Аудит учета расчетов с покупателями и заказчиками на ОАО «Распадская»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Аудит определяется как проверка и подтверждение правильности ведения счетов предприятия, проводимая квалифицированными специалистами. В России аудит получил развитие в последние 10 лет.
В сложных экономических условиях при переходе к рыночным отношениям стало важным иметь достоверную экономическую информацию о финансово-хозяйственной деятельности организации. Кроме того, создание коммерческих структур вызвало приток новых предпринимателей, не обладающих должным опытом работы в новых условиях хозяйствования, слабо разбирающихся в законодательных актах, поэтому появились и первые нарушения (иногда неумышленные) в соблюдении требований нормативных документов, относящихся к хозяйственной деятельности.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
1 Теоретическая часть.............................................................................................5
1.1 Аудит в условиях компьютерной обработки данных....................................5
1.2 Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица...........................12
2 Подготовительный этап аудиторской проверки..............................................16
2.1 Понимание деятельности ОАО «Распадская»..............................................16
2.2 Аналитические процедуры с использованием финансовых коэффициентов......................................................................................................20
2.3 Письмо о проведении аудита.........................................................................22
Глава 3 Аудит учета расчетов с покупателями и заказчиками на ОАО «Распадская»..........................................................................................................25
3.1 Оценка надежности системы внутреннего контроля и учета......................25
3.2 Оценка системы внутреннего контроля и учета ОАО «Распадская».........31
3.3 Оценка уровня существенности.....................................................................32
3.4 Оценка аудиторского риска ОАО «Распадская»..........................................33
3.5 План и программа аудиторских проверок....................................................35
3.6 Практические аспекты аудита с покупателями и заказчиками...................38
3.7 Заключение аудитора......................................................................................43
Список использованной литературы...................................................................46

Файлы: 1 файл

курсовая по аудиту.doc

— 410.50 Кб (Скачать файл)

 

Глава 3 Аудит учета расчетов с покупателями и заказчиками на ОАО «Распадская»

Для каждой коммерческой организации важно подтверждение своей отчетности заключением аудитора. Этим самым она увеличивает доверие к себе со стороны потенциальных пользователей отчетности - учредителей, инвесторов, кредиторов, банков, покупателей, поставщиков. А такое доверие значит для предприятия очень много, от этого зависит его развитие и прочность договорных отношений.

Значительным положительным фактором аудита является снижение информационного риска, вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся ложные и неточные сведения для их пользователей. Аудит обеспечивает разработку рекомендаций по повышению эффективности хозяйственной деятельности аудируемого лица, оказание помощи администрации предприятия по устранению недостатков и нарушений, которые повлияли на финансовые результаты и достоверность показателей отчетности. На основе изучения прошлых фактов и современного положения дел на предприятии аудит ориентирует его администрацию на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечные результаты.

 

3.1 Оценка надежности системы внутреннего контроля и учета

 

Единые требования к пониманию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также аудиторского риска и его составных частей диктует федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».

По стандарту «система бухгалтерского учета» - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организаций и их движении, путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

«Система внутреннего контроля» по стандарту означает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности. Система внутреннего контроля выходит за рамки тех вопросов, которые непосредственно относятся к системе бухгалтерского учета, и включает контрольную среду.

Под контрольной средой понимаются осведомленность и действия руководства аудируемого лица, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля, а также понимание важности такой системы. К процедурам контроля, принятым руководством аудируемого лица, относятся:

  • подотчетность одних работников другим;
  • внутренние проверки и сверки данных по вопросам финансово-хозяйственной деятельности;
  • сравнение результатов подсчета денежных средств, ценных бумаг и товарно-материальных запасов с бухгалтерскими записями (инвентаризация);
  • сравнение данных, полученных из внутренних источников, с данными внешних источников информации;
  • проверка аналитических счетов и оборотных ведомостей и арифметической точности записей;
  • осуществление контроля за прикладными программами и компьютерными информационными системами, в том числе посредством установления контроля за изменениями компьютерных программ и за доступом к файлам данных, за правом доступа при вводе и выводе информации из системы;
  • ограничение доступа к активам и записям;
  • сравнение и анализ финансовых результатов с плановыми показателями.

Для предварительной оценки эффективности внутреннего контроля используются следующие градации: высокая, средняя, низкая. Свою оценку формируйте в результате:

- бесед с компетентными работниками  экономического субъекта;

- проверки документов;

- наблюдения за применением  конкретных мероприятий и процедур;

- аналитических процедур.

Таблица 3 – Анкета предварительной оценки системы внутреннего контроля

Содержание

вопроса

Вариант

ответов

Ответ

(№ ответ)

Степень надежности данного фактора

(низкая, средняя, высокая)

Примечание

1

2

             3

4

5

1.  Контрольная  среда

1.1.Соответствие  организационной   структуры размеру  и  характеру деятельности

1. Соответствует 

2. Не в полной  мере  соответствует

3. Не соответствует

1

средняя

риск контроля низкий

1.2. Разделение обязанностей и полномочий

1.Единоличное руководство

2. Умеренное разделение обязанностей и полномочий

3. Широкое разделение  обязанностей и полномочий

2

средняя

контроль удовлетворительный

1.3. Отношение руководства  к системе внутреннего контроля

1. Не считает необходим.

2. Понимает необходим. внутреннего контроля

3. Уделяет большое внимание вопросам, связанным с внутренним контролем

2

средняя

контроль удовлетворительный


                                                                                                               

 Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

5

1.4. Наличие стратегических  целей развития организации

1. Отсутствуют

2. Установлены частично

1

низкая

риск контроля низкий

1.5. Обращение к аудиторам  за консультациями по вопросам бухгалтерского учета

1. Случаи обращения отсутствуют

2. Случаи обращения имели  место

3. Широкое использование практики проведения консультаций

2

средняя

контроль удовлетворительный

1.6.Установление кадровой политики

1. Не установлена

2. Частично установлена

3.Установлена и проработана детально

2

средняя

риск контроля удовлетворительный

2. Система бухгалтерского  учета

2.1.Организационная структура бухгалтерской службы

1.Фирма, оказывающая бухгалтерские услуги

2. Бухгалтер

3. Бухгалтерская служба  во главе с главным бухгалтером

3

высокая

риск контроля низкий

2.2. Образование,    опыт, квалификация персонала организации, занятого в учете

1. Низкий уровень

2. Средний уровень

3. Высокий уровень

2

средняя

контроль удовлетворительный

2.3. Текучесть кадров, занятых в учете

1. Высокая

2. Умеренная

3. Низкая

2

средняя

риск контроля низкий

2.4. Наличие положения  об учетной политике

1. Не разработано

2. Разработано

2

высокая

риск контроля низкий

2.5. Соблюдение сроков  утверждения учетной политики

1. Соблюдаются

2. Не соблюдаются

1

средняя

риск контроля низкий

2.6. Наличие рабочего плана счетов

1. Не разработан

2. Составлен формально  и не соответствует особенностям фирмы

3.Разработан и  утвержден

3

высокая

риск контроля удовлетворительный

2.7. Наличие графика документооборота

1. Отсутствует

2. Разработан и  утвержден документально

2

высокая

риск контроля низкий

2.8. Наличие должностных  инструкций для персонала, занятого в учете

1. Не разработаны

2. Разработан и  утвержден документально

2

высокая

риск контроля низкий


            Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

5

2.9.Наличие положения (приказов) о сроках и порядке проведения инвентаризаций активов и обязательств

1. Отсутствует

2. Раскрывает сроки и  порядок проведения инвентаризаций в отношении не всех активов и обязательств

3. Содержит в полном  объеме информацию о сроках  и порядке проведения инвентаризации

2

средняя

контроль низкий

2.10.Наличие фактов неправомерного внесения изменений в учетную политику

1. Имеются

2. Не имеются

2

высокая

риск контроля низкий

2.11.Соответствие принятых элементов учетной политики требованиям действующего законодательства (ФЗ «О Бухгалтерском учете», ПБУ 1/2008)

1. Не соответствуют

2.Ряд позиций не отвечают требованиям

3.Полностью соответствуют

2

средняя

контроль низкий

2.12.Реакция на изменения законодательной базы, регламентирующей порядок ведения бухгалтерского учета

1.Изменения не отслеживаются

2.Изменения отслеживаются и оперативно принимаются меры

2

высокая

риск контроля низкий

2.13. Соблюдение и контроль  со стороны гл.  бухгалтера  за обработкой данных, связан. с нетипичными операциями

1. Не установлен

2. Установлен

2

средняя

риск контроля низкий

2.14.

Соблюдение графика подготовки отчетности

1.Не соблюдается, отчетность сдается с опозданием

2.Соблюдается,отчетность сдается в установленные сроки

2

высокая

риск контроля удовлетворительный


 

Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

5

2.15. Организация договорной  работы

1.Консультационные услуги юридических фирм

2. Наличие юридического отдела

1

средняя

контроль удовлетворительный

3. Система налогового  учета

3.1.Наличие положения об учетной политике для целей налогообложения

1. Не разработано

2. Разработано

2

средняя

риск контроля низкий

3.2. Ведение налогового  учета

1.Налоговая база определяется по данным бухгалтерского учета

2.Самостоятельная система

1

высокая

риск контроля низкий

3.3.Формы регистров налогового учета

1. Бумажные

2. Электронные

2

высокая

риск контроля низкий

3.4. Соблюдение установленных сроков расчетов по налогам и сборам

1. Не соблюдаются

2. Соблюдаются

2

высокая

риск контроля удовлетворительный

3.5. Реакция на изменение  законодательства, регламентирующего порядок ведения налогового учета

1. Не отслеживается

2.Отслеживается и оперативно принимаются необходимые меры

2

высокая

риск контроля низкий

4. Средства контроля

4.1.Осуществление мер, направленных на ограничение несанкционированного доступа к активам

1. Меры не принимаются

2. Меры принимаются

2

средняя

риск контроля низкий

4.2. Принятие мер, направлен. на ограничение доступа неуполномоченных лиц к системе документооборота и ведения бух.  учета

1. Меры не принимаются

2. Меры принимаются

2

высокая

риск контроля низкий

4.3.Осуществление плановых и внезапных инвентаризаций

1.Не осуществляются

2. Осуществляются

1

низкая

риск контроля высокий


Таким образом, из анкеты предварительной оценки системы внутреннего контроля, представленной в таблице 3, можно сделать вывод о том, внутренний контроль ОАО «Распадская» находится на среднем уровне и система учета удовлетворительна.

 

3.2 Оценка системы внутреннего  контроля и учета ОАО «Распадская»

Таблица 4 - Вопросник для экспертной проверки системы внутреннего контроля и учета с покупателями и заказчиками ОАО «Распадская»

Направления и вопросы тестирования

ответы

Примечание

да

нет

1

Имеются ли договоры на поставку продукции (выполнение работ, услуг)

+

 

-

2

На предприятии разработана договорная политика

+

 

-

3

Правильно ли оформлены договоры на поставку продукции

+

 

-

4

Проводилась ли инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками

+

 

-

5

На предприятии разработаны и утверждены схемы организационной структуры отдельных подразделений с указанием должностных лиц и подчиненности

+

 

-

6

Фиксируются ли документы (счета-фактуры, доверенности) в журналах регистрации

   

частично

7

Имеется ли задолженность с истекшим сроком исковой давности

+

 

-

8

Образование бухгалтера по учету расчетов с покупателями и заказчиками

   

высшее

9

Создается ли резерв по сомнительным долгам

 

+

-

10

Заполняются ли все обязательные реквизиты

   

частично

11

Документы составляются в день совершения операции

 

+

 

Информация о работе Аудит учета расчетов с покупателями и заказчиками на ОАО «Распадская»