Аудиторская проверка основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 09:37, реферат

Описание работы

Основные средства формируют основную составляющую материально-технической базы организаций и играют важную роль в осуществлении ведущих направлений их деятельности. С развитием рыночных отношений в учете основных средств произошли существенные изменения. Эти изменения коснулись: состава и структуры основных средств; амортизации их стоимости; учета долгосрочных инвестиций; учета операций, связанных с лизингом и арендой имущества; переоценки стоимости основных средств; учета и финансирования затрат на ремонт основных средств; учета реализации и прочего списания основных фондов. Аудиторская проверка, следовательно, должна проводиться по указанным направлениям.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………3
1. Цель аудиторской проверки ОС ……………………………………………………….5
2. Нормативные документы, устанавливающие порядок учета ОС ……………………6
3. Источники аудиторской информации. Этапы проверки ……………………………..9
4. Анализ учета поступления и выбытия объектов ОС ………………………………...11
5. Проверка постановки аналитического учета ОС …………………………………….13
6. Аудит достоверности расчета сумм амортизации по основным
средствам с примерами …………………………………………………………………...15
7. Метод начисления амортизации и порядок расчета ее сумм ………………………..19
8. Проверка объектов амортизируемых ОС ……………………………………………...22
9. Срок полезного использования объектов ОС для целей бухгалтерского
учета и налогообложения …………………………………………………………………23
10. Определение дат начала и прекращения начисления амортизации ………………..25
11. Выявление аудитором ошибок при налогообложении основных средств ..………26
Заключение ………………………………………………………………………………..30
Список используемой литературы ……………………………

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

      В соответствии  с Законом; сплошную проверку  фактического наличия материальных  ценностей, в ходе которой, как  правило, проверяется также наличие инвентарных номеров на инвентарные объекты основных средств. 

    

    

    

    

    

    

 

 

 

 

 

3. Источники аудиторской  информации. Этапы проверки

      Информационная  база, используемая аудитором при  проверке основных средств, включает:

* основные нормативные  документы, регулирующие вопросы  организации бухгалтерского учета  и налогообложения основных средств;

* приказ об учетной  политике организации;

* регистры синтетического  и аналитического учета движения  основных средств, используемые в организации;

* первичные документы  по отражению операций по основным  средствам;

* бухгалтерскую отчетность.

      Аудитор  должен ознакомиться с методологией  учета основных средств, изложенной  в приказе об учетной политике  организации. В частности, необходимо знать:

* лимит стоимости объектов  для их отнесения к основным  средствам и средствам в обороте;

* установленный перечень  объектов, относимых к основным  средствам независимо от стоимости;

* способы начисления  амортизации по основным средствам.

      Аудитор  должен выяснить:

* Имеется ли приказ  о создании комиссии по списанию  основных средств 

* Определены ли сроки  проведения инвентаризации основных  средств в приказе 

* по учетной политике 

* Проведена инвентаризация  в установленные сроки 

* Когда была проведена  последняя инвентаризация основных  средств 

* Отражены ли результаты  инвентаризации в учете 

* Имеются ли приказы  о назначении лиц, ответственных  за сохранность основных 

* средств в местах  эксплуатации 

* Заключены ли договоры  о полной материальной ответственности с лицами,

* Ответственными за сохранность основных средств

* Использует ли организации  унифицированные формы первичных  документов 

* Разработан ли график  документооборота по учету основных  средств 

* Контролирует ли главный бухгалтер организацию учета средств

      А так  же особое внимание уделяется:

* порядку отражения затрат  на ремонт основных средств;

* предусмотрено ли проведение  переоценки основных средств  на 1 января отчетного года;

* сроки проведения инвентаризации основных средств;

* перечень счетов и  субсчетов, установленных рабочим  планом счетов и используемых  для отражения операций по  учету основных средств.

      Регистры  синтетического и аналитического  учета, используемые для отражения  хозяйственных операций по учету основных средств и привлекаемые аудитором для проведения проверки, зависят от применяемых форм бухгалтерского учета. К ним относятся регистры синтетического учета по счетам 01 Основные средства, 02 Амортизация ОС средств; оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учета.

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

 

 

 

 

 

 

4. Анализ учета  поступления и выбытия объектов  ОС

      Необходимо  проверить правильность оформления первичных документов, на основании которых в бухгалтерском учете отражались операции по приобретению объектов ОС. В соответствии со ст.9 Закона N 129-ФЗ первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (см. Постановление N 7).

      В соответствии  с п.18 ПБУ 6/01 объекты ОС, стоимостью  не более 10 000 руб. за единицу (или  согласно иному лимиту, установленному  в учетной политике организации), а также приобретенные книги, брошюры и т.п. разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу),  по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

      Следует  проверить, оформляются ли операции  по списанию названных объектов  первичными документами. Журнал  унифицированных форм первичной  учетной документации по учету ОС не содержит специальной формы для оформления операции списания на затраты при вводе в эксплуатацию ОС стоимостью до 10 000 руб. В таких ситуациях организация вправе самостоятельно разработать учетный документ для данной группы операций, который должен содержать все необходимые реквизиты.

      Для оформления  операций по вводу в эксплуатацию  объектов ОС в организации  должна быть создана постоянно  действующая комиссия.

      На основании  данных бухгалтерского учета  и первичных учетных документов  проверяют своевременность зачисления объектов в состав ОС.

      Если объекты  ОС зачисляются несвоевременно, то в организации необходимо  усилить контроль за своевременным  отражением в учете хозяйственных  операций.

      Далее  производится проверка формирования первоначальной стоимости объектов ОС.

      ОС принимаются  к бухгалтерскому учету по  первоначальной стоимости, которая  формируется в соответствии с  ПБУ 6/01.

      Согласно  п.8 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью  ОС, приобретенных за плату, признается  сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление ОС общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они связаны с приобретением, сооружением или изготовлением ОС.

      Необходимо  проверить соответствие методологии, закрепленной учетной политикой  для целей бухгалтерского учета, требованиям ПБУ 6/01 и выяснить, на  каком счете отражаются фактические затраты, включаемые в первоначальную стоимость объектов. Затем осуществляется перекрестная сверка данных регистров синтетического учета по счетам 01 Основные средства  и 08 Вложения во внеоборотные активы.

      Далее  проверяется правильность начисления амортизации ОС для целей бухгалтерского учета.

      Способ  начисления амортизации закрепляется  в учетной политике организации. Применение избранного способа  начисления амортизации по группе  однородных объектов производится  в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу. Проверка основывается на данных регистров бухгалтерского учета по начислению амортизации.

      Аудитор  должен провести проверку порядка  оформления и отражения в бухгалтерском  учете операций по выбытию ОС, которые согласно ПБУ 6/01 имеют место в случаях продажи, безвозмездной передачи, списания из-за морального и физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций.

      В случае  ликвидации ОС проверяют оформление  первичных документов, устанавливают  причины ликвидации, техническое  состояние списанных объектов. Для  оформления непригодности объектов  ОС, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию в организации должна быть создана постоянно действующая комиссия.

      Типичными  ошибками, которые выявляются в  ходе проверки операций по  объектам ОС, являются:

* несвоевременное оприходование  объектов ОС;

* неправильное исчисление  первоначальной стоимости поступивших  объектов ОС;

* некорректная корреспонденция  счетов при отражении операций  по выбытию (списании, реализации  по цене ниже остаточной стоимости и др.);

* неоприходование материальных  ресурсов, остающихся при ликвидации  объектов.

    

    

    

    

    

    

5. Проверка постановки  аналитического учета ОС

      При проведении  аудиторской проверки учета основных  средств прежде всего необходимо проверить, как ведется аналитический учет основных средств.

      Такой  учет организуется по отдельным  объектам, каждому из которых  присваивается инвентарный номер  на весь период его эксплуатации. По каждому объекту учет ведется  в инвентарных карточках или книгах. Аудитору необходимо проверить, как ведутся карточки или книги, а также правильность присвоения шифра амортизационных отчислений и наличие всех справочных данных. Следует проверить: нет ли объектов основных средств, по которым не ведутся инвентарные карточки, и предложить восстановить на такие средства инвентарные карточки.

      Отдельно  следует проверить состояние  учета основных средств в местах  их размещения (в эксплуатации, на  складе, в ремонте и т.д.). Для  этого аудиторы должны также установить правильность ведения инвентарного списка основных средств (типовая форма № ОС-13), соответствие данных аналитического учета записям на счете 01 Основные средства регулярность взаимной сверки данных бухгалтерского учета.

      Основными  источниками информации об основных средствах служат первичные документа: акты приема-передачи в эксплуатацию основных средств, накладные на внутренне перемещение и др. Проверка правильности ведения аналитического учета может быть сплошной или выборочной. Важным моментом в организации аналитического учета является качественное и своевременное проведение их инвентаризации. Аудитор проверяет, как была проведена последняя инвентаризация, какие были выявлены ошибки и как они исправлены. Если инвентаризация основных средств не проводилась более 2-3 лет, то аудитор может потребовать ее проведения. Это позволит более качественно провести последующую проверку и уменьшить аудиторский риск, Синтетический учет движения основных средств и их износа ведется в журналах-ордерах № 13, 10 и 10/1. Необходимо по эти регистрам сверить данные с Главной книгой, балансом (ф. № 1), приложением (ф.5)

      При расхождении  между данными аналитического  и синтетического учета нужно  выяснить их причины и виновных  в этом должностных лиц, определить последствия и внести предложения по устранению выявленных недостатков.

      Особенно  тщательно надо проверить полноту  и своевременность проведении  инвентаризации основных средств, а также инвентаризационные описи  и приложенные к ним протоколы  заседания инвентаризационных комиссий, сличительные ведомости, ведомости результатов последней инвентаризации, решения руководства организации по итогам ее проведения и правильность отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Такая проверка аудитору крайне необходима для того, чтобы убедиться, насколько можно доверять результатам внутреннего контроля, чтобы скорректировать аудиторский риск и, соответственно, аудиторские процедуры.

      В ходе  проверки рекомендуется проведение  контрольной инвентаризации или, хотя бы, осмотра отдельных объектов основных средств (в местах их постоянного или временного хранения), особенно арендуемых основных средств, так как на практике часто используют фиктивные договоры для начисления арендной платы с целью увеличения себестоимости продукции и присвоения средств.

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

 

 

 

 

6. Аудит достоверности  расчета сумм амортизации по  основным средствам с примерами

      Для более  точного и достоверного определения  себестоимости продукции, а также  финансовых результатов организации  необходимо регулярно осуществлять  контроль за правильностью начисления  и учета амортизационных отчислений. Этот контроль должен проводиться со стороны как внешних, так и внутренних аудиторов. Кроме того, соответствующие операции контролируются главным бухгалтером и ответственными за данный участок работы лицами финансовой службы.

      Я хочу  осветить в своей работе особенности аудиторской проверки вопросов, связанных с расчетом амортизационных отчислений.

      Порядок  начисления и учета амортизационных  отчислений по основным средствам (далее - ОС) регулируют следующие  нормативные документы:

* НК РФ (гл.25, ст. ст.256 - 259; 322, 323);

* Методические рекомендации  по применению главы 25; Налог на  прибыль организаций; части второй  Налогового кодекса Российской  Федерации, утвержденные Приказом  МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729, в  редакции Приказа МНС России от 27.10.2003 N ВГ-3-02/569 с изменениями, внесенными Решением ВАС РФ от 14.08.2003 N 8551/03 (далее - Методические рекомендации);

* Положение по бухгалтерскому  учету; Учет основных средств; ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина  России от 30.03.2001 N 26н;

* Положение по бухгалтерскому  учету; Учет расчетов по налогу  на прибыль; ПБУ 18/02, утвержденное  Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н;

* Методические указания  по бухгалтерскому учету основных  средств, утвержденные Приказом  Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания);

* Постановление Правительства  Российской Федерации от 01.01.2002 N 1; О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные  группы; (в ред. Постановлений Правительства  Российской Федерации от 09.07.2003 N 415, от 08.08.2003 N 476);

* Единые нормы амортизационных  отчислений на полное восстановление  основных фондов народного хозяйства  СССР, утвержденные Постановлением  Совета Министров СССР от 22.10 1990 N 1072;

Информация о работе Аудиторская проверка основных средств