Аудиторская проверка операций по расчетному счету

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 08:00, курсовая работа

Описание работы

В процессе финансово-хозяйственной деятельности все предприятия вступают во взаимоотношения с различными контрагентами. Эти взаимоотношения основаны на денежных расчетах. При этом каждое предприятие является плательщиком и получателем денежных средств от других юридических и физических лиц. Таким образом, денежные операции носят массовый характер, поэтому рациональная организация учета и контроля за движением денежных средств в ходе осуществления хозяйственной деятельности предприятия приобретает первостепенное значение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТНОМУ СЧЕТУ 4
1.1. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «БИК» 4
1.2. ОБЪЕКТ АУДИТА И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 6
1.3. ПОРЯДОК ТЕСТИРОВАНИЯ СИСТЕМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ 9
1.4. УРОВЕНЬ СУЩЕСТВЕННОСТИ И АУДИТОРСКИЙ РИСК 12
1.4.1. Расчет уровня существенности 12
Балансовая прибыль 12
1.4.2. Расчет риска необнаружения 12
1.4.3. Расчет количества необходимых человеко-часов 13
2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТНОМУ СЧЕТУ 14
2.1. ПРОГРАММА АУДИТА ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТНОМУ СЧЕТУ 14
Период аудита 1.03.2009– 17.03.2009 15
Руководитель аудиторской группы Лазаренко О.С. 15
ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ 16
ИСПОЛНИТЕЛЬ 16
2.2. ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЗА ОПЕРАЦИЯМИ НА РАСЧЕТНОМ СЧЕТЕ В БАНКЕ 20
2.3. ПРОВЕРКА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТНОМУ СЧЕТУ 20
РАСЧЕТ 23
2.4. ПРОВЕРКА ПОЛНОТЫ И ПРАВИЛЬНОСТИ СИНТЕТИЧЕСКОГО УЧЕТА ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТНОМУ СЧЕТУ 23
2.5. ПРОВЕРКА ЗАКОННОСТИ СПИСАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ С РАСЧЕТНОГО СЧЕТА 24
3. ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТНОМУ СЧЕТУ 25
3.1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 25
3.2. ОТЧЕТ АУДИТОРСКОЙ ФИРМЫ 25
3.3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ФИРМЫ РУКОВОДИТЕЛЮ ФИРМЫ «БИК» ООО ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЗА 2009 ГОД 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

Аудиторская проверка операций по расчетному счету.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

2. Чек (денежный) является основанием  для получения денежных средств  с расчетного счета. Хранятся  чеки в кассе в сброшюрованной  чековой книжке. Чековые книжки  выдаются банком, обслуживающим  предприятие. Выписывается чек  в одном экземпляре. Денежные чеки подписываются руководителем, главным бухгалтером и заверяются печатью предприятия. 5

3. Платежное поручение - это приказ  банку о перечислении указанной  суммы по соответствующему адресу. Выписывается оно в четырех  экземплярах машинописным текстом. Первый экземпляр подписывается руководителем, главным бухгалтером и заверяется печатью.6

4. Платежное требование-поручение  - это требование поставщика покупателю  оплатить стоимость отправленной  по договору поставки продукции,  работ, услуг. Записывается в четырех экземплярах машинописным текстом. 7

Периодически банк выдает владельцу  счета выписки с расчетного счета. Выписка с расчетного счета - второй экземпляр лицевого счета организации, открытого ему банком. В ней показывается остаток на начало периода, движение за отчетный период с разбивкой по каждой операции и конечный остаток. Выписка с расчетного счета является регистром аналитического учета операций по расчетному счету. К ней прилагаются все документы, по которым производится зачисление и списание сумм. Полученные выписки с приложенными документами в бухгалтерии подвергаются тщательной проверке. На полях проверенной выписки проставляются коды счетов, которые корреспондируют со счетом 51. 8

Выписки из расчетного счета служат основанием для учетных записей по синтетическому счету 51 "Расчетный счет". Это счет активный, основной, денежный.

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Счет 51 «Расчетный счет»

Сальдо – остаток  денежной наличности на расчетном счете  на определенную дату

Списание денежных средств  с расчетного счета

Поступление денежных средств на расчетный  счет

 

Оборот по дебету (ОД)

Оборот по кредиту (ОК)

Сальдо – конечное

 

= СН+ОД-ОК

 

 

Целью аудиторской проверки операций на расчетном счете в банке  является формирование мнения о достоверности  бухгалтерской отчетности по разделу "Денежные средства" и соответствии применяемой методики учета денежных средств на расчетном счете в банке действующим в Российской Федерации нормативным документам.

Информационная база, используемая аудитором при проверке операций по счетам в банке, включает:

  • основные нормативные документы, регулирующие порядок проведения операций на расчетном счете в банке и бухгалтерский учет этих операций;
  • бухгалтерскую отчетность (Бухгалтерский баланс (ф. N 1) и Отчет о движении денежных средств (ф. N 4);
  • налоговую отчетность (сведения о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте);
  • приказ об учетной политике организации;
  • регистры синтетического учета операций на счетах в банке;
  • первичные документы, оформляющие операции по счетам в банке.

По приказу об учетной политике аудитор знакомится:

  • с рабочим планом счетов, используемых для отражения операций по счетам в банке;
  • применяемой формой бухгалтерского учета и перечнем регистров по учету денежных средств на счетах в банке;
  • документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных с учетом денежных средств на счетах в банке;
  • перечнем лиц, которым предоставлено право подписи денежных и расчетных документов по операциям на счетах в банке.

  • 1.3. Порядок тестирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля

 

При аудите операций по расчетному счету аудитор проверяет:9

  • порядок ведения учетных регистров;
  • ведутся ли регистры синтетического учета по каждому расчетному счету, открытому в банке, составляется ли сводный регистр;
  • своевременность отражения в регистрах синтетического учета операций по движению денежных средств на расчетном счете; производятся ли записи в учетные регистры по каждой выписке банка;
  • тождественность записей в учетных регистрах и в выписке банка.

Проверяя полноту зачисления денежных средств, перечисленных покупателями и заказчиками в оплату поставленных материально-производственных запасов, выполненных работ и оказанных услуг, необходимо сверить записи по дебету счета 51 "Расчетный счет" с кредитовыми записями учетных регистров по счетам 90 "Продажи" или 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами ". 10

Поступление денежных средств от финансово-кредитных организаций в виде кредитов проверяют путем встречной сверки записей по регистрам бухгалтерского учета по счетам 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам", 51 "Расчетный счет", 55 "Специальные счета в банках", а также сверки выписок и приложенных к ним документов. Особое внимание аудитор должен уделить проверке полноты оприходования наличных денежных средств, сдаваемых в кассу банка (кредитной организации). Для этого проводят встречную проверку записей с данными учетного регистра по кредиту счета 50 "Касса ". Перечисление денежных средств с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам следует анализировать в разделе аудита расчетных операций по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", чтобы установить, насколько реально и обоснованно они использованы. 11

Детальной проверке должны быть подвергнуты операции по счету 51 "Расчетный счет" в сопоставлении со счетами учета затрат (20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы", 25 "Общепроизводственные расходы" и др.), так как в данном случае может быть сокрыто перечисление средств за невыполненные работы, не оказанные услуги.

Оценка внутреннего контроля на предприятии была проведена на основании  требования стандарта “Изучение  и оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля  в ходе аудита”. В соответствии с этим стандартом эффективность и надежность системы внутреннего контроля в организации можно оценить как средняя.

Во-первых, система внутреннего  контроля включает в себя надлежащую систему бухгалтерского учета.  А именно:

  1. в бухгалтерии находятся документы, регламентирующие создание и порядок ведения бухгалтерского учета
  2. документы оформляются в соответствии с требованиями законодательства. Они последовательно пронумерованы, оформляются в момент или непосредственно после совершения операции.
  3. поступление  и движение  материальных ценностей ведется не только в стоимостных, но и в натуральных измерителях, что позволяет говорить об эффективности и достоверности бухгалтерского учета материальных ценностей.

Во-вторых, была проанализирована контрольная среда предприятия.

Хозяйственная деятельность предприятия  в целом соответствует требованиям  действующего законодательства.

Организационная структура предприятия  не предполагает четкого разделения обязанностей, однако предусмотрено, чтобы работники не выполняли несовместимые функции, т.е. существует разделение выполнения функций управления и учета активов, осуществления хозяйственных и бухгалтерских операций. Приняты меры по обеспечению сохранности активов и бухгалтерских записей, а именно:  создание запасных копий, защита компьютерных программ.

На предприятии была проведена  аудиторская проверка за 2007 – 2008 гг.. По  ее результатам внесли  ряд существенных дополнений и поправок.

Также контрольная среда включает в себя и эффективную кадровую политику. На ООО «БиК» кадровая политика проводилась устаревшими способами. При подборе кадров не использовались  тестирование, анкетирование. Однако существуют и эффективные методы. Например, предприятие отправляет на стажировку за рубеж  молодых специалистов с целью их дальнейшего трудоустройства. Это говорит о том, что предприятие готовит себе необходимые кадры, компетентных и надежных работников.

Третьим элементом системы внутреннего  контроля являются отдельные средства контроля. Так, одной из процедур внутреннего контроля является проведение сверок расчетов. В результате сверок  составляются акты взаимной сверки расчетов, подтверждающие задолженности предприятий друг перед другом. Это позволяет осуществлять эффективный контроль за достоверностью отражения дебиторской и кредиторской задолженностей.

  • 1.4. Уровень существенности и аудиторский риск

Расчет уровня существенности производится в соответствии со стандартом аудиторской  деятельности “Существенность и  аудиторский риск”12.

  • 1.4.1. Расчет уровня существенности

Наименование показателя

Значение баз. показ., тыс .р.

Доля,

%

Значение, приним. для  нахождения уровня существ., тыс. р.

  • 1

2

3

4

  • Балансовая прибыль

1386,957

5

69,35

Валовый объем реализации без НДС

45600,354

2

912,01

Валюта баланса

22953,1

2

452,06

Собственный капитал

11235

10

1123,5

Общие затраты предприятия

44149,342

2

882,99


  • Среднее арифметическое показателей графы 4 =

    • (69,35+912,01+459,06+1123,5+882,99)/5=689,38

    Наименьшее значение отличается от среднего на:

    (689,38-69,35)/689,38*100%=89,9%, т.е. больше, чем  в 2 раза

    Наибольшее значение отличается от среднего на:

    (1123,5-689,38)/689,38*100%=63,0%

    Поскольку о в том, и другом случаях  отклонение наибольшего и наименьшего  показателей от среднего является значительным, принимаем решение отбросить значения 69,35 тыс. р. и 1123,5 тыс. р. и не использовать их при дальнейшем усреднении . находим новую среднюю величину:

    (912,35+459,06+882,99)/3=751,47 тыс. р.

    Полученную величину допустимо  округлить до 800 тыс. р. и использовать данный количественный показатель в качестве значения уровня существенности. Различие до и после округления составляет:(800-751,47)751,47*100%=6,4%, что находится в пределах 20%

    • 1.4.2. Расчет риска необнаружения

    При определении внутрихозяйственного риска  было установлено следующее:

      1. все учитываемые операции действительно имели место;
      2. хозяйственные операции были соответственным образом разрешены;
      3. совершенные операции учитываются, отражаются в учете;
      4. операции должным образом оцениваются;
      5. операции правильно разнесены по счетам;
      6. операции регистрируются своевременно;
      7. операции должным образом отражены в учетных регистрах и правильно перенесены в Главную книгу

     Исходя из этого и анализируя  особенности функционирования и  текущего экономического положения отрасли, в которой действует предприятие, опыт и квалификацию работников, ответственных за ведение учета и подготовку отчетности, а также сложность учитываемых хозяйственных операций, внутрихозяйственный риск можно оценить как низкий. Внутрихозяйственный риск равен 50%.

    Определение риска контроля - это  оценка системы внутрихозяйственного контроля с точки зрения способности  обнаруживать и предотвращать ошибки. Чем эффективнее система внутрихозяйственного контроля, тем ниже фактор риска  контроля.

     При общем знакомстве с системой внутреннего контроля предприятия  было выявлено наличие отдельных средств контроля, однако отсутствует схема документооборота, нет документа, в котором четко распределены обязанности работников. В связи с этим система внутреннего контроля была оценена как средняя, ей соответствует средний риск, равный 60%.

    Риск аудита примем равным 4%.

    Риск необнаружения = 4% /(50% + 60%)= 0,04%

    • 1.4.3. Расчет количества необходимых человеко-часов

    Расчет производится исходя из продолжительности  проверки – 12 дней, продолжительности рабочего дня – 8 часов и количества работающих аудиторов – 3 человека.    Итого: 12*8*3= 288 человеко-часов.

    2. Порядок проведения  аудиторской проверки операций  по расчетному счету 

    • 2.1. Программа аудита операций по расчетному счету

    План и программа аудиторской  проверки были разработаны в соответствии со стандартами аудиторской деятельности13.

    Информация о работе Аудиторская проверка операций по расчетному счету