Аудит учета основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Под основными средствами, согласно пункту 4 ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» понимаются средства, одновременно удовлетворяющие сразу нескольким условиям:
а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.1 Планирование аудита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.2 Сбор аудиторских доказательств. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.3 Завершение аудита. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2 МЕТОДИКА И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.1 Цель, задачи и объекты аудита основных средств. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.2 Источники информации и законодательно-нормативная база, используемая при проведении аудита. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.3 План и программа аудиторской проверки учета основных
средств. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.4 Возможные аудиторские процедуры и их характеристика. . . . . . . . . . . . . . . 22
2.4.1 Проверка своевременности зачисления объектов в состав основных
средств. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2.4.2 Проверка учета наличия и сохранности основных средств. . . . . . . . . . . . . 24
2.4.3 Проверка учета движения основных средств. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
2.4.4 Проверка правильности и начисления амортизации . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
2.5 Типичные ошибки и нарушения при отражении в учете операций по учету основных средств. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
3 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА ИССЛЕДУЕМОГО ОБЪЕКТА . . . . . .32
3.1 Конкретные ситуационные задачи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 281.00 Кб (Скачать файл)

Затем осуществляется перекрестная сверка данных регистров синтетического учета по счетам 01 «Основные средства» и 08 «Вложения во внеоборотные активы» [1].

 

 

 

2.4.2 Проверка учета наличия и сохранности основных средств

 

Аудитору необходимо проверить:

  1. создана ли на предприятии комиссия по приемке основных средств и оформлению ее результатов;
  2. оформлены ли договоры купли-продажи основных средств;
  3. оформлены ли протоколы договорной цены;
  4. правильно ли указана первоначальная стоимость основных средств в актах приема-передачи;
  5. правильно ли отражена первоначальная стоимость после достройки, дооборудования, реконструкции или частичной ликвидации объектов.

По данным проверки состояния  контроля и учета объектов основных средств аудитор сможет сделать вывод об эффективности контроля.

 Важное условие обеспечения сохранности основных средств — качественное проведение их инвентаризации. Поэтому в процессе контроля нужно проверить ее полноту и своевременность, а также правильность отражения результатов в бухгалтерском учете. Это необходимо аудитору для того, чтобы знать, насколько можно доверять результатам проведенной инвентаризации на предприятии, чтобы уменьшить аудиторский риск.

Проверяя состояние  учета основных средств, нужно убедиться  в правильности организации аналитического учета.

В целях более глубокого  ознакомления с контролем и учетом основных средств аудитору необходимо потребовать от предприятия составить детальный список всех основных средств, которыми владело предприятие на дату составления отчета, с разбивкой их по типам. К этому списку должны быть приложены сведения о снижении или переоценке стоимости объектов основных средств, сведения об основных средствах, арендованных предприятием у других предприятий, организаций.

Основные средства отражаются в учете не систематически, а по мере совершения операций, что влияет на правильность начисления амортизации и включеня ее в издержки обращения и производства.

Накопленные амортизационные  отчисления подсчитываются по состоянию  на отчетную дату. Несмотря на то, что список основных средств содержит обширную информацию о наличии основных средств, их движении в течение года, аудитору необходимо получить и документы, отражающие поступление, выбытие, перемещение основных средств. По данным документов и бухгалтерским записям в них можно убедиться в том, насколько правильно были отражены операции по движению основных средств на счете 01 «Основные средства»

Подтверждение данных о  хозяйственных операциях по учету  основных средств - расширенная процедура, так как основная часть данных содержится во внешних и внутренних документах.

Привлечение таких документов, как счета-фактуры, контракты, соглашения об аренде, страховые полисы, отметки (акты) налоговой инспекции, позволит аудитору получить убедительную информацию об аудируемом объекте. Если аудиторам необходимы более полные данные, чем те, которые можно извлечь из регистров учета, то они должны ознакомиться с письмами, адресованными арендодателям, страховым компаниям и государственным учреждениям.

Документальное подтверждение хозяйственных операций по основным средствам - это процесс выбора бухгалтерской записи и прослеживания в обратном порядке, т.е. поиск исходных документов, подтверждающих ее правильность. По основным средствам аудиторы могут сделать выборку, чтобы установить факт поступления, выбытия основных средств, а также выявить статьи ремонта, по которым были затрачены значительные средства. Можно использовать также метод случайной выборки. Таким образом, устанавливаются отраженные в учете суммы налогов и расходов по страхованию основных средств.

В процессе аудита основных средств широко применяют прием пересчета, который необходимо осуществлять при проверке начисления износа и оценок выбытия и списания основных средств. Накопленный износ существует как арифметическая величина, поэтому определение ее реальности возможно только путем пересчета.

 

2.4.3 Проверка учета движения основных средств

 

Пути поступления основных средств на предприятие:

     1) приобретение за плату у поставщиков;

     2) безвозмездное поступление;

3) учредительские взносы в уставный капитал;

4) выкуп арендованных основных средств;

5) возврат имущества (основных средств) по договору о совместной деятельности.

Поступление основных средств  оформляется актом о приеме- передаче объекта основных средств (ф. ОС-1) с приложением к нему технической документации на данный объект.

Причины выбытия основных средств на предприятии:

  1. ликвидация объекта в силу ветхости и износа, а также в силу форс-мажорных обстоятельств;
  2. ликвидация в связи с переоборудованием, модернизацией;
  3. передача основных средств другим организациям.

Для определения непригодности  основных средств на предприятии создается специальная комиссия. Ликвидацию объектов комиссия оформляет актом на списание основных средств (ф. № ОС-3), который утверждается руководителем предприятия. На его основании бухгалтер проставляет в карточке дату выбытия объекта и номер акта.

В местах использования основных средств (в цехах и отделах предприятия) ведутся инвентарные списки основных средств (ф. № ОС-9), содержащие краткие сведения об объектах основных средств, находящихся в эксплуатации.

Инвентарные карточки на поступившие, выбывшие и перемещенные внутри предприятия основные средства после необходимых записей до конца месяца не раскладывают, а хранят отдельно. Это необходимо, так как на их основе ежемесячно составляется расчет амортизации основных средств (износа). Кроме того, по окончании месяца карточки с записями за данный месяц группируют по классификационным видам основных средств, затем обороты по поступлению и выбытию по каждому виду суммируют и записывают в карточку учета движения основных средств.

Необходимо проверять правильность оценки основных средств, поскольку неправильная оценка может не только исказить общую картину, но и вызвать:

1) неточное исчисление амортизации;

2)  искажение сумм исчисляемых налогов;

3) неправильное отражение основных средств  в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При аудиторской проверке операций по движению основных средств следует обращать внимание на следующие моменты.

  1. при передаче основных средств в качестве взноса в уставный капитал должен быть приведен их перечень с указанием первоначальной стоимости, износа и цены соглашения при передаче. К перечню должны быть подложены вторые экземпляры актов приема- передачи, заверенные печатью передающей стороны, и вся техническая документация на пере даваемы объекты.
  2. при приобретении основных средств должен быть оформлен договор купли-продажи с указанием первоначальной стоимости, износа и цены приобретения.
  3. при приобретении объектов основных средств в комплекте (например, мебель для офиса) в инвентарную карточку должна быть вписана расшифровка - перечень отдельных предметов, входящих в комплект.
  4. при приобретении объектов основных средств за иностранную валюту первоначальная стоимость объекта должна учитываться по пересчитанному курсу в рублях на момент приобретения.
  5. объекты капитального строительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию не включаются в состав основных средств, а учитываются как незавершенные капиталовложения.
  6. объект т основных средств, принятых в эксплуатацию на условиях текущей аренды, учитываются на забалансовом счете 001.
  7. при безвозмездной передаче основные средства подлежат обложению НДС у передающей стороны, за исключением безвозмездной передачи основных средств, зачисленных ранее в основные средства с НДС (для непроизводственной сферы).
  8. для определения непригодности основных средств, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного
  9. ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию на предприятии приказом руководителя должна быть создана постоянно действующая комиссия.

10) если оборудование списывают в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, то перечень этого оборудования должен быть указан в плане расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий.

11) все детали, узлы и агрегаты от разборки и демонтажа оборудования, пригодные для дальнейшего использования, должны быть оприходованы на склад.

[3]

 

2.4.4 Проверка правильности и начисления амортизации

 

Амортизация по основным средствам для целей бухгалтерского учета начисляется по нормам, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 22 октября 1990 г. № 1072 или Постановлением Правительства от 1 января 2002 г. № 1.

Значительную сложность  в аудите начисления амортизации внесло разрешение, которое позволило предприятию выбрать один из четырех методов амортизации, предложенных в ПБУ 6/01, и положение о выборе метода амортизации, разрешенного для целей налогообложения в главе 25 Налогового кодекса (амортизация линейная; ускоренная с коэффициентом 2; при использовании в агрессивной среде или полученная по лизингу с коэффициентом 3). Аудитор должен оценить целесообразность, законность применения выбранного метода начисления амортизации и правильность его применения.

Аудитору необходимо проверить правильность применения норм амортизации к конкретным объектам основных средств.

Амортизация, начисленная  по установленным нормам, включается в издержки производства (себестоимость) предприятия. Если предприятие сдает отдельные объекты основных средств в текущую аренду, то в зависимости от признания доходов от аренды основным или операционным доходом начисленная по сданным в аренду основным средствам амортизация должна включаться либо в себестоимость, либо в состав операционных расходов (дебет счета 91, кредит счета 02).

Аудитор проверяет правильность начисления износа основных средств  в течение нормативного срока службы (эксплуатации) объектов основных средств или срока, за который балансовая стоимость основных средств полностью включается в издержки производства (себестоимость), после чего начисления прекращаются.

Аудитор проверяет правильность и целесообразность применения аудируемым предприятием ускоренного метода начисления износа активной части основных средств. Начисление износа по основным средствам, вновь введенным в эксплуатацию, начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем их введения в эксплуатацию, а по выбывшим – прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем выбытия.

По полностью амортизированным основным средствам начисление износа прекращается с первого числа месяца, следующего за последним месяцем, в котором стоимость этих средств была полностью перенесена на стоимость продукции (работ, услуг).

Во время проведения реконструкции, технического перевооружения основных средств с полной остановкой, при переводе основных средств в установленном порядке на консервацию износ не начисляется. На время реконструкции и технического перевооружения продлевается нормативный срок службы основных средств.

Износ по объектам основных средств, не оконченным строительством (не оформленным актами приемки), но фактически эксплуатируемым, начисляется в общем порядке. Основанием для начисления износа является справка о стоимости этих объектов (их частей) по данным учета капвложений (на счете 08). При оформлении актами о вводе в действие этих объектов и зачислении их в состав основных средств ранее начисленную сумму уточняют [4].

Результаты проверки могут быть оформлены в виде таблицы 4.

 

      Таблица 4 – Рабочий лист проверки правильности и начисления амортизации

Наименование ОС

Первоначальная стоимость

Способ начисления амортизации

Срок полезного использования

Коэффициент ускорения

Сумма амортизации

Счет затрат

             
             
             

 

 

2.5 Типичные ошибки и нарушения при отражении в учете операций по учету основных средств

 

При проверке учета операций с нематериальными активами обнаруживают следующие типичные ошибки:

  1. отсутствие первичных документов по учету нематериальных активов или неправильное их оформление;
  2. отсутствие документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.);
  3. необоснованное включение объектов в состав нематериальных активов;
  4. неправильное отнесение затрат на счет 04 «Нематериальные актив»;
  5. отсутствие документов, подтверждающих отнесение объектов учета к нематериальным активам;
  6. неправомерное увеличение стоимости нематериальных активов за счет текущих затрат;
  7. несвоевременное отражение в бухгалтерском учете операций с нематериальными активами;
  8. оприходование нематериальных активов не по цене их приобретения;

Информация о работе Аудит учета основных средств