Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 20:57, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов проведения аудиторской проверки материалов.
Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить систему нормативного регулирования аудита, касающегося в частности материально-производственных запасов;
- изучить первичные документы, учетные регистры по учету материалов;
- разобрать все этапы аудиторской проверки по учету материалов;
- выявить типичные ошибки, возникающие при учете материалов и рассмотреть пути их устранения.
- предыдущий опыт работы с данным аудируемым лицом и его областью деятельности;
- беседы с сотрудниками аудируемого лица;
- беседы с внутренними аудиторами и изучение отчетных документов внутренних аудиторов;
- беседы с другими аудиторами, юристами и консультантами, которые оказывали услуги данному аудируемому лицу или в данной области деятельности;
- беседы со специалистами, не относящимися к данному аудируемому лицу (например, экономистами данной отрасли, представителями отраслевых регулирующих органов, заказчиками, поставщиками, конкурентами);
-публикации, относящиеся к данной области деятельности (например, государственные статистические данные, обобщающие материалы, статьи, профессиональные журналы, отчеты, подготовленные банками и участниками рынка ценных бумаг, финансовые газеты);
- нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность аудируемого лица;
- посещение административных зданий и производственных помещений аудируемого лица;
- документы, непосредственно подготовленные аудируемым лицом (например, протоколы заседаний; материалы, рассылавшиеся акционерам или представленные регулирующим органам;
- рекламные материалы; финансовая (бухгалтерская) отчетность за предыдущие годы; сметы; внутренние отчеты руководства; промежуточные отчеты; руководство по управленческой политике; указания по ведению бухгалтерского учета и системам внутреннего контроля; рабочий план счетов; должностные инструкции; планы маркетинга и продаж).
Применение полученных знаний. Знание деятельности аудируемого лица является основой для выражения профессионального мнения аудитора. Понимание деятельности и правильное использование такой информации помогает аудитору:
- оценивать риски и выявлять проблемные области;
- эффективно планировать и проводить аудит;
- оценивать аудиторские доказательства;
- обеспечивать высокое качество аудита и надежность выводов аудитора.
Знание деятельности аудируемого лица необходимо, например, при:
- оценке неотъемлемого риска и риска средств контроля;
- рассмотрении коммерческих рисков и действий руководства аудируемого лица в отношении данных рисков;
- разработке общего плана аудита и программы аудита;
- определении уровня существенности и оценке того, является ли он надлежащим;
- сборе аудиторских доказательств для определения надлежащего их характера и выполнения соответствующих предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности;
- оценке официальных разъяснений и заявлений руководства и определенных ими оценочных значений;
- определении областей, где могут потребоваться какие-либо специфические познания и навыки аудитора;
- выявлении аффилированных лиц и операций с ними;
- выявлении противоречивой информации (например, заявлений, противоречащих друг другу);
- обнаружении необычных обстоятельств (например, фактов недобросовестных действий или несоблюдения нормативно-правовых актов);
- подготовке квалифицированных запросов и оценке характера ответов на них с точки зрения их разумности;
- анализе надлежащего характера учетной политики и раскрытий информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Аудитор должен добиться, чтобы сотрудники, выполняющие аудиторскую проверку, получили достаточный объем информации о деятельности аудируемого лица, позволяющий им выполнять порученную работу. Кроме того, эти сотрудники должны при необходимости запрашивать дополнительную информацию и делиться этой информацией с аудитором и другими членами группы аудиторов. Для эффективного использования информации о деятельности аудируемого лица аудитору следует проанализировать, каким образом характер данной деятельности влияет на финансовую (бухгалтерскую) отчетность в целом и соответствуют ли предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности знаниям аудитора об этой деятельности. Факторы, подлежащие рассмотрению для получения информации о деятельности аудируемого лица приведены в Таблице 2.1.
Таблица 2.1
Факторы, подлежащие рассмотрению для получения информации о деятельности аудируемого лица
1. Общие экономические факторы |
1.1. общий уровень экономической деятельности (например, спад, рост); 1.2. процентные ставки и наличие финансовых ресурсов; 1.3. инфляция, ревальвация валюты; 1.4. политика правительства (денежная, фискальная, налоговая, корпоративная, тарифы, торговые ограничения, финансовые льготы и программы правительственной помощи) |
2. Особенности отрасли,
влияющие на деятельность лица: |
2.1. рынок и конкуренция; 2.2 цикличная или сезонная деятельность; 2.3. изменения в технологии производства; 2.4. коммерческий риск (например, высокая технология, высокая мода, легкий доступ на рынок для новых конкурентов); 2.5. сокращение или расширение деятельности; 2.6. неблагоприятные условия (например, снижение спроса, неиспользуемые производственные мощности, серьезная ценовая конкуренция); 2.7. базовые экономические показатели; 2.8. проблемы отрасли и отраслевые особенности бухгалтерского учета; 2.9. экологические требования и проблемы; 2.10. требования нормативно-правовых актов; 2.11. доступность и стоимость энергоресурсов; 2.12. специфические особенности деятельности (например, в отношении трудовых контрактов, методов финансирования, методов ведения бухгалтерского учета) |
3. Управление и структура собственности аудируемого лица |
3.1. корпоративная структура — частная, общественная, государственная (включая любые недавние или запланированные изменения); 3.2. собственники и аффилированные лица (местные, иностранные, деловая репутация и опыт); 3.3. структура капитала (включая любые недавние или запланированные изменения); 3.4. организационная структура; 3.5. цели, принципы, стратегические планы руководства; 3.6. приобретения компаний, их слияние или ликвидация отдельных видов хозяйственной деятельности (запланированные или недавно произошедшие); 3.7. источники и методы финансирования (текущие, первоначальные); 3.8. совет директоров (состав, деловая репутация и профессиональный опыт отдельных лиц, независимость от управляющих и контроль за их деятельностью, периодичность заседаний, наличие комитета по аудиту и масштаб его деятельности, наличие политики корпоративного поведения, факты замены профессиональных консультантов, например юристов); 3.9. руководители (опыт и репутация; текучесть кадров; основной финансовый персонал и его статус в организации; укомплектованность бухгалтерии кадрами; планы стимулирования или премирования как элемента вознаграждения, например в зависимости от прибыли; использование прогнозов и смет; давление на руководство, например перегруженность руководства, доминирование одного лица, поддержка курса акций, необоснованно жесткие сроки объявления результатов; наличие и качество управленческих информационных систем); 3.10. наличие и качество работы подразделения внутреннего аудита; 3.11. отношение к среде внутреннего контроля |
4. Продукция, рынки, поставщики, расходы, производственная деятельность аудируемого лица |
4.1. характер хозяйственной деятельности (например, производственная деятельность, торговля, финансовые услуги, импорт/экспорт); 4.2. местонахождение производственных помещений, складов, офисов; 4.3. характеристика наемного персонала (например, по месту нахождения, уровню заработной платы, особенности деятельности профессиональных союзов, особенности социального обеспечения, специфическое государственное регулирование); 4.4. продукция или услуги и рынки (например, основные заказчики и контракты, условия оплаты, норма прибыли, доля рынка, конкуренты, экспорт, ценовая политика, репутация продукции, гарантии, портфель заказов, тенденции, маркетинговая стратегия и задачи, производственные процессы); 4.5. важные поставщики товаров и услуг (например, долгосрочные контракты, стабильность поставок, условия оплаты, импорт, способы поставки, например на условиях «точно в срок»); 4.6. товарно-материальные запасы (например, местонахождение, количество); 4.7. франшизы, лицензии, патенты; 4.8. важные категории расходов; 4.9. исследования и разработки; 4.10. активы, обязательства и операции в иностранной валюте — по типам валюты, хеджирование; 4.11. законодательство и нормативные акты, в значительной степени влияющие на деятельность аудируемого лица; 4.12. действующие информационные системы; планы по внесению изменений; 4.13. особенности полученных займов. |
5. Факторы, относящиеся к финансовому положению и доходности аудируемого лица |
5.1. основные финансовые показатели; 5.2. тенденции их изменения |
6. Особенности законодательства |
6.1. среда регулирования и нормативные требования; 6.2. налогообложение; 6.3. особенности требований по раскрытию информации, характерные для данного вида деятельности; 6.4. требования к аудиторскому заключению; 6.5. возможные пользователи финансовой (бухгалтерской) отчетности. |
[10, 107c]
2.2. Оценка системы внутреннего контроля, уровня существенности и аудиторского риска
2.2.1 Оценка системы внутреннего контроля
Система внутреннего контроля – процесс, организованный и осуществленный представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками для того, чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности бухгалтерской отчетности, эффективности результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности аудируемого лица законодательным и нормативным актам.
Система внутреннего контроля материалов должна охватывать все виды операций с ними (оприходование приобретенных сырья, материалов, отпуск материалов в производство, списание материалов, учет потерь, недостач и т.д.)
Источники информации для системы внутреннего контроля материалов:
- учетная политика организации;
- приказы о назначении состава инвентаризационной
комиссии и проведении инвентаризации;
- должностные инструкции;
- договоры о материальной ответственности;
- первичные документы, журналы регистрации;
- результаты осмотра складских помещений;
- результаты опроса сотрудников организации.
В ходе проведения тестирования надежности СВК аудитор проставляет напротив каждого вопроса соответствующий ответ (Да, Нет, Нет ответа), при необходимости сопровождая каждый ответ краткими комментариями.
Типовые вопросы и результаты тестирования аудитор оформляет в рабочем документе РД-0.4, пример приведен в Таблице 2.2.
Таблица 2.2
Рабочий документ РД-0.4 «Оценка системы внутреннего контроля материалов»
№ п/п |
Направления и вопросы контроля |
Ответы |
Комментарии | ||
Да |
Нет |
Н/о | |||
1. |
Защищены ли помещения
складов от доступа посторонних
лиц? |
+ + |
|||
2. |
Проводятся ли инвентаризации материальных ценностей (обязательные, плановые, внезапные)? |
+ |
|||
3. |
Оформляются ли результаты инвентаризации соответствующими документами (инвентаризационные описи, сличительные ведомости)? |
+ |
|||
4. |
Составляются ли на дату инвентаризации отчеты материально ответственных лиц? |
+ |
|||
5. |
Имеется ли постоянно действующая инвентаризационная комиссия? |
+ |
|||
6. |
Привлекаются ли к ответственности лица, виновные в кражах, хищениях? |
+ |
|||
7. |
Обеспечивается ли ведение
сортового количественного |
+ |
|||
8. |
Заключаются ли договора о материальной ответственности с кладовщиками, заведующими складами и др.? |
+ |
|||
9. |
Материальная ответственность закрепляется за лицами, которые ранее привлекались к ответственности за хищения. |
+ |
|||
10. |
Бухгалтерский учет ведут лица, не имеющие доступа к материальным ценностям. |
+ |
|||
11. |
Разработаны ли: |
+
+ |
|||
12. |
Применяются ли унифицированные формы первичной документации? |
+ |
|||
13. |
Составляются ли приходные и расходные документы на каждую операцию? |
+ |
|||
14. |
Заполняются ли все обязательные реквизиты? |
+ |
|||
15. |
Документы составляются в день совершения операции? |
+ |
|||
16. |
Все ли машинные документы распечатываются? |
+ |
|||
17. |
Имеются ли образцы заполнения документов, образцы подписей материально ответственных лиц? |
+ |
|||
18. |
Производится ли нумерация первичных документов? |
+ |
|||
19. |
Фиксируются ли документы (счета-фактуры, доверенности) в журналах регистрации? |
+ |
|||
20. |
Производится ли проверка
полноты оприходования |
+ |
|||
21. |
Применяется ли система нормирования расхода материалов? |
+ |
|||
22. |
Произведено ли деление материалов на классификационные группы? |
+ |
|||
23. |
Применяется ли система кодирования номенклатуры материалов? |
+ |
|||
24. |
Применяются ли при отпуске и приемке материалов измерительные приборы и инструменты? |
+ |
|||
25. |
Прикладываются ли первичные
документы к отчетам |
+ |
|||
26. |
Сверяются ли данные этих отчетов с данными первичных документов? |
+ |
|||
27. |
Применяются ли программы автоматизации бухгалтерского учета материалов? |
+ |
|||
28. |
Проводится ли регулярная сверка данных ведомостей (10), журналов-ордеров (6, 7, 10) с Главной книгой (в случае, если учет не автоматизирован)? |
+ |
|||
29. |
Организовано ли в
организации структурное |
+ |
|||
30. |
Существует ли утвержденное положение об отделе внутреннего контроля? |
+ |
|||
31. |
Имеется ли утвержденная программа, график проведения проверок? |
+ |
|||
32. |
Имеются ли акты и другие внутренние документы, отражающие результаты проведенных проверок? |
+ |
|||
33. |
Регулярно ли проводятся проверки и соответствует ли их периодичность утвержденным нормативным положениям по организации? |
+ |
|||
34. |
Существует ли распределение обязанностей между контролерами? |
+ |
|||
35. |
Оперативно ли вносятся в бухгалтерский учет изменения по результатам деятельности органов внутреннего контроля? |
+ |
Результаты тестирования используются при определении уровня риска внутреннего контроля и построении аудиторской выборки. [9]
2.2.2 Существенность и
расчет единого уровня
Существенность в аудите, порядок ее определения описаны как в Международном стандарте аудита МСА 320, так и в российском федеральном правиле (стандарте) № 4 «Существенность в аудите».
В ходе проведения проверок аудиторские организации не должны устанавливать достоверность отчетности с абсолютной точностью, но обязаны установить ее достоверность во всех существенных отношениях.
Аудиторская организация и индивидуальный
аудитор в процессе проведения аудита
обязаны оценивать
Аудитор оценивает то, что является существенным, по своему
профессиональному суждению. При разработке плана аудита аудитор устанавливает приемлемый уровень существенности с целью выявления существенных (с количественной точки зрения) искажений. Тем не менее как
значение (количество), так и характер (качество) искажений должны приниматься во внимание. Примерами качественных искажений являются:
- недостаточное или неадекватное описание учетной политики, когда существует вероятность того, что пользователь финансовой (бухгалтерской) отчетности будет введен в заблуждение таким описанием;
- отсутствие раскрытия
(бухгалтерскую) отчетность. Обнаруженные при проведении аудиторской проверки искажения могут считаться существенными в том случае, если их
сущность и значение по отношению к другим статьям финансовой отчетности являются достаточными для того, чтобы повлиять на
представление или непредставление финансовой отчетности в соответствии с законодательно установленными принципами ведения
бухгалтерского учета. Существенность, таким образом, служит критерием, позволяющим судить о влиянии обнаруженных искажений на финансовую отчетность экономического субъекта. [10, 131c]
Как уже говорилось, существенность в аудите имеет качественный и количественный критерий. Количественный критерий – уровень существенности, характеризующий максимально допустимое суммарное искажение данных БФО.
Единой методики определения ЕУС в мировой практике не существует. Применяется несколько способов различных для публичных и непубличных компаний. Для публичных компаний ЕУС рассчитывается как величина из интервала 5-10% от выбранного критического компонента (чаще всего чистая прибыль). Для остальных применяются следующие показатели:
Существует несколько способов распределения ЕУС:
2.2.3 Аудиторский риск
Виды и порядок определения аудиторского риска отражены как в Международном стандарте аудита МСА 400, так и в российском Федеральном правиле (стандарте) № 8 «Оценка рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом». Риск аудитора (аудиторский риск) означает вероятность наличия в бухгалтерской отчетности экономического субъекта невыявленных существенных ошибок и (или) искажений после подтверждения ее достоверности или вероятность признания существенных искажений в ней, в то время как на самом деле такие искажения отсутствуют. Аудитору следует использовать свое профессиональное суждение, чтобы оценить аудиторский риск и разработать аудиторские процедуры, необходимые для снижения данного риска до приемлемо низкого уровня.
Аудиторский риск означает риск выражения ненадлежащего аудиторского мнения в случаях, когда в бухгалтерской отчетности содержатся существенные искажения. [10, 141c]