Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 15:43, контрольная работа
Получение достаточных доказательств позволяет аудитору дать независимую оценку состояния учета нематериальных активов и выявить нарушения и отступления от действующего законодательства и установленных правил. Обнаруженные в ходе проверки ошибки и нарушения фиксируются в рабочей документации аудиторов, и определяется их количественное влияние на показатели бухгалтерской отчетности. По каждому нарушению указываются: нормативный документ, требования которого нарушены, сумма ущерба, оценка существенности и значимости влияния выявленного нарушения на результаты деятельности предприятия и достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности.
1. Лицензирование аудиторской деятельности
2. Аудит учетной политики организации (предприятия) с точки зрения наличия и достаточности информации для проведения аудита нематериальных активов
Аудитором должны быть проверены:
Раскрытие информации в рамках поставленных вопросов опирается на соответствующие источники, с помощью которых аудитор может получить информацию о предмете проверки.
Источники информации по данному объекту проверки включают:
1) нормативные
документы по учету
2) приказ по учетной политике;
3) финансовую
(бухгалтерскую) отчетность
4) бухгалтерские
регистры синтетического и
5) первичные
документы по оформлению
Изучая информационную базу, аудитор должен установить, насколько многочисленны операции с нематериальными активами для данного предприятия. Если объем таких операций значителен, то аудитору необходимо детально исследовать все аспекты, связанные с их движением.
Наиболее полно информация о методических аспектах учета нематериальных активов содержится в приказе об учетной политике, а именно:
• порядок учета поступления и выбытия нематериальных активов;
• выбранный метод начисления амортизации;
• правила проведения инвентаризации и порядок осуществления контроля за сохранностью и эксплуатацией нематериальных активов.
Информация по нематериальным активам содержится в финансовой (бухгалтерской) отчетности организации: в форме № 1
«Бухгалтерский баланс» — показатели о нематериальных активах сгруппированы в первом разделе актива баланса; в форме № 5
«Приложение к бухгалтерскому балансу» — информация о движении нематериальных активов, начисленной амортизации за отчетный период; а также в пояснительной записке, прилагаемой к балансу.
Бухгалтерские регистры по учету нематериальных активов могут быть различными. Это зависит от применяемых форм и способов ведения бухгалтерского учета в организации, а также от видов и групп нематериальных активов. Аудитор должен проанализировать регистры синтетического и аналитического учета (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 04, 05, 60, 76, 91, 97 и др., Главную книгу.
Первичные документы, которыми оформляются операции с не-материальными активами, зависят от видов нематериальных активов, которыми располагает предприятие. Формы применяемых первичных документов должны содержать все необходимые реквизиты. К таким документам относятся:
Аудитор
обращает внимание на применение типовых
форм первичной учетной документации
для отражения операций с нематериальными
активами, их соответствие унифицированным
формам первичной учетной
Кроме того, аудиторы изучают:
Нормативная база — это совокупность документов, определяющих нормативное регулирование процедур по приобретению, хранению, эксплуатации, выбытию нематериальных активов и налогообложению хозяйственных операций, связанных с их движением.
При проведении аудиторской проверки операций по учету нематериальных активов следует руководствоваться следующими основными нормативными документами.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации, глава 25.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части 1, 2).
3. Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ.
4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н.
5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утверждены Приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н.
6. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утверждено Приказом Минфина России от 09.12.1998 №60н.
7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утверждено Приказом Минфина России от 16.10.2000 №91н.
8. Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утверждено Письмом Минфина России от 30.12.1993 № 160.
9. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждены Приказом Минфина России от 13.06.1995 №49. 10. Постановление Госкомстата Российской Федерации от 30.10.1997 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».
11. Федеральный закон Российской Федерации «О лизинге» от 29.10.1998 № 164-ФЗ.
12. Федеральный закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 № 5351-1.
13. Федеральный
закон Российской Федерации «
План и программа проверки нематериальных активов
При планировании
проверки нематериальных активов необходимо
разработать план и на его основе
программу аудита, в которых предусмотреть
проведение необходимых аналитических
процедур, степень автоматизации
обработки учетной
План проверки нематериальных активов включает следующие показатели: период проведения проверки, исполнителей проверки, планируемый аудиторский риск, планируемый уровень существенности, планируемые виды работ.
Развитием
плана проверки является рабочая
программа, которая представляет собой
детальный перечень содержания аудиторских
процедур по существу и тестов средств
контроля. Аудиторские процедуры
и тесты средств контроля должны
включать получение следующих
Выводы аудитора, документально подтвержденные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления отчета и основанием для формирования объективного мнения аудитора.
В программе указываются области аудита нематериальных активов с повышенным внутренним риском. Это позволяет аудитору оптимизировать процедуры по сбору аудиторских Доказательств.
Программа аудиторской проверки нематериальных активов служит подробной инструкцией для проверяющих и объединяет следующие необходимые участки аудита нематериальных активов:
В целях разработки эффективного подхода к аудиту нематериальных активов на стадии планирования аудитор должен оценить систему внутреннего контроля. Эта оценка подтверждается или корректируется при проведении аудиторских процедур по существу.
Для определения критериев оценки результатов на стадии планир ования, характера и объема проводимых аудиторских процедурпри составлении программы аудита нематериальных активов необходимо установить уровень существенности и приемлемый аудиторский риск по аудируемому разделу.
Эти два компонента позволяют выявить объекты повышенного внимания при планировании контрольных процедур и уточнить аудиторский риск.
Система внутреннего контроля нематериальных активов изучается аудитором, прежде всего, с точки зрения реальности и действенности ее функционирования.
Для подтверждения первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета на основе полученной информации аудитор может использовать заранее разработанные тесты (вопросники), по результатам которых уточняется оценка надежности системы и сравнивается с первоначальной оценкой, полученной на стадии планирования.
При наличии
в организации большого количества
операций с нематериальными активами
внутрихозяйственный риск чаще всего
оценивается как высокий, так
как имеется большая
Оценка
слабых мест системы внутреннего
контроля помогает определить основные
направления аудиторской
Методы проверки
В ходе аудита нематериальных активов проверяются: