Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 20:57, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов проведения аудиторской проверки материалов.
Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить систему нормативного регулирования аудита, касающегося в частности материально-производственных запасов;
- изучить первичные документы, учетные регистры по учету материалов;
- разобрать все этапы аудиторской проверки по учету материалов;
- выявить типичные ошибки, возникающие при учете материалов и рассмотреть пути их устранения.
Реферат
Данная работа состоит из 43 страниц машинописного текста, содержит: введение, 3 главы – в первой главе содержится 3 подраздела, во второй главе – 3 подраздела, в третьей главе – 2 подраздела, заключение, список использованной литературы и приложения. Имеется 6 таблиц.
Ключевые слова: аудит, материалы, планирование, система внутреннего контроля, программа аудита, доказательства, документирование, аудиторское заключение.
Объектом данной работы является аудит учета материалов.
Введение
Одним из основных направлений аудита является аудит материалов, которые составляют основу деятельности предприятия.
На производственных предприятиях материалы составляют достаточно большую часть всех активов предприятия. Таким образом, ошибки в учётных записях и в оформлении первичной документации по учёту материалов могут оказать значительное влияние на формирование показателей бухгалтерской финансовой отчётности предприятия. Поэтому аудит данной части активов организации является важной составной частью комплексной аудиторской проверки ведения учёта на предприятии и статей бухгалтерской отчётности.
При проверке аудитору необходимо
изучить все нормативные
Основной целью аудиторской проверки является установление соответствия порядка учета материалов, действующего в РФ, в проверяемом отчетном периоде нормативным документам и формирование мнения о достоверности отражения в отчетности наличия и движения материалов
Целью данной работы
является изучение
Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить систему нормативного
регулирования аудита, касающегося
в частности материально-
- изучить первичные
документы, учетные регистры
- разобрать все этапы аудиторской проверки по учету материалов;
- выявить типичные
ошибки, возникающие при учете материал
1. Теоретические основы аудита учета материалов
1.1. Цель и информационная база аудита материалов
Целью аудита материалов является формирование мнения о достоверности показателей отчетности по статьям материальных ценностей «Запасы» и соответствие применяемой в организации методики учета и налогообложения операций с материалами действующим в Российской Федерации нормативным документам. [12, 426с] Аудитор в процессе проверки операций с материалами решает следующие задачи:
• изучает состав материалов, знакомится с условиями их хранения;
• оценивает систему внутреннего контроля за использованием сырья и материалов в производстве;
• подтверждает правильность оценки запасов и отражения операций по их движению в учете;
• оценивает качество проводимых инвентаризаций материалов. [15, 92c]
При проверке аудитор исходит из следующих предпосылок:
существование - материалы имеются на дату составления баланса;
полнота - операции, которые должны быть отражены на счетах учета материалов, действительно в них представлены;
права и обязательства - организация является собственником всех материалов, т.е. на них имеются имущественные права, а суммы, отраженные как задолженность, являются обязательствами;
оценка стоимости - все материалы и связанные с ними обязательства оценены в соответствии с требованиями нормативных документов;
представление и раскрытие информации - принципы учета материалов выбраны и применялись правильно. [14, 50c]
Информационная база аудита учета материалов представлена в Таблице 1.1.
Таблица 1.1
Информационная база
Юридические документы |
Договоры поставки, купли-продажи, мены, дарения. |
Первичные документы |
Доверенность форма №М-2, Акт о приемке материалов форма №М-7, лимитно-заборная карта форма №М-8, требование – накладная форма №М-11, накладная на отпуск материалов на сторону форма №М-15, карточка учета материалов форма №М-17, акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий сооружений, ведомость учета выдачи спец. одежды и спец. обуви форма №МБ-8. |
Регистры учета |
Карточки учета материалов, Журналы-ордера №10, №6, №7, Главная книга. |
Отчетность |
Бухгалтерский баланс – статья «Запасы», Отчет о прибылях и убытках – анализируется строка «Себестоимость продаж», Пояснения к бухгалтерской отчетности – строка «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности», . |
1.2. Нормативно-правовое регулирование учета материалов
Нормативные документы и их краткое содержание изложены в Таблице 1.2.
Таблица 1.2
№ п/п |
Наименование нормативного документа |
Анализ документа |
I уровень «Законодательный» | ||
1. |
Гражданский кодекс РФ |
Ст. 72 Ведение дел полного товарищества, ст. 109 Имущество производственного кооператива, ст. 123 Предприятие |
2. |
Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» 21.11.1996г. № 129-ФЗ |
В законе определены объекты и задачи бухгалтерского учета материалов, первичные учетные документы по ведению бухгалтерского учета, регистры бухгалтерского учета, порядок оценки материалов, проведение их инвентаризации |
3. |
Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 N 307- ФЗ |
Согласно закону, аудиторская организация или индивидуальный аудитор должны по окончании проведения аудиторской проверки выражать мнение о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица, в том числе касаемо МПЗ. |
II уровень «Нормативный» | ||
4. |
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ |
Ст. 58 – сырье, основные и вспомогательные материалы <…> отражаются в бухгалтерском балансе по их фактической себестоимости. |
5. |
ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» |
Гл. 2 Оценка материально-производственных запасов; Гл. 3 Отпуск материально-производственных запасов; Гл. 4 Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности |
6. |
ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» |
Ст. 4 – стоимость активов и обязательств, <…> выраженная в иностранной валюте, для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежит пересчету в рубли. |
7. |
ПБУ 9/99 «Доходы организации» |
Ст. 5 – доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. |
8. |
ПБУ 10/99 «Расходы организации» |
Ст. 3 – для целей настоящего Положения не признается расходами организации выбытие активов <…> в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг; ст. 5 – расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. |
9. |
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» |
Ст. 6 – бухгалтерская отчетность должна давать полное и достоверное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах её деятельности и изменениях в её финансовом положении; ст. 26 – пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету и прибылях и убытках должны раскрывать следующие дополнительные данные: об объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности и географическим рынкам сбыта. |
III уровень «Методологический» | ||
10. |
План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению. |
Информация о МПЗ указывается в Разделе II «Производственные запасы». В Инструкции приведена краткая характеристика счетов, их назначение, открываемые к ним субсчета. |
11. |
Методические указания
по бухгалтерскому учету материально-производстве |
В Методических указаниях приведены основные требования к учету МПЗ, положения об оценке запасов, их инвентаризации, учет неотфактурованных поставок, правила оформления операций по поступлению, выбытию материально-производственных запасов, правила учета транспортно-заготовительных расходов и т.д. |
12. |
Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утверждены приказом Минфина России от 26.12.02 №135н) |
Приведены правила учета операций по поступлению и выбытию специальных инструментов, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, правила учета отпуска специальной оснастки и специальной одежды в производство (эксплуатацию) и порядок включения их стоимости в затраты производства.
|
13. |
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина России от 13.06.95 №49) |
Гл. 2 «Общие правила проведения инвентаризации»; Ст. 3.15-3.26 «Инвентаризация товарно-материальных ценностей» |
14. |
Альбом унифицированных форм первичной учетной документации |
Содержит унифицированные
формы первичной учетной |
IV уровень «Организационный» | ||
15. |
Методические рекомендации по сбору аудиторских
доказательств достоверности показателей |
В данных методических рекомендациях
описываются аудиторские |
16. Рабочий план счетов 17. Учетная политика организации |
1.3. Этапы аудита материалов
Аудит материалов проводится в три этапа:
- первый этап (планирование), проводятся процедуры подготовки и планирования аудита;
- второй этап сбор аудиторских доказательств), выполняются основные процедуры в ходе проверки по существу;
- третий этап (заключительный), процедуры анализа ошибок и формирования мнения аудитора.
Рассмотрим каждый из этапов подробнее.
Первый этап.
На стадии подготовки и планирования аудита проводятся следующие процедуры:
1) проверка начальных остатков - аудитор,
осуществляющий проверку организации
не в первый раз, должен убедиться в том,
что остатки по счетам учета материалов
на начало проверяемого периода соответствуют
их остаткам, подтвержденным в составе
финансовой отчетности на конец предшествовавшего
отчетного периода. Если аудиторскую проверку
организации аудитор осуществляет впервые,
то в соответствии с требованиями ФПСАД № 19 «Особенности первой проверки аудируемого
лица» он должен получить доказательства того,
что:
- начальные сальдо
по материалам не содержат искажений,
которые могут существенно повлиять на
финансовую отчетность проверяемого периода;
- остатки по счетам учета материалов на
начало текущего периода правильно перенесены
из предыдущего периода;
2) проверка соответствия остатков аналитического
и синтетического
учета и бухгалтерской
отчетности;
3) оценка применимости выбранной учетной
политики организации и анализ правильности
и последовательности ее применения;
4) тестирование системы внутреннего контроля;
5) выявление приоритетных направлений
проверки исходя из особенностей деятельности
организации-клиента.
Завершаются процедуры подготовки и планирования аудита построением аудиторской выборки.
Второй этап.
1) проверка правильности проведения организацией
инвентаризации материалов и отражения
результатов инвентаризации в бухгалтерском
учете;
2) наблюдение за проведением инвентаризации,
а при невозможности - участие в проведении
контрольной выборочной инвентаризации;
3) проверка документального подтверждения
прав собственности на материалы;
4) анализ документов, подтверждающих обременение
прав собственности на материалы;
5) анализ движения материалов;
6) проверка документального подтверждения
операций по движению материалов, отраженных
в бухгалтерском учете:
6.1) проверка правильности оформления
документов;
6.2) проверка полноты документального
подтверждения хозяйственных операций;
7) проверка полноты отражения операций
с материалами в бухгалтерском учете;
8) проверка правильности оценки материалов;
9) проверка правильности формирования
стоимости материалов при их приобретении
(изготовлении);
10) проверка правильности оценки материалов
при их выбытии;
11) проверка правильности отражения операций
с материалами в бухгалтерском учете;
12) проверка полноты раскрытия информации
о материалах в бухгалтерской отчетности.
Третий этап.
1) Анализ ошибок, выявленных в ходе проверки
и их влияния на достоверность бухгалтерской
отчетности. Порядок выполнения: на основании
данных отчетных документов сгруппировать
по категориям выявленные нарушения, оказывающие
влияние на формирование бухгалтерской
отчетности;
2) Формирование мнения аудитора о достоверности
показателей материалов в бухгалтерской
отчетности. Порядок выполнения: сформулировать
краткие выводы по проведенному аудиту
материалов (краткое изложение по учету
и отчетности данного объекта проверки),
оформить рабочий документ РД-9.2. Примерная
форма рабочего документа РД-9.2 приведена
в Приложении. [9]
2. Планирования аудиторской проверки учета материалов
2.1. Понимание деятельности аудируемого лица
ФПСАД №8, а также российские правила (стандарты) аудиторской деятельности требуют, чтобы аудиторская организация получила знания о деятельности аудируемого лица в объеме, достаточном для выявления и понимания событий, финансово-хозяйственных операций и методов работы, которые в соответствии с профессиональным суждением аудитора могут оказать значительное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность, либо на подходы к аудиту, либо на аудиторское заключение. Подобная информация используется аудитором при оценке неотъемлемого риска и риска средств внутреннего контроля, а также при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур.
Уровень знаний аудитора, необходимый для выполнения аудиторского задания, включает информацию об экономике в целом и той области деятельности, в которой работает аудируемое лицо, а также более конкретные сведения о том, каким образом функционирует аудируемое лицо.
Получение информации. До заключения договора аудитор должен получить предварительные сведения об отрасли и структуре собственности, руководстве и работе аудируемого лица и определить, может ли он получить необходимый объем информации о деятельности аудируемого лица для проведения аудита. После заключения договора аудитору следует расширить объем и степень детализации информации, поэтому в ходе аудита полученная ранее информация оценивается, обновляется и пополняется. Знания о деятельности аудируемого лица приобретаются за счет непрерывного сбора и оценки информации и соотнесения ее с аудиторскими доказательствами и полученными сведениями на всех стадиях аудита. При повторяющихся на протяжении ряда лет аудиторских проверках данного аудируемого лица аудитор обновляет и заново оценивает информацию, собранную ранее, включая сведения из рабочих документов за предыдущие годы. Аудитор должен также выявить значительные изменения, имевшие место после проведения предыдущей аудиторской проверки. Аудитор может получать сведения о деятельности аудируемого лица из разных источников: