжки по 10, 20, 25 50 листов. Бланки чековых книжек являются документами строгой отчетности. Не разрешается передавать чековые книжки поставщикам, а также подписывать незаполненные бланки чеков. Полученные в банке чековые книжки могут быть выданы экспедитору или другому подотчетному лицу для производства расчетов за купленные материалы, оказанные услуги. Чеки выписываются в сумме платежа за товары по приемосдаточным документам, если они фактически вывезены покупателем или доставлены ему. Организации, получившие чеки, предъявляют их в обслуживающее учреждение банка. Чеки предъявляются в банк вместе с реестром чеков на бланке установленной формы в двух экземплярах, если счета чекодателя и получателя средств находятся в одном учреждении банка, и в трех - если в разных отделениях банка. Не реже одного раза в неделю бухгалтерии должна проверять правильность расходования чеков из книжки. Главный бухгалтер сверяет суммы в корешках израсходованных чеков с полученными из банка выписками по соответствующему счету. [1]
- Банковская пластиковая карточка - это платежный инструмент, обеспечивающий доступ к банковскому счету и проведение безналичных платежей за товары и услуги, получение наличных денежных средств и осуществление других операций. Зачисление денежных средств на карт-счет юридического лица (индивидуального предпринимателя) производится с его текущего (расчетного) счета, со специального счета для хранения купленной на внутреннем валютном рынке иностранной валюты, с иных счетов. [2]
- Таким образом, для осуществления расчетных операций организации используют различные формы безналичных расчетов, что способствует ускорению расчетов и оборачиваемости оборотных средств.
- 1.2 Нормативно-правовое регулирование учёта и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками
- В целях достижения единообразия бухгалтерского учета, сопоставления данных, повышения достоверности и ценности учетной и отчетной информации в Республике Беларусь осуществляется государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности.
- Основные законодательные акты:
- 1. Указ президента РБ № «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности РБ» от 16.10.09 г.
- 2. Указ президента РБ от 22.06.10 г. №325 «О ведомственном контроле РБ».
- 3. Закон РБ от 01.07.10 г. №142 «О комитете государственного контроля РБ и его территориальных органах».
- 4. Закон РБ от 08.11.1994 г. №3374 «Об аудиторской деятельности».
- Основным документом, регламентирующим ведение бухгалтерского учета, является Закон республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». В соответствии с частью первой Закона организация непрерывно ведет бухгалтерский учет с момента ее создания, образования до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РБ.
- В гражданском законодательстве Республики Беларусь под расчетами понимаются платежи одного лица в пользу другого лица. «Белорусский рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Республики Беларусь.
- Платежи на территории Республики Беларусь осуществляются путем наличных и безналичныхрасчетов» [7].
- Под расчетами в безналичной форме Банковский кодекс понимает расчеты между физическими и юридическими лицами либо с их участием, проводимые через банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию в безналичном порядке. Таким образом, с точки зрения и гражданского, и банковского законодательства расчеты представляют собой денежные платежи.
- Рассмотрим перечень документов, регулирующих порядок осуществления безналичных расчетов:
- Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 №218-3 (с изм. от 08.07.2008 №366-З);
- Банковский кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000 №441-3 (с изм. от 03.06.2009 №23-З). Статьей 237 установлены формы безналичных расчетов. Безналичные расчеты могут проводиться посредством применения платежных поручений, платежных требований, платежных требований-поручений, аккредитивов, чеков, банковских пластиковых карточек. В международных расчетах используются банковский перевод, инкассо, аккредитив. Вид, форма и обязательные реквизиты платежных инструкций устанавливаются Нацбанком.
Форма безналичных расчетов устанавливается
законодательством РБ или договором.
·Налоговый кодекс Республики Беларусь
от 19.12.2002 №166-3 (с изм. от 13.11.2008 №449-З).
Статьей 48 Налогового кодекса Республики
Беларусь установлены обязанности
банков и иных уполномоченных организаций
по исполнению платежных поручений
плательщика. Платежное поручение плательщика
либо решение налогового органа о взыскании
налога, сбора (пошлины), пени исполняются
банком в течение одного банковского дня
после получения такого платежного поручения,
или решения, или после поступления денежных
средств на счета плательщика (иного обязанного
лица) в случае их отсутствия, или недостаточности
на момент получения такого платежного
поручения или решения [10].
- Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» от 22.07.2003 №226-З (с изм. от 03.06.2009 №22-3);
- Закон Республики Беларусь «Об обращении переводных и простых векселей» от 13.12.1999 №341-З (с изм. от 22.12.2005 №76-З);
- Декрет Президента Республики Беларусь «О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц» от 30.06.2000 №15 (с изм. 29.05.2009 №7);
- Указ Президента Республики Беларусь «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» от 27.03.2008 №178 (с изм. от 19.02.2009 №104);
- Инструкция о порядке составления и предоставления бухгалтерской отчетности, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14.02.2008 №19 (с изм. от 11.12.2008 №187);
- Инструкция по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденная постановлением Министерства финансов от 17.04.2002 №62 (с изм. от 26.05.2008 №85);
- Инструкция по бухгалтерскому учету активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 27.12.2007 №199;
- Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 №180;
- Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 №89 (с изм. от 26.03.2009 №33).
- Инструкция по применению регистров журнально-ордерной формы учета в организациях АПК, утвержденная Министерством сельского хозяйства и продовольствия РБ №41 от 31.05.2004 г. (в ред. от 19.07.2005 г.) устанавливает, что для учета операций по счету 60 предназначен журнал-ордер формы №6 АПК и приложение к нему «Реестр операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками» формы №6а, а также Ведомость аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в порядке плановых и авансовых платежей формы №29 АПК; Ведомость аналитического учета расчетов снабженческих и сбытовых организаций с поставщиками и подрядчиками формы №30 АПК; Ведомость аналитического учета расчетов со сдатчиками сельскохозяйственной продукции формы №33 - АПК [32].
Основным первичным документом
по оприходованию поступивших от
поставщиков ценностей являются
формы ТТН-1 или ТН-2. Постановлением
Минфина РБ от 14.05.2001 №53 «Об утверждении
бланков товарно-транспортной накладной
формы ТТН-1, товарной накладной на
отпуск и оприходование товарно-материальных
ценностей формы ТН-2 и инструкций
по их заполнению» [33].
За ненадлежащее оформление товарно-транспортных
накладных налагаются штрафные санкции
как на поставщика, так и на покупателя
в размере 10% от суммы, указанной в накладной.
Кроме того, оформление сопроводительных
документов также регламентируется
Письмом Министерства финансов, Министерства
по налогам и сборам, Министерства
транспорта и коммуникаций и Государственного
таможенного комитета Республики Беларусь
от 14 апреля 2005 г. №15-4/179/7-1-4-9/366/03-3/1922/02/1289
«Об оформлении товаросопроводительных
документов». В соответствии с данным
нормативным документом, для целей
взимания косвенных налогов и
контроля за их уплатой при перемещении
товаров автомобильным транспортом между
Республикой Беларусь и Российской Федерацией
субъекты хозяйствования оформляют CMR-накладную,
к которой прилагают товарную накладную
на отпуск и оприходование товарно-материальных
ценностей формы ТН-2. [28].
Так, при использовании предприятиями
выше перечисленных нормативно-правовых
и других документов может быть достигнуто
рациональное ведение бухгалтерского
учета расчетов с поставщиками и
подрядчиками, полное и достоверное
отражение всех произведенных операций
в процессе хозяйственной деятельности.
1.3 Состояние, проблемы
и перспективные направления
контроля расчётов с поставщиками
и подрядчиками
Раскрывая тему аудита (ревизии) расчетов
с поставщиками и подрядчиками, я
ознакомилась со многими литературными
источниками, периодическими изданиями,
журнальными статьями.
Т.к. при расчетах с поставщиками
организация может иметь не только
кредиторскую задолженность за поставленный
товар, оказанные услуги, но и дебиторскую
задолженность, при условии, что
поставщик недопоставил товар, либо
поставил его несвоевременно, не лишним
будет дать определение и дебиторской
задолженности.
Аудитор Тамара Ветрова, в журнале «Главный
бухгалтер» дает определение дебиторской
задолженности и описывает способы ее
взыскания:
«При обращении взыскателя (юридического
лица) в хозяйственный суд с
заявлением о возбуждении приказного
производства взыскатели прилагают
к заявлению подписанный главными
бухгалтерами взыскателя и должника
акт сверки взаиморасчетов, в котором
зафиксировано признанное, но не исполненное
должником денежное обязательство.
По результатам сверки расчетов
с дебиторами организация для
взыскания задолженности может
действовать следующими способами:
а) направить дебитору напоминание
об оплате, составленное в произвольной
форме.
Если дебитор признает задолженность
и готов ее погасить, то возможно
решить вопрос об отсрочке либо рассрочке
платежей с составлением графика
погашения задолженности;
б) выставить претензию на сумму
неоплаченного долга (досудебное урегулирование
споров). Претензия предъявляется
дебитору в письменной форме, поскольку
ведение претензионной работы предполагает
документальное оформление результатов
с отражением их в учете».
Аудитор Татьяна Деркачева, в своей
статье, разъясняет ситуации, в которых
организации не могут самостоятельно
исполнить свои обязательства по
договору. В таких случаях могут
быть заключены договоры:
уступки права требования;
договор в пользу третьего лица;
договор перевода долга;
исполнение обязательств третьими
лицами.
Основным документом при осуществлении
хозяйственных операций с поставщиками
является договор поставки. Этой форме
договоров посвящено большое
количество научных статей, поскольку
многие исследователи отмечают несовершенство
отечественного законодательства в
регулировании поставок.
В. Витрянский [11] рассматривает некоторые
особенности порядка заключения договора.
Так, договор подписывается руководителем
юридического лица, либо уполномоченным
представителем юридического лица. При
этом полномочия руководителя должны
быть закреплены в уставе юридического
лица и в протоколе (приказе) о его назначении,
а при подписании договора лицом, действующим
на основании доверенности, второй стороне
необходимо уделить внимание текстовому
содержанию доверенности, кругу прав и
обязанностей уполномоченного лица, т.к.
от этого зависит правомерность сделки.
Таким образом, договор, подписанный неуполномоченным
лицом, может быть впоследствии признан
недействительным.
Автор также отмечает, что в практике
нередки случаи, когда сторона, несогласная
с присланным ей предложением, вычеркивает
какие-то пункты из текста договора, не
делая при этом специальных оговорок.
Такие действия, если на этом обслуживание
условий договора сторонами заканчивается,
не могут быть расценены как согласование
условий договора.
Леонид Ковалев обращает внимание
на методы учета материалов в пути
или не вывезенных со складов поставщиков
на конец месяца, а также методика
учета так называемых неотфактурованных
поставок.