Аудит в системе финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:57, реферат

Описание работы

В этой теме рассмотрены понятия аудиторской деятельности, аудита, его цели и задачи. Здесь же рассмотрены принципы аудита, а также виды сопутствующих аудиту услуг. Отдельно определены субъекты обязательного аудита и ответственность аудируемого субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки.

Файлы: 1 файл

АУДИТ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.docx

— 33.03 Кб (Скачать файл)

ТЕМА 1. АУДИТ  В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РФ

 

1.1. Понятие  аудиторской деятельности

 

В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" (ст.1) аудиторская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Общая классификация аудиторской деятельности представлена на рис. 1.1.

 

                    ┌────────────────────────┐

                    │Аудиторская деятельность│

                    └───────────┬────────────┘

       ┌────────────────────────┴──┐

┌──────┴─────────────┐       ┌─────┴─────────────────────────────┐

│Обязательный аудит  │       │    Сопутствующие аудиту услуги    │

└────────────────────┘       └─────┬─────────────────────────────┘

                                   │  ┌──────────────────────────

┌──────────────────────────────┐   ├──┤     Консультирование     │

│     Ведение, постановка,     │   │  └──────────────────────────┘

│восстановление бухгалтерского ├───┤  ┌──────────────────────────┐

│учета, составление отчетности │   │  │   Анализ хозяйственной   │

└──────────────────────────────┘   │  │   деятельности, оценка   │

                                   ├──┤   активов и пассивов,    │

┌──────────────────────────────┐   │  │     компьютеризация,     │

│Внутренний аудит, инициативный│   │  │   аудиторские научные    │

│ аудит, аудит по специальным  ├───┤  │  исследования, обучение  │

│     аудиторским заданиям     │   │  └──────────────────────────┘

└──────────────────────────────┘   │  ┌──────────────────────────┐

                                   └──┤   Другие сопутствующие   │

                                      │      аудиту услуги       │

                                      └──────────────────────────┘

 

Рис. 1.1. Общая  классификация аудиторской деятельности

в России

 

Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ. На основании и во исполнение указанного Закона и иных федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства РФ об аудиторской деятельности.

В Законе "Об аудиторской деятельности" определена сфера аудита - проверка бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей, а также его цели.

В отечественной теории и практике аудита признается следующая система  его классификации.

Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными  аудиторами с целью объективной  оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

Внутренний  аудит представляет собой независимую  деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах  руководителей. Цель внутреннего аудита - помочь сотрудникам организации  эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной организации. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего  аудита можно поручить ревизионной  комиссии или аудиторской фирме  на договорных началах.

Инициативный  аудит - это аудит, который проводится по решению руководства предприятия  или его учредителей. Основная цель инициативного аудита - выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, налогообложении, провести анализ финансового состояния  хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и  отчетности.

Обязательный  аудит - это аудит, проведение которого обусловлено прямым указанием в  Федеральном законе и других федеральных законах.

Обязательный  аудит - это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального  предпринимателя.

1. Обязательный аудит проводится  в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую  форму открытого акционерного  общества;

2) если ценные бумаги организации  допущены к обращению на торгах  фондовых бирж и (или) иных  организаторов торговли на рынке  ценных бумаг;

3) если организация является кредитной  организацией, бюро кредитных историй,  организацией, являющейся профессиональным  участником рынка ценных бумаг,  страховой организацией, клиринговой  организацией, обществом взаимного  страхования, товарной, валютной  или фондовой биржей, негосударственным  пенсионным или иным фондом, акционерным  инвестиционным фондом, управляющей  компанией акционерного инвестиционного  фонда, паевого инвестиционного  фонда или негосударственного  пенсионного фонда (за исключением  государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи  продукции (продажи товаров, выполнения  работ, оказания услуг) организации  (за исключением органов государственной  власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных  учреждений, государственных и муниципальных  унитарных предприятий, сельскохозяйственных  кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному  год превышает 400 миллионов рублей  или сумма активов бухгалтерского  баланса по состоянию на конец  предшествовавшего отчетному года  превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением  органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного  фонда, а также государственного  и муниципального учреждения) представляет  и (или) публикует сводную (консолидированную)  бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных  федеральными законами.

(часть 1 в  ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 400-ФЗ)

2. Обязательный аудит проводится  ежегодно.

3. Обязательный аудит бухгалтерской  (финансовой) отчетности организаций,  ценные бумаги которых допущены  к обращению на торгах фондовых  бирж и (или) иных организаторов  торговли на рынке ценных бумаг,  иных кредитных и страховых  организаций, негосударственных  пенсионных фондов, организаций,  в уставных (складочных) капиталах  которых доля государственной  собственности составляет не  менее 25 процентов, государственных  корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности  проводится только аудиторскими  организациями.

(в ред.  Федерального закона от 01.07.2010 N 136-ФЗ)

4. Договор на проведение обязательного  аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля  государственной собственности  составляет не менее 25 процентов,  а также на проведение аудита  бухгалтерской (финансовой) отчетности  государственной корпорации, государственной  компании, государственного унитарного  предприятия или муниципального  унитарного предприятия заключается  по итогам размещения заказа  путем проведения торгов в  форме открытого конкурса в  порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

(часть 4 в  ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 136-ФЗ).

При проведении обязательного аудита аудиторские  организации обязаны страховать риск ответственности за нарушение  договора. Закон обязывает аудиторские  организации и индивидуальных аудиторов  хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались  сопутствующие аудиту услуги. В соответствии со ст.21 Федерального закона "Об аудиторской  деятельности" ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите определена следующим  образом: Аудиторские организации  и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Осуществление аудиторской деятельности аудиторской организацией или индивидуальным аудитором без получения соответствующей лицензии влечет взыскание штрафа с аудиторской организации или индивидуального аудитора в размере от 100 до 300 МРОТ. 3. Уклонение организации или индивидуального предпринимателя, подлежащих обязательному аудиту, от его проведения или препятствование его проведению, влекут взыскание штрафа с организации и индивидуального предпринимателя в размере от 500 до 1000 МРОТ. 4. Взыскание штрафов, предусмотренных пп.2 и 3, производится в судебном порядке на основании постановления уполномоченного федерального органа о привлечении к ответственности за указанные правонарушения.

Тот факт, что необходимость аудита в  ряде случаев установлена актами законодательства, а не желанием руководителей  экономических субъектов, имеет  свои причины и определенные последствия  как для аудиторов, проводящих аудит, обязательный для экономических  субъектов, так и для этих экономических  субъектов.

Причины необходимости проведения обязательного  аудита.

1. Субъекты обязательного аудита, как правило, работают с денежными  средствами физических и / или  юридических лиц - это банки,  страховые организации, негосударственные  пенсионные фонды, открытые акционерные  общества. Работники указанных организаций  не всегда умеют квалифицированно  читать бухгалтерскую отчетность, анализировать финансовые показатели, делать адекватные выводы. В случае  аудита таких экономических субъектов  аудитор выступает посредником  между проверяемым экономическим  субъектом и заинтересованным  в деятельности экономического  субъекта, но не вполне квалифицированным  пользователем бухгалтерской отчетности.

2. Устанавливая обязательность подтверждения  отчетности предприятий, имеющих  большой объем выручки от реализации, размеры имущества, государство  таким образом организует контроль  деятельности этих предприятий  как крупных налогоплательщиков.

С точки зрения развития аудита в научной  литературе выделяют три функции  аудита: подтверждающую, системно - ориентированную  и функцию аудита, базирующуюся на риске.

Подтверждающая - характеризуется тем, что при  проведении проверки аудитор проверяет  и подтверждает практически каждую хозяйственную операцию, параллельно  с бухгалтером создает собственные  учетные регистры.

Так как аудит - это предпринимательская  деятельность, т.е. деятельность, направленная на извлечение прибыли, аудиторы должны применять такие методы, которые  позволили бы максимально сократить  время на проведение проверки, не снижая качества.

Системно - ориентированная - предусматривает  наблюдение систем, которые контролируют операции. Данная функция позволяет  аудиторам проводить экспертизу на основе внутреннего контроля. При  хорошей работе системы внутреннего  контроля облегчается проведение внешнего аудита.

Аудит, базирующийся на риске, - это такой  аудит, когда проверка может производиться  выборочно, в основном - узких мест (критических точек) в работе предприятия. Сосредоточив аудиторскую работу в  областях, где риски выше, можно  сократить время, затрачиваемое  на проверку областей с низким риском. Те, кто полагается на суждение аудиторов, считают, что это может обеспечить более эффективную с точки  зрения затрат проверку.

В зависимости от объекта изучения в практической деятельности принято  выделять три вида аудита: финансовый, на соответствие и операционный.

Финансовый  аудит (или аудит финансовой отчетности) предусматривает оценку достоверности  финансовой информации. В качестве критериев оценки обычно используют общепринятые принципы организации  бухгалтерского учета. Финансовый аудит  проводится преимущественно независимыми аудиторами, результатом работы которых  является заключение относительно финансовых отчетов. По форме и содержанию финансовый аудит наиболее близок аудиту, осуществляемому  в России.

Аудит на соответствие предназначен для проверки соблюдения предприятием конкретных правил, норм, законов, инструкций, договорных обязательств, которые оказывают  воздействие на результаты операции или отчеты. В процессе проверки на соответствие устанавливают, соответствует  ли деятельность предприятия его  уставу, правильно ли начисляются  средства на оплату труда, обоснованно  ли производится начисление и уплата налогов и др.

Информация о работе Аудит в системе финансового контроля