Аудит учета капитала и резервов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Цели выполнения специального аудиторского задания по экспертизе капитала и резервов могут быть различны:
- составить заключение о правильности и законности оформления учредительных документов, формирования уставного капитала;
- составить заключение о финансовых и правовых последствиях договоров по вложению денежных средств в недвижимость, ценные бумаги и т.п., подготовленных экономическим субъектом в связи с началом нового направления деятельности;
- составить заключение о правильности формирования резервного, добавочного капитала;
- составить заключение о правильности формирования, распределения, использования прибыли или погашения убытка.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1. Понятия, сущность и задачи учета капитала и резервов……………..4
1.1Аудит учета уставного капитала……………………………………………...6
1.2Аудит учета резервного капитала…………………………………………...10
1.3Аудит учета добавочного капитала…………………………………………12
Глава2. Аудит учета капитала и резервов……………………………………...14
Заключение……………………………………………………………………….24
Библиографический список…………………………………………..................25

Файлы: 1 файл

Курсовая Аудит.docx

— 49.27 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………...……3

Глава 1. Понятия, сущность и задачи учета капитала и резервов……………..4

1.1Аудит учета уставного капитала……………………………………………...6

1.2Аудит учета резервного капитала…………………………………………...10

1.3Аудит учета добавочного капитала…………………………………………12

Глава2. Аудит учета капитала и резервов……………………………………...14

Заключение……………………………………………………………………….24

Библиографический список…………………………………………..................25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Аудит капитала и резервов является важной частью общей аудиторской проверки организации. 

Рассматриваемый вид аудита включает проверку по четырем основным направлениям: 
1) особенности функционирования организации, осуществляемых видов деятельности и учредительных документов;

2) расчеты с учредителями  по взносам в уставный капитал  и по выплате доходов;

3) формирование и изменение  уставного капитала;

4) состояние и движение  прочих видов капитала и резервов. 
          Цели выполнения специального аудиторского задания по экспертизе капитала и резервов могут быть различны:

- составить заключение о правильности и законности оформления учредительных документов, формирования уставного капитала; 
- составить заключение о финансовых и правовых последствиях договоров по вложению денежных средств в недвижимость, ценные бумаги и т.п., подготовленных экономическим субъектом в связи с началом нового направления деятельности;

- составить заключение о правильности формирования резервного, добавочного капитала;

- составить заключение о правильности формирования, распределения, использования прибыли или погашения убытка. 
           Актуальность данной работы очень высота, так как в нашей стране аудит и аудиторская деятельность находится не на высоком уровне.

 

 

 

 

ПОНЯТИЯ, СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ УЧЕТА КАПИТАЛА И РЕЗЕРВОВ

Каждая организация независимо от организационно-правовых форм собственности  должна располагать экономическими ресурсами, т.е. капиталами, для осуществления  финансово-хозяйственной деятельности. При рассмотрении этого вопроса  возникают различные понятия - капитал  собственный, привлеченный капитал, активный капитал и пассивный капитал. В учебнике капитал рассматривается как совокупность материальных ценностей и денежных средств, финансовых вложений и затрат на приобретение прав и привилегий, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности организации.

Американские ученые считают, что это экономические ресурсы, находящиеся в распоряжении собственника фирмы, которые отражают совокупность денежных ценностей (денежных средств и долговых обязательств покупателей); материальных ценностей (товарные запасы, земельные участки, здания и оборудование) и активов, выраженных в форме нематериальных прав (патенты, авторские права и товарные знаки).

Эти определения в целом  правильно раскрывают понятие капитала, используемое в бухгалтерском учете.

По существу, капитал, являясь  экономическим ресурсом, представляет собой совокупность собственного и  привлеченного капитала, необходимого для осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации.

Привлеченный капитал - это  кредиты, займы и кредиторская задолженность, т.е. обязательства перед физическими и юридическими лицами.

Собственный капитал - это  капитал за вычетом привлеченного капитала (обязательства), который состоит из совокупности уставного, добавочного и резервного капитала, нераспределенной прибыли и прочих резервов (целевые фонды и резервы).

Активный капитал - это  стоимость всего имущества по составу и размещению, т.е. все то, чем владеет организация как юридически самостоятельное лицо.

Пассивный капитал - это источники  имущества (активного капитала) организации, состоит из собственного и привлеченного капитала.

Иногда собственный капитал  выступает как остаточный, поскольку  он отражает совокупность средств, которые  остаются в распоряжении организации после выплаты финансовых обязательств.

В международных стандартах финансовой отчетности капитал рассматривается как совокупность привлеченного и собственного капитала.

Резервы создаются для  уточнения оценки отдельных статей бухгалтерского учета и покрытия предстоящих расходов и платежей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АУДИТ УЧЕТА УСТАВНОГО  КАПИТАЛА

1.Ознакомление с учредительными  документами, проверка их соответствия  требованиям законодательства. 

При ознакомлении с учредительными документами аудитор выясняет:  
1) какие виды деятельности предусмотрены учредительными документами;  
2) соответствуют ли осуществляемые виды деятельности учредительным документам;  
3) виды деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".  
 
          По видам деятельности, подлежащим лицензированию, проверяется наличие лицензий и сроки их действия, так как право организации осуществлять такие виды деятельности возникает с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия. Деятельность, осуществляемая без соответствующих лицензий, считается незаконной. Если организация была создана одним учредителем, то она действует на основе устава, который должен быть утвержден этим учредителем. Ознакомление с учредительными документами позволяет аудитору определить, кто является собственником, и уточнить, в интересах каких пользователей проводится проверка. 

Если организация создавалась  несколькими учредителями, то должен быть заключен учредительный договор, а устав должен быть утвержден  учредителями. 

Полное товарищество и  товарищество на вере создаются и  действуют на основе учредительного договора, подписанного всеми их участниками (полными товарищами). Аудитор устанавливает  наличие соответствующих документов и соблюдение процедуры утверждения  и государственной регистрации. Поскольку юридическое лицо считается  созданным не с момента принятия учредителями решения о его создании, а с момента его государственной  регистрации, следует проверить  наличие свидетельства о государственной регистрации и перерегистрации, если в учредительные документы вносились изменения. 

При ознакомлении с учредительным  договором выясняется, какие были определены условия: 

- передачи имущества; 

- участия в деятельности; 

- распределения между  участниками прибыли и убытков; 

- управления деятельностью  юридического лица; 

- выхода учредителей (участников) из его состава. 

В учредительном договоре полного товарищества и товарищества на вере помимо перечисленной информации должны содержаться условия: 

- о размере и составе  складочного капитала товарищества; 

- о размере и порядке  изменения долей каждого из участников (полных товарищей) в складочном капитале; 

- о размере, составе,  сроках и порядке внесения  ими вкладов; 

- об ответственности за  нарушение обязанностей по внесению  вкладов; 

- о совокупном размере  вкладов, вносимых вкладчиками  (товарищами на вере). 

При ознакомлении с уставом  организации аудитор устанавливает, определены ли в нем: 

1) фирменное наименование, являющееся исключительным и  содержащее указание на организационно - правовую форму организации;  
2) местонахождение организации, которое определяется местом ее государственной регистрации; 

3) размер уставного капитала  и распределение долей в нем  среди всех учредителей; 

4) цели и виды деятельности  организации; 

5) порядок назначения  или избрания исполнительных  органов; 

6) состав и компетенция  органов управления обществом  и порядок принятия ими решений; 

7) наличие представительств  и филиалов организации; 

8) порядок формирования  фондов; 

9) порядок распределения  дивидендов; 

10) другие существенные  вопросы, как предусмотренные  действующим законодательством,  так и согласованные учредителями, но не

противоречащие законодательству.

Следует принимать во внимание организационно - правовую форму организации. Например, в уставе акционерного общества, утвержденном учредителями, помимо сведений о размере уставного капитала должны содержаться условия о  категориях выпускаемых обществом  акций, их номинальной стоимости  и количестве, правах акционеров. 

Акционерное общество может  быть создано одним лицом или  состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом должны содержаться  в уставе общества, быть зарегистрированы и опубликованы для всеобщего  ознакомления.  При анализе состава участников обращается внимание на то, что акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью не могут иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. 

Участниками хозяйственных  обществ и вкладчиками в товариществах  на вере могут быть граждане и юридические  лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать  участниками хозяйственных обществ  и вкладчиками в товариществах  на вере, если иное не установлено законом. 

При проверке учредительных  документов следует учитывать, что  ГК РФ устанавливает разные формы  ответственности учредителей для  каждой организационно - правовой формы. 

При проверке численности  учредителей и их долей вкладов  в уставном (складочном) капитале организации аудитор учитывает, что максимальная численность учредителей и максимальная доля вкладов в уставный капитал одного учредителя, а также минимальный размер уставного капитала определяются законом для юридических лиц соответствующего вида. Например, минимальная величина уставного капитала в открытых акционерных обществах равняется тысячекратному размеру минимальной оплаты труда, а в закрытых акционерных обществах и ООО - стократному размеру минимальной оплаты труда, установленному законодательством на дату регистрации. Выполнение этого требования является одним из условий функционирования организации, а также правовой и экономической защитой интересов кредиторов. В этих же целях проверяется соблюдение обязательного требования о превышении (или равенстве) величины чистых активов организации над размером ее уставного капитала. Если аудитор установит, что величина чистых активов в соответствии с данными годового отчета оказалась меньше, чем зарегистрированный уставный капитал, необходимо проверить, производилось ли организацией уменьшение уставного капитала до величины, не превышающей стоимости ее чистых активов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АУДИТ УЧЕТА РЕЗЕРВНОГО КАПИТАЛА

При проверке резервного капитала потребуются следующие документы: учредительные документы, протоколы  собрания учредителей, Главная книга, форма №1 “Бухгалтерский баланс”, форма №3 “Отчет об изменениях капитала”, журнал-ордер №12, карточки аналитического учета резервного капитала.

Аудит резервного капитала начинается с проверки тождественности  показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета. В первую очередь следует проверить  увязку показателей разных форм отчетности друг с другом. Суммы по строкам  отчетности должны совпадать с кредитовым сальдо по счету 82 “Резервный капитал” по состоянию на соответствующие  даты, информация о котором содержится в Главной книге и журнале-ордере №12. Следующей процедурой аудита резервного капитала будет проверка правильности ведения аналитического и синтетического учета, соответствия записей в синтетическом  и аналитическом учете записям  в Главной книге, балансе и  других формах отчетности акционерного общества. Заполняются рабочие документы  аудитора РД-1 (ОТ), РД-2 (ОТ), РД-3 (ОТ), РД-4 (ОТ).

При проверке резервного капитала, следует помнить, что акционерные  общества должны создавать  его  в обязательном порядке. Создание резервного капитала должно быть оговорено в  уставе общества. Необходимо выяснить соответствует ли требованиям законодательства объем резервного капитала и размер отчислений в него, целевое расходование средств капитала.

Аудитор должен проверить, каким  образом происходит начисление резервного капитала. Отчисления в резервный  фонд производятся  путем ежегодных  отчислений определенного процента от чистой прибыли, и этот процент  должен быть оговорен в уставе общества. Проверяется правильность расчета  отчислений от прибыли в резервный  капитал. Для этого начисленную  сумму резервного капитала аудитор  сопоставляет с суммой по расчету: сумма остающейся в распоряжении акционерного общества прибыли умножается на утвержденный процент отчислений в этот капитал и делится на сто.

Следует учесть, что размер резервного капитала также оговаривается  в уставе и составляет определенный процент от уставного капитала. Аудитору целесообразно проследить соблюдаются  ли на практике условия, содержащиеся в уставе общества.

При проверке обращается внимание на расходование средств, которое должно быть направлено только на цели предусмотренные в уставе. Использование средств резервного капитала проверяется сплошным способом.

Информация о работе Аудит учета капитала и резервов