Аудиторский контоль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе сформировались различные подходы к пониманию аудиторского контроля, как к одному из видов финансового контроля и его необходимости в процессе хозяйственной деятельности какой-либо организации. Механизм аудиторского контроля способствует ведению правильного экономического порядка фирмы, соответствие данного порядка законодательству страны, рациональность ведения хозяйства субъектов, снижение рисков хозяйственных операций, повышение уровня экономики страны в целом. Все эти факторы и обуславливают актуальность данной темы.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 347.00 Кб (Скачать файл)

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Механизм проведения аудиторского контроля

 

2.1. Правовые основы аудиторского контроля

 

  Правовое регулирование представляет собой деятельность государства по внесению организованности, упорядоченности в различные сферы хозяйствования.

  В России система  аудиторской деятельности включает  три основных уровня:

1. Законы об аудите. Он будет относиться к основным законодательным актам и будет определять место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве необходимого и равноправного элемента.

2. Стандарты или правила, регулирующие аудиторскую деятельность. Основное назначение стандартов – установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности, и прежде всего арбитражным судом.

 Стандарты аудита, разрабатываемые в России, подразделяются на четыре вида:

Общесистемные,  организационно-технологические, стандарты отчетности, специфические стандарты для отдельных видов аудита.

3. Документы, необходимые для реализации стандартов. Они должны содержать сведения по применению стандартов, организации на основе стандартов аудиторской деятельности.

  Становление аудита в России началось в конце 80-х начале 90-х годов. За этот период принят ряд нормативных документов по правовому регулированию аудиторской деятельности. К основным нормативным документам относят: "Временные правила аудиторской деятельности в РФ", утверждены указом президента РФ от 22 декабря 1993 г., №2263; Постановление правительства РФ от 6 мая 1994 г., №482 "об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в РФ". Изменения и дополнения от 21 июля 1997 г.; Указ президента РФ от 22 декабря 1993 г. "об аудиторской деятельности в РФ".

До принятия Закона об аудите, аудиторская деятельность регулируется временными правилами. Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации определяют правовые основы осуществления в Российской Федерации аудиторской деятельности, как независимого вневедомственного финансового контроля. В них определены: сфера аудита;

виды работ, входящих в состав аудиторской деятельности; права и обязанности аудиторских фирм и их взаимодействие с заказчиками; приведены правила оформления результатов проверки (отчета и аудиторского заключения).

  Правовую основу аудита в РФ в настоящее время составляет совокупность нормативных документов различных уровней:

1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 г.;

2. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ от 01.12.2007 г.;

3. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001 г.;

3. Постановления Правительства РФ по вопросам осуществления аудиторской деятельности;

4. Нормативные и методические документы Министерства Финансов РФ, а также других министерств и ведомств;

5. Правила (стандарты) аудиторской деятельности[16].

  Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008г.: Федеральный закон определяет правовые основы аудиторской деятельности в России с 1 января 2009 года и содержит: формулировку понятия и цели аудиторской деятельности; перечень сопутствующих аудиту услуг, которые имеют право оказывать аудиторы и аудиторские организации; требования к аудиторам и аудиторским организациям; состав прав и обязанностей аудиторов (аудиторских организаций) и проверяемых экономических субъектов; перечень организаций, для которых проведение ежегодного аудита является обязательным; требование о соблюдении принципа конфиденциальности (аудиторская тайна) при проведении аудита; требование об обязательном соблюдении принципа независимости при проведении аудита и ограничения для его обеспечения; определение правил (стандартов) аудита и требования об их обязательном применении; требования к саморегулируемой организации аудиторов, необходимые для включения ее в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов  и т. д. Положение о квалификационных аттестатах аудитора (ст. 11 ФЗ), порядок их получения, порядок ежегодной переаттестации вступает в силу с 1 января 2010 г., отдельные положения - с 1 января 2011 г.[1].

  Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" № 119-ФЗ от 07.08.2001г: данный закон с 01.01.2009 года действует совместно с ФЗ РФ № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. в части не противоречащей указанному закону и утрачивает силу с 1 января 2011 г.

 Постановления правительства  РФ предусматривают в основном  положения о  целях и основных принципах аудита финансовой отчетности, его документировании и планировании, оценке аудиторских рисков и внутреннего контроля, обязанностей аудиторов, содержании аудиторского заключения и т.д.

(Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»; Постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 405 «О внесении дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности»; Постановление Правительства РФ от 7 октября 2004 г. № 532 «О внесении изменений и дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности»; Постановление Правительства РФ от 25 августа 2006 г. № 523; Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 557; Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. № 863 ) [3].

  Таким образом, правовое регулирование аудиторской деятельности в России имеет трехуровневую систему. Каждый из законов, постановлений, правил  охватывают определенный круг вопросов по регулированию аудиторского контроля, определенные правовые положения, которым не должны противоречить все ныне существующие аудиторские фирмы.

 

2.2. Организация деятельности аудиторов

 

  Согласно ст. 3 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» - аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Наряду с аудитором, аудиторской деятельностью вправе заниматься аудиторские организации, которые представляют собой коммерческие организации, осуществляющие аудиторские проверки и оказывающие сопутствующие аудиту услуги.          

  Аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита только после получения соответствующей лицензии на условиях и в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности [8]. При этом аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества. Что касается кадрового состава аудиторской организации, то не менее 50% штатных сотрудников должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, – то не менее 75% сотрудников.

   Согласно ст. 5 Федерального закона РФ «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ – при проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:

1. Осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законом;

2. Предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации, индивидуального аудитора;

3. В срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передавать аудиторское заключение аудируемому лицу и/или лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

4. Обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и/или лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

5. Исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

  При оказании профессиональных услуг по налогообложению аудитор руководствуется интересами клиента. При этом он обязан соблюдать налоговое законодательство Российской Федерации и не должен способствовать фальсификациям с целью уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговой службы. О выявленных в ходе проведения обязательного аудита фактах нарушения налогового законодательства Российской Федерации, ошибках в расчетах и уплате налогов аудитор обязан письменно сообщить администрации клиента и ревизионной комиссии акционерного (хозяйственного) общества и предупредить их о возможных последствиях и путях исправления нарушений и ошибок. Рекомендации и советы в области налогообложения аудитор обязан представлять клиенту только в письменной форме [11].

  Плата за профессиональные услуги аудитора должна отвечать нормам профессиональной этики, если она выплачивается в зависимости от объема предоставленных услуг. Она может зависеть как от сложности оказываемых услуг, так и от квалификации, опыта, профессионального авторитета и степени ответственности аудитора. Размер оплаты профессиональных услуг аудитора не должен зависеть от достижения какого-либо определенного результата аудиторской проверки или обуславливаться иными обстоятельствами.

  Публичная информация об аудиторах и реклама аудиторских услуг могут быть представлены в средствах массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет-сайты), специальных изданиях аудиторов, в адресных и телефонных справочниках, в публичных выступлениях и иных публикациях аудиторов, руководителей и сотрудников аудиторских фирм.

  Таким образом, осуществление аудиторского контроля в Российской Федерации осуществляется индивидуальными аудиторами или аудиторскими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

2.3. Аудиторская проверка и аудиторское заключение

 

  Аудиторская проверка - независимая проверка финансово-экономической  деятельности как организаций, так и индивидуальных предпринимателей, проверка  бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций.        Аудиторская проверка финансовой отчетности позволяет вовремя выявить и эффективно устранить ошибки в ведении бухгалтерской отчетности, а также предотвратить их в дальнейшем [10].

  К методам проведения аудиторской проверки относятся сплошные и выборочные методы. В первом случае, проверяется правильность учета всех финансово-хозяйственных операций, а во втором – только основных. Сплошные аудиторские проверки чаще проводятся по инициативе клиента, и в случаях запущенного бухгалтерского учета, а выборочные преобладают при обязательном их порядке.

  Также, в зависимости от необходимости проведения , различают обязательную и инициативную аудиторскую проверку внутри компании. Обязательной аудиторской проверке по закону и выдаче заключения «Об аудиторской деятельности» подлежат: ОАО, кредитные и страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды и внебюджетные фонды, а также компании с объемом выручки в год более 50 млн. рублей и др. Обязательная аудиторская проверка и отчетность проводится с целью оценки достоверности и полноты ведения бухучета, а также своевременности устранения упущений[5].

  Инициативная проверка для бизнеса проводится собственниками в случаях, когда принимается решение о продаже, реорганизации, ликвидации бизнеса или о смене бухгалтерии. Она необходима, чтобы исправить последствия незаконных финансово-хозяйственных операций и восстановить ведение запущенного бухгалтерского учета, а также для оценки возможных рисков и проверки достоверности определенного участка бухгалтерского учета.

  Предварительные результаты бухгалтерской и аудиторской проверки согласовываются с клиентом, в целях устранения выявленных нарушений. В ходе проверки аудитор составляет рабочую документацию, подтверждающую объем и качество выполняемой им работы. Конечным итогом проведения аудиторской проверки становится аудиторское заключение, отражающее соответствие финансово-хозяйственной деятельности отчетности компании.

  Согласно ст. 10 Федерального закона РФ «Об аудиторской деятельности» и Правилу № 6 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности» – аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленным в соответствии с установленным правилом и содержащим выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

  Цели получения аудиторского заключения:

1. Получение официального заключения, когда организация подпадает под условия проведения обязательного аудита;

2. Предоставление документа партнерам, инвесторам, либо в банк для подтверждения своей деловой репутации, и кредитоспособности;

3. Аудиторское заключение на конкретный объект сделок, оценка рисков и т.д.;

4. Получение представления о соответствии документов и процедур в организации нормативным требованиям.

  Основными элементами аудиторского заключения являются: наименование; адрес; сведения об аудиторе (организационно-правовая форма и наименование, для индивидуального аудитора – фамилия, имя, отчество и указание на осуществление деятельности без образования юридического лица; место нахождения; номер и дата свидетельства о государственной регистрации; номер, дата предоставления лицензии на осуществление аудиторской деятельности и наименование органа, предоставившего лицензию, срок действия лицензии; членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении); сведения об аудируемом лице (организационно-правовая форма и наименование; место нахождения; номер и дата свидетельства о государственной регистрации; сведения о лицензиях на осуществляемую деятельность); вводная часть; часть, описывающая объем аудита; часть, содержащая мнение аудитора; дата заключения; и подпись аудитора.

Информация о работе Аудиторский контоль