Аудиторская проверка учета финансовых результатов и финансовой отчетности предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 21:38, реферат

Описание работы

Цель аудита финансовых результатов и распределения прибыли - установление достоверности отражения в учете и отчетности прибылей и убытков предприятия, законности распределения и использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения. Это необходимо для установления достоверности конечного финансового результата и бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных аспектах.

Файлы: 1 файл

Аудит фин рез-в.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

В случае наличия у  организации дочерних и зависимых  обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ.

Отчетным годом для  всех организаций считается период с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом  для создаваемых организаций  считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно. Вновь созданным организациям после 1 октября разрешается считать первым отчетным годом период с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, основывается на данных синтетического и аналитического учета.

Данные вступительного баланса должны соответствовать  данным утвержденного заключительного  баланса за период, предшествующий отчетному. В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года причины следует объяснить.

Изменения в бухгалтерской  отчетности, относящиеся как к  текущему, так и к прошлому году (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и  главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

В ходе проверки аудитор  должен убедиться, что при составлении  бухгалтерской отчетности предприятия  было обеспечено соблюдение следующих условий:

- полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов;

- полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также соответствие показателей отчетов и балансов данным синтетического и аналитического учета;

- осуществление записей хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежащим образом оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации;

- правильная оценка статей баланса.

В ходе аудиторской проверки исключительное значение имеет вопрос правильной оценки балансовых статей. Правила оценки статей баланса определены Законом «О бухгалтерском учете», Положением №34н, ПБУ 4/99. Аудитору следует убедиться в обязательном соблюдении правил оценки показателей отчетности по каждой статье.

Не менее важным вопросом проверки является контроль соблюдения требований нормативных актов к  процедуре (порядку) составления и представления отчетности. Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О бухгалтерском учете» перед составлением годовой отчетности обязательно должна проводиться инвентаризация всех статей баланса, после чего остатки по счетам Главной книги корректируются в полном соответствии с результатами инвентаризации. Аналогичным образом осуществляется проверка расчетов со всеми покупателями, поставщиками и другими субъектами рынка, с которыми организация имеет расчеты. Проводится уточнение оценки имущественных статей баланса: движимого и недвижимого имущества, материалов, товаров, ценных бумаг, долгов (обязательств) и т.п.; заключительными записями декабря образуются оценочные резервы (например, резервы по сомнительным долгам), предусмотренные в учетной политике организации или действующим законодательством. Уточняется распределение доходов и расходов, прибылей и убытков между смежными отчетными периодами. Выявляется окончательный финансовый результат работы организации путем суммирования всех частных результатов; закрываются счета 90 и 91. Составляется оборотная ведомость по счетам Главной книги, охватывающая все исправительные, корректирующие и дополнительные записи, вызванные описанными выше действиями, и дающая материл (остатки по счетам) для составления годового баланса.

Годовая бухгалтерская  отчетность предприятий и учреждений о результатах хозяйственной  деятельности, имущественном и финансовом положении является открытой к публикации заинтересованных пользователей (бирж, покупателей, поставщиков и др.), которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением расходов на копирование.

Публичность предполагает публикацию годовой бухгалтерской  отчетности в средствах массовой информации, доступных ее пользователям, либо распространение ее в соответствующих изданиях (брошюрах, буклетах и иных изданиях), а также передачу органам государственной статистики по месту регистрации для предоставления заинтересованным пользователям.

Особое внимание аудиторам  следует уделить проверке составления на предприятиях отчетности по сегментам. ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам», утвержденным Приказом МФ РФ от 27.01.2000 г. № 11-н, регламентировало правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций.

Данный раздел проверки достаточно сложен, так как типовых  или рекомендованных МФ РФ форм отчетности по сегментам нет. Каждое предприятие  должно самостоятельно выделять сегменты своей деятельности и раскрывать информацию о них в отчетности.

Аудитору следует проконтролировать  правомерность обособления географических, операционных и отчетных сегментов, учитывая требования ПБУ 12/2000.

Под отчетным сегментом  понимается отдельный операционный или географический сегмент, информация о деятельности которого подлежит обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности или сводной финансовой отчетности.

Перечень отчетных сегментов  в сводной бухгалтерской отчетности организации устанавливают самостоятельно, исходя из своей организационной  и управленческой структуры. При определении перечня, в частности, учитывается наличие филиалов, представительств и иных структурных подразделений организации, дочерних и зависимых обществ.

Для того чтобы считаться  отчетным (то есть быть представленным в бухгалтерской отчетности), операционный или географический сегмент должен иметь достаточно заметные величины показателей, а именно: выручка от продажи, финансовый результат, активы должны составлять не менее 10% от общих аналогичных показателей по всем сегментам.

При этом ПБУ 12/2000 требует, чтобы на долю всех отчетных сегментов, выделенных при подготовке бухгалтерской отчетности, приходилось не менее 75% выручки организации.

Если на отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской  отчетности, приходится менее 75% выручки, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты независимо от того, удовлетворяют ли они по отдельности условиям обязательного 10-процентного размера.

При проведении аудита бухгалтерской  отчетности аудитор обязан установить соответствие финансовых и хозяйственных операций предприятия действующим в РФ нормативным актам, для получения достаточной уверенности в том, что данная отчетность не содержит существенных искажений.

Выявленные аудитором  нарушения порядка составления  и представления отчетности подразделяются на существенные и несущественные. Существенные нарушения искажают величину показателей бухгалтерской отчетности и могут ввести пользователей отчетности в заблуждение. При обнаружении существенных нарушений требований нормативных актов аудитор обязан отразить их в своей рабочей документации, сообщить руководству предприятия и пользователям отчетности.

Факты невыполнения требований нормативных актов должны быть учтены при составлении аудиторского заключения следующим образом:

- если аудитор пришел к выводу, что выявленные факты существенно повлияли на достоверность отчетности, то аудитор должен представить условно-положительное или отрицательное заключение;

- если персонал экономического субъекта исправил все выявленные нарушения и внес необходимые коррективы в отчетность, то аудитор вправе дать положительное заключение;

- если аудитор не смог установить факты нарушения нормативных актов из-за ограничений со стороны руководства и персонала проверяемого предприятия, то он может дать отрицательное заключение или отказаться от выражения своего мнения о достоверности отчетности экономического субъекта.

Типичными нарушениями, выявляемыми в ходе проверки, являются:

- несоответствие отдельных положений учетной политики предприятия требованиям действующих нормативных актов;

- использование форм и методов учета, непредусмотренных учетной политикой;

- применение различных методов оценки объектов учета в промежуточной и годовой отчетности;

- отсутствие в отчетности информации по сегментам деятельности предприятия;

- не раскрытие в отчетности существенной информации о хозяйственно-финансовой деятельности предприятия за отчетный период.

 

3. Аудит отчетности  экономического субъекта

 

Целью аудиторских проверок предприятий и организаций является формирование и выражение мнения о достоверности финансовой отчетности экономического субъекта, и в зависимости от сложившегося мнения либо подтверждение ее достоверности для внешних пользователей, либо нет.

Это мнение может способствовать большему доверию к отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации о данном экономическом субъекте.

Источниками информации выступают формы бухгалтерской  отчетности, применяемые предприятиями  и организациями: Бухгалтерский  баланс (ф. № 1); Отчет о прибылях и  убытках (ф. № 2); Отчет об изменениях капитала (ф. № 3); Отчет о движении денежных средств (ф. № 4); Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5); Пояснительная записка к годовому отчету; все формы промежуточной отчетности предприятия за год.

К источникам информации помимо форм отчетности относятся также Положение об учетной политике предприятия, учетные регистры, регистры налогового учета, налоговые декларации, Главная книга, разработочные таблицы, бухгалтерские справки и т.д.

Для формирования профессионального мнения относительно указанных форм отчетности аудиторы должны:

- проверить соответствие отчетности предприятия требованиям нормативных актов РФ, предъявляемым к ее составлению и представлению;

- проверить состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;

- проанализировать увязку основных показателей отчетности между собой;

- проверить правильность оценки статей отчетности;

- подтвердить достоверность показателей отчетности;

- подтвердить полноту раскрытия в отчетности всех существенных показателей деятельности предприятия за проверяемый период;

- проверить правильность формирования сводной отчетности.

Приступая к проверке, аудиторы должны учитывать, что в  соответствии с ПБУ 4/99 организации  имеют право самостоятельно разрабатывать  формы бухгалтерской отчетности и определять ее объемы. За основу необходимо принимать формы, утвержденные Приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Наличие в отчетности предприятия дополнительных показателей  по сравнению с типовыми формами отчетности не должно расцениваться аудитором как отступление от правил заполнения отчетности, так как предприятия, согласно действующему законодательству, обязаны обеспечить раскрытие в отчетности всех существенных аспектов деятельности за отчетный период.

Приступая к проверке, аудиторы должны принимать во внимание специфику составления отчетности субъектов малого предпринимательства, некоммерческих и общественных организаций:

- субъекты малого предпринимательства, не применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности отчеты об изменениях капитала и движении денежных средств, Приложения к бухгалтерскому балансу (ф. № 3, 4 и 5) и Пояснительную записку к годовому отчету;

- некоммерческие организации имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении денежных средств (ф. № 4), а также при отсутствии соответствующих данных - Отчет об изменениях капитала (ф. № 3) и Приложения к бухгалтерскому балансу (ф. № 5);

- общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие, кроме выбывшего имущества, оборотов по продаже товаров (работ, услуг), промежуточную бухгалтерскую отчетность не составляют. Указанные организации в составе годовой бухгалтерской отчетности не представляют Отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств (ф. № 3, 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5) и Пояснительную записку к годовому отчету.

Изучая состав и содержание форм бухгалтерской отчетности предприятия, аудиторы выясняют их соответствие требованиям  нормативных документов: наличие  всех установленных форм, полноту их заполнения, присутствие необходимых реквизитов; осуществляют арифметический контроль показателей и проверяют их взаимосвязь. Увязка показателей предполагает соответствие значений одинаковых показателей, отраженных в различных формах отчетности.

При анализе достоверности показателей отчетности аудиторам следует изучить результаты инвентаризации, проводимой перед составлением годового отчета. Все расхождения с данными бухгалтерского учета, а также все ошибки и нарушения, выявленные в ходе инвентаризации, должны быть исправлены и отражены в соответствующих учетных регистрах до представления годового отчета.

Суммы статей баланса  по расчетам с финансовыми, налоговыми органами должны быть согласованы с  ними и тождественны.

Целесообразно проконтролировать  соответствие данных по всем счетам Главной книги показателям форм бухгалтерской отчетности.

Проверяя правильность оценки статей отчетности, аудиторы должны удостовериться в соблюдении следующих  принципиальных положений при ее составлении:

- отражение в отчетности стоимости имущества и обязательств предприятия должно производиться в рублях;

- оценка имущества и обязательств должна осуществляться путем суммирования произведенных расходов;

- зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков не допускается (кроме случаев, специально оговоренных в нормативных документах);

- отражение в «Бухгалтерском балансе» (ф. № 1) числовых показателей должно осуществляться в нетто-оценке, то есть за вычетом регулирующих величин;

- методики формирования показателей отчетности должны соответствовать требованиям нормативных документов. При наличии отступлений от них, их следует раскрыть в Пояснительной записке к годовому отчету с указанием причин и результата, которые эти отклонения оказали на формируемые показатели отчетности.

Информация о работе Аудиторская проверка учета финансовых результатов и финансовой отчетности предприятий