Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 12:00, курсовая работа
Учетная политика организации является элементом системы регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, организации самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
0б учетной политике можно говорить как в широком, так и в узком смысле слова.
Введение
Теоретические и методологические основы организации бухгалтерского учета на предприятии
1.1 Структура организации бухгалтерского учета на предприятии
Аудиторские процедуры проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики на предприятии
Нормативное регулирование аудиторской проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия.
2.Организационно- экономическая характеристика ЗАО «Березки»
2.1 Организационно- правовая форма предприятия ЗАО «Березки»
2.2 Экономическая характеристика предприятия
2.3 Организация внутреннего контроля в ЗАО «Березки»
3. Организация аудиторской проверки в ЗАО «Березки»
3.1Подготовительный этап аудиторской проверки
3.2 Планирование аудита
3.3 Выполнение аудиторских процедур
3.4 Оформление результатов аудита
Выводы и предложения
Список литературы
Приложения
Методический аспект приказа предполагает выбор альтернативных вариантов элементов учетной политики с учетом требований нормативных документов.
Формируя учетную политику, предприятие должно раскрывать выбранные способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания которых пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка имущественного и финансового состояния, денежного оборота или результатов деятельности предприятия. К ним относятся способы, указанные в таблице 1.2.
Таблица 2. «Способы ведения бухгалтерского учета»
№ |
Способы ведения бухгалтерского дела |
Содержание |
1 |
2 |
3 |
1 |
Установление границы между основными средствами и хозяйственным инвентарем |
Предприятие решает: какова
величина верхнего предела стоимости
средств труда, относящихся к
хозяйственному инвентарю, или. Иначе,
нижнего предела стоимости |
2 |
Порядок начисления амортизации основных средств |
Предприятие решает, каким
образом производить
|
3 |
Порядок начисления амортизации нематериальных активов |
Предприятие решает, какие объекты нематериальных активов подлежат амортизации:
|
4 |
Способ оценки нематериальных ресурсов |
Предприятие решает, каким способом оценки пользоваться для определения фактической себестоимости списываемых материальных ресурсов:
|
5 |
Порядок учета и приобретения (заготовления) материальных ценностей |
Предприятие решает, как отражать в бухгалтерском учете операции заготовления и приобретения материальных ценностей: с использованием или без использования счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов». |
6 |
Вариант учета ремонта основных средств |
Предприятие решает, как отражать в бухгалтерском учете ремонт основных средств:
|
7 |
Учет расходов будущих периодов и сроки их погашения |
Предприятие решает, в течение какого периода затраты, отраженные как расходы будущих периодов, должны быть списаны по принадлежности на себестоимость или другие источники. Указывает: сроки погашения расходов будущих периодов по каждой позиции; структуру расходов будущих периодов. |
8 |
Способы группировки и списание затрат на производство |
Предприятие решает, какой способ группировки и списания затрат использовать:
|
9 |
Вариант учета выпуска продукции |
Предприятие предусматривает
возможность организации учета
с применением или без |
10 |
Способ распределения косвенных расходов |
Предприятие решает, по какому признаку распределять косвенные расходы между отдельными объектами учета пропорционально:
|
11 |
Метод оценки незавершенного производства |
Незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в балансе:
|
12 |
Метод распределения коммерческих расходов |
Предприятие может распределять коммерческие расходы одним из способов:
|
13 |
Способ оценки товаров
(для организаций розничной |
Предприятие решает, по какой стоимости учитывать товары, приобретенные для продажи - покупной или продажной. |
14 |
Порядок учета курсовых разниц по валютным счетам и операциям в иностранной валюте |
Предприятие решает, как отражать в текущем бухгалтерском учете курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте:
|
15 |
Способ оценки задолженности полученным кредитам и займам |
Предприятие решает, как оценивать задолженность по полученным займам:
|
16 |
Перечень резервов предстоящих расходов и платежей |
Предприятие решает, создавать или не создавать резервы:
|
17 |
Образование оценочных резервов |
Предприятие решает, создавать ли оценочные резервы. |
18 |
Учет резервного фонда |
Предприятие решает вопрос о создании резервного фонда отчетного периода и о порядке отчислений от прибыли в резервный фонд. |
19 |
Вариант распределения и использования чистой прибыли |
Предприятие решает, создавать какие-либо фонды из нераспределенной прибыли с определением назначения каждого из них и порядка формирования и использования или фонды специального назначения не создавать. |
20 |
Порядок отражения в учете начисления и выплаты дивидендов |
Предприятие решает:
|
Принятая учетная политика предприятием должна раскрываться для внешних пользователей финансовой информации, то есть предаваться гласности. В публикуемом отчете подлежат описанию не все составляющие учетной политики, а лишь основные ее положения (существенные способы ведения учета). Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания которых пользователи бухгалтерской отчетности не смогут сделать полезные выводы по ней. Раскрытию подлежат главным образом методические способы ведения учета.
Основные положения учетной политики могут раскрываться в отчетности двумя способами: описанием каждого из них либо отклонений от общих правил. Второй способ целесообразен для отчетности «внутрироссийского пользования», рассчитанной на подготовленного читателя, то есть пользователя, имеющего представление о правила учета, действующих в стране. При этом основные положения учетной политики раскрываются лишь тогда, когда они отличаются от общих правил. Если при составлении финансовой отчетности предприятие строго следует общепризнанным правилам, то в отчете достаточно ограничиться указанием этого факта. Если же предприятие допускает отступление от таких правил, то они подробно описываются в пояснениях к отчету вместе с причинами этих отступлений[6;116].
Кроме положений, отличных от общепризнанных, информация об учетной политике должна содержать сведения о положениях, сформированных предприятием: в результате выбора, сделанного из нескольких допускаемых вариантов; исходя из отраслевой принадлежности предприятия; в результате нетрадиционного применения допускаемых вариантов, в том числе отраслевых.
Во всех случаях учетная
политика организации должна отвечать
шести требованиям ведения
При формировании учетной политики по конкретному направлению (вопросу) ведения бухгалтерского учета организацией выбирается один способ из нескольких допускаемых законодательством (например, порядок начисления амортизации по основным средствам). Организация имеет право самостоятельно разрабатывать способы ведения учета в случаях отсутствия установленных норм, руководствуясь при этом общеметодическими подходами и действующими Положениями по бухгалтерскому учету[13;254].
Общие положения, одинаковые для всех организаций, не следует включать в учетную политику. При ее формировании рассматриваются только те вопросы, решение которых в соответствии с нормативными документами может отличаться от принятых в других организациях. Наличие в нормативно-правовых актах формулировок «может» или имеет право« влечет за собой определение очередного элемента учетной политики.
Ответственность за формирование учетной политики в организации несет главный бухгалтер. Утверждение учетной политики входит в компетенцию руководителя организации.
В современных условиях единой методики составления учетной политики нет. Каждое предприятие вправе самостоятельно разрабатывать ее положения. Основываться же надо на рекомендациях ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина от 9 декабря 1998 г. № 60-н, а также на других нормативных документах по бухгалтерскому учету. При этом необходимо соблюдать следующие принципы: допущения имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики, допущения временной определенности факторов хозяйственной деятельности.
Цель аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия — установить соответствие организации бухгалтерского учета и учетной политики требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности предприятия. Это необходимо для установления вероятности возникновения существенных ошибок, влияющих на достоверность показателей финансовой отчетности проверяемого предприятия.
Источники информации для проверки: Положение об учетной политике предприятия, Положение о бухгалтерии, должностные инструкции сотрудников бухгалтерии, график документооборота, рабочий план счетов, Положение об инвентаризациях, описание технологического процесса компьютерной обработки учетной информации, результаты анкетирования сотрудников бухгалтерии и др.
Для достижения поставленной цели аудиторы должны решить следующие задачи;
> установить
соответствие организационной
> охарактеризовать системы документации и документооборота;
> дать оценку учетной политики предприятия, и проверить порядок ее соблюдения.
Объем учетной работы на конкретном предприятии определяется рядом факторов: составом задач, которые ставит руководство перед учетными работниками; количеством, разнообразием и сложностью регистрируемых хозяйственных операций; уровнем компьютеризации учетного процесса и др. В зависимости от этого устанавливается штат бухгалтерии, ее структура и выбирается форма бухгалтерского учета. На основе такой оценки определяется содержание, масштаб и количество аудиторских процедур.
В ходе проверки аудиторы на основании изучения Положения о бухгалтерской службе, должностных инструкций, устных опросов главного бухгалтера и сотрудников службы выясняют ее организационную структуру, распределение обязанностей, сложность выполняемых работ, уровень квалификации учетного персонала, проводят анализ объектов учета, видов и объема обрабатываемой учетной информации, использование компьютерных технологий.
Особое внимание уделяется аудиторами проверке наличия и соблюдения должностных инструкций, т.к. именно они определяют разделение обязанностей и ответственности между работниками бухгалтерии. В них должны быть предусмотрены: порядок назначения на должность, подчиненность, нормативные акты, регламентирующие его деятельность; квалификационные требования; состав работ, соответствующих данной должности; перечень обязанностей работника; права работника, необходимые для выполнения возложенных на него обязательств; функции, за выполнение которых работник несет ответственность.
Следует проверить, имеется ли в данной организации распределение обязанностей по выполнению учетных работ между работниками бухгалтерской службы и другими работниками, ответственными за правильность оформления и своевременность представления необходимой информации.
Аудитор должен проверить укомплектованность бухгалтерского аппарата, соблюдение штатной дисциплины, правильность распределения обязанностей, профессиональную подготовку отдельных работников учета, организацию труда и т.д.
На эффективность постановки системы бухгалтерского учета, а также системы управления организации в целом, значительное влияние оказывает организация первичного учета. Поэтому аудитору необходимо проверить, соблюдаются ли в данной организации необходимые требования к оформлению первичных документов, содержатся ли в них обязательные реквизиты. В связи с этим в бухгалтерии организации должны быть перечень и образцы документов с указанием порядка их заполнения, а также нормативные, инструктивные и справочные материалы для работы бухгалтеров.
Аудитор должен
установить, насколько обоснованно разработ
Указанные выше документы внутренней регламентации, являются также элементом учетной политики организации. Поэтому далее, аудитор должен установить обоснованность формирования учетной политики организации, соблюдение выбранных предприятием организационных, методических и технических аспектов учетной политики в течение календарного года, таких как:
- варианты погашения стоимости основных средств и нематериальных активов;
- порядок
признания, учета и
- порядок учета и оценки кредитов банков и займов
других организаций;
- формы бухгалтерского учета;
- порядок организации и проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
- порядок оформления и представления внутрипроизводственной отчетности;
- построение системы внутрихозяйственного контроля организации и др.
После такого обзорного обследования, аудитор должен сделать для себя выводы, позволяет ли построенная система в данной организации гарантировать, что хозяйственные операции верно и своевременно отражены на счетах и что ограничена возможность появления умышленных нарушений и ошибок.
Учетная политика организации может быть изменена в следующих случаях:
Изменения в учетной политике должны быть обоснованными и оформляются в таком же порядке, как и учетная политика.
Последствия изменений в учетной политике, не связанные с изменением законодательства РФ, должны быть оценены в стоимостном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на первое число месяца, с которого применяются измененные способы ведения бухгалтерского учета[8;52].
Учетная политика организации формируется
главным бухгалтером (бухгалтером)
организации и утверждается ее руководителем
соответствующей
При формировании учетной политики
организация осуществляет выбор
одного способа ведения бухгалтерского
учета из нескольких, допускаемых
законодательством и