Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 18:51, курсовая работа
На современном этапе сформировались различные подходы к пониманию аудиторского контроля, как к одному из видов финансового контроля и его необходимости в процессе хозяйственной деятельности какой-либо организации. Механизм аудиторского контроля способствует ведению правильного экономического порядка фирмы, соответствие данного порядка законодательству страны, рациональность ведения хозяйства субъектов, снижение рисков хозяйственных операций, повышение уровня экономики страны в целом. Все эти факторы и обуславливают актуальность данной темы.
основе этих выводов обоснованные решения.
На современном этапе сформировались различные подходы к пониманию аудиторского контроля, как к одному из видов финансового контроля и его необходимости в процессе хозяйственной деятельности какой-либо организации. Механизм аудиторского контроля способствует ведению правильного экономического порядка фирмы, соответствие данного порядка законодательству страны, рациональность ведения хозяйства субъектов, снижение рисков хозяйственных операций, повышение уровня экономики страны в целом. Все эти факторы и обуславливают актуальность данной темы.
Объектом исследования является аудиторский контроль, а предметом исследования – финансовые отношения, возникающие в процессе осуществления аудиторского контроля. При этом целью данной работы является изучение аудиторского контроля, как одного из видов финансового контроля.
В соответствии с поставленной
целью можно выделить
1. Раскрыть экономическую сущность аудиторского контроля и его значение;
2. Рассмотреть механизм проведения аудиторского контроля;
3. Исследовать аудиторское заключение, как результат аудиторской проверки;
4. Проанализировать динамику современного рынка аудиторского контроля;
5. Обобщить полученные результаты, сделать выводы.
Глава 1. Аудиторский контроль, как разновидность финансового контроля
1.1. Виды финансового контроля
Финансовый контроль является неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований и представляет собой объективно необходимую и общественно-полезную деятельность. В системе управления хозяйственными процессами на всех уровнях контролю отведена особая, координирующая роль.
Финансовый контроль
– это контроль
Объектом финансового контроля прежде всего являются денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов в материальном производстве и в непроизводственной сферах, а также во всех звеньях финансовой системы. Следовательно, финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним, ведь финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов [11].
Финансовый контроль можно разделить (как это и практикуется в экономически развитых странах) на две взаимодействующие, но самостоятельные составляющие: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль (Приложение 1).
Государственный финансовый контроль — это способ реализации финансовой политики государства, он способствует созданию условий для финансовой стабилизации. В Указе Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 г. № 1095 сказано, что государственный финансовый контроль в Российской Федерации включает контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий указываются конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Минфин РФ (Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральная служба по финансовому мониторингу), Федеральная таможенная служба РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Было признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета [11].
Не реже одного раза в год соответствующие контрольные финансовые органы проводят комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений. Также государственный контроль осуществляется законодательными и исполнительными властями субъектов РФ.
К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный и аудиторский контроль. Внутрихозяйственный контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий. Данный вид финансового контроля осуществляется в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации.
Контрольно-ревизионная служба системы органов внутренних дел проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности подразделений министерства, состоящих на федеральном бюджете, не реже одного раза в два года. Внеплановые ревизии происходят по указанию вышестоящих по отношению к ревизуемому подразделению руководителей, решению судебно-следственных органов, при ликвидации подразделения, смене его руководителя или начальника финансовой службы. Срок ревизии не может превышать 40 дней. Продление этого срока допускается с разрешения руководителя, назначившего ревизию.
1. Выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;
2. Разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих;
3. Принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др. [6].
Аудиторский контроль, возникший в Российской Федерации с конца 80-х гг., - это независимый вневедомственный финансовый контроль, который проводят как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), имеющие любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством (кроме акционерного общества открытого типа). Основная цель аудиторской деятельности — установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными [8].
Основными задачами аудиторского контроля являются следующие:
1. Установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам;
2. Проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов.
Финансовый контроль, кроме того, можно классифицировать по времени проведения, по субъектам контроля, по сферам финансовой деятельности, по форме проведения и методам проведения.
По времени проведения финансовый контроль можно разделить на:
1. Предварительный - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете и других проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам;
2. Текущий — в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий и рабочих групп законодательных органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
3. Последующий - в процессе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
По субъектам контроля финансовый контроль классифицируется на:
1. Президентский;
2. Контроль представительных органов власти и местного самоуправления;
3. Контроль исполнительных органов власти;
4. Контроль финансово-кредитных органов;
5. Ведомственный контроль;
6. Внутрихозяйственный;
7. Аудиторский [8].
Поскольку в подсистеме государственных финансов различают государственный кредит, государственное страхование, пенсионное обеспечение, бюджетное финансирование, налогообложение, формирование общенациональных страховых резервов и фондов, то и финансовый контроль в зависимости от ведомства, к компетенции которого относится управление этими финансовыми отношениями, т. е. в соответствии со сферой финансовой деятельности, делится на:
1. Бюджетный;
2. Налоговый;
3. Валютный;
4. Кредитный;
5. Страховой;
6. Инвестиционный;
7. Контроль за денежной массой.
По форме проведения финансовый контроль бывает: обязательный (внешний) и инициативный (внутренний).
По методам проведения финансовый контроль можно классифицировать на:
1. Проверки - на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются некоторые вопросы финансовой деятельности, намечаются меры по устранению обнаруженных нарушений;
2. Обследования - охватывают более широкий спектр финансово-экономических показателей экономического субъекта, чем проверки; определяется финансовое состояние и перспективы развития обследуемого экономического субъекта;
3. Надзор - осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на проведение какого-либо вида финансовой деятельности;
4. Анализ финансовой деятельности - предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности для определения общей оценки результатов финансовой деятельности, финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом, а также эффективности его использования;
5. Мониторинг - предполагает постоянный контроль кредитными организациями предприятий-клиентов по поводу использования ими полученной ссуды, а также за их финансовым состоянием;
6. Ревизия - предполагает полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.
Финансовый контроль со стороны органов исполнительной власти, органов местного самоуправления осуществляют: Министерство финансов РФ; Федеральное казначейство; финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; главные распорядители; распорядители бюджетных средств.
Государственный финансовый контроль включает контроль за: исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; организацией денежного обращения; использованием кредитных ресурсов; состоянием государственного внутреннего и внешнего долга; состоянием государственных резервов; предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ[9].
Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от их взаимодействия, в том числе и с правоохранительными органами.
Таким образом,
финансовый контроль имеет
1.2. Особенности аудиторского контроля, его понятия и сущность
Аудиторский контроль представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (или аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской или финансовой отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов.
Экономическая природа аудита заключается
в отделении права собственности и права
распоряжения ею при действии разнообразных
организационно-правовых форм предприятий,
компаний, фирм[5]. Поэтому возникает необходимость
постоянного мониторинга собственности
независимыми фирмами, дающими объективную
информацию о ее состоянии. Эта необходимость
особенно настоятельна при функционировании
акционерного капитала, в банковской сфере,
доверительных фондах и других формах
движения стоимости в рыночной среде,
где при осуществлении операций велика
вероятность рисков: ликвидности, кредитного,
валютного и других[5].
Аудиторы и аудиторские фирмы руководствуются
при осуществлении своей деятельности
требованиями законодательных и иных
нормативных актов; при проведении аудиторской
проверки и составлении заключения независимы
от проверяемого хозяйствующего субъекта,
а также любой третьей стороны.
Понятие аудита значительно шире понятия контроля и ревизии. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности в целях рационализации расходов и увеличения прибыли.