Аудит учетной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Учетная политика организации играет большую роль в ее финансово-хозяйственной деятельности. С одной стороны, - это обязательный документ, такой же, например, как устав организации, утвержденный приказом (распоряжением) ее руководителя. С другой стороны, учетная политика - это свод общих принципов ведения бухгалтерского учета (соблюдения установленных допущений - имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности и требований, полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности).

Файлы: 1 файл

Аудит учетой политики организации.doc

— 299.50 Кб (Скачать файл)

Аудитор может  отбросить значения, сильно отклоняющиеся  в большую и (или) меньшую сторону  от среднего значения. Подробный порядок  оценки отклонений и условий отбрасывания значений должен определяться внутрифирменным аудиторским стандартом.

Наименьшее  значение отличается от среднего на:

(7261-1331) : 7261 х  100% = 81,67%.

Наибольшее  значение отличается от среднего на:

(10424-7261) : 7261 х  100% = 43,56%.

Поэтому можно отбросить наименьшее значение

Новое среднее  арифметическое составит:

(10424+4679+10034+9835) : 4 = 8743 тыс. руб.

Полученную  величину допустимо округлить до 9000 тыс. руб. и использовать данный количественный показатель в качестве значения уровня существенности. Различие между значением уровня существенности до и после округления составляет:

(9000 - 8743) : 8743 х  100% = 2,9%, т.е. находится в пределах 20% (единого показателя уровня существенности, который может использовать аудитор в своей работе).

Таким образом, для проверки принимается уровень  существенности в 9000 тыс. руб. является единым показателем уровня существенности, который является максимально допустимым показателем бухгалтерской ошибки по итогам проведенной проверки. Определенный таким образом единый уровень существенности распределяется между значимыми статьями бухгалтерского баланса в соответствии с их удельным весом в общем итоге.

Статьи баланса  «Финансовые вложения» «Отложенные  налоговые активы», «Прочие внеоборотные активы», «НДС», «Краткосрочные финансовые вложения», «Уставный капитал», «Добавочный капитал», «Отложенные налоговые активы», «Заемные средства», «Прочие обязательства», «Отложенные налоговые обязательства» можно расценить как несущественные, и можно исключить их из проверки. Общая сумма исключенных сумм составит 17167 тыс. рублей или 7,3% к валюте баланса.

Таблица 3 –  Статьи баланса

Активы

Сумма рублей

Пассивы

Сумма рублей

Основные средства

65289

Переоценка  ОС

17531

Запасы

43022

Нераспределенная  прибыль

81808

Дебиторы

100454

Заемные средства

84687

Финансовые  вложения

19718

Прочие обязательства

8650

   

Кредиторы

29580

Итого

228483

Итого

222256


 

По существенным статьям баланса можно установить следующие границы существенности:

Таблица 4 - Предварительное  суждение о границах существенности ошибки

Наименование  статьи баланса

Сумма, тыс.руб.

Уровень существенности, %

Уровень существенности, тыс.руб.

Основные средства

65289

14

9140

Запасы

43022

10

4302

Дебиторы

100454

22

22100

Финансовые  вложения

19718

4

789

Переоценка ОС

17531

4

701

Нераспределенная  прибыль

81808

18

14725

Заемные средства

84687

19

16091

Прочие обязательства

8650

2

173

Кредиторы

29580

7

2071

Итого:

450739

100

70092


 

Установленный таким образом уровень существенности ошибки финансовой отчетности составит 70092 тысяч рублей.

Для достижения цели аудита в соответствии с Правилом (стандартом) № 3 аудиторской деятельности «Планирование аудита» составляется план и программа аудиторской  проверки по разделу аудит деловой  репутации, являющаяся частью общей программы аудита организации.

Планирование  аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени  выполнения аудиторского задания в  связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур.

Причины внесения значительных изменений в общий  план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

План должен служить руководством при разработке программы проверки учетной политики.

В таблице 5 представлен  план аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики.

Таблица 5 –  Общий план аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики (РДА  №2)

Проверяемая организация

ОАО «Булучно-кондитерский комбинат»

Проверяемый период

01.01.11 – 31.03.11 г.г.

Количество человеко-часов

30

Руководитель  аудиторской группы

Иванова И И

Состав аудиторской  группы

Иванова И И

Петрова П П

Планируемый аудиторский  риск

1,1%

Планируемый уровень  существенности

70092 тыс.руб.


 

пп

Планируемые виды работ

Период проведения аудита

Исполнитель

Примечание

Аудит организации  бухгалтерского учета

15.04-18.04.12 г.

Иванова И И  Петрова П П

 

Аудит учетной  политики

18.04-22.04.12 г.

Иванова И И  Петрова П П

 

 

В соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской  деятельности «Планирование аудита», «аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и аудиторских процедур по существу» Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета.

Аудиторская программа  организации бухгалтерского учета  и учетной политики и аудиторских  процедур приведена в таблице 6.

Таблица 6 –  Аудиторская программа по аудиту организации бухгалтерского учета и учетной политики (РДА №3)

пп

Перечень аудиторских  процедур

Период проведения аудита

Исполнитель

Рабочие документы

проверка организационной системы бухгалтерского учета  

15.04-15.04.12 г.

Иванова И И

учетная политика

проверка формы  ведения бухгалтерского учета

15.04-15.04.12 г.

Петрова П П

учетная политика

проверка системы  документации и документооборота

16.04-16.04.12 г.

Иванова И И

приложения  к учетной политике, приказы, распоряжения

проверка способов начисления амортизации по ОС

16.04-16.04.12 г.

Петрова П П

учетная политика, приказы, распоряжения

проверка способов оценки НМА

16.04-16.04.12 г.

Иванова И И

учетная политика, приказы, распоряжения

проверка методов  оценки материальных ресурсов и готовой  продукции

17.04-17.04.12 г.

Петрова П П

учетная политика, приказы, распоряжения

проверка формирования резервов

17.04-17.04.12 г.

Иванова И И

учетная политика, приказы, распоряжения

проверка методов  оценки активов и обязательств

17.04-18.04.12 г.

Петрова П П

учетная политика, приказы, распоряжения


 

Программа проверки организации бухгалтерского учета  и учетной политики является развитием плана организации бухгалтерского учета и учетной политики и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации этого плана.

Источники информации служат учетная политика для целей  бухучета и для целей налогообложения; рабочий план счетов, протоколы заседания  комиссий по определению срока полезного использования внеоборотных активов; платежно-расчетная документация; первичные учетные документы, оформляемые при движении активов; регистры бухучета по счетам 01 «ОС», 04 «НМА», 10 «Материалы», 41 «Товары», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы»; 19 «НДС по приобретенным ценностям», 68 «Расчеты по налогам и сборам»; ФБО; регистры налогового учета; документы налогового контроля.

Аудиторские процедуры, используемые при аудите организации  бухгалтерского учета и учетной политики:

1) проверка (инспектирование)  документов; 

2) наблюдение (отслеживание) отражения финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерской документации;

3) получение  разъяснений у руководства аудируемого  лица; 

4) аналитические  процедуры.

 

2.3 Аудиторская  проверка учетной политики

 

При проведении аудиторской проверки учетной политики необходимо установить:

  • наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;
  • соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов;
  • последовательность применения учетной политики;
  • наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты;
  • полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;
  • соблюдение учетной политики.

Необходимо  проверить, соблюдается ли установленный  ПБУ 1/08 порядок принятия учетной политики:

  • издан ли приказ (распоряжение) руководителя организации об учетной политике (п.9 ПБУ 1/08);
  • утверждены ли рабочий план счетов, формы используемых нетиповых первичных документов, правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества, порядок контроля хозяйственных операций и др. (п.5 ПБУ 1/08);
  • издавался ли приказ о дополнениях, вносимых в учетную политику (п.16 ПБУ 1/08);
  • издавался ли приказ об изменении учетной политики (п.17 ПБУ 1/08).

Исходя из требований п.16 ПБУ 1/08 дополнения в учетную политику в течение года могут быть внесены в момент приобретения организацией активов или при возникновении фактов деятельности, имеющих вариантность в законодательстве, но не имеющих аналогов в практике данной организации.

Анализируя  содержание приказа (распоряжения) об учетной политике, аудитор выясняет:

- все ли положения приказа являются элементами учетной политики;

- все ли аспекты (организационно - технический, методологический, налоговый) учетной политики нашли в ней отражение.

Тестирование помогает аудитору выявить, какие из аспектов учетной политики отражены не в полной мере. Наиболее часто в приказе (распоряжении) не находят отражения вопросы:

  1. Организационно - технические:
  • правила и график документооборота;
  • внутренняя отчетность (состав, формы, периодичность, сроки составления и представления, пользователи);
  • система внутреннего контроля (служба внутреннего аудита, специалист, лично руководитель);
  • положение о бухгалтерии и должностные инструкции на работников бухгалтерии;
  • порядок проведения инвентаризаций.
  1. Методологические:
  • способы контроля отклонений фактического расхода материалов от норм;
  • порядок списания общехозяйственных и коммерческих расходов;
  • способы распределения косвенных расходов;
  • оценка незавершенного производства.
  1. Налоговые:
  • порядок организации раздельного учета затрат (по видам деятельности, по реализованным товарам, облагаемым разными ставками НДС и необлагаемым НДС и налогом с продаж, и т.п.);
  • порядок организации раздельного учета объектов социальной сферы.

Для оценки полноты и правильности положений учетной политики аудитор должен убедиться, что в распорядительных документах по учетной политике содержится информация, обосновывающая:

-   выбор организацией способов бухгалтерского учета;

Информация о работе Аудит учетной политики