Аудит учета материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов проведения аудиторской проверки материалов.
Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить систему нормативного регулирования аудита, касающегося в частности материально-производственных запасов;
- изучить первичные документы, учетные регистры по учету материалов;
- разобрать все этапы аудиторской проверки по учету материалов;
- выявить типичные ошибки, возникающие при учете материалов и рассмотреть пути их устранения.

Файлы: 1 файл

мояяя.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

- предыдущий опыт работы с данным аудируемым лицом и его областью деятельности;

- беседы с сотрудниками аудируемого лица;

- беседы с внутренними аудиторами и изучение отчетных документов внутренних аудиторов;

- беседы с другими аудиторами, юристами и консультантами, которые оказывали услуги данному аудируемому лицу или в данной области деятельности;

- беседы со специалистами, не относящимися к данному аудируемому лицу (например, экономистами данной отрасли, представителями отраслевых регулирующих органов, заказчиками, поставщиками, конкурентами);

-публикации, относящиеся к данной области деятельности (например, государственные статистические данные, обобщающие материалы, статьи, профессиональные журналы, отчеты, подготовленные банками и участниками рынка ценных бумаг, финансовые газеты);

- нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность аудируемого лица;

- посещение административных зданий и производственных помещений аудируемого лица;

- документы, непосредственно подготовленные аудируемым лицом (например, протоколы заседаний; материалы, рассылавшиеся акционерам или представленные регулирующим органам;

- рекламные материалы; финансовая (бухгалтерская) отчетность за предыдущие годы; сметы; внутренние отчеты руководства; промежуточные отчеты; руководство по управленческой политике; указания по ведению бухгалтерского учета и системам внутреннего контроля; рабочий план счетов; должностные инструкции; планы маркетинга и продаж).

Применение полученных знаний. Знание деятельности аудируемого лица является основой для выражения профессионального мнения аудитора. Понимание деятельности и правильное использование такой информации помогает аудитору:

- оценивать риски и выявлять проблемные области;

- эффективно планировать и проводить аудит;

- оценивать аудиторские доказательства;

- обеспечивать высокое качество аудита и надежность выводов аудитора.

Знание деятельности аудируемого лица необходимо, например, при:

- оценке неотъемлемого риска и риска средств контроля;

- рассмотрении коммерческих рисков и действий руководства аудируемого лица в отношении данных рисков;

- разработке общего плана аудита и программы аудита;

- определении уровня существенности и оценке того, является ли он надлежащим;

- сборе аудиторских доказательств для определения надлежащего их характера и выполнения соответствующих предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- оценке официальных разъяснений и заявлений руководства и определенных ими оценочных значений;

- определении областей, где могут потребоваться какие-либо специфические познания и навыки аудитора;

- выявлении аффилированных лиц и операций с ними;

- выявлении противоречивой информации (например, заявлений, противоречащих друг другу);

- обнаружении необычных обстоятельств (например, фактов недобросовестных действий или несоблюдения нормативно-правовых актов);

- подготовке квалифицированных запросов и оценке характера ответов на них с точки зрения их разумности;

- анализе надлежащего характера учетной политики и раскрытий информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Аудитор должен добиться, чтобы сотрудники, выполняющие аудиторскую проверку, получили достаточный объем информации о деятельности аудируемого лица, позволяющий им выполнять порученную работу. Кроме того, эти сотрудники должны при необходимости запрашивать дополнительную информацию и делиться этой информацией с аудитором и другими членами группы аудиторов. Для эффективного использования информации о деятельности аудируемого лица аудитору следует проанализировать, каким образом характер данной деятельности влияет на финансовую (бухгалтерскую) отчетность в целом и соответствуют ли предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности знаниям аудитора об этой деятельности. Факторы, подлежащие рассмотрению для получения информации о деятельности аудируемого лица приведены в Таблице 2.1.

Таблица 2.1

Факторы, подлежащие рассмотрению для получения информации о деятельности аудируемого лица

1. Общие экономические факторы

1.1. общий уровень экономической деятельности (например, спад, рост);

1.2. процентные ставки и наличие финансовых ресурсов;

1.3. инфляция, ревальвация валюты;

1.4. политика правительства (денежная, фискальная, налоговая, корпоративная, тарифы, торговые ограничения, финансовые

льготы и программы  правительственной помощи)

2. Особенности отрасли,  влияющие на деятельность аудируемого

лица:

2.1. рынок и конкуренция;

2.2 цикличная или сезонная деятельность;

2.3. изменения в технологии производства;

2.4. коммерческий риск (например, высокая технология, высокая мода, легкий доступ на рынок для новых конкурентов);

2.5. сокращение или расширение деятельности;

2.6. неблагоприятные условия (например, снижение спроса, неиспользуемые производственные мощности, серьезная ценовая конкуренция);

2.7. базовые экономические показатели;

2.8. проблемы отрасли и отраслевые особенности бухгалтерского учета;

2.9. экологические требования и проблемы;

2.10. требования нормативно-правовых актов;

2.11. доступность и стоимость энергоресурсов;

2.12. специфические особенности деятельности (например, в отношении трудовых контрактов, методов финансирования, методов ведения бухгалтерского учета)

3. Управление и структура  собственности аудируемого лица

3.1. корпоративная структура — частная, общественная, государственная (включая любые недавние или запланированные изменения);

3.2. собственники и аффилированные лица (местные, иностранные, деловая репутация и опыт);

3.3. структура капитала (включая любые недавние или запланированные изменения);

3.4. организационная структура;

3.5. цели, принципы, стратегические планы руководства;

3.6. приобретения компаний, их слияние или ликвидация отдельных видов хозяйственной деятельности (запланированные или недавно произошедшие);

3.7. источники и методы финансирования (текущие, первоначальные);

3.8. совет директоров (состав, деловая репутация и профессиональный опыт отдельных лиц, независимость от управляющих и контроль за их деятельностью, периодичность заседаний, наличие комитета по аудиту и масштаб его деятельности, наличие политики корпоративного поведения, факты замены профессиональных консультантов, например юристов);

3.9. руководители (опыт и репутация; текучесть кадров; основной финансовый персонал и его статус в организации; укомплектованность бухгалтерии кадрами; планы стимулирования или премирования как элемента вознаграждения, например в зависимости от прибыли; использование прогнозов и смет; давление на руководство, например перегруженность руководства, доминирование одного лица, поддержка курса акций, необоснованно жесткие сроки объявления результатов; наличие и качество управленческих информационных систем);

3.10. наличие и качество работы подразделения внутреннего аудита;

3.11. отношение к среде внутреннего контроля

4. Продукция, рынки, поставщики, расходы, производственная деятельность аудируемого лица

4.1. характер хозяйственной деятельности (например, производственная деятельность, торговля, финансовые услуги, импорт/экспорт);

4.2. местонахождение производственных помещений, складов, офисов;

4.3. характеристика наемного персонала (например, по месту нахождения, уровню заработной платы, особенности деятельности профессиональных союзов, особенности социального обеспечения, специфическое государственное регулирование);

4.4. продукция или услуги и рынки (например, основные заказчики и контракты, условия оплаты, норма прибыли, доля рынка, конкуренты, экспорт, ценовая политика, репутация продукции, гарантии, портфель заказов, тенденции, маркетинговая стратегия и задачи, производственные процессы);

4.5. важные поставщики товаров и услуг (например, долгосрочные контракты, стабильность поставок, условия оплаты, импорт, способы поставки, например на условиях «точно в срок»);

4.6. товарно-материальные запасы (например, местонахождение, количество);

4.7. франшизы, лицензии, патенты;

4.8. важные категории расходов;

4.9. исследования и разработки;

4.10. активы, обязательства и операции в иностранной валюте — по типам валюты, хеджирование;

4.11. законодательство и нормативные акты, в значительной степени влияющие на деятельность аудируемого лица;

4.12. действующие информационные системы; планы по внесению изменений;

4.13. особенности полученных займов.

5. Факторы, относящиеся к финансовому положению и доходности аудируемого лица

5.1. основные финансовые показатели;

5.2. тенденции их изменения

6. Особенности законодательства

6.1. среда регулирования и нормативные требования;

6.2. налогообложение;

6.3. особенности требований по раскрытию информации, характерные для данного вида деятельности;

6.4. требования к аудиторскому заключению;

6.5. возможные пользователи финансовой (бухгалтерской) отчетности.


[10, 107c]

 

2.2. Оценка системы  внутреннего контроля, уровня существенности и аудиторского риска

 

2.2.1 Оценка системы  внутреннего контроля

Система внутреннего контроля – процесс, организованный и осуществленный представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками для того, чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности бухгалтерской отчетности, эффективности результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности аудируемого лица законодательным и нормативным актам.

Система внутреннего  контроля материалов должна охватывать все виды операций с ними (оприходование приобретенных сырья, материалов, отпуск материалов в производство, списание материалов, учет потерь, недостач и т.д.) 

Источники информации для системы внутреннего контроля материалов: 
          - учетная политика организации; 
          - приказы о назначении состава инвентаризационной комиссии и проведении инвентаризации; 
          - должностные инструкции; 
          - договоры о материальной ответственности; 
          - первичные документы, журналы регистрации; 
          - результаты осмотра складских помещений; 
          - результаты опроса сотрудников организации.

В ходе проведения тестирования надежности СВК аудитор проставляет напротив каждого вопроса соответствующий ответ (Да, Нет, Нет ответа), при необходимости сопровождая каждый ответ краткими комментариями.

Типовые вопросы и результаты тестирования аудитор оформляет в рабочем документе РД-0.4, пример приведен в Таблице 2.2.

Таблица 2.2

Рабочий документ РД-0.4 «Оценка  системы внутреннего контроля материалов»

№ п/п

Направления и вопросы  контроля

Ответы

Комментарии

Да 

Нет

Н/о

1.

Защищены ли помещения  складов от доступа посторонних  лиц? 
Имеется ли: 
- охрана 
- пожарная сигнализация 
Контролируется ли выдача и вывоз ценностей?

 

 

+

+

     

2.

Проводятся ли инвентаризации материальных ценностей (обязательные, плановые, внезапные)?

+

     

3.

Оформляются ли результаты инвентаризации соответствующими документами (инвентаризационные описи, сличительные ведомости)?

+

     

4.

Составляются ли на дату инвентаризации отчеты материально  ответственных лиц?

+

     

5.

Имеется ли постоянно  действующая инвентаризационная комиссия?

+

     

6.

Привлекаются ли к  ответственности лица, виновные в  кражах, хищениях?

+

     

7.

Обеспечивается ли ведение  сортового количественного аналитического учета на складе?

+

     

8.

Заключаются ли договора о материальной ответственности с кладовщиками, заведующими складами и др.?

 

+

   

9.

Материальная ответственность  закрепляется за лицами, которые ранее  привлекались к ответственности  за хищения.

   

+

 

10.

Бухгалтерский учет ведут  лица, не имеющие доступа к материальным ценностям.

   

+

 

11.

Разработаны ли: 
- должностные инструкции, разграничивающие обязанности и ответственность работников при осуществлении операций с материалами 
- инструкции по хранению, приемке, отпуску - материалов 
Контролируется ли соблюдение этих инструкций?

 

+

 

+

     

12.

Применяются ли унифицированные  формы первичной документации?

+

     

13.

Составляются ли приходные  и расходные документы на каждую операцию?

+

     

14.

Заполняются ли все обязательные реквизиты?

 

+

   

15.

Документы составляются в день совершения операции?

 

+

   

16.

Все ли машинные документы  распечатываются?

+

     

17.

Имеются ли образцы заполнения документов, образцы подписей материально  ответственных лиц?

+

     

18.

Производится ли нумерация  первичных документов?

+

     

19.

Фиксируются ли документы (счета-фактуры, доверенности) в журналах регистрации?

+

     

20.

Производится ли проверка полноты оприходования материалов?

 

+

   

21.

Применяется ли система  нормирования расхода материалов?

+

     

22.

Произведено ли деление  материалов на классификационные группы?

 

+

   

23.

Применяется ли система  кодирования номенклатуры материалов?

 

+

   

24.

Применяются ли при отпуске  и приемке материалов измерительные  приборы и инструменты?

+

     

25.

Прикладываются ли первичные  документы к отчетам материально  ответственных лиц?

+

     

26.

Сверяются ли данные этих отчетов с данными первичных  документов?

+

     

27.

Применяются ли программы  автоматизации бухгалтерского учета  материалов?

+

     

28.

Проводится ли регулярная сверка данных ведомостей (10), журналов-ордеров (6, 7, 10) с Главной книгой (в случае, если учет не автоматизирован)?

+

     

29.

Организовано ли в  организации структурное подразделение  для осуществления внутреннего  контроля (отдел внутреннего контроля, ревизионная комиссия, служба внутреннего  аудита и т.д.)

+

     

30.

Существует ли утвержденное положение об отделе внутреннего  контроля?

+

     

31.

Имеется ли утвержденная программа, график проведения проверок?

+

     

32.

Имеются ли акты и другие внутренние документы, отражающие результаты проведенных проверок?

+

     

33.

Регулярно ли проводятся проверки и соответствует ли их периодичность  утвержденным нормативным положениям по организации?

 

+

   

34.

Существует ли распределение  обязанностей между контролерами?

+

     

35.

Оперативно ли вносятся в бухгалтерский учет изменения по результатам деятельности органов внутреннего контроля?

+

     

 

Результаты тестирования используются при определении уровня риска внутреннего контроля и  построении аудиторской выборки. [9]

 

2.2.2 Существенность и  расчет единого уровня существенности

Существенность в аудите, порядок ее определения описаны как в Международном стандарте аудита МСА 320, так и в российском  федеральном правиле (стандарте) № 4 «Существенность в аудите».

В ходе проведения проверок аудиторские  организации не должны устанавливать достоверность отчетности с абсолютной точностью, но обязаны установить ее достоверность во всех существенных отношениях.

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор в процессе проведения аудита обязаны оценивать существенность информации и ее взаимосвязь с аудиторским риском. Информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности. Существенность зависит от величины показателя финансовой (бухгалтерской) отчетности и (или) ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения.

Аудитор оценивает то, что является существенным, по своему

профессиональному суждению. При разработке плана аудита аудитор устанавливает приемлемый уровень существенности с целью выявления существенных (с количественной точки зрения) искажений. Тем не менее как

значение (количество), так и характер (качество) искажений должны приниматься во внимание. Примерами качественных искажений являются:

- недостаточное или неадекватное описание учетной политики, когда существует вероятность того, что пользователь финансовой (бухгалтерской) отчетности будет введен в заблуждение таким описанием;

- отсутствие раскрытия информации  о нарушении нормативных требований  в случае, когда существует вероятность  того, что последующее применение  санкций сможет оказать значительное  влияние на результаты деятельности  аудируемого лица. Аудитору необходимо рассмотреть возможность искажений в отношении сравнительно небольших величин, которые в совокупности могут оказать существенное влияние на финансовую

(бухгалтерскую) отчетность. Обнаруженные при проведении аудиторской проверки искажения могут считаться существенными в том случае, если их

сущность и значение по отношению к другим статьям  финансовой отчетности являются достаточными для того, чтобы повлиять на

представление или непредставление  финансовой отчетности в соответствии с законодательно установленными принципами ведения

бухгалтерского учета. Существенность, таким образом, служит критерием, позволяющим судить о влиянии обнаруженных искажений на финансовую отчетность экономического субъекта. [10, 131c]

Как уже говорилось, существенность в аудите имеет качественный и количественный критерий. Количественный критерий – уровень существенности, характеризующий максимально допустимое суммарное искажение данных БФО.

Единой методики определения  ЕУС в мировой практике не существует. Применяется несколько способов различных для публичных и непубличных компаний. Для публичных компаний ЕУС рассчитывается как величина из интервала 5-10% от выбранного критического компонента (чаще всего чистая прибыль). Для остальных применяются следующие показатели:

  • 2% от Оборотных активов или УК;
  • 10% от чистой прибыли;
  • 0,5-3% от выручки от продажи ТРУ.

Существует несколько  способов распределения ЕУС:

  1. Заключается в том, что итог актива или пассива принимается за 100% и рассчитывается удельный вес каждой статьи баланса. Затем ЕУС принимается за 100% и распределяется пропорционально удельному весу каждой статьи.
  2. Представлен авторским комитетом в учебном пособии под редакцией профессора Данилевского «Аудит». Методика состоит в следующем: Сначала рассчитывается ЕУС, затем анализируется структура баланса и выделяются статьи актива и пассива, имеющие наибольший удельный вес в валюте баланса. [18, 238c]

 

2.2.3 Аудиторский риск

Виды и порядок определения  аудиторского риска отражены как в Международном стандарте аудита МСА 400, так и в российском Федеральном правиле (стандарте) № 8 «Оценка рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом». Риск аудитора (аудиторский риск) означает вероятность наличия в бухгалтерской отчетности экономического субъекта невыявленных существенных ошибок и (или) искажений после подтверждения ее достоверности или вероятность признания существенных искажений в ней, в то время как на самом деле такие искажения отсутствуют. Аудитору следует использовать свое профессиональное суждение, чтобы оценить аудиторский риск и разработать аудиторские процедуры, необходимые для снижения данного риска до приемлемо низкого уровня.

Аудиторский риск означает риск выражения ненадлежащего аудиторского мнения в случаях, когда в бухгалтерской отчетности содержатся существенные искажения. [10, 141c]

Информация о работе Аудит учета материалов